Решение по делу № 2-12/2023 (2-670/2022;) от 21.06.2022

Гражданское дело № 2-12/2023

УИД: 09RS0007-01-2022-000838-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 марта 2023 г.                                                              станица Зеленчукская, КЧР

Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи                                Дотдаева Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания                    Болатчиевой А.Р.,

с участием заместителя прокурора Зеленчукского района КЧР Карданова А.А.,

представителя ответчика администрации Зеленчукского муниципального

района КЧР                                      Миргородской Н.В.,

представителя ответчика Боташева Ю.Ш.                 Никулушкина А.Т.,

представителя АО «Управляющая компания Архыз» и АО «Кавказ.РФ»

Харитоновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики в интересах Российской Федерации в лице Министерства экономического развития РФ, АО «Управляющая компания Архыз» к Боташеву Ю.Ш., Дотдуеву А.В., Кочкаровой Л.С., Боюнсузову Д.К., Джараштиевой А.М., Отараеву И.Б.,... в лице законного представителя Дотдуева А.В., администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании договоров недействительными и другим требованиям,

установил:

Прокурор Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики обратившись в суд в интересах Российской Федерации с иском к Боташеву Ю.Ш., Дотдуеву А.В., Кочкаровой Л.С., Боюнсузову Д.К., Джараштиевой А.М., Отараеву И.Б., Рамазанову А.Х., Булатукову З.О., Дотдуеву А.А., администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, уточнив требования, просит суд признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ -А аренды земельного участка с кадастровым номером , заключенного администрацией Зеленчукского муниципального района с Боташевым Ю.Ш. и дополнительное соглашение к нему от ДД.ММ.ГГГГ -А; признать незаконным постановление исполняющего обязанности главы администрации Зеленчукского муниципального района ФИО29 от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ; признать незаконным постановление главы администрации Зеленчукского муниципального района ФИО28 от ДД.ММ.ГГГГ «О продаже земельного участка с кадастровым номером в собственность Боташеву Ю.Ш.; признать недействительным договор -С купли - продажи земельного участка с кадастровым номером , заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Зеленчукского муниципального района КЧР и Боташевым Ю.Ш.; аннулировать записи в Едином государственном реестре недвижимости о государственной регистрации права собственности за Боташевым Ю.Ш. на земельные участки с кадастровыми номерами: . Обязать администрацию Зеленчукского муниципального района вернуть Боташеву Ю.Ш. денежные средства в размере 12 872 623,42 рублей, полученные по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ -C в счёт оплаты земельного участка с кадастровым номером .

Признать незаконными разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ , объектов капитального строительства, коттеджей , , выданные главой администрации Зеленчукского муниципального района КЧР застройщику ФИО4. Признать незаконными разрешения на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ , коттеджей , выданных администрацией Зеленчукского муниципального района гражданину ФИО4 на земельном участке с кадастровым номером . Аннулировать записи , в ЕГРН о государственной регистрации права собственности за ФИО4 на объект капитального строительства с кадастровыми номерами 09:06:0021401:2342, ; обязать Боташева Ю.Ш. снести эти объекты капитального строительства.

Признать недействительными договоры купли продажи земельных участков: от ДД.ММ.ГГГГ между Боташевым Ю.Ш. и Дотдуевым А.В. с кадастровым номером ; от ДД.ММ.ГГГГ между Боташевым Ю.Ш. и ФИО48 с кадастровым номером ; от ДД.ММ.ГГГГ между Боташевым Ю.Ш. и Боюнзусовым Д.К. с кадастровым номером ; от ДД.ММ.ГГГГ между Боташевым Ю.Ш. и ФИО55 с кадастровым номером ; от ДД.ММ.ГГГГ между Боташевым Ю.Ш. и Отараевым И.Б. с кадастровым номером ; ДД.ММ.ГГГГ между Боташевым Ю.Ш. и ФИО9 с кадастровым номером ; от ДД.ММ.ГГГГ между Боташевым Ю.Ш. и Отараевым И.Б. с кадастровым номером ; от ДД.ММ.ГГГГ между Боташевым Ю.Ш. и ФИО2 с кадастровым номером ; от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО14 с кадастровым номером ; от ДД.ММ.ГГГГ между Боташевым Ю.Ш. и Дотдуевым А.А. с кадастровым номером .

Аннулировать в Едином государственном реестре недвижимости записи о государственной регистрации права собственности: за Дотдуевым А.В. на земельный участок с кадастровым номером ; за Кочкаровой Л.С. на земельный участок с кадастровым номером ; за Боюнсузовым Д.К. на земельный участок с кадастровым номером ; за Джараштиевой А.М. на земельный участок с кадастровым номером ; за Отараевым И.Б. на земельный участок с кадастровым номером ; за Рамазановым А.Х. на земельный участок с кадастровым номером ; за Отараевым И.Б. на земельный участок с кадастровым номером ; за Булатуковым З.О. на земельный участок с кадастровым номером ; за Дотдуевым А.А. на земельный участок с кадастровым номером 09; за Шпилько А.И. на земельный участок с кадастровым номером .

Обязать Боташева Ю.Ш. вернуть в казну Зеленчукского муниципального района земельные участки с кадастровыми номерами: ; обязать Дотдуева А.В., Кочкарову Л.С., Боюнсузова Д.К., Джараштиеву А.М., Отараева И.Б., Рамазанова А.Х., Булатукова З.О., Дотдуева А.А. вернуть в казну Зеленчукского муниципального района земельные участки с кадастровыми номерами: , соответственно.

