УИД 68RS0№-77
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе судьи Нишуковой Е.Ю., при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2, ООО «УК Порядок», НО «Фонд капительного ремонта общего имущества в многоквартирных домах <адрес>», ООО «РКС», ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания», АО «ТСК», ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» об определении порядка и размера участия в оплате коммунальных услуг и жилого помещения, возложении обязанности по заключению отдельного соглашения и выдаче отдельных платежных документов,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что она и ответчик являются собственниками жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес> (по ? доли каждый). Лицевой счет № был оформлен на обоих собственников. Однако вопрос определения порядка участия в оплате коммунальных услуг за данное жилое помещение и не достигнуто. Просит суд определить порядок и размер их участия в оплате коммунальных услуг за квартиру по вышеназванному адресу - пропорционально доле каждого, обязать ответчиков заключить с ней отдельное соглашение и выдать отдельный платежный документ.
В судебное заседание истец и ее представитель по доверенности ФИО6 не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела. В письменном заявлении представитель истца просит рассмотреть в их отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представители ответчиков ООО «УК Порядок», НО «Фонд капительного ремонта общего имущества в многоквартирных домах <адрес>», ООО «РКС», АО «ТСК», ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» в судебное заседание также не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании ответчик ФИО2 не возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что в квартире никто не проживает, поскольку после сдачи дома в эксплуатацию в ней не
производился ремонт. Истец не обращалась к нему с просьбой заключить соглашение о порядке оплаты коммунальных услуг. Вместе с тем, отметил, что между ними сложились неприязненные отношения, поскольку имелись споры о разделе совместно нажитого имущества.
В судебном заседании представитель ответчика ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания» по доверенности ФИО4 возражал против удовлетворения исковых требований в той части, которая предъявлена к его организации, поскольку истец не обращалась к ним с заявлением о выставлении отдельных платежных документов. Поэтому считает, что действиями ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания» не нарушались права ФИО1 Кроме того, при совершении фактических действий по потреблению коммунального ресурса договор на предоставление услуг будет считаться заключенным. Для того, чтобы внести изменения в программу и начислять ФИО7 отдельную плату, им будет достаточно судебного решения об определении порядка оплаты коммунальных услуг.
Изучив доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Об этом же указано в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1). Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (часть 2).
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов, и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Судом установлено, и это подтверждается выпиской из ЕГРН, что ФИО1 и ФИО2 принадлежит на праве общей долевой собственности (по 1/2 доле каждому) жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Следовательно, на каждом из них лежит обязанность по несению расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из приходящейся на них доли.
Судом также установлено, что порядок пользования спорным жилым помещением между ФИО1 и В.Н. не сложился. Равно как и не сложился порядок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги. А, поскольку между ними имеют место неприязненные отношения (о чем пояснил ответчик), то представляется, что разрешить истцу данный вопрос во внесудебном порядке не представляется возможным. Доказательств обратному не представлено.
Сведений об установке индивидуальных приборов учета в спорной квартире в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая нормы закона и разъяснения, приведенные выше, суд считает возможным удовлетворить исковые требования ФИО1 об определении порядка оплаты жилого помещения и коммунальных услуг предложенным ею способом.
В части остальных требований суд не находит оснований для их удовлетворения ввиду следующего.
Согласно части 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Пунктом 2 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании информации, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что по смыслу статьи 155 ЖК РФ и статьи 249 ГК РФ, каждый из таких сособственников жилого помещения вправе требовать заключения с ним отдельного соглашения, на основании которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и выдачи отдельного платежного документа.
Вместе с тем, в Обзоре законодательства и судебной практики за четвертый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (вопрос 27), Верховный Суд Российской Федерации высказал правовую позицию о том, что если соглашение между собственниками жилого помещения не будет достигнуто, то они вправе обратиться в суд, который должен установить порядок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги пропорционально долям в праве собственности для каждого из собственников жилого помещения.
В силу положений пунктов 6, 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Пунктами 23, 25 Правил № также предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, в письменной форме путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора с приложенными документами. Подачу документов в месте нахождения исполнителя может осуществить один из сособственников при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или уполномоченный представитель любого из сособственников при предъявлении оформленной в установленном порядке доверенности.
Для заключения в письменной форме собственником жилого помещения в многоквартирном доме договора с ресурсоснабжающей организацией, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, он подает в ресурсоснабжающую организацию, осуществляющую продажу соответствующего вида (видов) коммунальных ресурсов, по месту ее нахождения, по почте или иным согласованным с ресурсоснабжающей организацией способом подписанное им (одним из сособственников) заявление о заключении договора.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, вступает в силу и является обязательным для сторон со дня его подписания обеими сторонами. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем.
Таким образом, заключение во внесудебном порядке с одним из собственников жилого помещения отдельного соглашения, на основании которого будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и выдан отдельный платежный документ, возможно только при участии всех собственников. А при отсутствии внесудебного соглашения - суд устанавливает лишь порядок оплаты каждым из собственников коммунальных услуг и размер их участия.
После совершения потребителем конклюдентных действий - такой договор считается заключённым. А заключение между собственником и ресурсоснабжающей организацией письменного договора на предоставление коммунальных услуг возможно при обращении во внесудебном порядке с соответствующим заявлением.
Соответственно, при определении судом порядка оплаты коммунальных услуг и внесения в систему соответствующих сведений, а также совершении ФИО1 конклюдентных действий в виде фактического потреблении коммунальных услуг предполагается, что соответствующий договор будет с ней заключён, и будут сформированы отдельные платежные документы. В свою очередь, механизм учета поступающих платежей в отдельности от каждого из сособственников квартиры необходим для определения взаимных прав и обязанностей между сособственниками жилого помещения, и не влияет на права и обязанности поставщика услуг.
Суд также учитывает, что доказательств обращения к ответчикам с заявлением о заключении соответствующих договоров, и того, что был получен отказ, ФИО1 не представила. Поэтому в действиях ООО «РКС», ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания», АО «ТСК», ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» суд не усматривает виновного поведения, которое вызвало бы необходимость обращения за судебной защитой.
В силу положений статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права. Вместе с тем, одним из условий предоставления судебной защиты является не только установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, но и факта его нарушения ответчиком на момент рассмотрения дела. Выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он соответствует характеру нарушенного права и действительно приведет к реальной защите законного интереса, восстановлению нарушенных или оспариваемых прав истца.
В данном случае, поскольку суд не усматривает в действиях ответчиков того нарушения прав ФИО1, которое требует защиты в судебном порядке, то её исковые требования о возложении обязанности по заключению соглашения и выставлению отдельного платежного документа подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.
Определить порядок участия ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС 045-242-784 47), и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС 045-242-723 34), в оплате коммунальных услуг и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, - по 1/2 доле каждому.
В удовлетворении исковых требований к ООО «УК Порядок», НО «Фонд капительного ремонта общего имущества в многоквартирных домах <адрес>», ООО «РКС», ПАО «ТЭСК», АО «ТСК», ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» о возложении обязанности по заключению отдельного соглашения и выдаче отдельного платежного документа на оплату коммунальных услуг и обслуживания жилья ФИО1 – отказать.
Решение суда является основанием для заключения с ФИО1 и ФИО2 отдельных соглашений, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и для выдачи им отдельных платежных документов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Нишукова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