Дело № 33-431/2023 (33-5117/2022) Докладчик Клокова Н.В.
(суд 1 инст. № 2-1380/2022) Судья Гудимов А.С.
УИД: 33RS0015-01-2022-002379-71
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой Д.В.,
судей Клоковой Н.В., Швецовой Н.Л.,
при секретаре Уваровой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире
25 января 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Петушинского района Владимирской области на решение Петушинского районного суда Владимирской области от 18 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Клоковой Н.В., выслушав представителя истца прокурора Шигонцеву В.А., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор ****, действуя в интересах Дроновой А.А., обратился в суд с иском к администрации **** о возложении обязанности обеспечить Дронову А.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, за счет бюджета ****.
В обоснование заявленных требований указано, что постановлением администрации **** от **** Дронова А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, однако, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Помощник прокурора Медведева А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
В судебном заседании истец Дронова А.А. поддержала заявленные прокурором требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации **** Свинкова Е.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора. В обоснование возражений, не оспаривая наличие у Дроновой А.А. права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения как лица, оставшегося без попечения родителей, указала, что администрация **** надлежащим образом исполняет переданные государственные полномочия, приобретая на все средства субвенции квартиры и распределяя их в хронологическом порядке при возникновении права на получение жилого помещения. Дронова А.А. внесена в список на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда и числится под ****. Также отметила, что до предоставления Дроновой А.А. жилого помещения она вправе получать денежную компенсацию за наем жилья.
Представитель третьего лица - департамента образования администрации **** в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором полагал исковые требования Дроновой А.А. неподлежащими удовлетворению. В обоснование возражений указал, что право Дроновой А.А. на обеспечение жилым помещением не нарушено, поскольку действующим законодательством не ограничен возраст реализации права на жилье и не предусмотрено немедленное предоставление жилого помещения при наступлении права.
Представитель органа опеки и попечительства администрации **** Батурина С.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании оставила решение по делу на усмотрение суда.
Решением Петушинского районного суда **** от
**** исковые требования прокурора ****, действующего в интересах Дроновой А. А., к администрации **** о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения удовлетворены
На администрацию **** (****) возложена обязанность предоставить Дроновой А. А. (СНИЛС ****) на основании договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет бюджета ****.
В апелляционной жалобе глава администрации **** Курбатов А.В. просит решение суда отменить, исковые требования Дроновой А.А. оставить без удовлетворения. В обоснование жалобы ссылается на то, что действующим законодательством в области обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрено внеочередное либо немедленное предоставление жилых помещений. Просит принять во внимание, что администрацией принимаются реальные действия по выполнению требований судебных актов, приобретаются и распределяются квартиры другим детям-сиротам. Указывает, что при отсутствии бюджетных ассигнований решение суда является неисполнимым.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Дронова А.А., представитель ответчика - администрации ****, представители третьих лиц - департамента образования администрации ****, отдела опеки и попечительства Управления образования администрации **** не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что позволяет судебной коллегии, в силу положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями)
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).
В ходе судебного разбирательства установлено, что Черномарецкая А. А. родилась **** в ****.
Вступившим в законную силу заочным решением Петушинского районного суда Владимирской области от 22 ноября 2005 года **** лишена родительских прав в отношении ее несовершеннолетних детей: ****, и Черномарецкой А. А., **** года рождения.
Из свидетельства о рождении серии **** **** от **** следует, что сведения об отце Черномарецкой А.А. отсутствуют (л.д. ****
Постановлением главы администрации **** **** от **** над несовершеннолетней Черномарецкой А.А. установлена опека, опекуном назначена Черномарецкая Т.В. (л.д****
Черномарецкая А.А зарегистрирована и проживает по адресу: **** (л.д.****
Данное жилое помещение предоставлено нанимателю Черномарецкой Т.В. на основании договора социального найма жилого помещения **** от ****. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены: Черномарецкая К.А., Козлова О.А., Черномарецкий Е.А., Черномарецкая А.А. (****
Постановлением администрации **** **** от **** установлен факт невозможности проживания Черномарецкой А.А. в указанном жилом помещении (л.д.****
Постановлением администрации **** **** от **** Черномарецкая А.А. включена в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.****
**** Черномарецкая А.А. и Дронов А.В. заключили брак, после заключения брака супруге присвоена фамилия -Дронова (л.д.****
Право на обеспечение жилым помещением, соответствующим установленным нормам, возникло у Дроновой А.А., относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ****, то есть, по достижении возраста 18 лет.
Жилым помещением специализированного жилищного фонда, отвечающим санитарным и техническим требованиям, Дронова А.А. до настоящего времени не обеспечена.
Разрешая спор и приходя к выводу о праве Дроновой А.А. на предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда, суд первой инстанции исходил из того, что иного жилого помещения, занимаемого на основании договора социального найма или на праве собственности, она не имеет, признана нуждающейся в жилом помещении.
Установив, что Дронова А.А. обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на предусмотренные законом меры социальной поддержки, ответчик обязанность по немедленному предоставлению жилья не исполнил, суд удовлетворил исковые требования о возложении на администрацию Петушинского района обязанности обеспечить истца жилым помещением.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения сторон, к установленным фактическим обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством в области обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрено внеочередное либо немедленное предоставление жилых помещений, судебной коллегией отклоняются, поскольку гарантированное законом право Дроновой А.А. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади, от времени постановки на учет и соблюдения порядка очередности, предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральное законодательство не установило, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.
Судебная коллегия учитывает также, что установленная статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ необходимость формирования списка льготной категории граждан служит целям предварительного планирования числа нуждающихся и призвана обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для их получения, но не с целью формирования очередности в обеспечении жильем по времени включения в список, создания задолженности по жилищному обеспечению и решению при этом проблемы конкуренции льготников.
При этом порядок выделения из областного бюджета субвенций на приобретение жилых помещений данной категории лиц урегулирован действующим законодательством и не требует дополнительного решения.
Таким образом, установив, что Дронова А.А., включенная в список и достигшая совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечена, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешил спор в соответствии с требованиями закона. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Петушинского районного суда Владимирской области от
18 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Петушинского района Владимирской области – без удовлетворения.
Председательствующий Д.В. Яковлева
Судьи И.В. Фирсова
Н.В. Клокова
Справка: апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 1 февраля 2023 года.