При этом прокурор ссылается на то, что в связи с обращением АО «Кавказ.РФ» проверено соблюдение администрацией Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики требований законодательства при решении вопроса о передаче Боташеву Ю.Ш. земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны. Установлено, что администрацией Зеленчукского района КЧР в лице первого заместителя главы администрации ФИО29 ДД.ММ.ГГГГ с гражданином Боташевым Ю.Ш. сроком на 18 месяцев заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером за -А, который зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ от исполняющего обязанности главы Администрации Зеленчукского муниципального района ФИО29 изменен вид разрешенного использования указанного земельного участка с «для размещения других объектов оздоровительного и рекреационного назначения» на «туристическое обслуживание». Администрацией Архызского сельского поселения Боташеву Ю.Ш. выданы разрешения на строительство двух объектов капитального строительства (коттеджи № , 2) на земельном участке: разрешение на строительство объекта капитального строительства ( от ДД.ММ.ГГГГ), коттедж (первая очередь) количество этажей 1 площадью застройки 37,5 кв.м., общей площадью 28,05 кв.м. с выполнением фундамента монолитного железобетонного, стен, крыши, водоснабжения, перекрытий, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ согласно проекту организации строительства (ПОС); разрешение на строительство объекта капитального строительства ( от ДД.ММ.ГГГГ), коттедж (первая очередь), количество этажей 1 площадью застройки 37, 5 кв.м., общей площадью 28,05 кв.м. с выполнением фундамента монолитного железобетонного, стен, крыши, водоснабжения, перекрытий, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ согласно проекту организации строительства (ПОС). Боташевым Ю.Ш. на указанном земельном участке возведены объекты капитального строительства с кадастровыми номерами и (корпуса базы отдыха), которые ДД.ММ.ГГГГ введены органом местного самоуправления в эксплуатацию как оконченные строительством и поставлены на государственный учет, как принадлежащие на праве собственности Боташеву Ю.Ш., о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесены записи о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ и . Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленному специалистами отдела архитектуры администрации Зеленчукского муниципального района, возведенные объекты имеют прочную связь с землей и конструктивные характеристики зданий не позволяют осуществить их перемещение без несоразмерного ущерба, в связи с чем они являются объектами капитального строительства. Администрацией Зеленчукского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ с Боташевым Ю.Ш. заключен договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка по цене 12 872 623,42 рублей, который ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР. Боташевым Ш.Ю. администрации Зеленчукского района по договору купли-продажи произведена оплата земельного участка по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 872 623,42 рублей.

По заявлению Боташева Ю.Ш. об осуществлении государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии произведен раздел спорного земельного участка на следующие земельные участки: с кадастровым номером площадью 1000 кв.м. (<данные изъяты>

Из указанных земельных участков земельный участок с кадастровым номером передан Боташевым Ю.Ш. Дотдуеву А.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; земельный участок с кадастровым номером передан Боташевым Ю.Ш. Кочкаровой Л.С. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; земельный участок с кадастровым передан Боташевым Ю.Ш. Боюнсузову Д.К. на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ; земельный участок с кадастровым Боташевым Ю.Ш. передан Джараштиевой A.M. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; земельный участок с кадастровым передан Боташевым Ю.Ш. Рамазанову А.Х. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; земельный участок с кадастровым передан Боташевым Ю.Ш. Отараеву И.Б. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; земельный участок с кадастровым номером передан Боташевым Ю.Ш. Шпилько А.И. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; земельный участок с кадастровым передан Боташевым Ю.Ш. Отараеву И.Б. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. До принятия судом в отношении спорных земельных участков обеспечительных мер ответчиком Шпилько А.И. земельный участок с кадастровым номером на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ передан гражданину ФИО14.

Предоставление органами местного самоуправления Зеленчукского муниципального района Боташеву Ю.Ш. земельного участка с кадастровым номером в аренду, изменение его вида разрешенного использования и его реализация, заключённые в последующем договоры купли-продажи земель, образованных из вышеуказанного земельного участка, являются незаконными по следующим основаниям.

Прокурор ссылается на положения Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе», Соглашение от 19.01.2011 заключенное между Правительством РФ, Правительством КЧР и администрацией Зеленчукского муниципального района заключено за №С-08-ОС/Д25о создании на территории Зеленчукского муниципального района туристско-рекреационной особой экономической зоны, Соглашение от 27.12.2012 между Минэкономразвития РФ и АО «Курорты Северного Кавказа», которым на общество возложена обязанность по управлению особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, созданной на территории Зеленчукского муниципального района КЧР, положения Земельного, Градостроительного, Гражданского кодексов РФ, а также полномочия прокурора, предусмотренные ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. Указывает, что при создании особой экономической зоны земельный участок с кадастровым номером площадью 52869 кв.м. из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования - «для размещения объектов оздоровительного и рекреационного назначения» вошел в ее границы (дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ). При этом администрацией Зеленчукского района в лице первого заместителя главы администрации ФИО29 без ведома Минэкономразвития России и АО «Курорты Северного Кавказа», в чьем управлении и распоряжении находился земельный участок с кадастровым номером , в нарушение требований ст. ст. 7, 8, 32 Закона № 116-ФЗ, ст. 39,6 Земельного кодекса РФ, невзирая на взятые обязательства, ДД.ММ.ГГГГ с проведением торгов с ФИО4 сроком на 18 месяцев заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером за -А, который зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР. Без ведома органов управления и распоряжения указанным земельным участком, проигнорировав указанные выше особенности процедуры согласования строительства на земельных участках данной категории (ст. ст. 36 и 51 ГрК РФ), орган местного самоуправления - администрация Зеленчукского муниципального района изменил вид разрешенного использования данного земельного участка с «для размещения других объектов оздоровительного и рекреационного назначения» на «туристическое обслуживание». В отсутствие предусмотренного ст. 51 ГрК РФ проекта организации строительства Боташеву Ю.Ш. выданы разрешения на строительство 2-х объектов капитального строительства § (коттеджи № ,2) на земельном участке, неправомерно предоставленном на основании договора аренды, и соответственно, построенные с нарушением установленных норм и правил в области безопасности строительства и вновь возводимых объектов капитального строительства, без ведома органов управления и распоряжения введены в эксплуатацию как оконченные строительством. В нарушение требований ст. 8 Закона № 116-ФЗ, закрепляющей право принятия решения о реализации земельных участков, расположенных в границах ОЭЗ исключительно за уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, проигнорировав взятые на себя в рамках Соглашения обязательства, администрацией Зеленчукского района Боташеву Ю.Ш. на основании договора купли-продажи (-С от ДД.ММ.ГГГГ) реализован земельный участок с кадастровым номером .

Опрошенные по данному факту работники администрации Зеленчукского муниципального района ФИО28 и ФИО29, а также глава Архызской поселковой администрации ФИО19 пояснили, что не располагали сведениями о нахождении земельного участка 09:06:0021401:919 в управлении и распоряжении Минэкономразвития России и АО «Курорты Северного Кавказа», его отнесении к земельным участкам особой экономической зоны. При этом в рамках проверки установлено, что Соглашение, дополнительные Соглашения №№ , приложения и передаточные акты, в т.ч. подписанные главой администрации Зеленчукского муниципального района ФИО20, находились в администрации района. В соответствии с Законом № 116-ФЗ, постановлением Правительства РФ №833 на территории Зеленчукского района, на земельных участках, определенных соглашением о создании туристско-рекреационной особой экономической зоны, создана туристско-рекреационная особая экономическая зона, при создании которой земельный участок с кадастровым номером вошел в ее границы. На момент заключения договора аренды -А от ДД.ММ.ГГГГ и договора купли-продажи -С от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером распоряжение земельными участками в границах особой экономической зоны осуществляло Минэкономразвития России, что свидетельствует о недействительности этих сделок в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ. В целях приведения границ и характеристик земельного участка к первоначальным параметрам АО «Кавказ.РФ» обратилось в прокуратуру Зеленчукского района, указав, что раздел земельного участка с кадастровым номером не согласован.

Считает, что неправомерное отчуждение спорного земельного участка и образованных из него остальных земельных участков в составе особой экономической зоны, находящегося в ведении, в распоряжении Минэкономразвития РФ, АО «КАВКАЗ.РФ», с нарушением установленных законодательством требований нарушает права Российской Федерации. Осуществленный в нарушение п. 2 ст. 7, пп. «г» ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 32 Закона №116-ФЗ переход права собственности земельных участков, включенных в границы особой экономической зоны - Боташеву Ю.Ш., Шпилько А.И., Кочкаровой Л.С., Боюнсузову Д.К., Джараштиевой A.M., Отараеву И.Б., Рамазанову А.Х., Дотдуеву А.В., может повлечь негативные последствия, причиняет ущерб интересам государства.

В судебном заседании заместитель прокурора Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики А.А. Карданов и представитель АО «Управляющая компания Архыз» и АО «Кавказ.РФ» ФИО22 иск поддержали по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика Боташева Ю.Ш. - Никулушкин А.Т. просил отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в которых указывается на незаконность включения спорного земельного участка с кадастровым номером 09:06:0021401:919 в границы особой экономической зоны, поскольку этот земельный участок расположен в границах муниципального образования - Зеленчукского муниципального района КЧР и, соответственно, входит в зону территориального развития. При этом ссылается на Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня субъектов РФ, на территориях которых допускается создание зон территориального развития» и указывает, что территория Карачаево-Черкесской Республики и, соответственно, Зеленчукский район входит в перечень таких зон развития и в соответствии с ФЗ № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» спорный участок, находясь в такой зоне, не может входить в особую экономическую зону. Также ссылается на то, что управляющие особой экономической зоной компании не исполняют свои обязанности, возложенные на них с ФЗ № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» по публикации, раскрытию информации по имуществу, привлеченному в особую экономическую зону, о своей деятельности. Указывает на то, истцом не раскрыта хронология образования земельного спорного участка с кадастровым номером 09:06:0021401:919, ссылается на то, что управляющие компании и огран исполнительной власти субъекта РФ в нарушение положений указанного выше Федерального закона не раскрыли в сети интернет сведений о дополнительном соглашении от ДД.ММ.ГГГГ, полагает, что эти обстоятельства нарушают прав ответчиков. Кроме того, в судебном заседании представитель ответчика обращал внимание суда на то обстоятельство, что после заключения в 2018 г. соглашения о передаче спорного земельного участка в границы ОЭЗ на земельный участок не были наложены ограничения, которых не было и на момент заключения договора аренды между администрацией Зеленчукского муниципального района КЧР и гражданином Боташевым Ю.Ш..

Представитель ответчика администрации Зеленчукского муниципального района КЧР ФИО18 поддержав доводы представителя ответчика Боташева Ю.Ш. просила отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме, дополнительно указала на то, прокурор не имеет полномочий на обращение в суд с иском в интересах компаний, управляющих особой экономической зоной. В письменных возражениях представитель ответчика глава администрации также ссылался на то, что по итогам проверки земельных участков, включенных в перечень, являющийся приложением к дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к Соглашению № создании на территории района особой экономической зоны было установлено, что земельный участок с кадастровым номером в перечне отсутствует, в связи с чем было принято решение на заседании комиссии по регулированию земельных и имущественных отношений о проведении аукциона по продаже права заключения договора аренды. По итогам аукциона договор заключен с Боташевым Ю.Ш., в последующем изменен вид разрешенного использований земельного участка, выданы разрешения на строительства объектов капитального строительства, возведены объекты и участок продан Боташеву Ю.Ш. без проведения торгов, поскольку объекты недвижимости принадлежат ему на участке, оплата поступила в бюджет. Указывает на то, что спорный земельный участок предоставлен Боташеву Ш.Ю. посредством проведения аукциона, о чем была публикация в газете Пресса 09 и на сайте torgi.gov.ru и было общедоступно неопределенному кругу лиц. Нарушений по проведению торгов установлено не было. Прокуратуре Зеленчукского района КЧР было известно о предоставлении спорного участка с ДД.ММ.ГГГГ – с момента рассмотрения жалобы ООО «Агентство по предпринимательству по инвестициям Георгиевского городского округа», АО «КСК» было оповещено заранее о заседании Большого градостроительного совета КЧР, направлены архитектурные проекты на объекты капитального строительства, возведенные ответчиокм Боташевым Ю.Ш.. АО «КСК» имело возможность обжаловать действия администрации с ДД.ММ.ГГГГ В заседании Большого градостроительного совета КЧР участвовал представитель Министерства экономического развития КЧР.

Ответчики Кочкарова Л.С., Отараев И.Б., Дотдуев А.В., Джараштиева А.М., Рамазанов А.Х., Булатуков З.О., Дотдуеву А.А. в лице законного представителя Дотдуева А.В., просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражений против исковых требований, либо согласия с ними суду не представили.

