Дело № 2 - 3227(2010) ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 декабря 2010 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края, в составе председательствующего судьи Сисюра Л.В.;
с участием представителя истца Ачинского межрайонного прокурора Красноярского края помощника прокурора Филипповой Л.Я.;
истца по первоначальному иску ответчика по встречному Калининой Я.В.;
представителя истцов по первоначальному иску ответчиков по встречному Калининой Я.В., Калинина А.В., Калинина М.В. Машинца А.А., действующего по ходатайству (т. 1 л.д. 225, 226, т. 2 л.д. 17, 18);
представителя третьего лица Органа опеки и попечительства администрации г. Ачинска Зорича К.Ф., действующей на основании доверенности, выданной 07.06.2010 г. сроком действия до 01.06.2011 г. (т.1 л.д. 237);
при секретаре Саюк Е.В.;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам
Калинина М.В., Калинина А.В., Калининой Я.В., к Администрации г. Ачинска Красноярского края и Министерству образования и науки администрации Красноярского края о признании действий незаконными, возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма,
Ачинского межрайонного прокурора в интересах Калинина М.В., Калинина В.М., Калинина А.В., Калининой М.А., Калининой Я.В. к Администрации г. Ачинска Красноярского края и Министерству образования и науки администрации Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилые помещения на условиях социального найма,
встречного искового заявления Администрации г. Ачинска Красноярского края к Калинину М.В., Калинину А.В., Калининой Я.В., Калининой С.В., Калининой М.А., Калининой А.В., Калинина В.М. о расторжении договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Калинин А.В., Калинин М.В., Калинина Я.В. обратились в суд с исковыми заявлениями к Администрации города Ачинска Красноярского края о признании действий администрации незаконными и обязывании предоставления им жилья на условиях социального найма жилого помещения.
Определением Ачинского горсуда от 25.05.2010 г. было привлечено соответчиком по делу Министерство образования и науки Красноярского края (т. 1 л.д. 99).
Свои требования мотивировали тем, что будучи несовершеннолетними детьми, они проживали с родителями в квартире по адресу г. Ачинск пос. Мазульский ул. Ленина дом 57, которая находилась в антисанитарном состоянии, что подтверждается актом от 26 марта 2004 года. Распоряжением администрации города Ачинска № 0124-Р от 27.01.2005 г. они были включены в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение жилой площади. Однако 29.09.2005 года они были исключены из внеочередного списка, оставлены в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку не представили документы на квартиру, подтверждающие признание этого жилого помещения непригодным для проживания, тогда как по их мнению, сбором документов, подтверждающих непригодность жилья, должна заниматься администрация, тогда как на их требования на протяжении нескольких лет о признании их жилого дома непригодным приходили отписки, и только в ноябре 2009 года администрация города сообщила, что жилое помещение по адресу г. Ачинск пос. Мазульский ул. Ленина 57-2 признан непригодным для проживания. Считают, что администрация города намеренно затягивала решение вопроса о признании жилья непригодным, чтобы не предоставлять им жилье взамен непригодного, а также полагающееся им как детям – сиротам (т. 1 л.д. 3, 15, 28).
Определением суда от 19.04.2010года гражданские дела по искам Калинина А.В, Калинина М.В, Калининой Я.В. объединены в одно производство (т. 1 л.д.. 37).
В ходе судебного разбирательства истцы уточнили заявленные требования, при этом истица Калинина Я.В. отказалась от иска в части предоставления ей жилья по основаниям в связи со сносом дома, и просила обязать администрацию города предоставить ей социальное жилье на основании закона « О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей – сирот» (т. 1 л.д. 92).
Калинин А.В. и Калинин М.В. отказались от иска в части предоставления им жилья как детям – сиротам и просили обязать администрацию города предоставить им социальное жилье в связи со сносом жилого дома. (т. 1 л.д. 93, 94).
Определением Ачинского суда от 25.05.2010 года в связи с частичным отказом от исковых требований производство по делам прекращено в части требований. (т. 1 л.д.. 98).
20 сентября 2010 года от Администрации г. Ачинска Красноярского края поступило встречное исковое заявление к Калинину А.В., Калинину М.В., Калининой Я.В. о расторжении типового договора найма от 06 марта 2000 года и обязании Калинина А.В., Калинина М.В., Калинину Я.В. заключить с Администрацией г. Ачинска договор социального найма на квартиру 10, расположенную по адресу: г.Ачинск, ул.Советская, д.16А. (том 1, л.д. 216).
13 декабря 2010 года от администрации г. Ачинска Красноярского края поступили уточненные требования к Калинину А.В., Калинину М.В., Калининой Я.В., Калининой С.В., Калининой М.А., а также к Калининой А.В., Калинина В.М. по встречному исковому заявлению об обязании истцов заключить с Администрацией г.Ачинска договора социального найма на квартиру 10, расположенную по адресу: г.Ачинск, ул.Советская, д.16А (Том 2 л.д.86).
11 октября 2010 года поступило исковое заявление от Ачинского межрайонного прокурора в интересах Калинина А.В., Калинина М.В., Калининой Я.В. об обязании администрации г.Ачинска предоставить истцам по договору социального найма отдельную квартиру, благоустроенную применительно к условиям г.Ачинска, равнозначную по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению (не менее 33,60 кв.м. общей площади), состоящую из двух комнат, отвечающую установленным требованиям и находящуюся в черте г.Ачинска (Том 1 л.д.243-245).
12 ноября 2010 года от Ачинского межрайонного прокурора в интересах Калининой Я.В., поступило уточненное исковое заявление об обязании администрации г. Ачинска предоставить на территории г. Ачинска Калининой Я.В. изолированное, благоустроенное жилое помещение общей площадью не ниже нормы предоставления, установленной в г. Ачинске, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей. (том 2 л.д.36-37).
13 декабря 2010 года от Ачинского межрайонного прокурора в интересах Калинина А.В., Калинина М.В., Калининой Я.В. поступило дополнительное исковое заявление об обязании администрацию г. Ачинска предоставить Калинину А.В., Калининой М.А., Калинину М.В., Калинину В. по договору социального найма отдельную квартиру, благоустроенную применительно к условиям г. Ачинска, равнозначную по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению (не менее 33,60 кв.м. общей площади), состоящую из двух комнат, отвечающую установленным требованиям и находящуюся в черте г.Ачинска в г.Ачинске (том 2 л.д.84-85).
В судебное заседание истец (ответчик) Калинин А.В., Калинин М.В. не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие (т. 1 л.д. 225, 226, т. 2 л.д. 17, 18, 93, 104, 105, 112, 113). Их представитель Машинец А.А. исковые требования к Администрации г. Ачинска о предоставлении Калинину А.В., Калинину М.В. жилого помещения на условиях социального найма в связи со сносом непригодного для проживания жилого помещения поддержал в полном объеме. Против удовлетворения исковых требований Администрации г. Ачинска возражал полностью, поскольку предлагаемое Администрацией г. Ачинска жилое помещение по ул. Советской не может быть признано равнозначным, так как, в нем размер жилой площади меньше, чем в ранее занимаемом жилом помещении по ул. Ленина (т. 2 л.д. 73).
Ответчик Калинина С.В., Калининой М.А., ответчик Калинина А.В., Калинина В.М. не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие, возражали против иска Администрации г. Ачинска. (т. 2 л.д. 93, 94, 95, 113, 114, 115).
Истец (ответчик) Калинина Я.В., ее представитель Машинец А.А. исковые требования к Администрации г. Ачинска о предоставлении Калининой Я.В. жилого помещения на условиях социального найма как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, поддержали в полном объеме, против удовлетворения исковых требований Администрации г. Ачинска возражал полностью. (т. 2 л.д. 73).
Представитель истца Ачинского межрайонного прокурора помощник прокурора Филиппова Л.Я. поддержала исковые требования по уточненному исковому заявлению. Возражала против встречного иска Администрации г. Ачинска.
Представитель ответчика, истца по встречному иску Администрации г. Ачинска Красноярского края о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещен, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, поддержал исковые требования по встречному иску. Ранее в судебном заседании представитель Администрации г. Ачинска против иска Калининой Я.В., Ачинского межрайонного прокурора о предоставлении ей жилого помещение как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, возражала в полном объеме (т. 2 л.д. 73). Поясняла, что на момент утраты родительского попечения Калинина Я.В. имела право пользования жилым помещением по адресу <адрес>, тогда как в соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края от 20.11.2000 года № 12- 961 детям, утратившим родительское попечение, выделяется другое жилое помещение, если жилое помещение не сохранено, и в связи с наличием у Калининой Я В. на момент утраты родительского попечения жилого помещения, право на внеочередное приобретение жилого помещения на основании указа Губернатора Красноярского края от 04.04.2005г. №25-уг « Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» - у Калининой Я.В. не возникло. Калинина Я, как и другие истцы имеют право на получение социального жилья в связи со сносом непригодного для проживания жилого помещения. С учетом того, что в настоящее время жилое помещение по адресу пос. Мазульский ул. Ленина 57-2 признано в установленном порядке непригодном для проживания ответчикам неоднократно предлагалось для переселения жилое помещение по адресу <адрес>А <адрес>, соответствующее всем требованиям, установленных для жилых помещений в связи со сносом – благоустроено, равнозначно по площади и по количеству комнат ранее занимаемому жилому помещению, находится в черте г. Ачинска. Более того, 19.04.2010 года администрацией вынесено распоряжение о заключении с Калининым А.В ( нанимателем сносимого жилого помещения) договора социального найма на <адрес>А по ул. Советской. Считает, что спора нет, права истцов не нарушены, администрация не уклоняется от обязательств по предоставлению истцам жилья в связи со сносом дома, и отказываясь от заселения в конкретное социальное жилье, не имея для этого объективных препятствий, и требуя предоставления им жилья не позднее 2007 года постройки, истцы злоупотребляют своим правом.
Представитель ответчика Министерства образования и науки администрации Красноярского края, извещенная о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. Ранее в судебном заседании Против иска Калининой Я.В. о предоставлении ей жилого помещение как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, возражала в полном объеме (т. 2 л.д. 64, 111, 41-42).
Истец Калинина Я.В., представитель Машинец А.А., помощник Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я., представитель органа опеки и попечительства не возражали против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Калининых, Ачинского межрайонного прокурора предъявленные к Администрации г. Ачинска о предоставлении Калининым жилых помещений на условиях договора социального найма подлежат удовлетворению, исковые требования Администрации г. Ачинска к Калининым о расторжении договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1,4 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч.1 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим кодексом.
Согласно п. 3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
ч. 1 ст. 671 ГК РФ предусматривает, что по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Как следует из ч. 1 ст. 673 ГК РФ, объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев.
Частью 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
Согласно ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов по месту выявления и первичного устройства ребенка осуществляют закрепление жилого помещения.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
В соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилым помещением.
Из Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти.
Однако, в соответствии с требованиями ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещенийдетям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года №25-уг, с последующими изменениями и дополнениями на 05.03.2010 г., утверждено Положение о порядке приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющих жилого помещения (далее - Положение), согласно которому указанной категории граждан жилое помещение приобретается органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
В соответствии с п. 3, 4 Приложения 4 данного Указа Губернатора края, жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Жилое помещение детям-сиротам должно быть предоставлено жилой площадью не ниже нормы предоставления жилой площади, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору найма.
В соответствии с требованиями ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Кроме того, согласно ст. 17 ФЗ «О защите прав ребенка» предоставляемое жилое помещение должно быть размером не ниже установленных социальных норм.
Согласно Закона Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительные органы местного самоуправления районов и городских округов края наделены в 2010 году государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения. В приложении № 1 к закону среди перечня уполномоченных исполнительных органов местного самоуправления, значится и город Ачинск.
Как установлено по делу, истцы Калинины, будучи несовершеннолетними детьми, с матерью Р. и отцом К. проживали в <адрес> в пос. Мазульский г. Ачинска. 04.10.1989 года Р. умерла, К по психическому заболеванию признан недееспособным по решению Ачинского городского суда от 30.07.1999 г. ( т. 1 л.д. 111, 125, 130, 132, 139-140).
Согласно поквартирной карточки в результате переоформления ордера № 158 от 30.12.1997 года указанное жилое помещение было предоставлено нанимателю Калинину А и членам семьи – Калинину М, Калининой Я (л.д. 129).
На основании ордера № 158 от 30.12.1997 г. АГМПО ЖКХ заключило договор социального найма от 06.03.2000г. с Калининым АВ. на жилое помещение по адресу <адрес>2, с включением в договор в качестве членов семьи нанимателя брата Калинина М и сестру Калинину Я (л.д.29-30).
Согласно выписки из домовой книги, Калинин А и Калинина Я зарегистрированы на праве пользования с 07.10.1997 г; Калинин М – с 24.10.2000г. (т. 1 л.д. 46, 132).
Согласно материалов дела, права на объекты недвижимого имущества на праве собственности за Калининой Я.В., Калинина А.В., Калинина М.В. не зарегистрированы (т. 1 л.д. 134-136).
Между тем, согласно заключению межведомственной комиссии № 4 от 24.07.2007 года жилой дом по адресу: г. Ачинск г. Ачинск пос. Мазульский ул. Ленина дом 57 отнесен к категории непригодного для проживания и подлежащий сносу (т. 1 л.д. 56-57).
28 ноября 2007 года Глава г. Ачинска издал распоряжение № 3254-р «О сносе жилых домов», в том числе и жилого дома № 57 по ул. Ленина пос. Мазульский в г. Ачинске, в котором указаны мероприятия, связанные с расселением граждан указанного дома (т. 1 л.д. 58-59).
Как следует из объяснений представителя ответчика Администрации г. Ачинска, в целях реализации краевой программы « Дом» администрации г. Ачинска были выделены денежные средства для строительства многоквартирного жилого дома по ул. Советской 16А г. Ачинска, в который администрация г. Ачинска обязана переселить граждан в связи со сносом ранее занимаемого жилого помещения, в том числе из дома № 57 по ул. Ленина пос. Мазульский г. Ачинска (т. 1 л.д. 152-155).
Таким образом, обязанность администрации г. Ачинска по предоставлению жилого помещения в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу не оспаривается ответчиком.
Кроме того, как следует из материалов дела, администрация, не оспаривая право истцов на обеспечение жильем в связи со сносом, приняла распоряжение о расселении жильцов дома.
Калининым неоднократно предлагалось для переселения жилое помещение по адресу <адрес>А <адрес>, имеется распоряжение о заключении с Калининым А.В. договора социального найма на указанное жилое помещение (т. 1 л.д. 60, 61, 62, 63, 151, т. 2 л.д. 59-60).
Данное обстоятельство не оспаривалось самими истцами.
Вместе с тем, доводы представителя истцов Калинина А.В., Калинина М.В. Машинца А.А. о том, что указанное жилое помещение не соответствует требованиям закона о равнозначности предоставляемого жилого помещения ранее занимаемому, являются обоснованными.
Так, согласно технического паспорта жилого здания по ул. Советской 16а, введенного в эксплуатацию в 2009 году, <адрес> состоит из двух жилых комнат площадью 15,5 и 9,7 кв.м; коридора 7,8 кв.м, кухни 8,4 кв.м, санузла -3,2 кв.м, лоджии -1,3 кв.м, того общая площадь – 45,9 кв.м, жилая – 25,2 кв.м (т. 1 л.д. 48-50).
Согласно технической документации ( экспликации) на жилой дом 57 по ул. Ленина пос. Мазульский, квартира 2 состояла из 2-х комнат 16,7 и 9,5 кв.м, кухни – 3,4 кв.м, кладовка -1,8 кв.м, коридор 3,8 кв.м, итого общая площадь указанной квартиры составляла 35,2кв.м, жилая – 26,2 кв.м. (т. 1 л.д. 51-52).
Таким образом, предоставляемое жилое помещение по ул. Советская дом 16А квартира 10 имеет худшие потребительские свойства, не соответствует всем требованиям, установленным для жилых помещений, предоставляемых гражданам в связи со сносом не может быть признано равнозначным по площади ранее занимаемому (жилая площадь меньше на 1,0 кв.м.), соответственно не отвечает установленным Законом требованиям.
Учитывая изложенное, исковые требования Администрации г. Ачинска Красноярского края к Калининым о расторжении договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, Калинина А.В., Калинина М.В. к Администрации г. Ачинска Красноярского края о предоставлении жилого помещения в связи со сносом непригодного для проживания жилого помещения подлежат удовлетворению.
Статьей 89 ЖК РФ установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.
В рассматриваемом случае, положения ст. 89 ЖК РФ о предъявляемых к предоставляемому в связи со сносом дома жилому помещению требованиях подлежат применению с учетом положений ст. 57 ЖК РФ, устанавливающей для граждан состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в случае признания занимаемых ими жилых помещений непригодными для проживания и неподходящими ремонту или реконструкции, право на получение жилых помещений вне очереди по норме предоставления жилой площади.
Как указано в исковых заявлениях истцов, и следует из пояснений в судебном заседании Калининой Я.В., Калинины в 2005 г. были сняты с очереди на внеочередное получение жилья как дети сироты, но остались состоять на учете в общей очереди граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика. А также подтверждается материалами дела (т. 1 л.д. 122-136).
В связи с чем, при предоставлении жилого помещения Калинину А.В., Калинину М.В. по договору социального найма, следует учитывать установленную норму предоставления жилой площади, а также учитывать состав семьи, наличия у Калинина А.В., Калининой М.А. (т. 1 л.д. 115), у Калинина М.В., Калинина В.М. (т. 1 л.д. 114).
Давая оценку исковым требованиям Ачинского межрайонного прокурора, истица Калининой Я.В. по возложению обязанности на Администрацию г. Ачинска предоставить Калининой Я.В. жилье как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, суд установил следующее.
На момент утраты родительского Калинина Я.В., 31.08.1986 года рождения (т. 1 л.д. 193) проживала и впоследствии была зарегистрирована с 07.10.1997 г. по адресу: <адрес>, что подтверждается показаниями Калининой Я.В., поквартирной карточкой, в выпиской из домовой книги (т. 1 л.д. 46, 132).
Указанная квартира являлась муниципальной собственностью города Ачинска и составляла муниципальную казну, согласно выписки из реестра муниципальной собственности (т. 1 л.д. 247).
На данную квартиру с братом Калининой Я.В. Калининым А.В., был заключен договор найма, в качестве члена семьи нанимателя была указана Калинина Я.В. (т. 1 л.д. 16-17).
Постановлением Администрации города Ачинска от 17.10.1990 года при установлении опеки, за несовершеннолетней Калининой Я.В. жилое помещение не закреплялось (т. 2 л.д. 67).
С момента утраты родительского попечения и до совершеннолетия (2004 г.) истец постоянно проживал у своего попечителя А. Затем, как поясняет Калинина Я.В., она проживала на съемных квартирах. В квартиру по адресу:<адрес>, не вселялась. Калина Я.В. пояснила в судебном заседании, что к моменту достижения ею совершеннолетия, к 2004 г., квартира по ул. Ленина уже была непригодна для проживания.
Каким именно образом, Администрацией города Ачинска осуществлялась сохранность, жилого помещения по ул. Ленина, в котором к моменту утраты родительского попечения проживала истец, и осуществлялась ли вообще – ответчиком сведений и доказательств не представлено.
Однако, как уже было указано выше, согласно заключениямежведомственной комиссии № 4 от 24.07.2007 года жилой дом по адресу: г. Ачинск г. Ачинск пос. Мазульский ул. Ленина <адрес> был отнесен к категории непригодного для проживания и подлежащий сносу (т. 1 л.д. 31-32).
Ранее в судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Ачинска возражая против иска, ссылался в том числе и на то обстоятельство, что истец Калинина Я.В. не состоит в администрации г. Ачинска на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Судом оценены данные доводы и признаны не состоятельными, по следующим основаниям.
В судебном заседании нашел подтверждении факт того, что Калинина Я.В. и ее братья Калинин А.В, Калинин М.В., состояла на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения как лицо, оставшееся без попечения родителей, но были исключены из внеочередного списка граждан распоряжением от 29.09.2005 г. в 2005 г., оставлены в общем списке. ( т. 1 л.д. 122- 124, 125, 126, т. 2 л.д. 117).
Истцом Калининой Я.В. представлены доказательства неоднократного обращения в различные инстанции по вопросу предоставления ей жилого помещения (т. 1 л.д. 83-90, 127128).
По мнению суда, отсутствие доказательств нахождения истца на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения во внеочередном порядке, в настоящее время, не может являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении, предъявленных к Администрации г. Ачинска, требований истца, имеющего право на внеочередное получение жилья, и не освобождает ответчика от обязанности предоставить истцу Калининой Я.В. жилое помещение.
Проанализировав представленные доказательства, нормы права, суд приходит к выводу, что в данном конкретном рассматриваемом случае, отсутствие закрепления жилого помещения за истцом Калининой Я.В. – как ребенком, оставшимся без попечения родителей, изначально не обеспечивало и не могло обеспечить реализацию жилищных прав последней.
Кроме того, жилое помещение, в котором Калинина Я.В. проживала до утраты родительского попечения, подверглось разрушению и износу. По мнению суда, оно не в 2007 г., а гораздо раньше, до 2004 г. не было пригодно для проживания. Поскольку это обстоятельство подтверждается показаниями истца и материалами дела (т. 1 л.д. 131).
При таких обстоятельствах, судом признаны не состоятельными доводы ответчика Администрации г. Ачинска о том, что истец Калинина Я.В. не имеет права на получение жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей, поскольку за ним не было закреплено жилье. Администрации города Ачинска до 2005 года доподлинно стало известно о том, что несовершеннолетняя Калинина Я.В. не сможет реализовать свои жилищные права и, достигнув совершеннолетия не сможет проживать в закрепленном за нею жилом помещении, которое в последствии было снесено.
Действительно, по достижении истцом совершеннолетнего возраста истец осталась без жилья и до настоящего времени зарегистрирована по месту жительства в снесенном доме.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования истца Калининой Я.В., предъявленные к Администрации г. Ачинска о предоставлении ей отдельного жилого помещения именно по тем основаниям, что она относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей и не имеет жилья – являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Как уже было указано выше, Министерство образования и науки Красноярского края было привлечено соответчиком по делу по инициативе суда.
В судебном заседании, от истца Калининой Я.В. не поступало никаких заявлений о предъявлении требований к Министерству образования и науки Красноярского края, а также не поступало заявлений об отказе от требований, предъявленных к ответчику - Министерство образования и науки Красноярского края.
В исковом заявлении, и в судебном заседании, Калинина Я.В. и ее представитель Машинец А.А. настаивали только исключительно на требованиях к Администрации города Ачинска о предоставлении истцу отдельного жилого помещения, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей.
Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, проанализировав вышеизложенные нормы права, учитывая что на момент утраты родительского попечения истец проживала на территории города Ачинска, и учитывая требования п. 2 и п. 5 Положения о порядке приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, согласно которого обязанность по приобретению жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края, и жилые помещения предоставляются по договору найма по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения – суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования, предъявленные к Администрации города Ачинска, обязать Администрацию г. Ачинска Красноярского края предоставить истцу на условиях договора социального найма изолированную благоустроенную квартиру на территории города Ачинска, соответствующую норме предоставления, а также санитарным и техническим нормам.
В удовлетворении заявленных исковых требований к Министерству образования и науки Красноярского края – отказать, поскольку не имеется законных оснований для удовлетворения данных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Калинина М.В., Калинина А.В., Калининой Я.В., к Администрации г. Ачинска Красноярского края и Министерству образования и науки администрации Красноярского края о признании действий незаконными, возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма, удовлетворить.
Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах Калинина М.В., Калинина В.М., Калинина А.В., Калининой М.А., Калининой Я.В. к Администрации г. Ачинска Красноярского края и Министерству образования и науки администрации Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилые помещения на условиях социального найма, удовлетворить.
Обязать администрацию города Ачинска Красноярского края предоставить Калининой Я.В. на условиях договора социального найма изолированную благоустроенную квартиру на территории города Ачинска Красноярского края, соответствующую норме предоставления, а также санитарным и техническим нормам.
Обязать администрацию города Ачинска Красноярского края предоставить Калинину А.В., Калинину М.В. на условиях социального найма изолированную благоустроенную квартиру, состоящую не менее чем из двух комнат, площадью соответствующей установленной норме предоставления на каждого члена семьи, но не менее 35,2 кв.м. общей площади, в том числе жилой не менее 26,2 кв.м., а также соответствующую санитарным и техническим нормам, на территории города Ачинска Красноярского края.
Администрации г. Ачинска Красноярского края в удовлетворении исковых требований к Калинину М.В., Калинину А.В., Калининой Я.В., Калининой С.В., Калининой М.А., Калининой А.В., Калинина В.М. о расторжении договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения, отказать.
В удовлетворении заявленных исковых требований к Министерству образования и науки Красноярского края – отказать.
Ответчик, не явившийся в судебное заседание, вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в порядке подачи кассационной жалобы через Ачинский городской суд, в десятидневный срок по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Федеральный судья Л.В. Сисюра