Дело № 12-88/2023
УИД: 91RS0009-01-2023-001813-71
Р Е Ш Е Н И Е
10 августа 2023 года г. Евпатория
Судья Евпаторийского городского суда Республики Крым Елецких Елена Николаевна, рассмотрев в открытом судебном заседании с участием защитника ФИО2 – ФИО6, жалобу ФИО2 на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по <адрес> ГУФССП России по <адрес> и <адрес> ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении №, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
установил:
постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по <адрес> ГУФССП России по Республики Крым и <адрес> ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении № глава администрации <адрес> Республики Крым ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000,00 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, глава администрации <адрес> Республики Крым ФИО2 подала на него жалобу, в которой просит постановление отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава вмененного административного правонарушения, указывает, что в целях исполнения решения Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-2166/2019 администрацией <адрес> Республики Крым было принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О назначении лиц, ответственных за исполнение требований исполнительных документов», согласно которому ответственным лицом за исполнение решения Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2а-2166/2019 по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ определен начальник Отдела архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Республики ФИО8 Указанное распоряжение принято с учетом положений Устава муниципального образования городской округ Евпатория.
Решением Евпаторийского городского совета Республики Крым от 12 марта 2021 года № 2-28/6 утверждено Положение об Отделе архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории. Отдел архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории является самостоятельным юридическим лицом отраслевым органом администрации, осуществляющим функции специального управления.
Согласно п. 2.1 Положения отдел архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории является отраслевым органом, созданным для реализации полномочий в сфере архитектуры и благоустройства. Согласно п. 4.2, п.п. 4.2.5 Положения отдел архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных на содержание отдела и возложенных на отдел функций. Согласно п. 5.2 Положения начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел полномочий. Согласно п.п. 6.1., п. 6.3. Положения начальник Отдела наделен собственной компетенцией по решению вопросов, отнесенных к ведению Отдела и организует деятельность отдела в соответствии с полномочиями, переданными муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.
Податель жалобы указывает, что на основании изложенного, надлежащим должностным лицом, ответственным за исполнение судебного акта по настоящему делу является руководитель отраслевого органа администрации города Евпатории - начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории Республики Крым ФИО9
Также инициатор ходатайства указывает, что было разработано и принято постановление администрации города Евпатории Республики Крым от 01 февраля 2022 года № 164-п, которым определен план мероприятий по обеспечению установления охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта в местах, где расположены воинские захоронения, отнесенные к объектам культурного наследия на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым на 2022 год, согласно которому исполнителем мероприятий является Департамент городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым, в части запроса денежных средств и закупки проекта документации, которой будут установлены охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в местах, где расположены воинские захоронения: «Братская могила жертв фашистского террора по <адрес>»; «ФИО18.» <адрес>; «ФИО15.» <адрес>, ФИО16); «ФИО17».
В 2022 году, согласно указанному плану, Департаментом городского хозяйства администрации <адрес> был подготовлен бюджетный запрос на выделение дополнительных лимитов бюджетных обязательств по мероприятию: установление охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта в местах, где расположены воинские захоронения, отнесенные к объектам культурного наследия. Однако ввиду глубокой дотационности бюджета муниципального образования, наличия нехватки средств на собственные полномочия по расходным обязательствам, ЛБО главному распорядителю средств бюджета доведены не были.
В судебном заседании защитник ФИО2 – ФИО6 жалобу поддержала, просила удовлетворить по изложенным в ней доводам. Указала, что ФИО2 является главой администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Также пояснила, что согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О назначении лиц, ответственных за исполнение требований исполнительных документов», ответственным лицом за исполнение решения Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ назначен начальник Отдела архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Республики ФИО8 Указанное распоряжение доведено ФИО9, что подтверждается копией журнала регистрации и выдачи копий распоряжений администрации <адрес> Республики Крым. Согласно указанному распоряжению ДД.ММ.ГГГГ начальник Отдела архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Республики ФИО8 отчитался о ходе выполнения работ по исполнению решения суда. В настоящее время разработан план мероприятий, направленных на выполнение требований судебного акта. Указала, что исполнить решение суда не представляется возможным, поскольку денежные средства на исполнение требований решения суда в муниципальном органе отсутствуют. Также указала, что с целью выполнения требований решения суда, в Министерство культуры Республики Крым направлен запрос на предоставление бюджетных средств, однако до настоящего времени ответ на данный запрос не дан, денежные средства не представлены, в связи, с чем исполнить решение суда не представляется возможным.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу – ФИО2, должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление – ФИО7, будучи извещенными надлежащим образом о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили.
Участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, в связи, с чем суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника ФИО2 – ФИО6, проверив материалы дела, обозрев в судебном заседании материалы административного дела №а-2166/2019 и дела об административном правонарушении №-АП, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с требованиями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, помимо прочего: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья, предусматривающая ответственность, мотивированное решение по делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, в том числе лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей - в вышестоящий суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Из исследованных в судебном заседании материалов административного дела № установлено, что решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> Республики Крым, заинтересованное лицо: Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, о признании бездействия в части непринятия мер к установлению охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта в местах, где расположены воинские захоронения, отнесенные к объектам культурного наследия, и обязании совершить определенные действия.
Признано незаконным бездействие Администрации <адрес> Республики Крым в части непринятия мер к установлению охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта в местах, где расположены следующие воинские захоронения, отнесенные к объектам культурного наследия: <данные изъяты>
Администрация города Евпатории Республики Крым обязана в течении трех месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу установить охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в местах, где расположены следующие воинские захоронения, отнесенные к объектам культурного наследия: <данные изъяты> в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации; обеспечить составление паспортов следующих воинских захоронений: <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному административному делу выдан исполнительный лист серии ФС № (дело №, т. 1, л.д. 61-64).
ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела – старший судебный пристав ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО7, рассмотрев исполнительный документ - исполнительный лист серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесла постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении Администрации <адрес> Республики Крым, должнику установлен 5-тидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
ДД.ММ.ГГГГ начальник отделения – старший судебный пристав ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО7, рассмотрев исполнительный документ - исполнительный лист серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесла постановление о взыскании исп. сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения. С должника -администрации <адрес> Республики Крым взыскан исполнительский сбор в размере 50000,00 рублей. Должнику Администрации <адрес> Республики Крым установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> ФИО11 вынесено требование в отношении Администрации <адрес> Республики Крым, согласно которому установлен срок для исполнения решения суда – ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> ФИО12 вынесено требование в отношении Администрации <адрес> Республики Крым, согласно которому установлен пятидневный срок со дня получения требования для исполнения решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения – старшим судебным приставом ОСП по <адрес> ГУФССП России по <адрес> и <адрес> ФИО7 вынесено требование в отношении Администрации <адрес> Республики Крым, согласно которому установлен срок для исполнения решения суда – ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП по <адрес> ГУФССП России по <адрес> и <адрес> ФИО7, в связи с неисполнением содержащихся в исполнительном документе требований не имущественного характера, вынесено постановление по делу об административном правонарушении №, согласно которому глава Администрации <адрес> Республики Крым ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000,00 рублей.
Оценка виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с ч. 2 ст. 2.1, со ст. 26.1 КоАП РФ наличие объективных препятствий в исполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе связанные с получением необходимого финансирования.
Администрация <адрес> Республики Крым является органом местного самоуправления, в связи с чем, ее финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно требованиям ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих видов бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете, либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Согласно представленным защитником ФИО2 – ФИО6 документам следует, что согласно постановлению администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-п определен план работ, направленных на исполнение решения Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-2166/2019, и в настоящее время Отделом архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Республики Крым ведутся работы по определению границ территории и зон охраны объектов культурного наследия, указанных в решении суда.
Также, с целью исполнения решения суда, администрацией <адрес> направлены бюджетные запросы для выделения денежных средств на разработку проектов охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта, при этом, из пояснений защитника ФИО2 – ФИО6 следует, что в настоящее время из бюджета Республики Крым денежные средства на исполнение решения Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-2166/2019, не получены.
Кроме того, согласно распоряжению администрации <адрес> Республики Крым №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении лиц, ответственных за исполнение требований исполнительных документов», ответственным за исполнение требований исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП и решения Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-2166/2019 назначен начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации <адрес> – ФИО9
Таким образом, для установления виновности должностного лица в совершении вмененного административного правонарушения подлежали выяснению и имели правовое значение вопросы неисполнения либо ненадлежащего исполнения служебных обязанностей ФИО2, а также подлежали выяснению обстоятельства совершения должностным лицом всех зависящих от него действий для исполнения судебного акта.
Кроме того, выяснению подлежал вопрос о наличии у органа местного самоуправления денежных средств на выполнение указанных в решении суда требований об охране объектов культурного наследия либо о предоставлении соответствующего финансирования из бюджета Республики Крым с дальнейшим перечислением данных денежных средств в бюджет муниципального образования.
Без выяснения данных обстоятельств невозможно сделать однозначный и безусловный вывод о том, является ли ФИО2 субъектом вмененного правонарушения, имелась ли у должностного лица реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Из оспариваемого постановления и представленных материалов дела, следует, что в нарушение требований ст.ст. 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ вышеуказанные обстоятельства предметом исследования должностным лицом - начальником ОСП по <адрес> ГУФССП России по <адрес> и <адрес> ФИО7 не являлись, доводы ФИО2 о том, что ответственным за исполнение решения суда назначен начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации <адрес> – ФИО9, а также о том, что на исполнение решения суда не выделялись денежные средств из бюджета Республики Крым, проверены не были и оценка им не давалась.
При таких обстоятельствах, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено без выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, что не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, должностным лицом, вынесшим постановление, соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты, приведенные выше обстоятельства фактически не проверены.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, влекут отмену обжалуемого постановления и направление дела на новое рассмотрение уполномоченному лицу, поскольку допущенные нарушения не позволяют проверить дело по существу предмета рассмотрения.
Предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по рассматриваемой категории дел, составляет один год со дня совершения административного правонарушения, и как следует из материалов дела, в настоящий момент не истек.
При новом рассмотрении дела уполномоченному должностному лицу следует учесть изложенное выше, вынести законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
решил:
жалобу главы администрации <адрес> Республики Крым ФИО2, - удовлетворить частично.
Постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по <адрес> ГУФССП России по <адрес> и <адрес> ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении №-АП, - отменить, дело направить в ОСП по <адрес> ГУФССП России по <адрес> и <адрес> на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение 10 суток со дня вручения (или получения) его копии.
Судья подпись Е.Н. Елецких
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>