Остальные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, ходатайств об отложении не заявляли.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из положений ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе» на территории Зеленчукского района создана туристско-рекреационная особая экономическая зона, которая вошла в туристический кластер Северо-Кавказского федерального округа.

    ДД.ММ.ГГГГ между Правительством РФ, Правительством КЧР и администрацией Зеленчукского муниципального района заключено Соглашение № создании на территории Зеленчукского муниципального района туристско-рекреационной особой экономической зоны и на срок ее существования Минэкономразвитию РФ делегированы (переданы) полномочия по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимого имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности в границах ОЭЗ.

    ДД.ММ.ГГГГ между Минэкономразвития РФ и АО «Курорты Северного Кавказа» (с ДД.ММ.ГГГГ года название изменено на АО «Кавказ РФ») заключено Соглашение, которым на общество возложена обязанность по управлению особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, созданной на территории Зеленчукского муниципального района КЧР.

    Приказом Минэкономразвития России от 17.04.2013 № 208 АО «Курорты Северного Кавказа» переданы отдельные Уполномочия по управлению и распоряжению земельными участками и, соответственно, с учетом положений Закона № 116-ФЗ, заключенного Соглашения и дополнительных соглашений, в компетенцию исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований Зеленчукского района более не входил.

Согласно ч. 1 ст. 32 Закона № 116-ФЗ органы управления особыми экономическими зонами управляют и распоряжаются земельными участками в ее границах на основании соглашения о создании особой экономической зоны в соответствии с законодательством РФ и с учетом положений Закона № 116-ФЗ.

В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории, для строительства объектов инфраструктуры этой зоны лицу, с которым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны. Согласно пп. 1.1 ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в случае если для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с ч. 7 ст. 36 ГрК РФ требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

Частью 7 ст. 36 ГрК РФ предусмотрено, что использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами.

Таким образом, земельные участки в границах ОЭЗ подпадают под действие специального правового режима, поскольку на них не распространяется действие градостроительного регламента, который определяет правовой режим земельных участков. Указанный режим определяется органами управления ОЭЗ и поэтому имеет специальный характер.

В соответствии с ч. 7 ст. 51 ГрК РФ для получения разрешения на строительство застройщик обязан представить в уполномоченный орган проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства).

        Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренныйпроектом организации строительства объекта капитального строительства (ч. 19 ст. 51 ГрК РФ).        |

В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно п. 2 ст. 7 Закона № 116-ФЗ, по решению руководителя уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти отдельные полномочия по управлению особыми экономическими зонами могут быть переданы на основании соглашения органу исполнительной власти субъекта РФ либо переданы управляющей компании с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Примерная форма соглашения о передаче полномочий по управлению особыми экономическими зонами    органу    исполнительной    власти    субъекта    РФ    утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пп. «г» ч. 1 ст. 8 Закона № 116-ФЗ уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти предоставляет в аренду такие земельные участки и иные объекты недвижимости, принимает решения об образовании земельных участков в границах особой экономической зоны, принимает решение о продаже арендаторам земельных участков, расположенных в границах особой экономической зоны и находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В настоящее время таким органом является Минэкономразвития России (п.п. 1 и 5.3.22 Положения о Министерстве экономического развития РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437).

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона № 116-ФЗ органы управления особыми экономическими зонами управляют и распоряжаются земельными участками в ее границах на основании соглашения о создании особой экономической зоны в соответствии с законодательством РФ и с учетом положений Закона № 116-ФЗ.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (ст. 309 Гражданского кодекса РФ).

    Из положений ст. 1 Земельного кодекса РФ следует, что земельное законодательство и иные нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения, основываются в том числе на принципах учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю, а также принципе приоритета    сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения земель особо охраняемых природных территорий и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.    |

Согласно требованиям ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в установленных законом случаях.

Действия, нарушающие права на землю могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пунктом 1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В пунктах 74-75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.

Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из смысла приведённых правовых норм в их взаимосвязи следует, что иски о защите нарушенного права муниципальной собственности на земельные участки могут быть предъявлены, в том числе, прокурором как в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, так и интересов Зеленчукского муниципального района и интересов Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Правительство Российской Федерации, Правительство Карачаево-Черкесской Республики, администрация Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, администрация Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики заключили дополнительное соглашение к Соглашению № о создании на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов КЧР     туристско-рекреационной особой экономической зоны от ДД.ММ.ГГГГ по которому перечень земельных участков, образующих границы участка территории туристско-рекреационной особой экономической зоны приведен в приложении к дополнительному соглашению (л.д 383-386 т. 1). Указанное дополнительное соглашение подписано главой администрации Зеленчукского муниципального района КЧР ФИО20. И согласно этого приложения земельный участок с кадастровым номером указан за порядковым номером (л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ заместитель генерального директора АО «КАВКАЗ.РФ» обратился в прокуратуру Карачаево-Черкесской Республики с просьбой провести проверку по факту строительства на земельному участке с кадастровым номером , который включен в границы ОЭЗ, без согласования с Минэкономразвития РФ двух объектов капитального строительства, принадлежащих на праве собственности Боташеву Ю.Ш. (т. 1 ).

ДД.ММ.ГГГГ на имя врио главы администрации Зеленчукского муниципального района КЧР ФИО24 было подано заявление о предоставлении на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 09:06:0021401:919 (л.д. 101).

ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по регулированию земельных и имущественных отношений Зеленчукского муниципального района КЧР, председателем которого являлся ФИО29 было решено рекомендовать главе администрации района предоставить спорный земельный участок в аренду на торгах, не видя для этого препятствий (л.д. 102-103 т. 6).

Из заявки на участие в аукционе от ДД.ММ.ГГГГ по продаже права на заключение договоров аренды следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился к Главе администрации района с заявкой на участие в аукционе относительно права аренды земельного участка с кадастровым номером (л.д. т. 6).

Согласно выписки из протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на участие в аукционе на право заключения договора аренды на спорный земельный участок постуили заявки от трех лиц, в том числе Боташева Ю.Ш., все трое допущены к участию в аукционе (л.д. т. 6).

Из протокола о результатах открытого аукциона от ДД.ММ.ГГГГ следует, что к установленному времени прибыл только участник Боташев Ю.Ш., аукцион признан не состоявшимся, протокол является основанием для заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером (л.д. т. 6).

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной антимонопольной службы по КЧР известило администрацию Зеленчукского муниципального района КЧР о поступлении жалобы ООО «Агентство по предпринимательству по инвестициям Георгиевского городского округа» о нарушении организации и проведения торгов, а также порядке заключения договоров, в том числе по земельному участку с кадастровым номером (л.д. т. 6).

ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Зеленчукского муниципального района КЧР сообщила прокурору Зеленчукского района КЧР о рассмотрении запроса прокурора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. т. 6) по вышеуказанной жалобе ООО «Агентство по предпринимательству по инвестициям Георгиевского городского округа» (л.д. 116 т.6).

Управлением Федеральной антимонопольной службы по КЧР ДД.ММ.ГГГГ было принято решение по ООО «Агентство по предпринимательству по инвестициям Георгиевского городского округа», которая была признана необоснованной, сняты ограничения по аукциону по земельному участку с кадастровым номером (л.д. т. 6).

Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ -А аренды администрация Зеленчукского муниципального района передала за плату во временное пользование Боташеву Ю.Ш. земельный участок с кадастровым номером площадью 52869 кв.м. из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: КЧР, <адрес>, Архызское сельское поселение, в 1000 метрах восточнее станции поисково-спасательной службы, сроком по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. т.1).

Из дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ -А следует, что оно заключено между администрацией Зеленчукского муниципального района КЧР и Боташевым Ю.Ш. о том, что срок аренды земельного участка с кадастровым номером продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 1).

Согласно постановлению, подписанному исполняющим обязанности главы администрации Зеленчукского муниципального района ФИО29 от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером изменен с «для размещения других объектов оздоровительного и рекреационного назначения» на «туристическое обслуживание» (л.д. 1).

Из разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация Зеленчукского муниципального района КЧР в лице главы ФИО28 разрешает Боташеву Ю.Ш. строительство объекта капитального строительства, коттедж (первая очередь) количество этажей 1, площадью застройки 37,5 кв.м., общей площадью 28,05 кв.м. с выполнением фундамента монолитного железобетонного, стен, крыши, водоснабжения, перекрытий, сроком до ДД.ММ.ГГГГ согласно проекта организации строительства (л.д. т.1).

Из разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация Зеленчукского муниципального района КЧР в лице главы ФИО28 разрешает Боташеву Ю.Ш. строительство объекта капитального строительства коттедж (первая очередь), количество этажей 1, площадью застройки 37,5 кв.м., общей площадью 28,05 кв.м. с выполнением фундамента монолитного железобетонного, стен, крыши, водоснабжения, перекрытий, сроком до ДД.ММ.ГГГГ согласно проекта организации строительства (л.д. т.1).

Согласно разрешения на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ администрация Зеленчукского муниципального района КЧР в лице главы ФИО28 разрешает Боташеву Ю.Ш. ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - коттедж (первая очередь), количество этажей 1, площадью застройки 37,5 кв.м., общей площадью 28,05 кв.м., построенного на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (л.д. т.1).

Согласно разрешения на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ администрация Зеленчукского муниципального района КЧР в лице главы ФИО28 разрешает Боташеву Ю.Ш. ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - коттедж (первая очередь), количество этажей 1, площадью застройки 37,5 кв.м., общей площадью 28,05 кв.м., построенного на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (л.д. т.1).

Из платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Боташевым Ю.Ш. уплачены 12 872 623 рубля 42 копейки за выкуп земельного участка кадастровым номером (л.д. т. 6).

Из Выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> находятся два объекта капитального строительства с кадастровыми номерами 09:06:0021401:2343 и 09:06:0021401:2342, которые принадлежат на праве собственности Боташеву Ю.Ш., право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. т.1).

Согласно акта осмотра объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>, составленного старшим помощником прокурора Зеленчукского района и начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации Зеленчукского муниципального района КЧР ДД.ММ.ГГГГ, на этом земельном участке располагаются два объекта коттеджи 1 и 2 площадями по 28.05 кв.м., введены в эксплуатацию (л.д. т. 1).

Из постановления администрации Зеленчукского муниципального района КЧР, подписанного главой ФИО28, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что руководствуясь пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ постановлено продать земельный участок с кадастровым номером площадью 52869 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>», в собственность Боташеву Ю.Ш. (Л.Д. Т. 1).

Согласно договору купли - продажи земельного участка -С от ДД.ММ.ГГГГ администрация Зеленчукского муниципального района КЧР в лице главы ФИО28 продала, а покупатель Боташев Ю.Ш. купил за 12 872 623 рубля 42 копейки земельный участок с кадастровым номером площадью 52869 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Одновременно расторгли ранее заключенный договор аренды этого земельного участка (л.д. т. 1).

Из акта приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация Зеленчукского муниципального района КЧР в лице главы ФИО28 передала, а покупатель Боташев Ю.Ш. принял земельный участок с кадастровым номером (л.д. т.1).

Согласно заявлению Боташев Ю.Ш. от ДД.ММ.ГГГГ, содержащегося в реестровом деле на земельный участок с кадастровым номером , он обращается в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР и просит осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на 17 земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером (л.д. т. 1).

Из Выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером следует, что собственником является ответчик Боташев Ю.Ш., земельный участок был образован с земельного участка с кадастровым номером , а образованные из земельного участка с кадастровым номером 09:06:0021401:919 участки имеют кадастровые номера: (л.д. т. 3).

Земельные участки с кадастровыми номерами: были сняты с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ по причине пересечения границ участков с другими участками, об этом свидетельствуют отметки в Выписках из ЕГРН (л.д. 207-250 т.7, л.д. т.8).

В последующем поставлены были на учет земельные участки с кадастровыми номерами: , которые также были образованы с земельного участка с кадастровым номером 09:06:0021401:919, что следует из Выписок из ЕГРН по этим объектам недвижимости (л.д. т. 8).

Как следует из договора от ДД.ММ.ГГГГ купли - продажи земельного участка, Боташев Ю.Ш. продал, а ФИО5 купила земельный участок с кадастровым номером площадью 2500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, за 1 100000 рублей (л.д. т. 1).

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ купли - продажи земельного участка, Боташев Ю.Ш. продал, ФИО6 купил земельный участок с кадастровым номером площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, за 1 100 000 рублей (л.д. т.1).

Из договора от ДД.ММ.ГГГГ купли - продажи земельного участка следует, что Боташев Ю.Ш. продал, а ФИО7 купила земельный участок с кадастровым номером площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, за 1 100 000 рублей (л.д. т. 1).

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ купли - продажи земельного участка Боташев Ю.Ш. продал, а ФИО8 купил земельный участок с кадастровым номером площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> за 1000 000 рублей (л.д. т. 1).

Из договора от ДД.ММ.ГГГГ купли - продажи земельного участка следует, что Боташев Ю.Ш. продал, а ФИО9 купил земельный участок с кадастровым номером площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, за 1 200 000 рублей (л.д. т. 1).

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ купли - продажи земельного участка Боташев Ю.Ш. продал, а ФИО2 купли земельный участок с кадастровым номером площадью 2000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, за 1 600 000 рублей (л.д. т.1).

Из договора от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи земельного участка следует, что ФИО2 продал ФИО14 земельный участок с кадастровым номером за 1 600 000 рублей (л.д. т.5).

Из договора от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи земельного участка следует, что Боташев Ю.Ш. продал ФИО15 земельный участок с кадастровым номером за 1 600 000 рублей, договор подписан законным представителем – отцом ФИО3 (л.д. т.5).

Как следует из Выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами: принадлежат Боташеву Ю.Ш.; ФИО13, - ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО10, ФИО1, - ФИО10, ФИО14 (л.д. т.4).

Как следует из Выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами: принадлежат ответчику Боташеву Ю.Ш.; земельный участок с кадастровым номером принадлежит ответчику Булатукову З.О., земельный участок с кадастровым номером принадлежит ФИО15, а земельный участок с кадастровым номером , с которого образованы вышеуказанные участки, снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <адрес> т. 5).

Как следует из письменных объяснений, полученных прокурором <адрес> КЧР ДД.ММ.ГГГГ у главы администрации Зеленчукского муниципального района КЧР ФИО28 он подписал договор купли-продажи с Боташевым Ю.Ш. земельного участка с кадастровым номером в виду того, что согласно публичных данных он не входил в границы территории особой экономической зоны, что проверялось сотрудниками земельного отдела администрации района. Он не знал о том, что полномочия по управлению и распоряжению данным участком переданы Правительству РФ на срок существования особой экономической зоны (л.д. .1).

Из письменных объяснений первого заместителя главы администрации Зеленчукского муниципального района КЧР от ДД.ММ.ГГГГ, полученных прокурором <адрес>, следует, что сотрудник земельного отдела администрации ФИО25 ему пояснил, что земельный участок с кадастровым номером не входит в границы особой экономической зоны, представил ему соглашение, где в перечне земельных участков переданных в особую экономическую зону этот участок отсутствовал. ФИО25 подготовил документы, договор аренды с ФИО4, который был подписан им (л.д. т. 1).

Анализируя представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к однозначному выводу о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером был образован с земельного участка с кадастровым номером , который изначально на основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Соглашению № о создании на территориях Зеленчукского…особой экономической зоны от ДД.ММ.ГГГГ вошел в перечень земельных участков, по границам которых проходят границы туристско-рекреационной особой экономической зоны, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского районов Карачаево-Черкесской Республики (л.д. т.1). Полномочиями на преобразование земельного участка с кадастровым номером и постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером обладал только ответчик – администрация Зеленчукского муниципального района КЧР, поскольку, как следует из Выписки из ЕГРН, на момент включения этого земельного участка в границы ОЭЗ, также как на момент заключения спорного договора аренды, он относился к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и располагалась в границах Зеленчукского муниципального района КЧР. Учитывая то, что как «материнский» земельный участок, так и образованный из него спорный земельный участок с кадастровым номером были включены в границы ОЭЗ, ответчики не ссылаются на то, что спорный земельный участок выводился из этой зоны решением уполномоченного органа, доказательств этому в деле не имеется, суд приходит к выводу о том, что администрация Зеленчукского муниципального района КЧР не имела законных оснований для предоставления его в аренду Боташеву Ю.Ш. на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ -А. Соответственно, иск прокурора о признании этого договора недействительным, также как и договора о продаже этого участка Боташеву Ю.Ш. подлежат удовлетворению.

При применении последствия недействительных указанных выше сделок, подлежат удовлетворению все производные исковые требования, направленные на возвращение спорных земельных участков в казну муниципального образования и в распоряжение Минэкономразвития РФ в лице управляющих компаний. При этом учитывая то, что право на участки у Боташева Ю.Ш. возникло без законных к тому оснований, соответственно, не отвечает требованиям закона и последующее отчуждение земельных участков в пользу других ответчиков – физических лиц, которые не заявили о том, что являются добросовестными приобретателями земли. Суд учитывает то, что в судебном заседании нашло подтверждение, что все земельные участки, являющиеся предметом спора, зарегистрированные на праве собственности как за ответчиком Боташевым Ю.Ш., так и реализованные им остальным ответчикам – физическим лицам, были образованы с земельного участка с кадастровым номером .

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

К доводу ответчика администрации Зеленчукского муниципального района КЧР о том, что прокурор не вправе обращаться в суд с иском в интересах управляющей ОЭЗ компании, суд относится критически, поскольку, как указано в иске, прокурор обратился в защиту интересов Российской Федерации, что относится и к неопределенному кругу лиц, которые на законных основаниях могут владеть, пользоваться спорным участком.

Также критически суд относится к доводам представителя ответчика – администрации района, как к не имеющим правового значения по делу, о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером не содержался в списке включенных в границы ОЭЗ по дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ № С- к Соглашению № , что явилось основанием для предоставления его в аренду Боташеву Ю.Ш. и последующей продажи. При этом суд учитывает, что в судебном заседании достоверно установлено включение именно этим соглашением «материнского» земельного участка в этот перечень, а непосредственно спорного земельного участка дополнительным соглашением в 2018 г.

