Решение по делу № 2а-1399/2019 от 27.06.2019

Дело № 2а-1399/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 сентября 2019 года город Пенза

Октябрьский районный суд г. Пензы

в составе

председательствующего судьи Николаевой Л.В.,

при секретаре Хамзиной Д.Р.,

с участием прокурора Ильиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Богдановой Натальи Анатольевны к Администрации города Пензы о признании постановления незаконным и понуждении к внесению изменений,

УСТАНОВИЛ:

Богданова обратилась с административным исковым заявлением, указав, что является собственником комнаты <адрес>. Межведомственная комиссия 01.12.2015 г. вынесла заключение № 81 о том, что многоквартирный жилой дом № 10 по ул. Кулибина в г. Пензе признан аварийным и подлежащим сносу. На основании данного заключения администрацией г.Пензы издано Постановление от 10.12.2015 г. № 2125 «О дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», которым были установлены следующие сроки: срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений в нем - до 31.12.2026 г., срок сноса дома - до 30.07.2027г. С данными сроками жильцы аварийного дома не согласились, и на общем собрании жильцов аварийного дома было принято решение об обжаловании постановления № 2125 в судебном порядке. В первой инстанции в удовлетворении иска было отказано. Судом вышестоящей инстанции апелляционная жалоба была удовлетворена и с целью выполнения судебного акта администрация г. Пензы внесла изменения в Постановление № 2125 (постановление от 21.02.2018 № 290) и установила следующие сроки: срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений - до 31.12.2022 г., срок сноса дома - до 30.07.2023 г. Однако 03.04.2018 г. во второй половине дня произошло очередное обрушение кирпичной кладки в левом крыле дома. Неудовлетворительное состояние дома зафиксировано 03.04.2018 г. прокуратурой Октябрьского района г. Пензы в ходе проведенного осмотра. Он показал, что установленные постановлением № 2125 (в редакции постановления от 21.02.2018г № 290) сроки отселения жильцов дома не позднее 31.12.2022г., сноса здания - не позднее 30.07.2023г. не отвечают требованиям разумности, не соответствуют реальному техническому состоянию дома и не обеспечивают безопасность для жизни и здоровья граждан, поскольку имеется реальная опасность обрушения здания. В связи с чем, заместитель прокурора Октябрьского района г. Пензы, обратился с административным иском о признании Постановления № 2125 (в редакции постановления от 21.02.2018 № 290), а именно пунктов 5, 6 постановления № 2125 незаконным и установлении новых сроков отселения и сноса дома № 10 по ул. Кулибина в г. Пензе (дело № 2а-989/2018). Решением Октябрьского районного суда г. Пензы требования были удовлетворены. Решение от 03.05.2018 г. вступило в законную силу. Во исполнение судебного акта администрацией г. Пензы было издано постановление от 26.07.2018 № 1348, которым были установлены следующие сроки: срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений - до 31.12.2020 г., срок сноса дома - до 30.07.2021 г.. Из информации, размещенной на сайте Реформа ЖКХ по состоянию на 20.02.2019г., истец узнала следующую информацию, что дом № 35 по ул. Ударная признан аварийным позднее, чем дом № 10 по ул. Кулибина, но расселен он будет гораздо раньше. 29.03.2019 г. на сайте Правительства Пензенской области Богданова Н.А. обнаружила региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах», утвержденная Постановлением Правительства Пензенской области от 29.03.2019 № 187-пП, где указан срок отселения по дому № 10 по ул. Кулибина в г. Пензе - до 31.12.2024 г.. В основу данной программы легла муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019 - 2025 годы», утвержденная постановлением администрации города Пензы от 29.03.2019 № 561. Истец считает, что вышеуказанными нормативными правовыми актами и программами нарушаются ее законные права, а именно право на жилище, указанное в статье 40 Конституции РФ. Просит суд признать незаконным постановление администрации города Пензы от 29.03.2019 г. № 561, которым утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019 - 2025 годы» в части установления срока отселения граждан из жилых помещений многоквартирного дома № 10 по ул. Кулибина г. Пенза; признать незаконным постановление Правительства Пензенской области от 29.03.2019 № 187-пП, которым утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах» в части установления срока отселения граждан из жилых помещений многоквартирного дома № 10 по ул. Кулибина г. Пенза; обязать Правительство Пензенской области и администрацию города Пензы внести изменения в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах» и Постановление Правительства Пензенской области от 29.03.2019 № 187-пП и в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019 - 2025 годы» в части установления срока отселения граждан из жилых помещений многоквартирного дома № 10 по ул. Кулибина в г. Пензе, с учетом решения Октябрьского районного суда от 03.05.2018 г. по делу № 2а-989/2018 и постановления Администрации г. Пензы от 26.07.2018 № 1348.

Определением Октябрьского районного суда г. Пензы от 23.07.19г. заявленные административные исковые требования к Правительству Пензенской области о признании незаконным постановления Правительства Пензенской области от 29.03.2019 № 187-пП, которым утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах» в части установления срока отселения граждан из жилых помещений многоквартирного дома № 10 по ул. Кулибина г. Пенза; обязании Правительство Пензенской области внести изменения в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах» и Постановление Правительства Пензенской области от 29.03.2019 № 187-пП и в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019 - 2025 годы» в части установления срока отселения граждан из жилых помещений многоквартирного дома № 10 по ул. Кулибина в г. Пензе, с учетом решения Октябрьского районного суда от 03.05.2018 г. по делу № 2а-989/2018 и постановления Администрации г. Пензы от 26.07.2018 № 1348, выделены в отдельное производство и переданы для рассмотрения по подсудности в Пензенский областной суд.

В процессе рассмотрения дела административный истец Богданова Н.А. уточнила заявленные требования, в соответствии с которыми просила: признать незаконным постановление администрации города Пензы от 29.03.2019 № 561, которым утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019 - 2025 годы» в части установления планируемой даты окончания переселения граждан из жилых помещений многоквартирного дома №10 по ул. Кулибина г. Пензы ( н/п 37); Обязать Администрацию г. Пензы Г. внести изменения в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах» в части установления планируемой даты окончания переселения граждан из жилых помещений многоквартирного дома 310 по ул. Кулибина в г. Пенза.

Административный истец Богданова Н.А. поддержала заявленные требования, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства. Административное исковое заявление просила удовлетворить. Дополнительно пояснила, что имеются два технических заключения ООО «Фундамент»: №830/2015 от ноября 2015 года; № 950-2017 от февраля 2018 года в которых отражено, что состояние здания (аварийное МКД) в соответствии со Сводом правил «СП 13-102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», утвержденным постановлением Госстроя Российской Федерации от 21.08.2003 № 153, характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании его несущей способности и опасности обрушения. Вышеназванные технические заключения имеются в материалах дела № 2а-2107/2017 и № 2а-989/2018 Октябрьского районного суда г. Пензы. В том числе на основании данных технических заключений были перенесены сроки отселения граждан из жилых помещений аварийного МКД и сноса, данного аварийного МКД. В аварийном МКД несколько раз происходили обрушения кирпичной кладки (в 2012г.; 2015г.; 16.02.2018г.: 03.04.2018г.). В связи с произошедшим 16.02.2018 частичным обрушением кирпичной клади здания аварийного МКД Постановлением администрации г. Пензы от 19.02.2018 № 279 с 19.02.2018 для городского звена Пензенской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим функционирования «Повышенная готовность». После обрушения кирпичной кладки 03.04.2018г. прокуратурой Октябрьского района г. Пензы в ходе осмотра было установлено неудовлетворительное состояние дома, а именно левый угол здания имеет деформации, на уровне 2-4 этажей наблюдается выпадение кирпичной кладки, значительные разрушения зафиксированы на боковой части здания, другой угол здания также находится в неудовлетворительном состоянии. Данные обстоятельства также свидетельствуют о том, что в аварийном МКД существует угроза обрушения. Данные обстоятельства установлены судами по вышеуказанным делам, являются преюдициально установленными фактами. Соответственно факт обрушения аварийного МКД преюдициально установлен и не должен доказываться, и обосновываться вновь какими-либо документами. Считает срок установленный для отселения неразумным, просит ее требования удовлетворить.

Представитель административного истца Богдановой Н.А. –Ильичева Г.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в иске.

Представитель административного ответчика администрации г.Пензы, действующая на основании доверенности Котосова О.В., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, указав, что жилой дом по адресу: г. Пенза, ул. Кулибина, 10 признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации города Пензы № 1348 установлены сроки сноса и отселения граждан (до 30.07.2021 и 31.12.2020 соответственно). Указанное решение в форме постановления принято органом местного самоуправления во исполнения своих полномочий в соответствии п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом и необходимо в целях процедуры, предусмотренной ст. 32 ЖК РФ.. В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения. Однако МКД по ул. Кулибина, 10 не имеет технического заключения с формулировкой предусмотренной законодательством, о наличии угрозы обрушения. Администрация города Пензы просит суд учесть, что установленные сроки отселения не ставят в зависимость проводимые мероприятия, предусмотренные обжалуемыми постановлениями, поскольку согласно пункту 3.3 Методических рекомендаций на третьей стадии разработки региональной программы по переселению граждан на муниципальном уровне сформирован перечень аварийных многоквартирных домов для включения в региональную программу по переселению граждан с учетом требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ. Так, согласно техническому заключению о состоянии строительных конструкций МКД по ул. 9 Января, 11, жителей многоквартирного дома необходимо срочно расселить из-за угрозы обрушения строительных конструкций. В техническом заключении о состоянии строительных конструкций МКД по ул. Ударная, 35 указано о реальной угрозе для потери устойчивости и обрушения основных конструкций здания, присутствует угроза обрушения на ближайшие жилые здания. Тогда как техническое заключение ППП ООО «Фундамент» указывает на возможное обрушение кладки простенков в МКД по ул. Кулибина, 10. Таким образом, планируемые даты окончания переселения граждан из указанных домов были установлены ранее, чем даты расселения жилого дома по ул. Кулибина, 10 в соответствии с нормами действующего законодательства. Об отсутствии в настоящее время угрозы для жизни свидетельствует Распоряжение Губернатора Пензенской области от 29.06.2018 № 292-р «Об отмене режима чрезвычайной ситуации на территории Пензенской области» в связи с отсутствием угрозы жизни и здоровью жителей МКД по ул. Кулибина, 10. Указанный многоквартирный дом расселен полностью, граждане, не имеющие другого жилья, расселены в маневренном фонде города Пензы. Жилой дом находится под охраной.

Представитель заинтересованного лица Управление ЖКХ г. Пензы по доверенности ФИО9 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, в их удовлетворении просила отказать.

Представитель заинтересованного лицо Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области по доверенности ФИО10 в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных требований административного истца. В отзыве на иск, а также в судебном заседании указывала, что реализация мероприятий по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (с последующими изменениями) с предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Региональная программа является планом мероприятий, направленных на реализацию обязательств Пензенской области в лице муниципальных образований Пензенской области, на территории, которых расположен аварийный жилищный фонд, включенный в данную программу по его расселению. В соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона № 185-ФЗ и в соответствии с требованиями Минстроя России Пензенской областью сведения об общей площади аварийного жилищного фонда, признанного таковым с 1 января 2012 года по 1 января 2017 года сформированы и предоставлены в Фонд и Минстрой России. Данные сведения служат основанием для распределения Минстроем России и Фондом средств финансовой поддержки на расселение аварийного жилищного фонда субъектам РФ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019г. № 278 «О порядке представления в 2019-2021 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации» до Пензенской области доведены лимиты предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 году в размере 230 829,90 тыс. рублей. Порядок распределения средств финансовой поддержки, предоставляемой муниципальным образованиям, за счет средств Фонда и бюджета Пензенской области установлен в Разделе 3. Механизм реализации Программы в соответствии с положениями Приказа Минстроя России от 31.01.2019 N 65/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года". Предоставляемая финансовая поддержка зависит исключительно от объема расселяемой площади, включенной в соответствующий этап. Размеры последующих этапов Программы определены прогнозом и подлежат актуализации при уточнении суммы средств Фонда, направляемых на увеличение лимитов предоставления финансовой поддержки для Пензенской области. Таким образом, расселению полежит определенный объем, подлежащей расселению площади АЖФ, ограниченный объемом выделенных на эти цели денежных средств. Программа реализуется в 2019 - 2025 годах. В приложении № 1 к Программе указана планируемая дата окончания переселения граждан из каждого многоквартирного дома. Очередность переселения граждан из аварийных многоквартирных домов определяется в соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ. в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда». Таким образом, сроки сноса АЖФ и отселения из АЖФ, установленные в решении органа местного самоуправления, принятом в соответствии с положениями п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (с последующими изменениями) не являются критерием для определения очередности расселения АЖФ в рамках реализации Федерального закона № 185-ФЗ. Расселение АЖФ в рамках реализации региональной программы осуществляется исполнителями Программы - муниципальными образованиями в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ. Региональная программа подлежит периодической корректировке в зависимости: от объемов финансовой поддержки, стоимости одного квадратного метра, изменения расселяемой площади, фактической реализации программных мероприятий органами местного самоуправления, при наличии документов, подтверждающих основание вносимых изменений.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Богданова Н. А. является собственником комнаты , назначение: жилое, общая площадь 16,7 кв. м., этаж 1, номера на поэтажном плане 136, 136а, 48, адрес объекта: <адрес>.

На основании заключения межведомственной комиссии от 01.12.2015 № 81 Постановлением администрации г. Пензы от 10.12.2015 № 2125 «О дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный жилой дом № 10 по ул. Кулибина в г. Пензе признан аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений в нем установлен до 31.12.2026, срок сноса дома -до 30.07.2027.

Постановлением № 290 «О внесении изменений в постановление администрации г. Пензы от 10.12.2015 № 2125 «О дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», которым срок отселения собственников инанимателей жилых помещений вдоме установлен 31.12.2022, а сноса дома - до 30.07.2023.

В связи с произошедшим 16.02.2018 г. частичным обрушением кирпичной кладкиздания постановлением администрации г. Пензы от 19.02.2018 № 279 с 19.02.2018для городского звена Пензенской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим функционирования «Повышенная готовность».

Согласно техническому заключению ООО «Фундамент» арх. № 20/2-2018 состояние здания является аварийным.

Наосновании муниципальных контрактов от 21.02.2018 № 5, от 05.03.2018 № 11, заключенных Управлением ЖКХ г. Пензыс ООО «Фундамент», подрядной организацией выполнен ряд противоаварийных мероприятий в левом крыледома.

В судебном заседании установлено, что 03.04.2018 г. вновь произошло обрушение кирпичной кладки в левом крыле дома по адресу: г. Пенза, ул. Кулибина, д. 10.

В ходе проведенного 03.04.2018 г. прокуратурой Октябрьского района г.Пензы осмотра здания многоквартирного дома по адресу: г.Пенза, ул. Кулибина, 10 установлено, что левый угол здания (стык наружного фасадаи боковой части дома, которая противоположна жилому дому № 8 но ул. Кулибина в г. Пензе) имеетдеформации, на уровне 2-4 этажейнаблюдается выпадение кирпичной кладки. Значительные разрушения зафиксированы на боковой части здания, где частичноотсутствует кирпичная кладка, в том числе под оконнымипроемами. Другой уголздания (стык боковой части здания, противоположной жилому дому №8 по ул. Кулибина в г. Пензе, смежный с внутренним фасадом) также находится в неудовлетворительномсостоянии. Зафиксировано частичное выпадение кирпичной кладки на уровне 5 этажа.

Решением Октябрьского районного суда г. Пензы от 03.05.18г. требования заместителя прокурора Октябрьского района г.Пензы, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Пензы о понуждении к совершению определенных действий были удовлетворены. Признаны незаконными пункты 5, 6 постановления администрации г. Пензы от 10.12.2015 № 2125 «О дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц, в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» (в редакции постановления администрации г. Пензы от 21.02.2018 № 290). Решение суда обязало администрацию г. Пензы вновь рассмотреть вопрос об установлении срока отселения граждан из жилых помещений многоквартирного дома № 10 по ул. Кулибина в г. Пензе, а также сноса дома, установив для этого срок в 1 месяц; обязать администрацию г. Пензы привести пункт 7 постановления администрации г. Пензы от 10.12.2015 № 2125 (в редакции постановления администрации г. Пензы от 21.02.2018 № 290) в соответствие с пунктами 5,6 указанного постановления в новой редакции с учетом вновь установленных сроков отселения граждан из жилых помещений дома № 10 по ул. Кулибина в г. Пензе и сноса дома по вышеуказанному адресу.

Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

В силу п. 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции., утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47.

Часть 10 ст. 32 ЖК РФ устанавливает, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Из содержания приведенных норм и положений следует, что в случае, если заключением комиссии жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, то органом местного самоуправления должно быть принято решение о сроках и порядке расселения жильцов.

В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок.

В случае если собственники в установленный срок не осуществили снос дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию путем выкупа каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3,5-9 настоящей статьи.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Разъясняя порядок применения ст. 32 ЖК РФ, Пленум Верховного Суда РФ в п. п. 20, 22 Постановления от 02.07.2009г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ" указал, что данное положение закона, принятое в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены, прежде всего, на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения, в связи, с чем собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп по своему выбору.

Судом установлено, что администрацией г. Пензы в соответствии с приведенными нормами осуществлены следующие мероприятия: дом по ул. Кулибина, 10 признан аварийным; собственникам установлен срок для отселения и принятия мер к сносу, с учетом решений судов до, соответственно 31.12.2020г. и до 30.07.2021г..

Судом так же установлено, что постановлением администрации г. Пензы от 29.03.2019г. была утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019-2025 годы». В приложении №1 к постановлению в перечне многоквартирных домов, признанных аварийными до 01 января 2017 года значится дом, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Кулибина, д.10, с планируемой датой расселения до 31.12.2024 г.

В целях, в том числе, создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 16 Закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

В силу ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с п. 3 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании участниками процесса не оспаривалось и подтверждено имеющимися в деле доказательствами, что в доме по адресу: г. Пенза, ул. Кулибина, д.10 неоднократно происходило частичное обрушение кирпичной сладкиздания, что также установлено вступившими в законную силу решениями Октябрьского районного суда г. Пензы от 11.07.17г., от 03.05.18г.

При рассмотрении вышеназванных гражданских дел также было установлено, что в соответствии с заключениями ООО «Фундамент» №830/2015 от ноября 2015 года, № 950-2017 от февраля 2018 года, состояние здания (аварийное МКД) в соответствии со Сводом правил «СП 13-102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», утвержденным постановлением Госстроя Российской Федерации от 21.08.2003 № 153, характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании его несущей способности и опасности обрушения.

Согласно фактическим данным, содержащихся в указанных технических заключениях, имеющихся в материалах административных дел № 2а-2107/17и 2а- 989/18, в доме по ул. Кулибина, 10, имеется угроза обрушения.

Указанные выводы объективно подтверждаются уже неоднократно состоявшимися фактами частичного обрушения жилого дома.

Так, в связи с произошедшим 16.02.2018г. частичным обрушением кирпичной клади здания аварийного МКД Постановлением администрации г. Пензы от 19.02.2018 № 279 с 19.02.2018 для городского звена Пензенской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим функционирования «Повышенная готовность», отмененный распоряжением Губернатора Пензенской области №292-р от 29.06.19г..

В связи с тем, что год признания дома по ул. Кулибина, 10 в г. Пензе аварийными и подлежащим сносу предшествует году признания аварийным и подлежащим сносу другого многоквартирного дома, расположенного в г. Пензе, а также имеется угроза обрушения дома № 1-0 по ул. Кулибина в г. Пензе, суд приходит к выводу о том, что сроки переселения граждан из жилых помещений, указанные в муниципальной программе «««Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019-2025 годы» утвержденной оспариваемым постановлением администрации города не позднее 31.12.2024, не отвечают требованиям разумности, в указанной части данный нормативно-правовой акт противоречит положениям п. 2 ч. 2 ст. 16 Закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ

Признавая неразумным установленные сроки переселения жильцов указанного дома, суд исходит из того, что столь длительный срок расселения и сноса нарушает права граждан на жилище и его безопасность, а также представляет опасность для жизни и здоровья граждан, поскольку износ конструкций жилого дома достиг недопустимого уровня, то может причинить не только вред, но и прекратить свое существование как объект недвижимости.

Кроме того, при утверждении данной программы не были учтено решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 03.05.18г. по иску заместителя прокурора Октябрьского района г. Пензы к администрации г. Пензы о понуждении к совершению определенных действий и постановление администрации г Пензы от 26.07.18г. №1348.

Установление длительных сроков переселения граждан вопреки незначительных и разумных сроков их отселения, по мнению суда. нарушает права граждан на жилище и его безопасность, в связи с чем, администрацией г. Пензы должны быть приняты меры по расселению жильцов дома, в частности Богдановой Н.А., в разумный срок.

Учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу о признании незаконным постановления администрации г. Пензы от 29.03.19г. №561, которым утверждена муниципальная программа «Переселение граждан аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019-2025 годы» в части установления планируемой даты окончания переселения граждан из жилых помещений многоквартирного дома 310 по ул. Кулибина в г. Пензе ( пункт 37 приложения №1) и признанию его в части недействующим, как противоречащей положениям п. 2 ч. 2 ст. 16 Закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ.

С учетом ч. 4 ст. 216 КАС РФ, принимая во внимание, что в результате признания в части указанного нормативно-правового акта недействующим, имеется недостаточная правовая урегулированность публичных правоотношений, которая повлечет за собой нарушение прав, свобод и законных интересов, собственников квартир в доме № 10 по ул. Кулибина в г. Пензе, подлежащих отселению, в том числе Богдановой Н.А., суд полагает необходимым возложить обязать администрацию г. Пензы в течение одного месяца с момента вступления в силу настоящего решения суда принять нормативно-правовой акт в части установления нового срока переселения граждан из жилых помещений МКД №10 по ул. Кулибина в г. Пензе.

С учетом положений п. 2 ч.4 ст. 215 КАС РФ, сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления в котором ранее было опубликовано постановление администрации г. Пензы от 29.03.19г. №561 об утверждении муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019-2025 годы» (Муниципальная газета «Пенза»).

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Богдановой Н.А.

Руководствуясь ст. ст. 215-216 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Богдановой Натальи Анатольевны к Администрации города Пензы о признании постановления незаконным и понуждении к внесению изменений, определенных действий, удовлетворить.

Признать недействующим постановление администрации г. Пензы от 29.03.19г. №561 об утверждении муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019-2025 годы» в части установления сроков переселения граждан из жилых помещений МКД №10 по ул. Кулибина в г. Пензе.

Обязать администрацию г. Пензы в течении одного месяца с момента вступления в силу настоящего решения суда принять нормативно-правовой акт в части установления нового срока переселения граждан из жилых помещений МКД №10 по ул. Кулибина в г. Пензе.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором ранее было опубликовано постановление администрации г. Пензы от 29.03.19г. №561 об утверждении муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019-2025 годы».

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 9 сентября 2019 года.

Судья Николаева Л.В.

2а-1399/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Богданова Наталья Анатольевна
Ильина И.В.
Ответчики
Администрация г. Пензы
Суд
Октябрьский районный суд г. Пенза
Судья
Николаева Л.В.
Дело на странице суда
oktyabrsky.pnz.sudrf.ru
27.06.2019Регистрация административного искового заявления
28.06.2019Передача материалов судье
28.06.2019Решение вопроса о принятии к производству
28.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2019Подготовка дела (собеседование)
15.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2019Судебное заседание
25.07.2019Судебное заседание
26.07.2019Судебное заседание
04.09.2019Судебное заседание
06.04.2020Регистрация административного искового заявления
06.04.2020Передача материалов судье
06.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2020Подготовка дела (собеседование)
06.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2020Судебное заседание
06.04.2020Судебное заседание
06.04.2020Судебное заседание
06.04.2020Судебное заседание
06.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее