Решение по делу № 2-138/2022 от 23.06.2022

УИД:72RS0006-01-2022-000231-03

№ 2-138/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Викулово Тюменской области 05 августа 2022 года

Викуловский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Березинской Е.С.,

при секретаре Садовских Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области (далее Госохотдепартамент) обратился в суд с иском к Гилев В.А. о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в размере 1110 500 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным государственным инспектором по г. Ишиму, Абатскому, Бердюжскому, Викуловскому, Ишимскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальным районам по пожарному надзору, дознавателем отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Викуловскому муниципальному району отдела надзорной деятельности и профилактической работы «Ишимский» управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тюменской области, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Гилев В.А. признан виновным в совершении административногоо правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей, в обоснование правонарушения указано, что ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 40 минут Гилев В.А., находясь на участке местности, расположенном по адресу: <адрес>, д. <адрес> <адрес> <адрес>, при производстве огневых работ, связанных с резкой металла, допустил попадание раскаленных частиц металла на сухую травянистую растительность, в результате чего произошло возгорание сухой травянистой растительности, с последующим распространением огня через пустырь за пределы населенного пункта к пойме старицы Готовка, чем нарушил пункт 356 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации». Факт причинения вреда объектам животного мира в результате возгорания сухой травянистой растительности подтверждается административным материалом от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и письменными объяснениями Гилев В.А.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда (ст. 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии со ст. 56 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный вред добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления вреда животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию вреда, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Вред, причиненный Гилев В.А. ДД.ММ.ГГГГ объектам животного мира в результате горения сухой травянистой растительности на участке местности площадью 1 га (10000м2), расположенном по адресу <адрес> пер <адрес>, рассчитан в соответствии Методикой, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания», так согласно п. 9 Методики исчисление размера вреда от уничтожения других объектов животного мира, относящихся к беспозвоночным животным производится в составе исчисления размера вреда от уничтожения их местообитаний по формуле ( Впочв=Зкр х V+ НСпб х S х Kиt + Ниб х S х Киt), в результате исчисления по формуле получается размер вреда, причиненного объектам животного мира и среде их обитания (Впочв = 0 х 0 + 0 х 0 х 2,221 + 50 х 10000,00 х 2,221 =) 1110 500,00 руб.

Представитель истца Госохотдепартамента в лице и. о. директора ФИО4, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения, направил в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования удовлетворить (л.д. 106-109)

Ответчик Гилев В.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал на основании доводов изложенных в возражениях, поданные в ходе подготовки дела к судебному разбирательству. (л.д. 92-95).

Представитель ответчика по доверенности ФИО7 просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку юридически значимым обстоятельством по делу является установление факта гибели объектов животного мира, сокращения их численности на данной территории. Истец не представил доказательств о натуральных исследованиях и наблюдениях за фактическим распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, таким образом факт гибели объектов животного мира как на момент пожара, так и после него истцом не доказан. Выжигание сухой растительности имело место в пределах границ сельского поселения, на территории собственников земельных участков, на которые не распространяется действие закона «Об окружающей среде», лишь с незначительный выход пожары был за пределами населенного пункта. В случае удовлетворения требований просил суд снизить размер ущерба до 10000 рублей.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Викуловское лесничество ГКУ ТО «Тюменьлес», ОНД и ПР по Викуловскому МР отдел надзорной деятельности и профилактической работы «Ишимский» УНД и ПР ГУ МЧС Росси по <адрес>, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.103, 104)

С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле. Принимая во внимание, что в соответствии с ч. 7 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 14, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена на официальном интернет-сайте Викуловского районного суда <адрес>. Оснований для отложения судебного заседания судом не установлено.

Суд, изучив письменные доказательства, приходит к следующему.

Отношения, возникающие по поводу возмещения вреда окружающей среде, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ «Об охране окружающей среды»), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О животном мире» (далее ФЗ «О животном мире»).

В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

Согласно п. 2 ст. 261 ГК РФ если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Согласно статье 4 ФЗ «О животном мире» животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

Согласно статье 22 ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

Согласно статье 55 ФЗ «О животном мире» лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

В силу пункта 6 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со статьей 56 ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1743-О-О, окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (п. 3 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 ЛК РФ, часть 2 статьи 69 ВК РФ, статья 51 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 «О недрах»).

Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 107 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания.

Данная Методика предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, причиненного объектам животного мира в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Ущерб по данному иску исчислен в соответствии с данной Методикой по формуле п. 9 раздела II Методики, Приложение - исчисление размера вреда от уничтожения других объектов животного мира, относящихся к беспозвоночным животным, в составе исчисления размера вреда от уничтожения их мест обитания.

На основании ч. 1 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме посредством взыскания суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, а также в п. 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать способы, предусмотренные ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 ФЗ «Об окружающей среде», а суд, с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.

Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит, прежде всего, от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).

В силу п. 3 ст. 63.1 «Об охране окружающей среды» единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы, в том числе государственный мониторинга объектов животного мира.

В силу п. 3 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 456 «Об утверждении Порядка ведения государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира» ( далее Приказ ) государственный мониторинг и государственный кадастр объектов животного мира ведется в отношении объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам или водным биологическим ресурсам

Согласно пунктом 8 Приказа , ведение государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, осуществляется путем составления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия в области охраны и использования животного мира, перечня видов объектов животного мира, обитающих в субъекте Российской Федерации, включающего сведения о состоянии данных видов и среде их обитания.

При осуществлении государственного мониторинга объектов животного мира определяется: численность и распространение объектов животного мира (по видам), размещение их в среде обитания; динамика изменения численности объектов животного мира (по видам); состояние объектов животного мира; состояние среды обитания объектов животного мира (площадь категорий среды обитания, указанных в пункте 10 настоящего Порядка). (п. 9 Приказа )

При осуществлении государственного мониторинга объектов животного мира оценивается площадь следующих категорий среды обитания, составляющих территорию субъекта Российской Федерации, в том числе внутренние водоемы; пойменные комплексы; береговые комплексы (п.п. 10.9-10.11 п. 10 Приказа )

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 40 минут по данным УСПО Система-112, карточка 6105199 был обнаружен ландшафтный пожар в <адрес> <адрес> Тушение пожара начато в 08 часов 49 минут ДД.ММ.ГГГГ, окончено в 08 часов 51 минуту ДД.ММ.ГГГГ площадь ликвидации ландшафтного пожара составила 1.0 га (л.д. 61)

Содержанием протокола осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого осматривалась территория домовладения, расположенного по адресу д. <адрес> <адрес> <адрес> прилегающая территория вдоль озера Готовка, и установлено, что на расстоянии 5 метров от входных дверей заброшенного дома на территории домовладения в юго-восточном направлении находится выжженная сухая травянистая растительность, распространение которой просматривается через пустырь к пойме озера Готовка в северо-восточном, северо-западном и юго-восточном направлениях на общей площади 1 га. (л.д. 43-47)

Согласно копии донесения о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ, на основании карточки Система 112 УСПО, следует, что в 08 часов 40 мнут обнаружен пожар сухой травы за огородами домовладений и пер. Гагарина <адрес>, место возникновения пожара возле хозяйственной постройки с распространением за черты населенного пункта, горение сухой местности составило 1 га (л.д. 48)

Согласно письменным объяснениям Гилев В.А., следует, что ДД.ММ.ГГГГ год он в строении по адресу <адрес> <адрес> распиливал болгаркой трубу, раскаленные частицы металла вылетали через открытые двери в траву. Когда он вышел из строения, то увидел, что трава горит, огонь распространился к пойме озера Горловка (л.д. 41-42)

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Гилев В.А., дознавателем ОНД и ПР по <адрес> был составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ, Гилев В.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, за нарушение пункта Постановления Правительства Российской Федерации от 16.092020 года «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации» (л.д. 378-40) Указанное нарушение Гилев В.А. не оспаривал в ходе производства по делу об административном правонарушении, указав в протоколе об административном правонарушении о согласии с выявленным нарушением.