Аналогичную оценку суд дает доводам представитель ответчика Боташева Ю.Ш. - Никулушкина А.Т. – как не имеющем правового значении при разрешении заявленных прокурором требований, поскольку суть его возражений сводится к тому, что Минэкономразвития РФ и компании, управляющие, управлявшие ОЭЗ не выполнили свои публичные обязанности, а также нарушение положений ФЗ № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» включением спорного участка в границы особой экономической зоны, при этом встречных исковых требований ответчиком не заявлялось, доказательств признания недействительными, отмене соглашений о создании ОЭЗ на территории Зеленчукского муниципального района КЧР, дополнительных соглашений, в том числе предусматривающих перечень земельных участков, входящих в границы ОЭЗ, суду не представлено. Правового значения в рамках гражданского дела наличие, либо отсутствие публичных обременений на спорном земельном участке с кадастровым номером 09:06:0021401:919 на момент предоставления его в аренду Боташеву Ю.Ш. не имеет, поскольку это обстоятельство может иметь значение только для установлении умысла у должностных лиц на совершение не соответствующих закону действий в иных видах судопроизводства. Других доводов, доказательств, стаявших по сомнение обоснованность заявленных прокурором требований суду не представлено.

Разрешая требования прокурора об обязании ответчиков вернуть в казну спорные земельные участки, суд учитывает, что при удовлетворении указанный выше требований истца о признании незаконными постановлений, недействительными договоров аренды, купли-продажи, разрешений на строительство в ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, погашении всех записей о праве ответчиков – физических лиц на спорные земельные участки, объекты капитального строительства, сносе строений, права и законные интересы государства в рамках рассмотренных судом правоотношений будут защищены, а дополнительно заявленные требования, являющиеся другим самостоятельным способом защиты права – об обязании ответчиков возвратить в казну Зеленчукского муниципального района КЧР тех же земельных участков, затруднительны для исполнения в натуре ответчиками, заявлены излишне и не подлежат удовлетворению.

Законных оснований для удовлетворения требования прокурора об аннулировании в Едином государственном реестре недвижимости записей о государственной регистрации права собственности за Боташевым Ю.Ш. на земельный участок с кадастровым номером , а за ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером , суд также не усматривает, поскольку эти записи в ЕГРН на момент рассмотрения спора не актуальны, поскольку земельный участок с кадастровым номером был снят с учета в связи с его разделом ДД.ММ.ГГГГ, запись о праве Шпилько А.И. также ранее погашена, поскольку был зарегистрирован договор между ним и Булатуковым Р., по которому право было отчуждено.

Принимая во внимание положения ст. 98 ГПК РФ, ст.ст. 333.19, 333.26 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку прокурор был освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска, суд полагает необходимым взыскать в бюджет Зеленчукского муниципального района КЧР госпошлину с ответчиков, не освобожденных от его уплаты: Боташеву Ю.Ш., Дотдуеву А.В., Кочкаровой Л.С., Боюнсузову Д.К., Джараштиевой А.М., Отараеву И.Б.,... в лице законного представителя Дотдаева А.В. в бюджет Зеленчукского муниципального района КЧР в размере 300 рублей с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования прокурора Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики в интересах Российской Федерации к Боташеву Ю.Ш., Дотдуеву А.В., Кочкаровой Л.С., Боюнсузову Д.К., Джараштиевой А.М., Отараеву И.Б.,... в лице законного представителя Дотдуеву А.В., администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики удовлетворить частично.

Признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ -А аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 52869 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, заключенного администрацией Зеленчукского муниципального района с Боташевым Ю.Ш. и дополнительное соглашение к нему от ДД.ММ.ГГГГ -А.

Признать незаконным постановление исполняющего обязанности главы администрации Зеленчукского муниципального района ФИО29 от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером площадью 52869 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>».

Признать незаконным постановление главы администрации Зеленчукского муниципального района ФИО28 от ДД.ММ.ГГГГ «О продаже земельного участка с кадастровым номером площадью 52869 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в собственность Боташеву Ю.Ш..

Признать недействительным договор -С купли - продажи земельного участка с кадастровым номером площадью 52869 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Зеленчукского муниципального района КЧР и Боташевым Ю.Ш..

Погасить записи в Едином государственном реестре недвижимости о государственной регистрации права собственности за Боташевым Ю.Ш. на земельные участки:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Обязать администрацию Зеленчукского муниципального района вернуть Боташеву Ю.Ш. денежные средства в размере 12 872 623,42 рублей, полученные по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ -C в счёт оплаты земельного участка с кадастровым номером площадью 52869 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Признать незаконным разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ объекта капитального строительства, коттедж (первая очередь) количество этажей 1, площадью застройки 37,5 кв.м., общей площадью 28,05 кв.м. с выполнением фундамента монолитного железобетонного, стен, крыши, водоснабжения, перекрытий, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, согласно ПОС (проекта организации строительства), выданное главой администрации Зеленчукского муниципального района КЧР застройщику Боташеву Ю.Ш..

Признать незаконным разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ объекта капитального строительства, коттедж (первая очередь), количество этажей 1, площадью застройки 37,5 кв.м., общей площадью 28,05 кв.м. с выполнением фундамента монолитного железобетонного, стен, крыши, водоснабжения, перекрытий, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, согласно ПОС (проекта организации строительства), выданное главой администрации Зеленчукского муниципального района застройщику Боташеву Ю.Ш..

Признать незаконным разрешение на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ объекта капитального строительства - коттедж (первая очередь), количество этажей 1, площадью застройки 37,5 кв.м., общей площадью 28,05 кв.м. с выполнением фундамента монолитного железобетонного, стен, крыши, водоснабжения, перекрытий, выданного администрацией Зеленчукского муниципального района гражданину Боташеву Ю.Ш. на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Признать незаконным разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ объекта капитального строительства, коттедж (первая очередь), количество этажей 1, площадью застройки 37,5 кв.м., общей площадью 28,05 кв.м. с выполнением фундамента монолитного железобетонного, стен, крыши, водоснабжения, перекрытий, выданного администрацией Зеленчукского муниципального района Боташеву Ю.Ш. на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Погасить запись в Едином государственном реестре недвижимости о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ за Боташевым Ю.Ш. на объект капитального строительства - одноэтажное здание - корпус базы отдыха с кадастровым номером .

Погасить запись в Едином государственном реестре недвижимости о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ за Боташевым Ю.Ш. на объект капитального строительства - одноэтажное здание - корпус базы отдыха с кадастровым номером .

Обязать ФИО4 ФИО16 снести объекты капитального строительства: коттедж с кадастровым номером количество этажей 1, площадью застройки 37,5 кв.м., общей площадью 28,05 кв.м. с выполнением фундамента монолитного железобетонного, стен, крыши, водоснабжения, перекрытий; коттедж с кадастровым номером , количество этажей 1, площадью застройки 37, 5 кв.м., общей площадью 28,05 кв.м. с выполнением фундамента монолитного железобетонного, стен, крыши, водоснабжения, перекрытий.

Признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ купли – продажи земельного участка с кадастровым номером площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Боташевым Ю.Ш. и Дотдуевым А.В..

Признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ купли - продажи земельного участка с кадастровым номером площадью 2500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Боташевым Ю.Ш. и Кочкаровой Л.С..

Признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ купли - продажи земельного участка с кадастровым номером площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Боташевым Ю.Ш. и Боюнзусовым Д.К..

Признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ купли - продажи земельного участка с кадастровым номером площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, заключенного Боташевым Ю.Ш. с Джараштиевой А.М..

Признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ купли - продажи земельного участка с кадастровым номером площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Боташевым Ю.Ш. и Отараевым И.Б..

Признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ купли - продажи земельного участка с кадастровым номером площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Боташевым Ю.Ш. и Рамазановым А.Х..

Признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ купли – продажи земельного участка с кадастровым номером <адрес> площадью 6000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Боташевым Ю.Ш. и Отараевым И.Б..

Признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ купли - продажи земельного участка с кадастровым номером площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Боташевым Ю.Ш. и    Шпилько А.И..

Признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ купли – продажи земельного участка с кадастровым номером площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Шпилько А.И. и Булатуковым З.О..

Признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ купли - продажи земельного участка с кадастровым номером площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Боташевым Ю.Ш. и Дотдуевым А.А..

Погасить в Едином государственном реестре недвижимости записи о государственной регистрации права собственности:

за Дотдуевым А.В. на земельный участок с кадастровым номером площадью 1000 кв.м, адрес: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ

за Кочкаровой Л.С. на земельный участок с кадастровым номером площадью 2500 кв.м, адрес: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ;

за Боюнзусовым Д.К. на земельный участок с кадастровым номером площадью 1000 кв.м, адрес: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ;

за ФИО7 на земельный участок с кадастровым номером площадью 1000 кв.м, адрес: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ;

за ФИО8 на земельный участок с кадастровым номером площадью 1000 кв.м, адрес: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ;

за ФИО9 на земельный участок с кадастровым номером площадью 1500 кв.м, адрес: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ;

за ФИО8 на земельный участок с кадастровым номером площадью 6000 кв.м., адрес: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ;

за ФИО14 на земельный участок с кадастровым номером площадью 2000 кв.м, адрес: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ;

за ФИО15 на земельный участок с кадастровым номером площадью 1500 кв.м, адрес: адрес: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ

Отказать в удовлетворении требований прокурора Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики об обязании Боташева Ю.Ш. вернуть в казну Зеленчукского муниципального района земельные участки с кадастровыми номерами: ; обязании Боташеву Ю.Ш., Дотдуеву А.В., Кочкаровой Л.С., Боюнсузову Д.К., Джараштиевой А.М., Отараеву И.Б.,... вернуть в казну Зеленчукского муниципального района земельные участки с кадастровыми номерами: , соответственно.

Отказать в удовлетворении требований прокурора Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики об аннулировании в Едином государственном реестре недвижимости записей о государственной регистрации права собственности за Боташевым Ю.Ш. на земельный участок с кадастровым номером площадью 17014 кв.м. адрес: (<адрес>); за Шпилько А.И. на земельный участок с кадастровым номером площадью 2000 кв.м. адрес: (<адрес>).

Взыскать с ответчиков Боташеву Ю.Ш., Дотдуеву А.В., Кочкаровой Л.С., Боюнсузову Д.К., Джараштиевой А.М., Отараеву И.Б.,... в лице законного представителя Дотдуева А.В. госпошлину в бюджет Зеленчукского муниципального района КЧР в размере 300 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано через Зеленчукский районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2023 года.

Председательствующий судья                                  Н.Ю. Дотдаев

2-12/2023 (2-670/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
АО «Управляющая компания Архыз»
Прокурор Зеленчукского района
Министерство экономического развития Российской Федерации
Ответчики
Дотдуев Азамат Валерьевич
Джараштиева Алина Мухарбиевна
Рамазанов Ауэс Хамидович
Дотдуев Асхат Ахматович
Шпилько Анатолий Иванович
Отараев Ирбек Батразович
Булатуков Замрат Османович
Кочкарова Лариса Сеитовна
Боюнзусов Дахир Казимович
Администрация Зеленчукского муниципального района
БОТАШЕВ ЮНУС ШАМИЛЬЕВИЧ
Другие
Чотчаев Анатолий Султанович
ООО "Горные вершины"
Акционерное общество "Кавказ.РФ"
Никулушкин Артем Тихонович
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР
Науменко Алексей Николаевич
Суд
Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесская Республика
Судья
Дотдаев Назби Юсуфович
Дело на странице суда
zelenchuksky.kchr.sudrf.ru
21.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2022Передача материалов судье
21.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.07.2022Предварительное судебное заседание
26.07.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.08.2022Предварительное судебное заседание
06.09.2022Предварительное судебное заседание
22.09.2022Предварительное судебное заседание
06.10.2022Предварительное судебное заседание
25.10.2022Судебное заседание
15.02.2023Производство по делу возобновлено
02.03.2023Судебное заседание
16.03.2023Судебное заседание
31.03.2023Судебное заседание
31.03.2023Судебное заседание
13.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее