Дело № 2а-1450/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2019 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Милошенко Н.В.,
при секретаре Голевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайоннной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по городу Севастополю к Апселямову Л. М. о взыскании задолженности по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
9 сентября 2019 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по г. Севастополю обратилась в Балаклавский районный суд города Севастополя с административным иском к Апселямову Л.М., просила взыскать с ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ за 2017 год в размере <данные изъяты> рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты>, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год <данные изъяты>, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты>. Также Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по г. Севастополю просила восстановить срок на подачу административного иска.
В обоснование заявленных требований указано, что Апселямов Л.М. относится к числу плательщиков страховых взносов. С 28.01.2015 по 01.01.207 Апселямов Л.М являлся индивидуальным предпринимателем. Однако в установленные законом сроки страховые взносы ответчиком уплачены не были. После направления административному ответчику требования об уплате страховых взносов, таковые также не были уплачены Апселямовым Л.М.
Заявление о восстановлении срока подачи административного иска обосновано отсутствием у административного истца технической возможности формирования искового заявления и соответствующего перечня документов.
В судебном заседании представитель административного истца настаивала на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в административном иске.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще, о причинах неявки суд не известил.
Руководствуясь статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с требованиями п. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Установлено, что Апселямов Л.М с 28.01.2015 по 01.01.2017 являлся индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с пунктом 2 ст.6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьей 11 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" к страхователям по обязательному пенсионному страхованию относятся, в том числе индивидуальные предприниматели.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам начиная с 01.01.2017.
Согласно пункту 1 статьи 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации в Российской Федерации устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщики обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель самостоятельно исчисляет и уплачивает за себя суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Инспекцией у налогоплательщика выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год в сумме <данные изъяты> рублей и соответствующее пени в сумме <данные изъяты> рубля, а также на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год в сумме <данные изъяты> рублей и соответствующее пени в сумме <данные изъяты> рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно пункту 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению установленными Федеральным законом сроки, плательщик страховых взносов должен выплатить пени.
Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Инспекцией в связи с неоплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год, обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, обязательное пенсионное страхование, должнику заказным письмом 19.12.2017 было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 18.12.2017 № 8305, что подтверждается списком сгруппированных почтовых отправлений от 19.12.2017.
В соответствии с частью 3 статьи 69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Срок исполнения требования был установлен Апселямову Л.М. до 15 января 2018 года. Требование налогоплательщиком в установленный срок не исполнено.
Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у налогоплательщика числилась задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год в сумме <данные изъяты> рублей и соответствующее пени в сумме <данные изъяты> рубля, а также по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год в сумме <данные изъяты> рубля и соответствующее пени в сумме <данные изъяты> рублей, в общей сумме <данные изъяты> рублей.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) определено, что заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
Как установлено срок исполнения требования истек 15.01.2018, следовательно, с настоящим административным иском Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по городу Севастополю могла обратиться до 15 июля 2018 года.
При этом с иском Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по городу Севастополю обратилась в суд 4 сентября 2019 года (сдав его в отделение почтовой связи), то есть с пропуском установленного срока.
В соответствии с частями 1,2 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин. Заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле. С учетом характера и сложности процессуального вопроса суд вправе вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.
В силу ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При этом суд не находит оснований для восстановления срока на подачу административного иска, поскольку Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по городу Севастополю является органом на который в силу закона возложена обязанность по контролю за уплатой обязательных платежей, следовательно, несоблюдение административным истцом срока на подачу административного иска свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенных на инспекцию обязанностей в сфере контроля за уплатой налога, в данном случае восстановление срока приведет к нарушению прав административного ответчика, и не будет соответствовать принципу соблюдения баланса интересов обеих сторон.
Кроме того, нельзя сделать вывод о том, что иск подан в суд в разумный срок после истечения срока на его подачу.
Пропуск срока для подачи административного иска является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, судом не установлены основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайоннной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по городу Севастополю к Апселямову Л. М. о взыскании задолженности по страховым взносам оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Н.В. Милошенко
Решение в окончательной форме составлено 31 октября 2019 года