Дело № 33а-6740/2018 город Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего Унтевской Е.Л.,
судей Герасимовой О.В., Поздняковой О.Ю.,
при секретаре Павловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 сентября 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяственная компания «Союз» к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании предписаний об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской федерации № от 20 мая 2018 года и № от 21 августа 2017 года незаконными, их отмене, по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственная компания «Союз» на решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 11 июля 2018 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения представителя административного истца - Клюшенко А.И., представителя Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю Нартовой Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО «Сельскохозяйственная компания «Союз» (далее ООО «СК «Союз») обратилось в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании предписаний об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской федерации № от 20 мая 2018 года и № от 21 августа 2017 года незаконными, их отмене, ссылаясь на то, что Управлением Россельхознадзора 30.05.2018 года вынесено предписание о невыполнении в срок работ по рекультивации участка из земель сельскохозяйственного назначения, и совершении тем самым правонарушения, предусмотренного ч.25 ст. 19.5 КоАП РФ. Административный истец считает предписания от 20.05.2018 года и 21.08.2017 года не законными, поскольку арендатор по Акту приема-передачи от 01.12.2015 года к Договору №, от 22.03.2010 среди иных земельных участков сельскохозяйственного назначения получил земельный участок с кадастровым номером № и разрешенным использованием – ведением сельскохозяйственного производства. Часть участка (2.32 га) занимали 4 обводненных карьера глубиной 5-8 м, что изначально исключает эту площадь из ведения сельского хозяйства в качестве пашни. По словам Арендодателя (администрации района), их наличие на данном участке неоднократно фиксировалось арендодателем, Россельхознадзором и прежним арендатором еще в период 2010-2014 годах, что отражено в имеющейся переписке и в названном Акте приема-передачи от 01.12.2015 года, а площадь поля- выведена им из вида использования (пашня) в иное сельскохозяйственное назначение – рыболовство и птицеводство еще 29.07.2011 году прежним Арендатором. С учетом указанной оговорки – использования обводненной части участка под птицеводство и рыболовство, после 01.12.2015 года было принято в аренду заявителем.
В июле 2017 года Россельхознадзором в адрес арендатора вынесено предписание, обязывающее арендатора произвести рекультивацию данных карьеров (до состояния пашни) в срок до 15.05.2018 года. Полагает, что в соответствии с Актом проверки № и обжалуемым предписанием № об устранении выявленного нарушения земельного законодательства, основанием для ответственности в части рекультивации, фактически явился статус арендатора. Считает вынесенные предписания в адрес административного истца незаконными, поскольку факт наличия карьеров на спорном участке в период 2010-2014 годов был выявлен раньше чем Обществу были выделены эти участки в аренду, в связи с чем последний не имеет к их возникновению никакого отношения. Из оспариваемых предписаний Россельхознадзора за 2017, 2018 года не следует факта вины Общества в образовании карьеров. Таким образом, при наличии необходимых документов о времени, факте правонарушения и установленном виновном лице, к ответственности привлекается заведомо невиновное лицо - «арендатор» по факту своего статуса. Полагает, что обжалуемые предписания вынесены с существенным нарушением процессуальных норм КоАП РФ, ЗК РФ, что нарушает права Общества, не соответствуют требованиям и названным нормам закона, вынесены в отношении непричастного лица и незаконно возлагают на него выполнение обязанностей по рекультивации, а потому изначально являются ничтожными.
Решением Бикинского городского суда Хабаровского края от 11.07.2018 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе директор ООО «СК «Союз» Коломейчук М.Л. с решением суда не согласен, просит его отменить и производство в части предписаний Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАо № от 21.08.2017 года и № от 20.05.2018 года прекратить в силу их ничтожности. Указывает, что основанием рекультивации по утверждению Управления является факт ненадлежащего контроля заявителем за участком и невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель в силу ст. 8.7 КоАП РФ. Однако только в декабре 2015 года данное поле было получено заявителем по акту приема-передачи, с оговоркой о наличии на нем карьеров с выбранным из них объемом грунта порядка 250 000 куб.м., а данные карьеры были обнаружены Россельхознадзором еще в 2009, 2014 годах, то есть до взятия данных участков Обществом в аренду, а следовательно, предписания вынесенные в адрес Общества ничтожны, из-за несоответствия фактическим обстоятельствам и процессуальным требованиям закона и потому не порождают правовых последствий с момента их вынесения. В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Приняв за основу констатацию норм КоАП РФ, суд как и надзорный орган, вменяет заявителю отсутствие охраны участка. Однако, административная ответственность установлена только за нарушение охраны почвы участка от негативного воздействия и наступает в случаях ухудшения качественного состояния земель, что и является квалифицирующим признаком состава нарушения по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ. Однако, подтвердить ухудшение почв заключением о качественном состоянии Управление не в состоянии в силу отсутствия с 2009 года слоя почвы над карьерами, что не мешает ему требовать физической охраны этого же арендатором. Вывод суда о доказанности вины в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ не основаны на законодательстве РФ.
Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно статье 54 Земельного кодекса РФ в случае выявления при осуществлении государственного земельного надзора предусмотренных пп. 1 п. 2 ст. 45 Земельного кодекса РФ нарушений требований земельного законодательства федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, выдают землепользователям, землевладельцам предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Форма предписания об устранении выявленного нарушения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (часть 5 статьи 71).
Как установлено судом, собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 94,78 га, является Бикинский муниципальный район Хабаровского края.
ООО «СК «Союз» является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 94,78 га. Данный земельный участок имеет категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием – для ведения сельскохозяйственного производства.
Согласно условиям договора аренды находящихся в государственной собственности земельных участков от 22.03.2010 № указанный выше земельный участок был предоставлен ООО «СК « Союз» под пашню. Срок договора аренды земельного участка определен с 06.11.2009 года по 05.11.2058 год. Юридическое лицо ООО «СК «Союз» обязано поддерживать участок в надлежащем и соответствующем санитарном состоянии, проводить мероприятия по предотвращению деградации, загрязнения, других негативных воздействий хозяйственной деятельности на земельном участке.
Согласно Акту приема-передачи от 01.12.2015 года у принимающей стороны ООО «СК «Союз» отсутствовали претензии в отношении принимаемого земельного участка с кадастровым номером №.
С июля по август 2017 года Россельхознадзором по Хабаровскому краю и ЕАО была проведена внеплановая выездная проверка ООО «СК «Союз», с целью пресечения нарушений обязательных требований земельного законодательства, в результате которых было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 27:03:0000000:94, не огорожен, доступ на участок свободный, здания и сооружения на участке отсутствуют, нет аншлагов, запрещающих размещение мусора, каких-либо ограждений. Кроме того, зафиксировано 4 котлована (карьера), обнаружено снятие плодородного слоя почвы толщиной 20 см., а также производилась добыча общераспространенного полезного ископаемого – пескогравия, в результате чего образованы котлованы заполненные водой. На момент осмотра земельного участка обнаружены следы грузовой или погрузочной техники. Снятый плодородный слой почвы вывезен в неизвестном направлении.
21.08.2017 года Управлением Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО в адрес ООО «СК «Союз»вынесено предписание №, в котором указано произвести рекультивацию земельного участка площадью 2.32 га. Устранить указанное нарушение в установленном законодательством порядке в срок до 15.05.2018 года.
Постановлением № от 29.09.2017 года ООО «СК «Союз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ и назначен административный штраф в размере 200 000 руб., которое решением судьи Бикинского городского суда Хабаровского края от 23.11.2017 года оставлено без изменения.
Решением Хабаровского краевого суда от 12.01.2018 года решение Бикинского городского суда от 23.11.2017 года оставлено без изменения, жалоба ООО «СК «Союз» - без удовлетворения.
В мае 2018 года Россельхознадзором по Хабаровскому краю и ЕАО проведена внеплановая выездная проверка ООО «СК «Союз», по установлению факта выполнения предписания № от 21.08.2017 года по принятию мер пожарной безопасности, по проведению агротехнических и фитосанитарных мероприятий, возделывания сельскохозяйственных культур, введения земельного участка в сельскохозяйственное производство или осуществление иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности на земельном участке с кадастровым номером №, в результате которой было установлено, что ООО «СК «Союз» не предприняло действий по восстановлению земельного участка, чем нарушены обязательные требования пп.1 пп.2, п.5 ст.13 и ст.42 ЗК РФ, ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 « 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
30.05.2018 года Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО в адрес ООО «СК «Союз» вынесено предписание №, в котором предписано произвести рекультивацию земельного участка площадью 2.32 га. Устранить указанное нарушение в срок до 30.09.2018 года.
Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые предписания соответствуют требованиям закона, вынесены должностными лицами Управления Россельхознадзора обоснованно на основании выявленных нарушений, в установленной форме и при наличии соответствующих оснований в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде.
Доводы апелляционной жалобы о том, что котлованы были вырыты еще до образования юридического лица, а следовательно, в действиях ООО «СК «Союз» не установлен состав правонарушения, отмену обжалуемого решения не влекут, поскольку при рассмотрении судом требований об оспаривании предписания незаконным, судебной проверке подлежит лишь правомерность и законность вынесения оспариваемого предписания, а не законность привлечения административного истца к административной ответственности, которая подлежит проверке в рамках дела об административном правонарушении, принимаемом по нормам КоАП РФ.
Доводы о неверном указании в решении на правомерность представлений, отмену решения не влекут ввиду ошибочного названия предписаний представлениями, что не меняет существа принятого решения.
Доводы апелляционной жалобы ООО «СК «Союз» по существу сводятся к позиции административного истца, изложенной в поданном заявлении, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку доказательств, оцененных судом в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ, выводов суда, их не опровергают и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 11 июля 2018 года по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственная компания «Союз» к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании предписаний об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской федерации № от 20 мая 2018 года и № от 21 августа 2017 года незаконными, их отмене – оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственная компания «Союз» - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: Унтевская Е.Л.
Судьи: Герасимова О.В.
Позднякова О.Ю.