Как следует из показаний свидетеля Гилев В.А., данных суду, ДД.ММ.ГГГГ на территории ее домовладения, 26 соток, загорелась трава, которая была не скошена с осени. Пожар распространился на соседнюю территорию, заброшенных огородов домов, на которых уже более 30 лет никто не проживает, и прорастает бурьян травы. Лишь небольшая часть пожара вышла за пределы населенного пункта к озеру, где огонь потух, т.к. трава находилась в воде. Спустя неделю появилась зеленая трава, а через три недели трава наросла с ее рост. Насекомые как жили, так и продолжают жить на этой территории. Она не видела, чтобы кто-нибудь их биологов приезжал, проводил исследование, обследование территории. Поскольку установили, что пожар произошел от раскалённых частиц металла при работе болгаркой Гилев В.А., она к последнему претензий по поводу пожара не имеет.

Допрошенный в зале судебного заседания глава администрации Балаганского сельского поселения ФИО5, суду пояснил, что действительно, ДД.ММ.ГГГГ в утреннее время произошло возгорание травянистой растительности в <адрес> на территории домовладений и пер. Гагарина, с последующим распространением на заброшенные участки, с последующим выходом за пределы населенного пункта. Заброшенные земельные участки, на которых ранее располагались домовладения собственников, в виду их выбытия либо смерти, в настоящее время пустуют, бесхозяйными не признаны. В результате пожара пострадала только верховая травянистая растительность. <адрес> пожара 1 га, из которых в черте населённого пункта 0,95 га, за черной – 0,05 га, что подтверждается справкой. Имущественного ущерба собственникам земельных участков в пределах населенного пункта не имеется. К нему из специалистов по контролю животного мира не обращался, исследование, обследование территории, подвергнутой пожару, по установлению ущерба причинённого насекомым не проводил.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п. 1 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде (статья 3 Закона об охране окружающей среды).

Согласно статье 10 указанного закона, управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа (пункт 11); утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа (пункт 25).

Довод представителя ответчика о том, что основанием для обращения с иском являлся ущерб объектам животного мира в результате пожара, что относится к компетенции муниципального образования, суд признает несостоятельным, так как спор между сторонами возник в рамках отношений, которые регулируются ФЗ «Об охране окружающей среды» и в полномочия муниципального образования вопрос о возмещении ущерба объектам животного мира не отнесен.

Из представленного расчета ущерба, произведенного <адрес>, общая сумма экологического вреда и экономического (имущественного) ущерба, причиненного объектам животного мира и среде их обитания в результате выгорания сухой травянистой растительности как иного местообитания беспозвоночных животных на участке местности площадью 1 га (10 000 м2), расположенном у <адрес> <адрес> <адрес> составляет 1110 500,0 руб. (л.д. 8-9)

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» по смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона «Об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

Отсутствие одного из элементов является основанием для отказа во взыскании.

Юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является установление факта уничтожения других объектов животного мира, относящихся к беспозвоночным животным (насекомых), их мест обитания в результате действий ответчика по выжиганию сухой травянистой растительности.

Необходимо обратить особое внимание на то, что размер вреда, причиненного объектам животного мира, состоит из двух составляющих. Первая часть - невосполнимый вред окружающей среде, связанный с уничтожением объектов животного мира, а вторая часть - затраты на выполнение комплекса работ, связанных с восстановлением местообитаний животного мира.

С учетом распределения бремени доказывания, истец должен доказать наличие вреда, его размер.

В нарушение вышеуказанных норм, истцом доказательств о мониторинге заселенности территории беспозвоночными животными, видового состава и численности, факта уничтожения беспозвоночных животных при уничтожении их местообитания, периода восстановления и необходимых мер для восстановления объектов животного мира и среды их обитания не представлено, таким образом, факт причинения вреда окружающей среде в результате действий ответчика не подтвержден материалами дела, в связи с чем, в удовлетворении иска следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменской областной суд через Викуловский районный суд Тюменской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Викуловского районного суда

Тюменской области

УИД:72RS0006-01-2022-000231-03

№ 2-138/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Викулово Тюменской области 05 августа 2022 года

Викуловский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Березинской Е.С.,

при секретаре Садовских Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области (далее Госохотдепартамент) обратился в суд с иском к Гилев В.А. о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в размере 1110 500 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным государственным инспектором по г. Ишиму, Абатскому, Бердюжскому, Викуловскому, Ишимскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальным районам по пожарному надзору, дознавателем отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Викуловскому муниципальному району отдела надзорной деятельности и профилактической работы «Ишимский» управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тюменской области, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Гилев В.А. признан виновным в совершении административногоо правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей, в обоснование правонарушения указано, что ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 40 минут Гилев В.А., находясь на участке местности, расположенном по адресу: <адрес>, д. <адрес> <адрес> <адрес>, при производстве огневых работ, связанных с резкой металла, допустил попадание раскаленных частиц металла на сухую травянистую растительность, в результате чего произошло возгорание сухой травянистой растительности, с последующим распространением огня через пустырь за пределы населенного пункта к пойме старицы Готовка, чем нарушил пункт 356 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации». Факт причинения вреда объектам животного мира в результате возгорания сухой травянистой растительности подтверждается административным материалом от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и письменными объяснениями Гилев В.А.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда (ст. 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии со ст. 56 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный вред добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления вреда животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию вреда, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Вред, причиненный Гилев В.А. ДД.ММ.ГГГГ объектам животного мира в результате горения сухой травянистой растительности на участке местности площадью 1 га (10000м2), расположенном по адресу <адрес> пер <адрес>, рассчитан в соответствии Методикой, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания», так согласно п. 9 Методики исчисление размера вреда от уничтожения других объектов животного мира, относящихся к беспозвоночным животным производится в составе исчисления размера вреда от уничтожения их местообитаний по формуле ( Впочв=Зкр х V+ НСпб х S х Kиt + Ниб х S х Киt), в результате исчисления по формуле получается размер вреда, причиненного объектам животного мира и среде их обитания (Впочв = 0 х 0 + 0 х 0 х 2,221 + 50 х 10000,00 х 2,221 =) 1110 500,00 руб.

Представитель истца Госохотдепартамента в лице и. о. директора ФИО4, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения, направил в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования удовлетворить (л.д. 106-109)

Ответчик Гилев В.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал на основании доводов изложенных в возражениях, поданные в ходе подготовки дела к судебному разбирательству. (л.д. 92-95).

Представитель ответчика по доверенности ФИО7 просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку юридически значимым обстоятельством по делу является установление факта гибели объектов животного мира, сокращения их численности на данной территории. Истец не представил доказательств о натуральных исследованиях и наблюдениях за фактическим распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, таким образом факт гибели объектов животного мира как на момент пожара, так и после него истцом не доказан. Выжигание сухой растительности имело место в пределах границ сельского поселения, на территории собственников земельных участков, на которые не распространяется действие закона «Об окружающей среде», лишь с незначительный выход пожары был за пределами населенного пункта. В случае удовлетворения требований просил суд снизить размер ущерба до 10000 рублей.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Викуловское лесничество ГКУ ТО «Тюменьлес», ОНД и ПР по Викуловскому МР отдел надзорной деятельности и профилактической работы «Ишимский» УНД и ПР ГУ МЧС Росси по <адрес>, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.103, 104)

С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле. Принимая во внимание, что в соответствии с ч. 7 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 14, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена на официальном интернет-сайте Викуловского районного суда <адрес>. Оснований для отложения судебного заседания судом не установлено.

Суд, изучив письменные доказательства, приходит к следующему.

Отношения, возникающие по поводу возмещения вреда окружающей среде, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ «Об охране окружающей среды»), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О животном мире» (далее ФЗ «О животном мире»).

В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

Согласно п. 2 ст. 261 ГК РФ если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Согласно статье 4 ФЗ «О животном мире» животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

Согласно статье 22 ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

Согласно статье 55 ФЗ «О животном мире» лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

В силу пункта 6 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со статьей 56 ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1743-О-О, окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (п. 3 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 ЛК РФ, часть 2 статьи 69 ВК РФ, статья 51 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 «О недрах»).

Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 107 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания.

Данная Методика предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, причиненного объектам животного мира в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Ущерб по данному иску исчислен в соответствии с данной Методикой по формуле п. 9 раздела II Методики, Приложение - исчисление размера вреда от уничтожения других объектов животного мира, относящихся к беспозвоночным животным, в составе исчисления размера вреда от уничтожения их мест обитания.

На основании ч. 1 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме посредством взыскания суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, а также в п. 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать способы, предусмотренные ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 ФЗ «Об окружающей среде», а суд, с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.

Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит, прежде всего, от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).

В силу п. 3 ст. 63.1 «Об охране окружающей среды» единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы, в том числе государственный мониторинга объектов животного мира.

В силу п. 3 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 456 «Об утверждении Порядка ведения государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира» ( далее Приказ ) государственный мониторинг и государственный кадастр объектов животного мира ведется в отношении объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам или водным биологическим ресурсам

Согласно пунктом 8 Приказа , ведение государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, осуществляется путем составления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия в области охраны и использования животного мира, перечня видов объектов животного мира, обитающих в субъекте Российской Федерации, включающего сведения о состоянии данных видов и среде их обитания.

При осуществлении государственного мониторинга объектов животного мира определяется: численность и распространение объектов животного мира (по видам), размещение их в среде обитания; динамика изменения численности объектов животного мира (по видам); состояние объектов животного мира; состояние среды обитания объектов животного мира (площадь категорий среды обитания, указанных в пункте 10 настоящего Порядка). (п. 9 Приказа )

При осуществлении государственного мониторинга объектов животного мира оценивается площадь следующих категорий среды обитания, составляющих территорию субъекта Российской Федерации, в том числе внутренние водоемы; пойменные комплексы; береговые комплексы (п.п. 10.9-10.11 п. 10 Приказа )

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 40 минут по данным УСПО Система-112, карточка 6105199 был обнаружен ландшафтный пожар в <адрес> <адрес> Тушение пожара начато в 08 часов 49 минут ДД.ММ.ГГГГ, окончено в 08 часов 51 минуту ДД.ММ.ГГГГ площадь ликвидации ландшафтного пожара составила 1.0 га (л.д. 61)

Содержанием протокола осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого осматривалась территория домовладения, расположенного по адресу д. <адрес> <адрес> <адрес> прилегающая территория вдоль озера Готовка, и установлено, что на расстоянии 5 метров от входных дверей заброшенного дома на территории домовладения в юго-восточном направлении находится выжженная сухая травянистая растительность, распространение которой просматривается через пустырь к пойме озера Готовка в северо-восточном, северо-западном и юго-восточном направлениях на общей площади 1 га. (л.д. 43-47)

Согласно копии донесения о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ, на основании карточки Система 112 УСПО, следует, что в 08 часов 40 мнут обнаружен пожар сухой травы за огородами домовладений и пер. Гагарина <адрес>, место возникновения пожара возле хозяйственной постройки с распространением за черты населенного пункта, горение сухой местности составило 1 га (л.д. 48)

Согласно письменным объяснениям Гилев В.А., следует, что ДД.ММ.ГГГГ год он в строении по адресу <адрес> <адрес> распиливал болгаркой трубу, раскаленные частицы металла вылетали через открытые двери в траву. Когда он вышел из строения, то увидел, что трава горит, огонь распространился к пойме озера Горловка (л.д. 41-42)

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Гилев В.А., дознавателем ОНД и ПР по <адрес> был составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ, Гилев В.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, за нарушение пункта Постановления Правительства Российской Федерации от 16.092020 года «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации» (л.д. 378-40) Указанное нарушение Гилев В.А. не оспаривал в ходе производства по делу об административном правонарушении, указав в протоколе об административном правонарушении о согласии с выявленным нарушением.

Как следует из показаний свидетеля Гилев В.А., данных суду, ДД.ММ.ГГГГ на территории ее домовладения, 26 соток, загорелась трава, которая была не скошена с осени. Пожар распространился на соседнюю территорию, заброшенных огородов домов, на которых уже более 30 лет никто не проживает, и прорастает бурьян травы. Лишь небольшая часть пожара вышла за пределы населенного пункта к озеру, где огонь потух, т.к. трава находилась в воде. Спустя неделю появилась зеленая трава, а через три недели трава наросла с ее рост. Насекомые как жили, так и продолжают жить на этой территории. Она не видела, чтобы кто-нибудь их биологов приезжал, проводил исследование, обследование территории. Поскольку установили, что пожар произошел от раскалённых частиц металла при работе болгаркой Гилев В.А., она к последнему претензий по поводу пожара не имеет.

Допрошенный в зале судебного заседания глава администрации Балаганского сельского поселения ФИО5, суду пояснил, что действительно, ДД.ММ.ГГГГ в утреннее время произошло возгорание травянистой растительности в <адрес> на территории домовладений и пер. Гагарина, с последующим распространением на заброшенные участки, с последующим выходом за пределы населенного пункта. Заброшенные земельные участки, на которых ранее располагались домовладения собственников, в виду их выбытия либо смерти, в настоящее время пустуют, бесхозяйными не признаны. В результате пожара пострадала только верховая травянистая растительность. <адрес> пожара 1 га, из которых в черте населённого пункта 0,95 га, за черной – 0,05 га, что подтверждается справкой. Имущественного ущерба собственникам земельных участков в пределах населенного пункта не имеется. К нему из специалистов по контролю животного мира не обращался, исследование, обследование территории, подвергнутой пожару, по установлению ущерба причинённого насекомым не проводил.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п. 1 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде (статья 3 Закона об охране окружающей среды).

Согласно статье 10 указанного закона, управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа (пункт 11); утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа (пункт 25).

Довод представителя ответчика о том, что основанием для обращения с иском являлся ущерб объектам животного мира в результате пожара, что относится к компетенции муниципального образования, суд признает несостоятельным, так как спор между сторонами возник в рамках отношений, которые регулируются ФЗ «Об охране окружающей среды» и в полномочия муниципального образования вопрос о возмещении ущерба объектам животного мира не отнесен.

Из представленного расчета ущерба, произведенного <адрес>, общая сумма экологического вреда и экономического (имущественного) ущерба, причиненного объектам животного мира и среде их обитания в результате выгорания сухой травянистой растительности как иного местообитания беспозвоночных животных на участке местности площадью 1 га (10 000 м2), расположенном у <адрес> <адрес> <адрес> составляет 1110 500,0 руб. (л.д. 8-9)

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» по смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона «Об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

Отсутствие одного из элементов является основанием для отказа во взыскании.

Юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является установление факта уничтожения других объектов животного мира, относящихся к беспозвоночным животным (насекомых), их мест обитания в результате действий ответчика по выжиганию сухой травянистой растительности.

Необходимо обратить особое внимание на то, что размер вреда, причиненного объектам животного мира, состоит из двух составляющих. Первая часть - невосполнимый вред окружающей среде, связанный с уничтожением объектов животного мира, а вторая часть - затраты на выполнение комплекса работ, связанных с восстановлением местообитаний животного мира.

С учетом распределения бремени доказывания, истец должен доказать наличие вреда, его размер.

В нарушение вышеуказанных норм, истцом доказательств о мониторинге заселенности территории беспозвоночными животными, видового состава и численности, факта уничтожения беспозвоночных животных при уничтожении их местообитания, периода восстановления и необходимых мер для восстановления объектов животного мира и среды их обитания не представлено, таким образом, факт причинения вреда окружающей среде в результате действий ответчика не подтвержден материалами дела, в связи с чем, в удовлетворении иска следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменской областной суд через Викуловский районный суд Тюменской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Викуловского районного суда

Тюменской области

2-138/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области
Ответчики
Гилев Владимир Анатольевич
Другие
ОНД и ПР по Викуловскому МР отдел надзорной деятельности и профилактической работы "Ишимский" УНД и ПР МЧС России по Тюменской области
Викуловское лесничество ГКУ ТО "Тюменьлес"
Кузнецов Юрий Иванович
Суд
Викуловский районный суд Тюменской области
Судья
Березинская Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
vikulovsky.tum.sudrf.ru
23.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2022Передача материалов судье
28.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2022Подготовка дела (собеседование)
18.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.08.2022Судебное заседание
05.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2022Дело оформлено
07.09.2022Дело передано в архив
05.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее