судья Абдурахманов С.Г.
дело №2-4175/2023
УИД 05RS0031-01-2023-005063-35
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу №33-9595/2023
20 декабря 2023 г. г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Загирова Н.В.,
судей Пономаренко О.В. и Минтемировой З.А.,
при секретаре судебного заседания Есояне А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г.Махачкалы в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации ГОсВД «город Махачкала», Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №75» комбинированного вида, МКУ «Управление образования Администрации г.Махачкалы», Финансовому управлению Администрации г.Махачкалы об устранении нарушений противопожарной безопасности
по апелляционной жалобе представителя ответчика – Администрации ГОсВД «город Махачкала» по доверенности СулеймановаР.С. на решение Ленинского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 28 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ПономаренкоО.В., объяснения прокурора ГаджимагомедоваМ.Г. и представителя ответчика – заведующей МБДОУ «Детский сад № 75» комбинированного вида АхмедовойМ.А., просивших об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Ленинского района г.Махачкалы обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации ГОсВД «город Махачкала», Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №75» комбинированного вида, Управлению образования г.Махачкалы, Финансовому управлению г.Махачкалы об устранении нарушений противопожарной безопасности.
В обоснование исковых требований указав, что Прокуратурой Ленинского района г.Махачкалы проведена проверка исполнения законодательства о противопожарной безопасности в МБДОУ «Детский сад № 75» комбинированного вида, расположенного по адресу: г.Махачкала, ул. З. Космодемьянской, д. 48.
Отмечает, что материалами проверки выявлены следующие нарушения:
-Не ведется журнал эксплуатационных систем противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 пп. 17, 43, 48, 50, 54);
-Не определен порядок и сроки проведения работ по отчистке вентиляционных камер, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта не реже 1 раза в год (помещение кухни) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (акты отчистки не представлены) (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 43);
-Не представлена декларация пожарной безопасности в отношении детского сада, разработанная в соответствии Приказом МЧС России от 16.03.2020 N 171 (Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 64);
-Не представлен акт практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также посетителей (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 п. 9);
-Пульт приемно-контрольный автоматической системы пожарной сигнализации не установлен в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, а также на защищен от несанкционированного доступа (СП 484.1311500.2020 п. 5.12);
-Не организованы работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств автоматической пожарной сигнализации, обеспечивающее исправное состояние указанных средств (договор не представлен) (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 54);
-Не представлены акты исправности автоматической системы обнаружения и оповещения людей о пожаре (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 54);
-Автоматическая система обнаружения пожара не дублирует сигнал на пульт подразделения пожарной охраны (ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 7 ст. 83);
-В местах установки приемно-контрольных приборов пожарных отсутствует информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 10);
-Лестничные клетки здания не отделены от коридоров противопожарными дверьми 2-го типа огнестойкости (ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 4; СП 1.13130.2020 п. 5.2.3; СП п. 5.4.16);
-На этаже здания (на видных местах) разработанные планы эвакуации людей при пожаре, выполнены не в фотолюминесцентном исполнении (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 п. 5; ГОСТ 34428-2018);
-В местах установки приемно-контрольных приборов пожарных отсутствует информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 п. 10);
-Помещение электрощитовой не отделена противопожарной дверью от коридора (смежного помещения) (Свод правил 4.13130.2013 п. 5.1.2);
-Размеры эвакуационных выходов наружу из групп с пребыванием более 15 лиц менее 1,2 м (СНиП 21.01.97* п. 6.16; СП 1.13130.2009 п. 5.1.4);
-Не представлена документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности на примененных обшивочных материалов зальных помещениях младшей группы «А» (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 п. 25);
-Световые табло «Выход» эксплуатируются в исправном состоянии (Свод правил 3.13130.2009 пп. 5.1 и 5.3);
-Групповые ячейки, расположенные на этажах здания с пребыванием более 10 лиц не оборудованы дополнительными эвакуационными выходами (Свод правил п. 5.1.3; СНиП 21-01-97* п. 6.12*);
-Эвакуационный выход из музыкального зала не соответствуют нормативным требованиям пожарной безопасности (СНиП 21.01.97* п. 6.16; СП 1.13130.2009 п. 5.1.4);
-Замки на двери эвакуационного выхода из музыкального зала не обеспечивают возможность свободного открыванию изнутри без ключа (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 п. 26);
-Отсутствует направление движения к источникам противопожарного водоснабжения с указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения! и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 48 ППР РФ ППРФ № 1479);
-Не организовано проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) путем внесения информации в журнал эксплуатационных систем противопожарной защиты и оформления соответствующей документацией (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 48).
В соответствии с п.1.6 Устава МБДОУ, учредителем и собственником имущества МБДОУ является муниципальное образование городской округ с внутригородским деление «город Махачкала».
Органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций и полномочий учредителя и собственника имущества МБДОУ, является Администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».
Указывая, что вышеперечисленные нарушения пожарной безопасности угрожают жизни и здоровью посетителей, работников и воспитанников МБДОУ, просил суд признать бездействие Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №75» и МКУ «Управление образования администрации городского округа «город Махачкала» незаконными и обязать в срок 180 дней после вступления решения суда в законную силу выделить финансовые средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности, а именно:
-в целях устранения пп. 17,43,48,50,54 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479 завести журнал эксплуатационных систем противопожарной защиты;
-в целях устранения п. 43 Постановление Правительства РФ №1479 определить порядок и сроки проведения работ по отчистке вентиляционных камер, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта не реже 1 раза в год (помещение кухни) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (акты отчистки);
-в целях устранения ст. 64 ФЗ от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» разработать пожарную декларацию в отношении здания детского сада;
-в целях устранения п.9 Постановления Правительства РФ №1479 составить акты практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также посетителей;
-в целях устранения п.54 Постановления Правительства РФ №1479 представить акты исправности системы обнаружения и оповещения людей о пожаре;
-в целях устранения ч.7 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принять меры по дублированию сигнала Автоматическая система обнаружения пожара на пульт подразделения пожарной охраны;
-в целях устранения ст. 4 СП 1.13130.2020 п. 5.2.3; СП 2.13130.2020 п. 5.4.16 ФЗ от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отделить лестничные клетки здания от коридоров противопожарными дверьми 2-го типа огнестойкости;
-в целях устранения Свод правил 4.13130.2013 п. 5.1.2 помещение электрощитовой отделить противопожарной дверью от коридора (смежного помещения);
-в целях устранения СП 3.13330.2009 п. 5.3 световые табло «ВЫХОД» над дверьми эвакуационных выходов привести в рабочее состояние;
-в целях устранения п. 48 Постановление Правительства РФ №1479 установить направление движения к источникам противопожарного водоснабжения с указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
-в целях устранения п. 37 Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 обеспечить эвакуационное освещение, которое должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №75» г.Махачкала после поступления денежных средств обеспечить устранение вышеуказанных нарушений, отраженных в информации №ИВ-191-4-4- 447 от 30.03.2023 заместителя начальника ОНД и ПР №1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД - Султаналиева Р.Д.
Решением Ленинского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан
от 28 сентября 2023 г. постановлено:
«Исковое заявление Прокуратуры Ленинского района г. Махачкалы к Администрации г.Махачкалы, МБДОУ «Детский сад №75», МКУ «Управление образования администрации г.Махачкалы», «Финансовое управление» Администрации г.Махачкалы о признании бездействий незаконными, удовлетворить.
Признать бездействие Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №75» и МКУ «Управление образования администрации городского округа «город Махачкала» незаконными.
Обязать Администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», МКУ «Финансовое управление Администрации городского округа «город Махачкала» и МКУ «Управление образования администрации городского округа «город Махачкала» в срок 180 дней после вступления решения суда в законную силу выделить финансовые средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности, а именно:
1. в целях устранения пп. 17,43,48,50,54 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479 завести журнал эксплуатационных систем противопожарной защиты;
2. в целях устранения п. 43 Постановление Правительства РФ №1479 определить порядок и сроки проведения работ по отчистке вентиляционных камер, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта не реже 1 раза в год (помещение кухни) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (акты отчистки);
3. в целях устранения ст. 64 ФЗ от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» разработать пожарную декларацию в отношении здания детского сада;
4. в целях устранения п.9 Постановления Правительства РФ №1479 составить акты практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также посетителей;
5. в целях устранения п.54 Постановления Правительства РФ №1479 представить акты исправности системы обнаружения и оповещения людей о пожаре;
6. в целях устранения ч.7 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принять меры по дублированию сигнала Автоматическая система обнаружения пожара на пульт подразделения пожарной охраны;
7. в целях устранения ст. 4 СП 1.13130.2020 п. 5.2.3; СП 2.13130.2020 п. 5.4.16 ФЗ от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отделить лестничные клетки здания от коридоров противопожарными дверьми 2-го типа огнестойкости;
8. в целях устранения Свод правил 4.13130.2013 п. 5.1.2 помещение электрощитовой отделить противопожарной дверью от коридора (смежного помещения);
9. в целях устранения СП 3.13330.2009 п. 5.3 световые табло «ВЫХОД» над дверьми эвакуационных выходов привести в рабочее состояние;
10. в целях устранения п. 48 Постановление Правительства РФ №1479 установить направление движения к источникам противопожарного водоснабжения с указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
11. в целях устранения п. 37 Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 обеспечить эвакуационное освещение, которое должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №75» г. Махачкала, после поступления денежных средств обеспечить устранение вышеуказанных нарушений, отраженных в информации №ИВ-191-4-4- 447 от 30.03.2023 заместителя начальника ОНД и ПР №1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД - Султаналиева Р.Д.».
На данное решение суда представителем ответчика – Администрация ГОсВД «город Махачкала» по доверенности Сулеймановым Р.С. подана апелляционная жалоба, в которой выражено несогласие с ним по следующим основаниям.
Указывает, что Администрация г.Махачкалы не может быть ответчиком по данному делу, поскольку МБДОУ «Детский сад № 75» комбинированного вида, как юридическое лицо, обладающее самостоятельным балансом, должно самостоятельно исполнять возложенные на нее законом обязательства.
Ссылаясь на Постановление Администрации г.Махачкала от 29 марта 2023 года №72, которым постановлено выделить денежные средства на данную цель, отмечает, что исполнителем указанной программы является МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций г.Махачкала», в связи с чем полагает, что надлежащим ответчиком по делу является именно МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций г.Махачкала».
Отмечает, что Администрация г.Махачкалы ежегодно перечисляет все необходимые денежные средства на нужды муниципального образования, которыми впоследствии руководство учреждения распоряжается самостоятельно.
Согласно ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения прокурора и представителя ответчика – заведующей МБДОУ «Детский сад № 75» комбинированного вида, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. №23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Ленинского района г.Махачкалы проведена проверка исполнения законодательства о противопожарной безопасности в МБДОУ «Детский сад №75» комбинирован-ного вида (далее - МБДОУ), расположенном по адресу: г.Махачкала,
ул. З. Космодемьянской, д. 48.
Материалами проверки выявлены следующие нарушения:
-Не ведется журнал эксплуатационных систем противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 пп. 17, 43, 48, 50, 54);
-Не определен порядок и сроки проведения работ по отчистке вентиляционных камер, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта не реже 1 раза в год (помещение кухни) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (акты отчистки не представлены) (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 43);
-Не представлена декларация пожарной безопасности в отношении детского сада, разработанная в соответствии Приказом МЧС России от 16.03.2020 N 171 (Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 64);
Не представлен акт практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также посетителей (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 п. 9);
-Пульт приемно-контрольный автоматической системы пожарной сигнализации не установлен в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, а также на защищен от несанкционированного доступа (СП 484.1311500.2020 п. 5.12);
-Не организованы работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств автоматической пожарной сигнализации, обеспечивающее исправное состояние указанных средств (договор не представлен) (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 54);
-Не представлены акты исправности автоматической системы обнаружения и оповещения людей о пожаре (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 54);
-Автоматическая система обнаружения пожара не дублирует сигнал на пульт подразделения пожарной охраны (ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 7 ст. 83);
-В местах установки приемно-контрольных приборов пожарных отсутствует информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 10);
-Лестничные клетки здания не отделены от коридоров противопожарными дверьми 2-го типа огнестойкости (ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 4; СП 1.13130.2020 п. 5.2.3; СП п. 5.4.16);
-На этаже здания (на видных местах) разработанные планы эвакуации людей при пожаре, выполнены не в фотолюминесцентном исполнении (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 п. 5; ГОСТ 34428-2018);
-В местах установки приемно-контрольных приборов пожарных отсутствует информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 п. 10);
-Помещение электрощитовой не отделена противопожарной дверью от коридора (смежного помещения) (Свод правил 4.13130.2013 п. 5.1.2);
-Размеры эвакуационных выходов наружу из групп с пребыванием более 15 лиц менее 1,2 м (СНиП 21.01.97* п. 6.16; СП 1.13130.2009 п. 5.1.4);
-Не представлена документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности на примененных обшивочных материалов зальных помещениях младшей группы «А» (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 п. 25);
-Световые табло «Выход» эксплуатируются в исправном состоянии (Свод правил 3.13130.2009 пп. 5.1 и 5.3);
-Групповые ячейки, расположенные на этажах здания с пребыванием более 10 лиц не оборудованы дополнительными эвакуационными выходами (Свод правил п. 5.1.3; СНиП 21-01-97* п. 6.12*);
-Эвакуационный выход из музыкального зала не соответствуют нормативным требованиям пожарной безопасности (СНиП 21.01.97* п. 6.16; СП 1.13130.2009 п. 5.1.4);
-Замки на двери эвакуационного выхода из музыкального зала не обеспечивают возможность свободного открыванию изнутри без ключа (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 п. 26);
-Отсутствует направление движения к источникам противопожарного водоснабжения с указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения! и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 48 ППР РФ ППРФ № 1479);
-Не организовано проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) путем внесения информации в журнал эксплуатационных систем противопожарной защиты и оформления соответствующей документацией (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 48).
Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ (далее – №69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение обязательных требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Приказом Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.11.2009г. №2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов России рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов России и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты, (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях», имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование.
В соответствии с Уставом МБДОУ учредителем и собственником имущества МБДОУ является муниципальное образование городской округ с внутригородским деление «город Махачкала».
Органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций и полномочий учредителя и собственника имущества МБДОУ является Администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению пожарной безопасности и технической укрепленности является обязанностью не только дошкольных образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Факт выявленных нарушений противопожарной безопасности свидетельствует о недостаточности мер, направленных на минимизацию последствий возможных актов терроризма.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что поскольку вышеуказанные нарушения пожарной безопасности угрожают жизни и здоровью посетителей, работников и воспитанников МБДОУ ответчики обязаны устранить допущенные нарушение и привести здание МБДОУ в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы администрации МО ГОсВД г. Махачкала о том, что МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций г. Махачкала» является муниципальным казенным учреждением, обладает правами юридического лица, имеет печать со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности в пределах действующего законодательства, в связи с чем является надлежащим ответчиком по указанному делу и участие Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в качестве ответчика по данному делу бессмысленно, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные и не основанные на вышеприведенных положениях действующего законодательства.
Перечисление Администрацией города Махачкалы ежегодно необходимых денежных средств на нужды муниципального образования не опровергает факт выявления нарушений требований законодательства о противопожарной безопасности в образовательном учреждении и соответственно правильность выводов суда первой инстанции по существу спора и не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Таким образом, обстоятельства, имеющие правовое значение, определены судом правильно, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи с чем доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
определила:
решение Ленинского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан
от 28 сентября 2023г. оставить без изменения, апелляционную жалобу –
без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия
и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Загиров
Судьи О.В. Пономаренко
З.А. Минтемирова