РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калужский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Паршиной Р.Н.,
при секретаре Гамидовой Р.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>
10 ноября 2015 года
Гражданское дело № по иску Корнеева А. А., Гаврикова С. В. и Латунова М. А. к ФИО5 управе <адрес>, УГХ <адрес>, Управлению строительства и земельных отношений <адрес> о возложении обязанности выполнить работы,
УСТАНОВИЛ
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в суд с вышеназванным иском.
Уточнив требования, истцы просили обязать УГХ <адрес> за счет средств бюджета МО «<адрес>» обеспечить проектирование автомобильных дорог и тротуаров на <адрес>, <адрес> <адрес> путем заключения соответствующего муниципального контракта и контроля за его исполнением; Обязать Управление строительства и земельных отношений <адрес> за счет средств бюджета МО «<адрес>» обеспечить строительство автомобильных дорог и тротуаров на <адрес>, <адрес> <адрес> путем заключения соответствующего муниципального контракта и контроля за его исполнением.
В обоснование заявленных требований, истцы указали, что на указанных улицах и переулках отсутствуют дороги и тротуары, из-за чего проезд и проход граждан к месту жительства и к принадлежащему им имуществу затруднен. Отсутствие обустроенных дорог и тротуаров на указанных улицах и переулках нарушает право истцов и создает опасность для жизни и здоровья истцов.
В судебном заседании истец Корнеев А.А и его представитель по доверенности Резниченко Ю.И., действующая также в интересах Латунова М.А., Гаврикова С.В., уточненные исковые требования поддержали.
Истцы Латунов М.А. и Гавриков С.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, письменно просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Городской управы <адрес> и УГХ <адрес> по доверенности Финошкина Н.Б. иск не признала.
Представитель Управления строительства и земельных отношений <адрес> по доверенности Соловьев Ю.Г. иск не признал.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что истцам предоставлены под индивидуальное жилищное строительство земельные участки в <адрес> <адрес>.
Из материалов дела видно, что в данной зоне застройки расположены также <адрес>, <адрес>.
Судом достоверно установлено, что не оспаривается ответчиками, что указанная территория находится в границах МО «<адрес>», автомобильной дорогой не обустроена.
Из объяснений истцов следует, дороги на указанных улицах и переулках являются грунтовыми, в некоторых местах - засыпаны щебнем.
Данное обстоятельство подтверждается, кроме объяснений истцов, фотографиями, материалами дела и не оспаривается ответчиками.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о несоответствии дорог по указанному адресу требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Доводы представителя Городской управы <адрес> о том, что дороги в данном микрорайоне <адрес> не включены в реестр муниципальной собственности, судом приняты быть не могут, поскольку они противоречат положениям п. 9 ст. 6 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон N 257-ФЗ).
В соответствии с положениями п.5 статьи 3 Закона № 257-ФЗ элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
На основании п. 5 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава МО «<адрес>» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 Закона N 257-ФЗ).
В силу п. 6 ст. 13, п. 1, 2, 3, ст. 17 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ст. 3 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее «Закон № 196-ФЗ») основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения (ст. 5 Закона N 196-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст. 11 Закона N 196-ФЗ проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Положением об управлении городского хозяйства <адрес>, утвержденным постановлением Городского Головы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), предусматривается, что разработка и осуществление мероприятий по повышению безопасности дорожного движения относится к компетенции названного управления.
Положением об управлении строительства и земельных отношений <адрес> утв. Решением Городской Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №, предусмотрено, что данное управление участвует в разработке и реализации муниципальных программ, а также в реализации федеральных и областных программ, включая программы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту муниципальных объектов капитального строительства; Участвует в формировании и реализации адресной инвестиционной программы (планирование инвестиций, разработка инвестиционных проектов и т.д.) по вопросам, входящим в компетенцию управления; обеспечивает единое руководство системой строительства городских объектов, учреждениями, реализующими муниципальную политику в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта муниципальных объектов.
Поскольку установлено отсутствие автомобильной дороги и тротуаров на вышеуказанных улицах <адрес> и Городской управой <адрес> мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения и по строительству дорог и тротуаров не запланированы, то суд приходит к выводу о необходимости возложить на УГХ <адрес> обязанность обеспечить проектирование автомобильных дорог и тротуаров на <адрес> <адрес>, а также согласно п. 4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства. Общие требования», п.п.11.4-11.5 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и п.ДД.ММ.ГГГГ «Региональных норм «Градостроительство. Планировка и застройка населенных пунктов <адрес>» обеспечить обустройство тротуарами указанные улицы; а на Управление строительства и земельных отношений <адрес> – строительство автомобильных дорог на указанных выше улицах.
Согласно Уставу МО «<адрес>» выполнение данных видов работ осуществляется за счет средств бюджета МО «<адрес>».
Учитывая положения ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", исходя из принципов разумности, суд полагает необходимым установить сроки для УГХ <адрес> по обеспечению проектирования автомобильных дорог и тротуаров на <адрес>, <адрес> <адрес> <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу и для обустройства тротуаров - после проведения работ по строительству дорог; для Управления строительства и земельных отношений <адрес> для обеспечения строительства автомобильных дорог на <адрес>, <адрес> <адрес> - в течение года после проведения работ по проектированию дорог.
Учитывая вышеизложенное, исходя из установленных по делу обстоятельств, подтвержденных исследованными в судебном заседании доказательствами, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцами требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Корнеева А.А., Гаврикова С.В. и Латунова М.А. удовлетворить.
Обязать Управление ФИО5 хозяйства <адрес> за счет средств бюджета МО «<адрес>» обеспечить проектирование автомобильных дорог и тротуаров на <адрес> <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Управление строительства и земельных отношений <адрес> за счет средств бюджета МО «<адрес>» обеспечить строительство автомобильных дорог на <адрес>, <адрес> <адрес> в течение года после проведения работ по проектированию дорог.
Обязать Управление ФИО5 хозяйства <адрес> за счет средств бюджета МО «<адрес>» обеспечить строительство пешеходных тротуаров на <адрес>, <адрес> <адрес> после проведения работ по строительству дорог на <адрес>, <адрес> <адрес> <адрес>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме.
Председательствующий подпись Р.Н.Паршина
Копия верна.
Решение изготовлено 16.11.2015г.