Дело №2-1955/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2023 года г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе: председательствующего - Злотникова В. Я., при секретаре - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, Симферопольскому городскому совету, Администрации <адрес>, Муниципальному казенному учреждению Управление образования Администрации <адрес>, Муниципальному казенному учреждению Департамент финансов Администрации <адрес>, третье лицо Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> о возложении обязанности совершить определенные действия,-
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> Республики Крым ФИО4 обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - МБОУ «СОШ №»), Симферопольскому городскому совету, Администрации <адрес>, в котором просил обязать Симферопольский горсовет в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства Администрации <адрес> на устранение нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в МБОУ «СОШ №», обязать Администрацию <адрес> в течение 6 месяцев с момента выделения денежных средств обеспечить финансирование расходов МБОУ «СОШ №» на устранение нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, обязать МБОУ «СОШ №» в течение 6 месяцев с момента поступления финансирования устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, изложенные в представлении прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №прд-60-23/403, об антитеррористической защищенности от ДД.ММ.ГГГГ №Прдр 505-22 в части установки системы экстренного оповещения.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> Республики Крым в феврале 2023 года была проведена проверка исполнения законодательства в области исполнения законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации МБОУ «СОШ №», в ходе которой были установлены следующие нарушения:
- не организовано систематическое проведение эксплуатационных испытаний наружной открытой лестницы с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
2
не проведены систематические работы по очистке вентиляционных камер от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений;
заполнение дверного проема помещения кабинеты информатики на втором этаже здания не соответствует типу строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград;
не обеспечена обработка деревянных и иных конструкций сценической коробки, выполненных из горючих материалов, горючих декораций, сценического и выставочного оформления огнезащитными составами с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, включая дату пропитки и срок ее действия.
Таюке прокуратурой были выявлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму в части отсутствия системы экстренного оповещения. Прокуратурой были вынесены представления об устранении нарушений законодательства, однако, нарушения не устранены.
Истец указывает, что действующим законодательством на органы местного самоуправления возложено финансирование муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, исполнение требований законодательства о пожарной безопасности является обязанностью не только образовательной организации, но и Симферопольского горсовета, который осуществляет финансирование мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего функционирования бюджетных учреждений, а таюке Администрации <адрес>, выполняющей полномочия собственника и учредителя юридического лица, в связи с чем, обратился с данным иском в суд.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, МКУ Управление образования Администрации <адрес>, МКУ Департамент финансов Администрации <адрес> привлечены к участию в деле в качестве соответчиков (л.д.93-94).
Помощник прокурора <адрес> Республики Крым ФИО5 в судебном заседании требования иска поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель Симферопольского городского совета возражал против удовлетворения требований, заявленных к Симферопольскому городскому совету, ссылаясь на то, что Администрация <адрес> вносит на утверждение горсовета проекты бюджета городского округа, проект бюджета разрабатывает Департамент финансов Администрации <адрес>, по результатам рассмотрения проекта принимается решение о его утверждении, проект решения о внесении изменений и дополнений в ранее принятый горсоветом бюджет о выделении денежных средств МБОУ «СОШ №» для устранения вышеуказанных нарушений Администрацией <адрес> на рассмотрение горсовета не вносился.
Представитель Администрации <адрес> в судебном заседании таюке возражала против удовлетворения заявленных исковых требований в Администрации, пояснив, что денежные средства на устранение вышеуказанных нарушений в бюджете предусмотрены не были, Управлением образования Администрации были направлены письма о выделении дополнительного финансирования, расходы органа местного самоуправления должны осуществляться в строгом соответствии с решением о бюджете на очередной финансовый год, в связи с чем, исковое
3
требование прокурора о выделении денежных средств делает невозможным его исполнение в течении 6 месяцев.
Представитель МБОУ «СОШ №» в судебном заседании просил суд принять законное и обоснованное решение в соответствии с действующим законодательством.
Представители соответчиков МКУ Управление образования Администрации <адрес>, МКУ Департамент финансов Администрации <адрес>, третьего лица Главного управления МЧС России по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу и оценив их в совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора <адрес> вынесено представление в адрес директора МБОУ «СОШ №» об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму, в частности в связи с отсутствием системы экстренного оповещения (л.д.14-16).
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ директор МБОУ «СОШ №» указал, что антитеррористическая защищенность школы не в полном объеме соответствует требованиям действующего законодательства, что вызвано недостаточным финансированием (л.д.17-18).
При этом, в письме МБОУ «СОШ №» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес заместителя главы Администрации <адрес>, начальника МКУ Управления образования директор школы просил о выделении дополнительного финансирования в 2022 году для проведения работ по разработке проектно-сметной документации на монтаж автономной системы экстренного оповещения (л.д. 19).
В представлении заместителя прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБОУ «СОШ №» об устранении нарушений противопожарной безопасности, требовалось принять меры к устранению выявленных нарушений закона (л.д.9-11).
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ директор МБОУ «СОШ №» сообщил, что для устранения нарушений Правил противопожарного режима необходимо выделение дополнительного финансирования (л.д. 12-13).
В докладных записках от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на имя заместителя главы Администрации <адрес>, начальника МКУ Управления образования директор школы просил о выделении дополнительного финансирования на 2023 год для проведения работ по проведению эксплуатационных испытаний наружной (пожарной) лестницы, по очистке вентиляционных камер от горючих отходов, по огнезащитной обработке деревянных конструкций чердачных помещений, по установке противопожарной двери в кабинет информатики (л.д.48-53).
На основании вышеуказанных писем начальником Управления образования Администрации <адрес> в" адрес главы администрации, начальника департамента финансов администрации направлялись письма о выделении дополнительного финансирования МБОУ «СОШ №» в целях реализации представлений прокуратуры.
Согласно пунктам 7.1, 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах
4
муниципального, городского округа, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.5.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (и. 2 ч. 6 ст. 28).
Учитывая, что до настоящего времени в образовательном учреждении для детей не устранены нарушения законодательства о противопожарной безопасности и противодействии терроризму, принимая во внимание, что финансирование муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности возложено на органы местного самоуправления, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются законными и обоснованными.
При этом,, доводы представителей ответчиков фактически касаются предусмотренного действующим законодательством алгоритма внесения изменений в бюджет, однако, с учетом того, что с 2022 года руководство образовательной организации обращалось в орган местного самоуправления с заявками на выделение дополнительного финансирования на устранение нарушений, которые фигурируют в рамках настоящего дела, наличие которых не оспаривалось ответчиками, суд полагает, что данные доводы не имеют правового значения в рассматриваемом споре, касающемся обеспечения безопасности детей в образовательном учреждении.
С учетом изложенного, суд полагает исковые требования прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц о возложении обязанности совершить определенные действия подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать Симферопольский городской совет в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления данного решения суда в законную силу выделить денежные средства Администрации <адрес> на устранение нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя
общеобразовательная школа №» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Обязать Администрацию <адрес> в течение 6 (шести) месяцев с момента выделения денежных средств обеспечить финансирование расходов Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №» муниципального образования городской округ
5
Симферополь Республики Крым на устранение нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в течение 6 (шести) месяцев с момента поступления финансирования устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, изложенные в представлении прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №прдр-60-23/403, а также нарушения законодательства о противодействии терроризму, изложенные в представлении прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №Прдр 505-22 в части установки системы экстренного оповещения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд РеспубликиДСрым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд, принявший решение.