Решение по делу № 33-4785/2017 от 30.08.2017

Докладчик Филимонова И.В.         Апелляционное дело №33-4785/2017

Судья Иванов О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 октября 2017 года                г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Нестеровой А.А.,

судей Стародубцевой Л.И., Филимоновой И.В.,

при секретаре судебного заседания Яковлеве А.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Порейкиной Екатерины Ивановны к администрации Красночетайского района Чувашской Республики о восстановлении в очереди на получение государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности и выделении денежных средств в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»,

поступившее по апелляционной жалобе Порейкиной Екатерины Ивановны на решение Ядринского районного суда Чувашской Республики от 8 июня 2017 года.

Заслушав доклад судьи Филимоновой И.В., судебная коллегия

установила:

обратившись в суд с указанным иском, Порейкина Е.И. просила восстановить ее в очереди на получение государственной поддержки на строительство (приобретения) жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и обязать ответчика выделить ей в рамках данной федеральной целевой программы денежные средства на приобретение жилья.

В обоснование требований Порейкиной Е.И. указаны следующие обстоятельства.

Порейкина Е.И., проживая в сельской местности в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, ..... года администрацией Красночетайского сельского поселения Чувашской Республики принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по программе «Социальное развитие села до 2013 года». Истица указывает о неоднократном обращении в администрацию Красночетайского района Чувашской Республики о выделении денежных средств в форме субсидии на улучшение жилищных условий в рамках мероприятий по улучшению жилищных условий, однако администрация района, не предоставив ей ни жильё, ни субсидию на приобретение жилья, сообщила в ответе на запрос истицы об отсутствии оснований для участия Порейкиной Е.И. в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территории на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Истица, полагая, что действиями (бездействиями) ответчика нарушаются ее права на улучшение жилищных условий, обратилась в суд с указанным иском.

Решением Ядринского районного суда Чувашской Республики от 8 июня 2017 года в удовлетворении иска отказано.

На указанное решение Порейкиной Е.И. подана апелляционная жалоба на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности. Излагая свое несогласие с принятым решением, истицей приведены доводы, аналогичные основаниям заявленного иска.

Истица Порейкина Е.И. в судебном заседании в суде апелляционной инстанции просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Ответчик администрация Красночетайского района Чувашской Республики, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, извещенные надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились.

В соответствии с частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Рассмотрев настоящее дело в соответствии с требованиями части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения Порейкиной Е.И., изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая настоящие требования, суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, права и обязанности которого затрагиваются принятым решением, поскольку как усматривается из материалов дела, предметом спора является реализация прав истицы на улучшение жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

В целях реализации указанной федеральной целевой программы постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 февраля 2014 года № 53 утвержден «Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности», контроль за выполнением настоящего постановления возложен на Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики.

В соответствии с пунктом 2.9 «Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности» Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики на основании списков и документов, представленных органами местного самоуправления муниципальных районов в соответствии с пунктом 2.8 настоящего Порядка, в течение 30 рабочих дней формирует и с учетом объема субсидий на финансирование мероприятий утверждает сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Основанием для принятия Минсельхозом Чувашии решения об отказе в признании заявителей участниками мероприятий и возврата документов заявителей органам местного самоуправления муниципальных районов с указанием причин возврата является несоответствие заявителя – гражданина условиям, указанным в пункте 5 Типового положения.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Учитывая, что суд первой инстанции, приняв решение, не привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, права и обязанности которого затрагиваются заявленными требованиями, суд апелляционной инстанции в соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

Переходя к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики.

Вследствие этого и на основании пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение Ядринского районного суда Чувашской Республики от 8 июня 2017 года подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.

Принимая в соответствии с частью 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации новое решение по делу, судебная коллегия исходит из следующего.

Из материалов дела следует, что ..... года Порейкина Е.И. обратилась в администрацию Красночетайского района с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года».

Распоряжением администрации Красночетайского сельского поселения Красночетайского района Чувашской Республики № ..... от ..... года Порейкина Е.И. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года».

Из письменного отзыва администрации Красночетайского района следует, что по состоянию на ..... года Порейкина Е.И. числилась в сводном списке по району в рамках реализации вышеуказанной программы под номером ......

Рассматривая заявленные требования судебная коллегия учитывает положения следующих правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.

Так, в соответствии со статьями 2, 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Одной из категорий граждан, которые наделены правом на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильём за счет средств окружного (федерального) бюджета, являются граждане, проживающие в сельской местности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» (далее по тексту – Программа) с целью улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, обеспечение жильём категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.

В рамках Программы в соответствии с Порядком формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 186 от 18 июня 2008 года, список участников мероприятий формировался в порядке очередности исходя из времени подачи гражданином заявления на участие в Программе.

Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 года № 2071-р.

Предоставление государственной поддержки на улучшение жилищных условий в рамках Программы осуществляется в соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.

Согласно указанному Типовому положению, социальные выплаты на улучшение жилищных условий предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим в сельской местности.

В соответствии с Типовым положением преимущественное право на получение социальных выплат имеют граждане, постоянно проживающие в сельской местности, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность (основное место работы) в сельской местности в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности; имеющих собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья; признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В связи с окончанием срока действия программы «Социальное развитие села до 2013 года» разработана Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 гг. и на период до 2020 года».

Пунктом I Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года») установлено, что названное Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим и работающим на селе, либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

В соответствии с пунктом 5 Типового положения, являющегося приложением №4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года № 598, предоставление гражданам социальных выплат осуществляется согласно следующей очередности:

а) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);

б) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);

в) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;

г) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;

д) гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в подпунктах «а» - «г» настоящего пункта), изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);

е) гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в подпунктах «а» - «г» настоящего пункта), изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений.

Согласно пункту 6 Типового положения, в каждой из указанных в пункте 5 настоящего Типового положения групп граждан очередность определяется в хронологической последовательности по дате подачи ими заявления в соответствии с пунктом 19 настоящего Типового положения с учетом первоочередного предоставления социальных выплат:

а) гражданам, имеющим трех и более детей;

б) гражданам, включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года».

Как следует из статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Между тем, Порейкиной Е.И. не представлены доказательства осуществления трудовой деятельности на селе и иные основания, дающие право участвовать в рамках реализации вышеуказанной Программы.

Кроме того, из смысла вышеприведенных положений следует, что в каждой группе граждан, претендующих на получение социальных выплат по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», изъявивших желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир) (подп. б п. 5 Типового положения), должна вестись отдельная очередь в хронологической последовательности по дате подачи заявления, и, соответственно, приниматься решение жилищной комиссии.

Между тем, как установлено судом апелляционной инстанции, ответчиком решение об исключении Порейкиной Е.И. из числа участников федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», не принималось.

Также ответчиком не принималось и решение о включении истицы в список участников федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», поскольку Порейкина Е.И. с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» не обращалась.

Следовательно, требование истицы о восстановлении ее в очереди на получение государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» не может быть удовлетворено.

При таких обстоятельствах, судебной коллегия приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.

Судебная коллегия, рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая положения вышеизложенного действующего законодательства, выносит новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Порейкиной Е.И. к администрации Красночетайского района Чувашской Республики о восстановлении в очереди на получение государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности и обязании выделить денежные средства в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328, 329, частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ядринского районного суда Чувашской Республики от 08 июня 2017 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Порейкиной Екатерины Ивановны к администрации Красночетайского района Чувашской Республики о восстановлении в очереди на получение государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности и обязании выделить денежные средства в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» отказать.

Председательствующий А.А.Нестерова

Судьи Л.И. Стародубцева

И.В. Филимонова

33-4785/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении ИСКА (заявлении)
Истцы
Порейкина Е.И
Ответчики
Администрация Красночетайского района ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Филимонова И.В.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
30.08.2017Передача дела судье
04.10.2017Судебное заседание
04.10.2017Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
04.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2017Судебное заседание
07.11.2017Передано в экспедицию
07.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее