УИД: 66RS0044-01-2019-000432-10
Дело № 2-1697/2019
Мотивированное решение составлено 30.07.2019
Решение
именем Российской Федерации
25 июля 2019 года Первоуральский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего Кукушкиной Н.А.,
при секретаре Щербаковой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1697/2019 по иску Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области к Маркеловой Елене Анатольевне о предоставлении доступа в жилое помещение,
установил:
Департамент государственного жилищного и строительного надзора <адрес> обратился в суд с иском к ФИО1 о предоставлении доступа в жилое помещение № многоквартирного <адрес> В по <адрес> в <адрес>, для проведения контрольно-надзорных мероприятий.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента поступило обращение председателя Товарищества собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья <адрес>» ФИО5 по факту использования собственником жилого помещения № по <адрес> <адрес> <адрес> не по назначению. На основе данного обращения Департаментом инициирована внеплановая выездная проверка доводов, указанных в обращении, в связи с чем был вынесен приказ от ДД.ММ.ГГГГ №. Департаментом ДД.ММ.ГГГГ в адрес собственника жилого помещения № многоквартирного дома ФИО1 заказным письмом направлено уведомление о проведении проверки № АСУ 01-82-259, которая состоится ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ час., а также о необходимости предоставления доступа в жилое помещение. Указанное уведомление получено ФИО1 лично ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ собственник помещения ФИО1 на проверку явилась, однако в доступе в жилое помещение для проведения проверочных мероприятий отказано. По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ №, которым подтверждается факт отказа доступа в жилое помещение, что повлекло невозможность проведения проверочных мероприятий. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом организована повторная выездная проверка по вышеуказанному факту. В адрес ФИО1 заказным письмом направлено уведомление о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ и необходимости предоставления доступа в жилое помещение. Данное уведомление получено лично ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. В назначенное время ДД.ММ.ГГГГ собственник ФИО1 не явилась, доступ в жилое помещение не обеспечен. По результатам проверочных мероприятий Департаментом составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором также отражено о невозможности проведения проверки, в связи с отсутствием доступа в жилое помещение. Департаментом предприняты все исчерпывающие возможности по организации и проведению надзора в отношении собственника жилого помещения ФИО1, однако, ФИО1 на контакт не идет, в связи с чем у Департамента отсутствует возможность проведения мероприятий по государственному надзору в целях защиты прав и законных интересов граждан, а также принятию предусмотренных законом мер.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.117), требования поддержала по указанным в исковом заявлении основаниям, пояснила, что проверку организовали в связи с обращением жильцов многоквартирного дома на неприятные запахи из квартиры овтетчика, уведомление о проведении проверки ФИО1 получала, на проверки являлась, но доступ в жилое помещение не предоставляла.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием ее представителя.
Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 171-172), в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что законных оснований для предоставления доступа в жилое помещение с целью проведения проверки не имеется. При проведении проверок нарушения обязательных требований законодательства выявлены не были, доводы, указанные в обращении ФИО5 не подтвердились. Факты о нарушениях обязательных требований голословны, не соответствуют действительности, и не могут служить основанием для проведения проверки. Более того, заявление в суд с требованием о предоставлении доступа в жилое помещение подано спустя два года после обращения жильцов дома, что свидетельствует о том, что такое заявление подано не в целях защиты прав и законных интересов собственников и других пользователей помещений в многоквартирном доме. В обращении собственник квартиры ФИО4 указывает на запах, который распространяется в его квартиру через вентиляционные каналы, ФИО4 вправе выбрать себе иное жилье для проживания. Просит обратить внимание, что обращение ФИО4 датировано той же датой, что и обращение ФИО5 Также считает, что если в квартирах и подъезде присутствуют посторонние запахи, то это свидетельствует о ненадлежащем обслуживании вентиляционных каналов. Организацией технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов должна заниматься «ТСН Береговая 76В». Указала, что доводы ФИО5 о переработки шерсти в квартире не соответствуют действительности. Считает, что необходимость осмотра квартиры, принадлежащей ФИО1, отсутствует, законных оснований для ограничения ее конституционных прав: собственности на принадлежащую квартиру, нарушения неприкосновенности жилища, нарушения неприкосновенности частной жизни, - не имеется.
Суд, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В силу положений ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора), в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право должностных лиц государственного жилищного контроля посещать с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования.
Судом установлено, что спорное жилое помещение квартира по адресу: <адрес> <адрес>, находится в собственности ФИО1 (л.д. 25).
ДД.ММ.ГГГГ председатель правления ТСН «ТСЖ Береговая 76В» ФИО5 обратилась в Первоуральский ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> с заявлением о принятии мер по восстановлению прав и законным интересов жильцов многоквартирного дома по <адрес> В <адрес> в соответствии со статьей 91 Жилищного кодекса Российской Федерации, указав, что жилая <адрес> используется предположительно для переработки шерсти в промышленных масштабах, на что указывает использование большого количества горячей воды в ночное время и связанные с этим удушающие испарения. (л.д. 91).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем главы Администрации городского округа Первоуральск в адрес начальника отдела контроля по Западному управленческому округу <адрес> Департамент государственного жилищного и строительного надзора <адрес> поступило обращение ФИО5 для рассмотрения и принятия решения. (л.д. 89).
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом государственного жилищного надзора <адрес> издан приказ органа государственного надзора № на проведение внеплановой проверки квартиры ответчика на предмет соблюдения обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию. (л.д. 94-95).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было получено уведомление о проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ в 08:30 часов, необходимости обеспечения доступа в квартиру и предоставления всех указанных в уведомлении документов.Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ответчик доступ в квартиру не обеспечила.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом государственного жилищного надзора <адрес> издан приказ органа государственного надзора № на проведение внеплановой проверки квартиры ответчика на предмет соблюдения обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию. (л.д. 99-100).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было получено уведомление о проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ в 08:30 часов, необходимости обеспечения доступа в квартиру и предоставления всех указанных в уведомлении документов.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ответчик вновь доступ в квартиру не обеспечила.
Ограничения конституционного права определены законом, имеющим высшую юридическую силу, в частности, неприкосновенность жилища, в том числе отсутствие согласия собственника на обследование жилого помещения могут быть преодолены судебным решением.
Из разъяснений, изложенных в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации», следует, что поскольку никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения, вышеназванные суды должны рассматривать материалы, подтверждающие необходимость проникновения в жилище, если таковые представляются в суд.
В рамках настоящего дела в суд с требованиями о предоставлении доступа в жилое помещение в целях проведения контрольно-надзорных мероприятий обратился Департамент государственного жилищного и строительного надзора <адрес>, который в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП является исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным, в том числе, на осуществление на территории <адрес> контроля выполнением гражданами, установленных в соответствии с жилищным законодательством обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда, и наделен полномочиями принимать меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, в том числе составляет протоколы об административных правонарушениях, рассматривает дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и принимает меры по предотвращению таких нарушений (подпункты 1, 14 пункта 10 Постановления).
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к: жилым помещениям, их использованию и содержанию; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений (пункт 11).
В силу пункта 28 Положения о порядке организации и проведения регионального государственного жилищного надзора на территории <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, основаниями для проведения внеплановой проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления и гражданами обязательных требований являются, в том числе поступление, в частности посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в Департамент обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения органами государственной власти, органами местного самоуправления и гражданами обязательных требований.
Основаниями для принятия решения о проведении проверки являются поступление в Департамент обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Приказ Департамента ГЖиСН СО от ДД.ММ.ГГГГ №-А «Об утверждении Административного регламента Департамента государственного жилищного и строительного надзора <адрес> по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора»).
В рамках возложенных на Департамент полномочий, истец имеет право требовать обеспечения доступа в жилое помещение для проведения проверки на предмет соблюдения требований содержания и использования жилых помещений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>. В силу закона Департамент обязан отреагировать на обращения жителей дома, в котором расположена принадлежащая ответчику квартира. Для ответа на указанное обращение истец должен получить доступ в квартиру ответчика для проведения осмотра.
Как следует из ответа на запрос от ДД.ММ.ГГГГ ТСН «ТСЖ <адрес> в адрес председателя <адрес>» в разное время поступили обращение ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО4 с заявлением о нарушении правил пользования жилым помещением, прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные требования законодательства, а именно из <адрес>, в подъезде стоит устойчивый, неприятный запах жизнедеятельности животных, большой расход горячей воды в ночное время, незаконное проникновение к счетчикам учета электроэнергии (л.д. 109-116).
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела по существу нашло свое подтверждение наличие оснований для проведения проверки - обращение жителей дома, председателя ТСН «<адрес>», в орган, уполномоченный на проведение выездных проверок соблюдения гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию с правом проведения обследования таких жилых помещений, уведомление собственников об обеспечении доступа, суд приходит к выводу о возложении обязанности на ответчика предоставить доступ в жилое помещение.
Утверждение представителя ответчика об отсутствии обстоятельств, предусмотренных ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, как основание для отказа в удовлетворении исковых требований, является ошибочным, поскольку указанная норма федерального закона предоставляет возможность проникновения в жилое помещение помимо воли собственника при наличии указанных обстоятельств и в отсутствие судебного решения, поскольку в ней содержатся условия, при которых возникает необходимость проникновения в жилое помещение немедленно после их установления, что прямо следует из положений ст. 25 Конституции Российской Федерации.
Не опровергают доводов истца и ссылки ответчика на пользование жилым помещением в соответствии с установленными законом нормами, поскольку данные обстоятельства не освобождают истца от обязанности по осуществлению государственного жилищного надзора за соблюдением правил пользования жилыми помещениями, содержания и ремонта жилых домов.
Доводы представителя ответчика о нарушении требований к проведению проверки Департамента государственного жилищного и строительного надзора <адрес>, выразившиеся в том, что в уведомлениях ФИО1 был не верно указан адрес Департамента государственного жилищного и строительного надзора, не свидетельствуют о незаконности проведения такой проверки, учитывая, что сообщение о нарушении ответчиком обязательных требований жилищного имело место, уведомление о проведении проверки истцом было направлено и ответчиком получено, ответчик явилась на проверку, однако в доступе в жилое помещение было отказано.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы при подаче в суд исковых заявлений освобождены от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах, с ФИО1 подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Департамента государственного жилищного и строительного надзора <адрес> к Маркеловой Елене Анатольевне о предоставлении доступа в жилое помещение - удовлетворить.
Обязать ФИО1 предоставить Департаменту Государственного жилищного и строительного надзора <адрес> доступ в жилое помещение по адресу: <адрес>, для проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде через Первоуральский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>