№ 12-16/2024
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 3 сентября 2024 года
Судья Кировского областного суда Мосеев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя главы администрации Уржумского муниципального района Кировской области Семиглазова И.Н. на постановление заместителя начальника государственной жилищной инспекции Кировской области Нестерова Е.В. № от 02.10.2023 и решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 25 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы администрации Уржумского муниципального района Кировской области Семиглазова И.Н.,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя начальника государственной жилищной инспекции Кировской области Нестерова Е.В. № от 02.10.2023 заместитель главы администрации Уржумского муниципального района Кировской области Семиглазов И.Н. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 25 января 2024 года, принятым по жалобе заместителя главы администрации Уржумского муниципального района Кировской области Семиглазова И.Н., постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Кировского областного суда от 10 апреля 2024 года постановление о назначении административного наказания отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24 июня 2024 года решение судьи Кировского областного суда от 10 апреля 2024 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Кировский областной суд.
В жалобе заместитель главы администрации Уржумского муниципального района Кировской области Семиглазов И.Н. выражает несогласие с постановлением о назначении административного наказания и решением судьи районного суда, просит их отменить как незаконные и необоснованные, прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указал, что администрация не оказывает коммунальные услуги. Водоснабжение в пос. Донаурово организовано путем определения гарантирующей организации, а также собственными силами и возможностями администрации. Пункт 2.7 его должностной инструкции не содержит обязанности по оказанию коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ № от 06.05.2011, в связи с чем он не является надлежащим субъектом рассматриваемого правонарушения. Прокуратурой Уржумского района в материалы дела не представлено доказательств его виновности, также в постановлении не указаны потерпевшие, свидетели. Судьей районного суда не была дана оценка представленным им доказательствам невиновности (позиции Комитета Госдумы по ФУиВМС от 21.10.2022; выпискам из бюджета Уржумского муниципального района; акту обследования сетей водопровода; муниципальным контрактам №, №; постановлениям об определении гарантирующей организации; ходатайствам в министерство ЖКХ Кировской области; решению РСТ по Кировской области от 18.11.2022 №-кс-2022; заключению экспертной группы). Обратил внимание, что описательная часть решения судьи содержит указание на ч.1 статьи 14.57 КоАП РФ, хотя данная норма не относится к рассматриваемому делу.
В возражениях на постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Семиглазов И.Н. приводит доводы аналогичные по содержанию рассматриваемой жалобы.
Семиглазов И.Н., а также заместитель начальника государственной жилищной инспекции Кировской области Нестеров Е.В. в судебное заседание не явились, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
При таком положении дело подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании прокурор Наймушин А.Л. возражал против удовлетворения жалобы, указал на законность и обоснованность постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Выслушав участников процесса, изучив представленные материалы, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 7.23 КоАП РФ (в редакции на момент совершения правонарушения) установлена ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя прокурора Уржумского района Кировской области Широкова Н.А. № от 18.08.2023 прокуратурой Уржумского района Кировской области была проведена проверка исполнения законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения в деятельности администрации Уржумского муниципального района.
В ходе проведения проверки установлено, что в период с 16.06.2023 по 02.08.2023 на улицах Набережной, Гагарина, Молодежной п. Донаурово водоснабжение населения осуществлялось с перебоями, т.е. ненадлежащим образом. Кроме того, результат исследований проб воды в п. Донаурово не соответствует требованиям установленным Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПин 1.2.3685-21), превышен показатель железа, результат исследования - 0,38, погрешность измерения - 0,09, норматив - не более 0,3 (экспертное заключение филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в Вятскополянском районе № 01-449-2023-ГЗ).
По результатам проверки и.о. прокурора Уржумского района Широковым Н.А. было вынесено постановление от <дата> о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ в отношении должностного лица - заместителя главы администрации Уржумского муниципального района Кировской области Семиглазова И.Н.; постановление с материалами дела направлено для рассмотрения по существу в государственную жилищную инспекцию Кировской области.
По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника государственной жилищной инспекции Кировской области Нестеровым Е.В. вынесено постановление по делу об административном правонарушении № от 02.10.2023, которым заместитель главы администрации Уржумского муниципального района Кировской области Семиглазов И.Н. привлечен к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500 рублей.
При рассмотрении жалобы заместителя главы администрации Уржумского муниципального района Кировской области Семиглазова И.Н., судья районного суда со ссылками на положения ст. 2, 6 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 10 Устава МО Уржумского муниципального района Кировской области, п. 2.7 должностной инструкции заместителя главы администрации Уржумского муниципального района, ст. 2.4 КоАП РФ, пришел к выводу о законности и обоснованности данного постановления, указав, что заместитель главы администрации Уржумского муниципального района Кировской области Семиглазов И.Н. является надлежащим субъектом правонарушения.
Факт совершения Семиглазовым И.Н. административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, представлениями об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере водоснабжения, сообщением начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области от 24 августа 2023 года; актом обследования сетей водоснабжения от 19 июня 2023 года; заключением экспертной группы региональной службы по тарифам Кировской области, а также иными доказательствами, приобщенными к материалам дела.
Выводы должностного лица и судьи районного суда о совершении Семиглазовым И.Н. административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, основаны на доказательствах, которым дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Совокупности представленных доказательств достаточно для установления вины Семиглазова И.Н. в совершении административного правонарушения, в связи с чем довод его жалобы об отсутствии в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении сведений о свидетелях и потерпевших является необоснованным.
Более того, факт отсутствия водоснабжения в период с 11.07.2023 по 26.07.2023 у ряда потребителей, проживающих на ул. Молодежной, Профсоюзной, Свободы, Набережной, Ленина, Гагарина п. Донаурово не отрицался и самим Семиглазовым И.Н., который в письме от 30.08.2023 за № адресованном руководителю Уржумского ОпиОК Кировского филиала АО «ЭнергосбытТ Плюс» просил произвести перерасчет платы за водоснабжение.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом, судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию.
Таким образом, действия Семиглазова И.Н. правильно квалифицированы по ст. 7.23 КоАП РФ (в редакции на момент совершения правонарушения).
Доводы жалобы о том, что Семиглазов И.Н. является ненадлежащим субъектом правонарушения, отклоняю по следующим основаниям.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за обеспечение населения коммунальными услугами. Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрены полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; установление нормативов состава сточных вод; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1 статьи 16 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); под исполнителем коммунальной услуги понимается юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод); централизованные сети инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем).
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Для признания в действиях должностного лица наличия состава административного правонарушения необходимо установить его виновное неисполнение, либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, в результате которых произошло событие административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что Семиглазов И.Н. является заместителем главы администрации Уржумского муниципального района Кировской области, начальником по вопросам управления по жизнеобеспечению.
Должностной инструкцией на заместителя главы администрации Уржумского муниципального района Кировской области, начальника по вопросам управления по жизнеобеспечению возложена обязанность, помимо прочего, организовать работу по разработке комплексных планов развития водоснабжения, водоотведения и других инженерных коммуникаций в границах Уржумского муниципального района (пункт 2.7); организовать разработку муниципальных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 2.18), участвовать в подготовке документов для проведения конкурсов и аукционов по строительству, ремонту и продаже объектов жилищно-коммунального хозяйства (пункт 2.37); взаимодействовать с предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства (пункт 2.40).
Согласно представленным материалам, на земельных участках муниципального образования Донаурское сельское поселение Уржумского района Кировской области находятся разведочно-эксплуатационные скважины №, № водонапорная башня, водопроводные сети, данное имущество закреплено в реестре муниципальной собственности муниципального образования Уржумский муниципальный район Кировской области.
Из постановления и.о. прокурора Уржумского района Кировской области от 4 сентября 2023 года о возбуждении дела об административном правонарушении, следует, что в ходе проверки, проведенной на основании решения заместителя прокурора Уржумского района Кировской области от 18 августа 2023 года, установлено, что на территории Донаурского сельского поселения Уржумского района Кировской области отсутствует проект зон санитарной охраны разведочно-эксплуатационных скважин № №, № зоны санитарной охраны не организованы; не оформлено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны скважин; территории первого пояса зон санитарной охраны не спланированы для отвода поверхностного стока за их пределы, не имеют ограждений, не обеспечены охраной, отсутствуют дорожки с твердым покрытием; водозаборы не оборудованы аппаратурой для систематического контроля фактического дебита; территория водонапорной башни не спланирована поясом зоны санитарной охраны; не осуществляется контроль по программе производственного контроля качества питьевой воды; в скважине № отсутствует насос.
По выявленным нарушениям в адрес администрации Уржумского муниципального района Кировской области прокурором Уржумского района Кировской области 3 и 25 августа 2023 года вынесены представления.
Изложенное свидетельствует о бездействии Семиглазова И.Н. как должностного лица, а соответственно о его виновном и противоправном поведении.
Довод жалобы о наличии гарантированного поставщика ООО <данные изъяты> как о надлежащем лице, оказывающем услуги водоснабжения населению в п. Донаурово, отклоняю по следующим основаниям.
Деятельность по оказанию услуги питьевого водоснабжения на территории п. Донаурово осуществляет непосредственно администрация Уржумского муниципального района Кировской области. Так, согласно решению правления региональной службы по тарифам Кировской области от 18.11.2022 № утвержден тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для администрации Уржумского муниципального района Кировской области, а не ООО <данные изъяты> Таким образом в рассматриваемом случае администрация Уржумского муниципального района Кировской области является ресурсоснабжающей организацией и исполнителем в сфере водоснабжения, соответственно на неё распространяется обязанность по оказанию услуги в сфере водоснабжения на территории Донаурского сельского поселения Уржумского района Кировской области. Помимо утвержденных тарифов данный вывод подтверждается и наличием в деле муниципальных контрактов на ремонт водопроводных сетей п. Донаурово, которые заключены непосредственно с администрацией района.
Доводы жалобы о недостаточном финансировании работ по ремонту водопроводных сетей не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности.
Ссылка в описательной части решения судьи районного суда на ст. 14.57 КоАП РФ, как и на общество, является явной опиской, которая не может служить основанием для его отмены, поскольку существенным процессуальным нарушением не является. Вопреки доводам жалобы в постановлении о назначении административного наказания ссылки на недействущий СанПиН не содержится, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», несоблюдение которого вменяется Семиглазову И.Н., является действующим.
Порядок и срок давности привлечения Семиглазова И.Н. к административной ответственности соблюдены, наказание в виде штрафа назначено в минимальном размере.
При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
постановление заместителя начальника государственной жилищной инспекции Кировской области Нестерова Е.В. № от 02.10.2023 и решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 25 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы администрации Уржумского муниципального района Кировской области Семиглазова И.Н. оставить без изменения, жалобу Семиглазова И.Н. – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья