Гражданское дело № 2-133/22
УИД 24RS0034-01-2022-000010-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
28 апреля 2022 г. с. Шалинское
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,
при секретаре судебного заседания Говоровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-133/22 по исковому заявлению Третьякова А.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «РостТех» о защите прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Третьякова А.А. обратилась в Манский районный суд Красноярского края с исковым заявлением, с учетом уточненных исковых заявлений, к ООО «РостТех» о защите прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Исковые требования Третьякова А.А., с учетом уточненных исковых заявлений, аргументированы тем, что Третьякова А.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (далее - Спорное жилое помещение или Спорный дом) и по указанному адресу совместно с Третьякова А.А. постоянно проживают ее трое несовершеннолетних детей. Спорный дом был зарегистрирован, как объект ИЖС ДД.ММ.ГГГГ, а в ДД.ММ.ГГГГ после обращения Третьякова А.А. в ООО «РостТех» для получения услуг по обращению с ТКО ею был получен счет за оказанные услуги на сумму 8 129 руб. 24 коп., из которых 7 700 руб. 78 коп. числится как перерасчет, однако срок, за который произведен перерасчет, ООО «РостТех» в ответе не указан. ДД.ММ.ГГГГ Третьякова А.А. направлено обращение в Манский ОП (структурное подразделение ООО «РостТех») с просьбой направить в ее адрес платежный документ, с указанием на срок, за который был сделан указанный перерасчет на ранее выставленную сумму (7 700 руб. 78 коп.). ДД.ММ.ГГГГ от ООО «РостТех» получен ответ, где указывается на то, что: 1) расчет платы по обращению с ТКО по месту нахождения Спорного жилого дома произведен с ДД.ММ.ГГГГ (даты регистрации права собственности на объект недвижимости по выписке ЕГРН); 2) с ДД.ММ.ГГГГ расчет производился с учетом количества зарегистрированных лиц, на основании предоставленной Третьякова А.А. выписки Шалинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ; 3) ООО «РостТех» по ответу от ДД.ММ.ГГГГ произведено начисление за оказанную услугу по обращению с ТКО, исходя из числа постоянно и временно проживающих потребителей, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, с даты регистрации в жилом помещении; 4) услуга по обращению с ТКО в с. Шалинское применительно к Спорному дому оказывается мешковым способом еженедельно по субботам; 5) договор на оказание услуг по вывозу ТКО ООО «РостТех» осуществляется через публичную оферту и заключение в письменном виде не требуется. ООО «РостТех», тем не менее, указанными ответами допущено нарушение прав Третьякова А.А. в сфере предоставление жилищно-коммунальных услуг, поскольку, согласно пп. 148(45) - 148(49) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Третьякова А.А. считает, что начисление оплаты за оказание услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. произведено ООО «РостТех» неправомерно, в связи с непредоставлением таких услуги. ООО «РостТех» к тому же незаконно отказал Третьякова А.А. в письменном заключении договора.
Основываясь на изложенном, с учетом уточненных исковых заявлений, Третьякова А.А., просит суд: «1) признать незаконным ответ Общества с ограниченной ответственностью «РостТех» от ДД.ММ.ГГГГ исх. 1346 на обращение Третьякова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ №; 2) возложить обязанности на Общество с ограниченной ответственностью «РостТех» ИНН/КПП №, 662520, <адрес>, зд. 54, пом. 2,3 комн. 25, по заключению с Третьякова А.А. письменного договора на оказание услуг по адресу: <адрес>; 3) обязать Общество с ограниченной ответственностью «РостТех» ИНН/КПП № 662520, <адрес> осуществить проверку соблюдения сроков, установленных в п. 17 Приложении Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354 и произвести перерасчет оплаты с соблюдением требований указанных в п. 17 Приложения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354».
ДД.ММ.ГГГГ судом вынесено определение, в соответствии с которым к участию в рассмотрении гражданского дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Администрация Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края (далее - Шалинский сельсовет), несовершеннолетние Третьяков Д.П., Третьяков С.П., Третьякова К.П. (через их законного представителя Третьякова А.А.).
ДД.ММ.ГГГГ судом вынесено определение, в соответствии с которым к участию в рассмотрении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Третьяков П.В..
ООО «РостТех», реализуя полномочия ответчика, ознакомившись с исковыми требованиями Третьякова А.А. подало на них отзыв, в котором просит в удовлетворении этих требований Третьякова А.А. отказать, аргументируя это тем, что: 1) ООО «РостТех» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края сроком на 10 лет (приказ Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-од), и в состав этой технологической зоны, входит и Манский р-н Красноярского края, сама услуга по обращению с ТКО оказывается потребителям в Манском р-не Красноярского края ООО «РостТех» с ДД.ММ.ГГГГ; 2) информация о необходимости заключения договоров по обращению с ТКО размещалась в печатных изданиях средств массовой информации, таких как: «Город и горожане» от ДД.ММ.ГГГГ №, «Огни Енисея» от ДД.ММ.ГГГГ №, «Наш Красноярский край» от ДД.ММ.ГГГГ №, «Плюс» от ДД.ММ.ГГГГ №, «Сосновоборская газета» от ДД.ММ.ГГГГ №, «Эвенкийская жизнь» от ДД.ММ.ГГГГ №, а также данная информация доступна в сети интернет на официальном сайте ООО «РостТех»; 3) публичная оферта на заключение договора по обращению с ТКО размещена на сайте ООО «РостТех» по электронному адресу https://www.rosttech.online, принята Третьякова А.А. посредством осуществления конклюдентных действий (абз. 2 п. 148 (1) Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), а поскольку физическое лицо, проживая в частном доме, не может не образовывать ТКО, то заключение договора в указанном выше порядке презюмируется; 4) расчет платы за услуги ООО «РостТех» для физических лиц осуществляется расчетным способом на основании утвержденных тарифов и нормативов исходя из количества проживающих в жилом помещении лиц, либо, если таковые отсутствуют, рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения; 6) в спорном периоде, заявленном Третьякова А.А., действовали Приказы Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края устанавливающие нормы накопления ТКО для физических лиц владельцев жилых помещений в размере 0,07 кубических метра в месяц на 1 человека (приказы №ЕД от ДД.ММ.ГГГГ, №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ, №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ), и расчеты стоимости услуг про обращению с ТКО, оказываемых Третьякова А.А., произведены ООО «РостТех» на основании указанных нормативов в соответствии с тарифами, утвержденными Министерством тарифной политики Красноярского края, исходя из количества зарегистрированных в Спорном жилом помещении лиц (04 человека); 7) Третьякова А.А. не отрицается наличие у нее права собственности на Спорный дом, а также факт регистрации по данному адресу по месту жительства 04 человек; 2) ООО «РостТех» в рамках оказываемых услуг в сфере обращения с ТКО осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами».
ДД.ММ.ГГГГ в ходе судебного разбирательства гражданского дела по существу: 1) истец Третьякова А.А., действующая также как законный представитель несовершеннолетних третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Третьяков Д.П., Третьяков С.П., Третьякова К.П., от участия в судебном заседании отказалась, подала заявление о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие, настояла на удовлетворении исковых требований, предъявленных к ООО «РостТех»; 2) представитель соответчика ООО «РостТех», представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Шалинского сельсовета, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Третьяков П.В., будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в зал судебного заседания не явились, об уважительности причин неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства на другую дату в адрес суда не направили, в связи с чем их неявка признается судом неуважительной.
Разбирательство гражданского дела суд, согласно ст. ст. 113, 153 и 167 ГПК РФ, проводит в общем порядке в виду отсутствия согласия истца на рассмотрение гражданского дела по правилам гл. 22 ГПК РФ, при имеющейся явке сторон, в отсутствие неявившихся лиц, которые не пожелали воспользоваться своим правом на личное участие в судебном заседании.
Рассмотрев материалы гражданского дела, с учетом доводов сторон, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Третьякова А.А. подлежат частичному удовлетворению по последующим основаниям.
Правилами п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) определено, что: 1) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе; они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора; 2) гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Положениями ст. 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
Правилами пп. 1, 2 ст. 421 ГК РФ регламентировано, что: 1) граждане и юридические лица свободны в заключении договора; 2) понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена этим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (п. 1); 3) стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами; 4) к договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в п. 3 ст. 421 ГК РФ, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) к отдельным отношениям сторон по договору (п. 2).
ГК РФ в пп. 1, 2 ст. 422 закреплено, что 1) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; 2) если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Положениями пп. 1, 3 ст. 426 ГК РФ определено, что: 1) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (п. 1); 2) отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 786 ГК РФ; 3) при необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ (п. 3).
Правилами пп. 1, 4 ст. 445 ГК РФ установлено, что: 1) в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты; 2) сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение 30 дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта (п. 1); 3) если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор; в этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (п. 4).
Положениями ст. 210 предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
ГК РФ в ст. ст. 309, 310 установлено, что: 1) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; 2) односторонний отказ от исполнения обязательства, которое хотя бы для одной из сторон не связано с осуществлением предпринимательской деятельности, не допускается.
Правилами п. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что: 1) граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими; 2) граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований; 3) граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Положениями ч. 5 ст. 30 ЖК РФ установлено, что: 1) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;2) под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей ЖК РФ и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Правилами чч. 1, 2 ст. 153 ЖК РФ регламентировано, что: 1) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; 2) обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 ЖК РФ.
ЖК РФ чч. 1, 2 ст. 155 определено, что: 1) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив); 2) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 2.1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2.2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги; 3) информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Размер платы за коммунальные услуги, как указано в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Положениями ч. 6 ст. 157.2 ЖК РФ установлено, что: 1) договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством РФ; 2) заключение договора в письменной форме не требуется.
Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в пп 1, 4 и 5 ст. 24.7 предусмотрено, что: 1) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством РФ; договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора; региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности; региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (п. 1); 2) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (п. 4); 3) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ; договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству РФ положениями (п. 5).
12 ноября 2016 г. Правительством РФ издано Постановление № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641 (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») (далее - Правила обращения с ТКО) и, согласно этому Постановлению: 1) к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения данных Правил по обращению с ТКО применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством РФ; 2) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Правилами обращения с ТКО в подп. В п. 8(1) регламентировано, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном Разделом I(1) этих Правил, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных чч. 1 и 9 ст. 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством РФ) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Положениями пп. 8(4), 8(8) Правил обращения с ТКО определено, что: 1) основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами; 2) заявка потребителя и документы, предусмотренные п. 8(7) этих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления; в случае если в заявке потребителя отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные соответственно пп. 8(6) и 8(7) этих Правил, региональный оператор в течение 05 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему уведомление в письменной форме о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки потребителя до получения недостающих сведений и документов; в случае если недостающие сведения и (или) документы не представлены потребителем в течение 15 рабочих дней со дня получения потребителем уведомления о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, региональный оператор прекращает рассмотрение заявки потребителя и возвращает ее с указанием причин возврата.
Правилами обращения с ТКО в пп. 8(6), 8(7) установлено, что: А) в заявке потребителя (физического лица) указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ в соответствии с законодательством РФ, адрес регистрации по месту жительства и контактные данные потребителя; наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в п. 8(1) этих Правил; Б) к заявке потребителя прилагаются следующие документы: копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения у потребителя прав владения и (или) пользования зданием, сооружением, жилым и нежилым помещением, земельным участком; документы, содержащие сведения: Б1) о назначении и об общей площади жилого дома или части жилого дома, здания, сооружения, нежилого помещения, о площади и виде разрешенного использования земельного участка, о количестве расчетных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта РФ) при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта; Б2) о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами).
Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 также утверждена типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
06 мая 2011 г. Правительством РФ издано Постановление № 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), и Приложением № 1 к указанным Правилам установлены Требования к качеству коммунальных услуг.
Положениями п. 17 Приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрены: 1) условия обеспечения своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз); 2) условия допустимого отклонения сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 01 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C; 3) условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность: за каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с Приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Правилами предоставления коммунальных услуг в пп. 148(45) - 148(49) регламентировано, что: 1) при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги; 2) требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в Приложении № 1 к этим Правилам предоставления коммунальных услуг; 3) при перерывах в предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги; 4) объем (количество) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю в жилом или нежилом помещении рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива накопления твердых коммунальных отходов за расчетный период или расчетной величины потребления коммунальной услуги, определенной в соответствии с пп. 148(30) и 148(38) Правил предоставления коммунальных услуг в зависимости от способа расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами; 5) установление факта предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется в порядке, предусмотренном Разделом X этих Правил (пп. 104 - 113).
Положениями пп. 106, 108, 109 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что: 1) сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой (п. 106); 2) время проведения проверки в случаях, указанных в п. 108 этих Правил, назначается не позднее 02 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время; отклонение от согласованного с потребителем времени проведения проверки допускается в случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (п. 108); 3) по окончании проверки составляется акт проверки; если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.. . (109).
Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (п. 150 указанных Правил).
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (через филиал по Красноярскому краю) предоставлены материалы регистрационных дел в отношении объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>, из которых, с учетом открытых сведений Публичной кадастровой карты, данных, представленных Шалинским сельсоветом, следует, что по адресу: <адрес>, находятся объекты недвижимости в виде: А) земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 749 кв.м., который находится в аренде у Третьякова А.А. и Третьяков П.В. по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом договоров о переуступки от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ; Б) жилого дома с кадастровым номером № (далее - Спорное жилое помещение или Спорный дом), который возведен на указанном земельном участке на основании разрешения на строительство индивидуального жилого дома, выданного ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Манского района Красноярского края, и этот дом поставлен на государственный кадастровый учет в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании декларация об объекте недвижимости, поданной ДД.ММ.ГГГГ Третьяков П.В. и Третьякова А.А. (л.д. 39 - 93).
ДД.ММ.ГГГГ между Третьяков П.В. и Устинович А.А. заключен брак, в связи с чем жене присвоена фамилия «Третьякова», при этом в браке у указанных лиц родились: ДД.ММ.ГГГГ Третьяков С.П..П.; ДД.ММ.ГГГГ Третьяков Д.П.; ДД.ММ.ГГГГ Третьякова К.П.а, что подтверждается свидетельством о заключении брака и свидетельствами о рождении (л.д. 109 - 112).
Шалинским сельсоветом предоставлена выписка из финансово-лицевого счета, согласно которой по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ на регистрационном учете состоят: Третьякова А.А. (глава), Третьяков Д.П. (сын), Третьяков С.П. (сын), Третьякова К.П. (дочь), и эти же сведения предоставлены ООО РостТех» (л.д. 7, 32, 98).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края издан приказ №-од, в соответствии с которым ООО «РостТех» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Красноярской правобережной зоны Красноярского края сроком на 10 лет, при этом в состав указанной технологической зоны входит, в том числе и Манский р-н Красноярского края, что прямо указано в приказе Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23 сентября 2016 г. № 1/451-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае».
Третьякова А.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к руководителю Манского ОП ООО «РостТех» с заявлением о заключении с ней договора на вывоз ТКО с ноября 2021 г., поскольку <адрес> жилой дом новая, мусоровоз по ней не проходит, в связи с чем ранее услуга не оказывалась.
ДД.ММ.ГГГГ на указанное обращение Третьякова А.А., зарегистрированному ООО «РостТех» под номером 8282 (вход.), направлен ответ, из которого следует, что: 1) заключение с Третьякова А.А. в письменной форме договора не требуется, и его не заключение не освобождает потребителя от оплаты за оказанные услуги в области обращения с ТКО; 2) начисление оплаты за предоставленную услугу по обращению с ТКО по адресу расположения Спорного дома произведено, исходя из числа постоянно приживающих и временно проживающих потребителей, с даты регистрации в жилом помещении; 3) услуга по обращению с ТКО оказывается мешковым способом еженедельно по субботам, в связи с чем у регионального оператора нет оснований для предоставления перерасчета за 2019 - 2020 гг. (л.д. 8, 9 - 10).
ООО «РостТех», как следует из представленных доказательств, является региональным оператором, оказывающим услуги по обращению с ТКО по месту нахождения Спорного дома, а Третьякова А.А., в свою очередь, является сособственником этого дома, относящегося к категории индивидуальных жилых домов, в связи с чем в силу положений ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, пп 1, 4 и 5 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», подп. В п. 8(1), пп. 8(4), 8(8) Правил обращения с ТКО Третьякова А.А., как потребитель коммунальных услуг, вправе требовать от ООО «РостТех» заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
ЖК РФ, с учетом положений ч. 6 ст. 157.2, действительно не предусматривает обязанности регионального оператора на заключение с потребителем коммунальных услуг письменного договора на оказание по обращению с ТКО, который в силу положений пп. 1, 3 ст. 426 ГК РФ, п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», является публичным договором, однако такое ограничение распространяется только на собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, к которым Третьякова А.А., учитывая назначение Спорного дома, не относится.
Третьякова А.А. в рамках поданного заявления от ДД.ММ.ГГГГ № (вход.), поданного в адрес ООО «РостТех», ставит вопрос о заключении с ней «договора на вывоз ТКО, который является договором на оказание услуг по обращению с ТКО, и данное обращение Третьякова А.А. должно соответствовать требованиям, предусмотренным пп. 8(6), 8(7) Правил обращения с ТКО, однако в этом обращении всех сведений, предусмотренных этими Правилами, Третьякова А.А. не указано, в частности в нем отсутствует ссылка на полные анкетные данные Третьякова А.А., об ее паспорте или ином документе, удостоверяющим ее личность, равно как и нет в нем сведений о месте нахождения жилого дома, в отношении которого требуется заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Несоответствие указанного заявления Третьякова А.А. требованиям пп. 8(6), 8(7) Правил обращения с ТКО свидетельствует о том, что ООО «РостТех» в силу положений п. 8 (8) этих Правил было обязано направить в адрес Третьякова А.А. в течение 05 рабочих дней с момента поступления ее заявления в адрес Общества уведомление в письменной форме о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостановить рассмотрение заявки Третьякова А.А. до получения недостающих сведений и документов, и только в случае, если недостающие сведения и (или) документы не были бы представлены Третьякова А.А. в течение 15 рабочих дней со дня получения ею такого уведомления в адрес ООО «РостТех», это Общество получило бы право прекратить рассмотрение заявки потребителя и возвратить ее Третьякова А.А. с указанием причин возврата.
ООО «РостТех» тем не менее, порядок, установленный п. 8(8) Правил обращения с ТКО, в отношении Третьякова А.А. не соблюло, а это в силу положений ст. 12, пп. 1, 3 ст. 426, пп. 1, 4 ст. 445 ГК РФ, ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, позволяет суду признать незаконным ответ ООО «РостТех» от ДД.ММ.ГГГГ № (исход.), направленный на заявление Третьякова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ № (вход.), и возложить на данное Общество обязанность в течение 05 рабочих дней с момента вступления судебного решения в законную силу повторно рассмотреть указанное заявление Третьякова А.А. о заключении с ней договора на оказание услуг по обращению с ТКО по месту нахождения Спорного дома и при устранении Третьякова А.А. в течение 15 рабочих дней недостатков этого заявления с момента получения соответствующего уведомления заключить с Третьякова А.А. письменный договор на оказание услуг по обращению с ТКО по месту нахождения Спорного жилого помещения в соответствии с условиями, предусмотренными типовой формой такого договора, утвержденной Правилами обращения с ТКО.
ДД.ММ.ГГГГ Третьякова А.А. обратилась в ООО «РостТех» с заявлением о получении платежного документа на оплату услуг по обращению с ТКО.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «РостТех» в адрес Третьякова А.А. направлен ответ, из которого следует, что расчет платы по обращению с ТКО по месту нахождения Спорного дома произведен с ДД.ММ.ГГГГ (дата регистрации права собственности на объект недвижимости по выписке из ЕГРН), а с ДД.ММ.ГГГГ расчет производился с учетом количества зарегистрированных лиц, на основании предоставленной Третьякова А.А. выписки из похозяйственной книги Шалинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ: 1) октябрь 2019 г. по тарифу 79,74, 2(4) количество проживающих (собственников), начислено 164 руб. 63 коп.; 2) с ноября 2019 г. по сентябрь 2020 г. по тарифу 79,74, 04 - количество проживающих, начислено - 318 руб. 97 коп. ежемесячно; 3) с октября 2020 г. по июнь 2021 г. по тарифу - 75,75, 04 - количество проживающих, начислено - 303 руб. 00 коп. ежемесячно; 4) с июля 2021 г. по октябрь 2021 г. по тарифу - 81,28, 04 - количество проживающих, начислено 325 руб. 12 коп. ежемесячно, в общем размере 7 700 руб. 78 коп. (л.д. 107 - 108).
ООО «РостТех» предоставлена также справка о состоянии лицевого счета 3194964, по адресу нахождения Спорного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что расчет производился следующим образом: 1) октябрь 2019 г. (79,74/31 день Х 2 дн. Х 2 чел.)+(79,74/31 день Х 15 дн. Х 4 чел.) = 164 руб. 63 коп.; 2) с ноября 2019 г. по сентябрь 2020 г. по тарифу - 79,74, 04 - количество проживающих лиц, начислено - 318 руб. 97 коп. ежемесячно; 3) с октября 2020 г. по июнь 2021 г. по тарифу - 75,75, 04 - количество проживающих лиц, начислено - 303 руб. 00 коп. ежемесячно; 4) с июля 2021 г. по октябрь 2021 г. по тарифу - 81,28, 04 - количество проживающих лиц, начислено - 325 руб. 12 коп. ежемесячно; 5) с ноября 2021 г. по февраль 2022 г. по тарифу 107,12, 04 - количество проживающих лиц, начислено - 428 руб. 46 коп. ежемесячно, на общую сумму 9 414 руб. 62 коп., при этом, в феврале 2022 г. было оплачено 1 565 руб. 00 коп., остаток долга оставляет 7 849 руб. 62 коп. (л.д. 99).
ООО «РостТех» предоставлены сведения о том, что в октябре 2019 г. мусоровоз прибывал на <адрес> в <адрес> 8 раз (ДД.ММ.ГГГГ 2 раза, ДД.ММ.ГГГГ 3 раза, ДД.ММ.ГГГГ 1 раз, ДД.ММ.ГГГГ 2 раза), в ноябре 2019 г. 12 раз (ДД.ММ.ГГГГ 2 раза, ДД.ММ.ГГГГ 1 раз, ДД.ММ.ГГГГ 2 раза, ДД.ММ.ГГГГ 1 раз, ДД.ММ.ГГГГ 2 раза, ДД.ММ.ГГГГ 1 раз, ДД.ММ.ГГГГ 3 раза), в декабре 2019 г. 15 раз (ДД.ММ.ГГГГ 1 раз, ДД.ММ.ГГГГ 2 раза, ДД.ММ.ГГГГ 2 раза, ДД.ММ.ГГГГ 2 раза, ДД.ММ.ГГГГ 3 раза, ДД.ММ.ГГГГ 2 раза, ДД.ММ.ГГГГ 2 раза, ДД.ММ.ГГГГ 1 раз), в январе 2020 г. 11 раз (ДД.ММ.ГГГГ 2 раза, ДД.ММ.ГГГГ 2 раза, ДД.ММ.ГГГГ 3 раза, ДД.ММ.ГГГГ 2 раза, ДД.ММ.ГГГГ 2 раза) (л.д. 101-102).
Третьякова А.А., согласно ее обращению от ДД.ММ.ГГГГ № (вход.) сослалось на то, что услуга по вывозу ТКО ей не оказывалась, а соответственно в силу положений пп. 106, 108, 109 Правил предоставления коммунальных услуг ООО «РостТех» было обязано организовать проверку качества оказываемых услуг, составить об этом соответствующий акт, однако доказательств проведения соответствующей проверки суду ООО «РостТех» не представлено, а это также свидетельствует о незаконности данного в адрес Третьякова А.А. ответа ООО «РостТех» от ДД.ММ.ГГГГ № (исход.), при этом суд учитывает то, что сведения об указанной периодичности вывоза ТКО по месту нахождения Спорного дома не были подтверждены данными тахографов, установленных на грузовые автомобилях, задействованных ООО «РостТех» в вывозе ТКО с территории <адрес>.
ООО «РостТех» к тому же, как следует, из ответа, направленного в адрес Третьякова А.А., признает, что вывоз ТКО по месту нахождения Спорного жилого помещения осуществляется мешковым способом еженедельно по субботам, однако такая периодичность вывоза ТКО не соответствует периодичности, установленной п. 17 Приложения № 1 Правил оказания коммунальных услуг, согласно которым вывоз ТКО должен осуществляться: А) в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток; Б) в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз), а в связи с чем суд в целях устранения нарушений прав Третьякова А.А. в сфере обращения с ТКО, принимая во внимание заявленные ею период отсутствия вывоза ТКО по месте нахождения Спорного дома с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возлагает на ООО «РостТех» обязанность осуществить проверку соблюдения сроков, установленных п. 17 Приложении № 1 Правил предоставления коммунальных услуг, по своевременному вывозу ТКО в отношении Спорного дома и произвести перерасчет платы, начисленной Третьякова А.А. за указанный период в соответствии с расчетной формулой, предусмотренной п. 17 Приложения № этих Правил (за каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с Приложением № 2 к этим Правилам).
Положениями ч. 1 ст. 88 ГПК РФ установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Правилами ч. 1 ст. 103 ГПК РФ определено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Третьякова А.А. заявлены исковые требования, направленные на защиту ее прав в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, и при подаче искового заявления ею в соответствии с положениями подп. 4 п. 2 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина на сумму 300 руб. 00 коп. не оплачивалась, а соответственно при удовлетворении ее исковых требований суд на основании положений ст. ст. 88, 103 ГПК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ взыскивает с ООО «РостТех» в пользу бюджета муниципального образования «Манский район Красноярского края» неуплаченную государственную пошлину на сумму 300 руб. 00 коп.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Третьякова А.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «РостТех» - удовлетворить частично.
Признать незаконным ответ Общества с ограниченной ответственностью «РостТех» от ДД.ММ.ГГГГ № (исход.), направленный на заявление Третьякова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ № (вход.).
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «РостТех» обязанности по устранению допущенных нарушений прав потребителя Третьякова А.А. в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами:
1) в течение 05 рабочих дней с момента вступления судебного решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Третьякова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ № (вход.) о заключении с ней договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по месту нахождения индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №) и при устранении Третьякова А.А. в течение 15 рабочих дней недостатков этого заявления с момента получения ею соответствующего уведомления заключить с ней письменный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по месту нахождения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №) в соответствии с условиями, предусмотренными типовой формой договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641;
2) осуществить проверку соблюдения сроков, установленных в п. 17 Приложении № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, своевременного вывоза твердых коммунальных отходов в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и произвести перерасчет платы, начисленной Третьякова А.А. за указанный период в соответствии с расчетной формулой, предусмотренной п. 17 Приложения № 1 этих Правил (за каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с Приложением № 2 к этим Правилам).
В остальной части исковые требования Третьякова А.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «РостТех» - оставить без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «РостТех» в пользу бюджета муниципального образования «Манский район Красноярского края» неуплаченную государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано участниками процесса в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы или представления через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Мордвинов
Резолютивная часть решения оглашена 28 апреля 2022 г.
Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2022 г.
Копия верна
судья Манского районного суда Красноярского края А.П. Мордвинов