Решение по делу № 3а-14/2020 от 05.02.2020

дело № 3а-14/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Элиста 19 февраля 2020 года

Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Говорова С.И.,

при секретаре Манджиевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ачиновой Г.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

Ачинова Г.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением (05.02.2020 г. – дата поступления в Верховный Суд Республики Калмыкия) к Министерству финансов Республики Калмыкия, Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 200000 (двести тысяч) рублей. В обоснование заявленных требований указала, что постановлением Мэрии г. Элисты № * от * марта 2010 года поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вступившим в законную силу решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 июня 2012 года на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия возложена обязанность обеспечить ее вне очереди субсидией на приобретение жилого помещения по месту жительства в г. Элисте Республики Калмыкия как на одиноко проживающего гражданина не ниже установленных социальных норм в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 22.10.2012 г. на основании исполнительного листа * № * от 17.10.2012 г. возбуждено исполнительное производство. Решение суда на момент обращения в суд не исполнено. Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 16 августа 2017 года ей присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50000 рублей. Указывает, что общий срок исполнительного производства с момента предъявления исполнительного листа в службу судебных приставов (17 октября 2012 года) до настоящего времени составляет более 7 лет, со дня принятия решения Верховного Суда Республики Калмыкия от 16 августа 2017 г. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок прошло более 2 лет 5 месяцев. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, недостаточность и неэффективность мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, значимость длительного неисполнения решения суда, в результате чего она лишена гарантированного законом и установленного вступившим в законную силу судебным актом права на жилище, полагает, что у нее возникло право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. В уточнении к заявлению от 12 февраля 2020 года Ачинова Г.А., поддерживая заявленную сумму компенсации, указывает, что во время учебы в * университете проживала в квартире тети с последней, а также с *-летней бабушкой, * и его сыном. В настоящее время из * приехал ее отец, которого лишили в отношении нее родительских прав, стал проживать вместе с ними, постоянно создавая конфликтные ситуации, вследствие чего она вынуждена арендовать другое жилье. Одновременно просила рассмотреть административное исковое заявление без ее участия ввиду отъезда в г. * для поиска работы.

В письменных возражениях на административный иск (поступили в Верховный Суд Республики Калмыкия электронной почтой 14.02.2020 г., в письменном виде – 18.02.2020 г.) представитель Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Мамаева В.А. просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, указав, что копия решения суда в отношении Ачиновой Г.А. поступила в Министерство 11 июля 2012 года, исполнительный лист серии * № *, выданный Элистинским городским судом Республики Калмыкия, в Министерство не поступал, обращений Ачиновой Г.А. в Министерство за период исполнения судебного решения также не имеется; по состоянию на 01.01.2013 г. в Списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в отношении которых вынесены судебные решения о предоставлении Министерством социальной выплаты на приобретение жилого помещения во внеочередном порядке, значилось * человек; бюджетом Республики Калмыкия на цели исполнения судебных решений о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения во внеочередном порядке детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, и лицам из их числа было запланировано выделение денежных средств в объеме: на 2013 год – * тыс. руб., на 2014 год – * тыс. руб., на 2015 год – * тыс. руб., на 2016 год – * тыс. руб., на 2017 год - * тыс. руб., на 2018 год - * тыс. руб., на 2019 г. – * тыс. руб.; в 2013 году реализовали свое право (приобрели жилье) * человек на общую сумму * рублей, в 2014 г. - * детям-сиротам на общую сумму * рубля (реализовали право – * человек на общую сумму * рублей), в 2015 г. – * лицам на сумму * тыс.руб. (реализовали свое право * человек на общую сумму * рублей), в 2016 г. – * детям-сиротам на общую сумму * руб. (реализовали свое право * человек на сумму * рублей и * человек на сумму * тыс.руб. в 2017 году, за счет средств, предусмотренных законом на 2017 год), Законом Республики Калмыкия от 16.12.2016 г. № 212-V-3 «О республиканском бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг.» предусмотрены бюджетные ассигнования в размере * тыс. руб., которые распределены * детям-сиротам, в 2018 г. – бюджетные ассигнования в размере * тыс.руб. (распределены * лицам, реализовали свое право * человека на общую сумму * тыс. руб.), в 2019 г. - бюджетные ассигнования в размере * тыс.руб. (распределены * лицу, реализовали свое право *человек на общую сумму * тыс. руб.), приказом Министерства от 20.12.2019 г. № 484-п социальные выплаты на строительство или приобретение жилого помещения распределены * детям-сиротам на общую сумму * тыс. руб., в том числе социальная выплата в размере * тыс. руб. предоставлена Ачиновой Г.А., в настоящее время договор купли-продажи Ачиновой Г.А. находится в стадии оплаты в финансово-экономическом отделе Министерства.

В письменных возражениях на административное исковое заявление, представленных в судебное заседание, представитель административного ответчика Министерства финансов Республики Калмыкия Манкиров Э.Э. просил в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что приказом Министерства от 20.12.2019 г. № 484-п «О распределении социальных выплат» Ачиновой Г.А. выделена социальная выплата на приобретение жилого помещения как лицу, состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению социальной выплатой по состоянию на 01.01.2019 г. 9 января 2020 г. Ачинова Г.А. уведомлена Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия об исполнении решения суда и распределении ей социальной выплаты на приобретение жилого помещения в размере * руб., согласно платежному поручению от 12.02.2020 г. № * Ачинова Г.А. приобрела жилье у А., следовательно, субсидия на приобретение жилого помещения ею реализована, решение суда ответчиком исполнено.

В судебное заседание административный истец Ачинова Г.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась.

Представитель административного ответчика Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Мамаева В.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в ходатайстве от 18.02.2020 г. просила рассмотреть дело без ее участия.

Представители административного ответчика Министерства финансов Республики Калмыкия Лунева Л.А. и Манкиров Э.Э. возражали против удовлетворения административного искового заявления.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Поскольку установленных ст. 150, 152 КАС РФ оснований отложения судебного разбирательства административного дела не имеется, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, материалы гражданского дела № *, исполнительного производства № *, административного дела № *, заслушав возражения представителей административного ответчика Министерства финансов Республики Калмыкия Луневой Л.А., Манкирова Э.Э., суд приходит к следующему.

Согласно частям 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» граждане Российской Федерации, взыскатели при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации. Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).

В силу ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ, ч. 4 ст. 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 КАС РФ, ч. 1 ст. 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Согласно ч. 3 ст. 258 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу 27 июля 2012 года решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 июня 2012 года (дело № *) на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия возложена обязанность обеспечить Ачинову Г.А. вне очереди субсидией на приобретение жилого помещения по месту жительства в г. Элисте Республики Калмыкия как на одиноко проживающего гражданина не ниже установленных социальных норм в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия. Решение суда поступило в Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия 11 июля 2012 года.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в форме внеочередного обеспечения субсидией на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств республиканского бюджета по месту жительства не ниже установленных социальных норм, как на одиноко проживающего гражданина, определены Порядком предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 марта 2009 года № 47.

Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что при исполнении судебного акта в соответствии нормами этого Закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (часть 1 статьи 36).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП при ВиАС РК Управления ФССП по Республике Калмыкия С. 22 октября 2012 года на основании поступившего 17 октября 2012 г. в УФССП по РК исполнительного листа серии * № * в отношении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия возбуждено исполнительное производство № * с установлением должнику пятидневного срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

9 ноября 2012 г. судебным приставом-исполнителем С. в адрес Министерства финансов Республики Калмыкия и Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия направлен запрос о ходе реализации мероприятий, связанных с субсидированием граждан из числа детей-сирот на приобретение жилья.

В ответе на запрос (от 12.11.2012 г. № *) Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия сообщено, что предоставленные федеральным и республиканским бюджетом на 2012 год соответственно * тыс. руб. и * тыс. руб. распределены 66 детям-сиротам, из них по состоянию 09.11.2012 г. * человек реализовали свое право на обеспечение жилым помещением в объеме * тыс. руб., остаток нераспределенных средств составляет на 09.11.2012 г. * тыс. руб.

04 марта 2013 г., 26 марта 2014 г., 26 июня 2014 г., 18 декабря 2014 г., 8 декабря 2016 г., 31 января 2017 г. судебным приставом-исполнителем в адрес Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия направлены предупреждения, 4 марта 2013 года, 18 декабря 2014 г. – требования об исполнении исполнительного листа, в случае неисполнения требований которого возможно привлечение к административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ, а также привлечение к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ.

На поступившие предупреждения и требования судебного пристава-исполнителя органом государственной власти направлены ответы об исполнении судебных решений данной категории в порядке очередности, определяемой исходя из даты вступления в законную силу судебного решения, за счет предусмотренных на указанные цели республиканским бюджетом ассигнований.

Решением Верховного Суда Республики Калмыкия № * от 16 августа 2017 года установлен факт нарушения права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок, Ачиновой Г.А. присуждена компенсация за нарушение данного права в размере 50000 рублей, Согласно данному решению суда общая продолжительность неисполнения решения Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 июня 2012 года со дня вступления в законную силу (27 июля 2012 года) до дня рассмотрения дела составила 5 лет 20 дней.

В силу разъяснений в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец. Вместе с тем, общая суммарная продолжительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте длительности судопроизводства или исполнения судебного акта и его значимости для заявителя.

Таким образом, для оценки административных исковых требований существенное значение имеют фактические обстоятельства организации исполнения судебного акта после вынесения указанного выше решения о присуждении компенсации.

Из материалов следует, что 25 ноября 2017 г., 31 июля 2018 г., 5 октября 2018 г., 12 июля 2019 г. судебным приставом-исполнителем в адрес Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия направлены предупреждения, 25 июля 2018 г., 5 сентября 2018 г., 01 октября 2018 г., 6 декабря 2018 г., 4 апреля 2019 г., 17 апреля 2019 г., 27 июля 2019 г. – требования об исполнении исполнительного листа, в случае неисполнения требований которого возможно привлечение к административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ, а также привлечение к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ.

В ответ на поступившие предупреждения и требования судебного пристава-исполнителя Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия направлены письменные сообщения от 31.07.2018 г. (исх. № *), от 13.09.2018 г. (исх. № *), от 08.10.2018 г. (исх. № *), от 14.12.2018 г. (исх. № *), от 22.05.2019 г. (исх. № *), согласно которым исполнение судебных решений о предоставлении детям-сиротам социальной выплаты на приобретение жилого помещения осуществляется в порядке очередности, в целях обеспечения социальными выплатами всех детей-сирот Министерством регулярно направляются заявки о дополнительном выделении бюджетных средств в адрес Правительства Республики Калмыкия и Министерства финансов Республики Калмыкия.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП по Республике Калмыкия М. от 28 марта 2019 года с должника Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия взыскан исполнительский сбор в сумме 50000 рублей по исполнительному производству № *.

Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Республике Калмыкия Э. от 22 мая 2019 г. Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Из материалов дела, материалов исполнительного производства и представленных ответчиками в обоснование своих возражений письменных материалов следует, что в соответствии с Порядком предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 марта 2009 года № 47, сформирован Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В период исполнения судебного акта в Списке детей-сирот в 2013 г. Ачинова Г.А. значилась под № *, в 2014 г. – под № *, в 2015 г. – под № *, в 2016 г. – под № *, в 2017 г. – под № *, в 2018 г. – под № *, в 2019 г. – под № *.

Приказом и.о. министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Джанжиева В.Д.-Г. от 20 декабря 2019 г. № * социальные выплаты на строительство или приобретение жилого помещения распределены * детям-сиротам на общую сумму * тыс. руб., в том числе социальная выплата в размере * тыс. руб. предоставлена Ачиновой Г.А. Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП по Республике Калмыкия М. от 30.12.2019 г. исполнительное производство № * окончено на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме, остаток неосновного долга составил 50000 руб. 9.01.2020 г. Ачинова Г.А. извещена Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о выделении ей указанной выплаты. 20.01.2020 г. между Ачиновой Г.А. и А. заключен договор купли-продажи однокомнатной квартиры по адресу: *, стоимостью * рублей, в соответствии с которым покупателем Ачиновой Г.А. за счет собственных средств выплачены * руб., а сумма в размере * руб. будет выплачена продавцу за счет республиканских средств в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 марта 2009 года № 47 и приказом Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от 20 декабря 2019 г. № 484-п. В соответствии с платежным поручением от 12 февраля 2020 года № * субсидия на приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета для Ачиновой Г.А. в размере * руб. перечислена на счет продавца жилого помещения Ачиновой З.М.

Пунктом 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных п. 2 ст. 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (ч. 5 ст. 353 КАС РФ, ч. 3.1 ст. 319 АПК РФ, чч. 1, 3 ст. 428 ГПК РФ, п. 6 ст. 242.2, п. 8 ст. 242.3, п. 7 ст. 242.4, п. 7 ст. 242.5 БК РФ).

Учитывая приведенные разъяснения, при оценке общей продолжительности исполнения судебного акта применительно к рассматриваемым обстоятельствам следует учитывать также, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Фактическим исполнением может признаваться исполнение обязанности по передаче непосредственно взыскателю денежных средств в конкретном размере или иного определенного имущества либо совершение в пользу взыскателя конкретных действий или воздержание от совершения этих действий (абзац 2 пункт 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").

Согласно пункту 17 Порядка предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 марта 2009 года № 47, социальные выплаты считаются предоставленными детям-сиротам с момента перечисления денежных средств на лицевой счет продавца жилого помещения в счет оплаты жилья, приобретаемого по договору купли-продажи жилья, либо на счет застройщика.

Таким образом, момент фактического исполнения ответчиком возложенной судебным актом обязанности определяется в данном случае не датой вынесения постановления об окончании исполнительного производства (30.12.2019 г.), а днем фактического перечисления денежных средств на счет продавца жилья (12.02.2020 г.).

Следовательно, период со дня вынесения решения Верховного Суда Республики Калмыкия от 16 августа 2017 года о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок до фактического исполнения судебного акта должником (12.02.2020 г.) составил 2 года 5 месяцев 27 дней; срок общей продолжительности исполнения судебного акта, исчисляемый в соответствии с позициями Европейского Суда по правам человека (в частности, постановление по делу «Бурдов против Российской Федерации») с момента вступления судебного акта в законную силу (27.07.2012 г.), до фактического исполнения решения суда (12.02.2020 г.) составил 7 лет 6 месяцев 16 дней.

Анализ собранных по делу доказательств свидетельствует, что в течение длительного времени Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия не принималось достаточных и эффективных мер в целях своевременного исполнения решения Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 июня 2012 года и осуществления реальной возможности обеспечения жилищных прав заявителя Ачиновой Г.А., которая, в свою очередь, добросовестно исполняла свои процессуальные обязанности, не допуская злоупотреблений своими правами, и не совершала никаких действий, способствовавших задержке исполнения судебного акта.

Вопреки утверждениям представителей административного ответчика Министерства финансов Республики Калмыкия в судебном заседании, длительность исполнения судебного акта не связана с наличием каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимая сила), которые объективно делали бы невозможным своевременное исполнение решение суда. Имевшие место после вынесения судебного акта изменения федерального законодательства в части порядка обеспечения жильем детей-сирот (после 1 января 2013 года), также как и отсутствие в течение длительного времени средств республиканского бюджета для указанных целей в необходимом объеме, не относятся к таким обстоятельствам.

Исследованные судом доказательства позволяют сделать вывод о том, что право административного истца на исполнение решения суда в разумный срок нарушено, в связи с чем подлежат удовлетворению требования о взыскании компенсации за период со дня (17 августа 2017 года), следующего за днем вынесения решения Верховного Суда Республики Калмыкия № 3а-33/2017, до дня фактического исполнения судебного акта (12 февраля 2020 года).

В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» размер компенсации за нарушение прав на исполнение судебного акта в разумный срок определяется исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Оценивая последствия нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, их значимость для административного истца, суд учитывает, что данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, и принимает во внимание, что Ачинова Г.А., * года рождения, являясь сиротой, в силу чего относилась к категории социально незащищенных граждан, по отношению к которым государство приняло на себя повышенные обязательства, на протяжении всего периода исполнения судебного акта нуждалась в реализации ее конституционного права на жилище, неся дополнительные усилия по поиску и аренде временного жилья, доказательств обратного административными ответчиками не представлено.

Таким образом, доводы представителей административного ответчика Министерства финансов Республики Калмыкия о том, что длительность исполнения судебного акта не повлекла негативных последствий для заявителя, не основаны на фактических обстоятельствах дела.

Учитывая приведенные выше обстоятельства производства по исполнению судебного решения, недостаточность и неэффективность мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, общую продолжительность срока его исполнения, значимость его последствий для Ачиновой Г.А., а также принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека, суд считает необходимым взыскать с Министерства финансов Республики Калмыкия за счет средств бюджета Республики Калмыкия в пользу Ачиновой Г.А. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере * рублей, которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца. Указанная сумма, по мнению суда, позволит в полном объеме компенсировать негативные последствия установленного судом факта нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.

Согласно ч. 1. ст. 111 КАС РФ в пользу Ачиновой Г.А. с Министерства финансов Республики Калмыкия также подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в сумме 300 рублей.

В силу ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ, ч. 3 ст. 259 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

административное исковое заявление Ачиновой Г.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Присудить Ачиновой Г.А. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере * рублей, а также судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей, перечислив их на счет административного истца № * в Калмыцком отделении № * ПАО Сбербанк г. Элиста, расположенном по адресу: *, корреспондентский счет *, ИНН *, БИК банка *.

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Республики Калмыкия за счет средств бюджета Республики Калмыкия.

Решение суда о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий С.И. Говоров

3а-14/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ачинова Гиляна Анатольевна
Ответчики
Министерство финансов Республики Калмыкия
Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия
Другие
УФССП по РК
Суд
Верховный Суд Республики Калмыкия
Судья
Говоров Сергей Иванович
Дело на странице суда
vs.kalm.sudrf.ru
05.02.2020Регистрация административного искового заявления
05.02.2020Передача материалов судье
06.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2020Судебное заседание
20.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2020Дело оформлено
08.05.2020Дело передано в архив
19.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее