Решение по делу № 2-959/2024 от 21.08.2024

Дело №2-959/2024                                 <данные изъяты>

УИД 13RS0024-01-2024-001912-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Саранск                                                                         18 ноября 2024 г.

    Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

    в составе: судьи Юркиной С.И.,

    при секретаре Тишковой О.В.,

    с участием в деле:

    истца Алешкина Сергея Александровича, его представителя Королевой Ирины Викторовны, действующей на основании доверенности 13 АА 1316697 1 от 14.08.2024,

    представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Кошелевой Маргариты Олеговны, действующей на основании доверенности № 38-Д от 21.05.2024,

     представителя ответчика публичного акционерного общества «Т ПЛЮС» Акимова Виталия Олеговича, действующего на основании доверенности 13 АА 1241518,

    третьих лиц на стороне ответчиков, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Мордовия, Галаховой Ирины Владимировны, некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Уют»,

    рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алешкина Сергея Александровича к Администрации городского округа Саранск об изменении статуса жилого помещения многоквартирного дома, по иску Алешкина Сергея Александровича к публичному акционерному обществу «Т ПЛЮС» о перерасчете платы за тепловую энергию и отопление,

        установил:

    Алешкин С.А. обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Т ПЛЮС» (далее – ПАО «Т ПЛЮС») об изменении статуса жилого помещения многоквартирного дома, о перерасчете платы за тепловую энергию и отопление.

        В обоснование иска указал, что ему на праве собственности принадлежит жилое помещение – квартира № 34, площадью 210,4 кв.м, 1 этаж, 2 этаж, подземный этаж подвал, кадастровый номер в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

        Данный дом (блок №1 и блок №2) по факту является домом блокированной застройки, каждая квартира № и квартира № представляют собой отдельный блок с отдельным входом, расположен на отдельном земельном участке и имеет отдельный выход на земельный участок, не имеет мест общего пользования. Однако ПАО «Т ПЛЮС» с 1 мая 2021 г. начисляет собственнику жилого помещения квартира № в МКД плату за ОДН, что является незаконным.

        В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", блок, указанный в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), соответствующий признакам, указанным в пункте 40 статьи 1 ГрК РФ, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признается домом блокированной застройки независимо от того, является ли данный блок зданием или помещением в здании.

Истец, собственник квартиры №, обратился в Управление Росреестра по Республике Мордовия с заявлением об изменении сведений в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в части приведения вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости в соответствие с требованиями законодательства.

В этом случае в ЕГРН вид объекта недвижимости должен быть изменен с "помещение" на "здание", внесено назначение - "жилое", вид разрешенного использования указан как "дом блокированной застройки", исключены сведения о виде жилого помещения - "квартира", а здание, учтенное как "многоквартирный дом", снимается с государственного кадастрового учета (ч. 3, 4 ст. 16, ч. 1 ст. 17 Закона N 476-Ф3; п. 2 Приложения к Письму Росреестра от 07.10.2022 N 14-8739-ТГ/22).

Квартира № изолирована от другой квартиры №, имеет отдельный самостоятельный вход и выход на отдельный земельный участок, на котором она расположена.

При этом для постановки на государственный кадастровый учет здание - дом блокированной застройки назначением «жилое» необходимо предоставить в регистрирующий орган - решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, проспект 60 лет Октября, дом 6Б, принятое в соответствии с жилищным законодательством, поскольку произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме и согласие всех собственников помещений (квартир) в многоквартирном доме (далее – МКД), что невозможно по объективным причинам.

Если по каким-либо причинам изменить вид жилого помещения в МКД указанным способом не представляется возможным, истец вправе обратиться в суд с заявлением о признании жилого помещения (квартира) в МКД домом блокированной застройки.

Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года №218-ФЗ установлен порядок осуществления учетно-регистрационных действий на основании решения суда, подлежащего немедленному исполнению. На основании решения суда Управление Росреестра по Республике Мордовия обязаны внести изменения в ЕГРН в характеристики объекта недвижимости - жилое помещение (квартира) № в МКД, с кадастровый номер , дата присвоения кадастрового номера 06.04.2017.

На основании изменения сведений в ЕГРН, в Государственную адресную программу будут внесены изменения в адресе дома блокированной застройки и присвоен другой адрес, отличный от многоквартирного дома: <адрес>.

С учетом изложенного, истцу необходимо признание данного жилого дома домом блокированной застройки для того, чтобы исключить взыскание с собственника квартиры №34 платы за отопление и тепловую энергию на содержание общего имущества МКД.

Непризнание жилого дома домом блокированной застройки нарушает права и законные интересы истца, а именно: взыскание платы за отопление и тепловую энергию на содержание общего имущества МКД по адресу: <адрес> (общедомовые нужды), что подтверждается квитанцией на оплату услуг ЖКХ за квартиру №<адрес>, за апрель 2024г.

        На основании изложенного и пункта 40 статьи 1, пункта 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации просит:

        Признать жилое помещение (квартира) № , площадью 210,4 кв.м, 1 этаж, 2 этаж, подземный этаж подвал, кадастровый номер в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, зданием - домом блокированной застройки назначением «жилое».

        Признать незаконными действия ПАО «Т ПЛЮС» по начислению платы за отопление и тепловую энергию на содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, собственнику квартиры Алешкину С.А., с 1 мая 2021 г. и обязать ПАО «Т ПЛЮС» произвести перерасчет начисленных 4 874 руб. 61 коп. и полученных платежей.

        Определением Пролетарского районного суда г. Саранска от 9 сентября 2024 г. к участию в деле в качестве соответчика по иску Алешкина С.А. об изменении статуса жилого помещения многоквартирного дома привлечена Администрация городского округа Саранск.

        В заявлении от 31.10.2024 представитель истца Королева И.В. изменила исковые требования к Администрации городского округа Саранск об изменении статуса жилого помещения многоквартирного дома, просила:

        признать жилое помещение (квартира) № , площадью 210,4 кв.м, 1 этаж, 2 этаж, подземный этаж подвал, кадастровый номер в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, вид здания: дом блокированной застройки, помещение № 2: назначение «жилое».

        В этом же заявлении представитель истца Королева И.В. изменила исковые требования к ответчику ПАО «Т ПЛЮС», просила:

        Признать незаконными действия ПАО «Т ПЛЮС» по начислению платы за отопление и тепловую энергию на содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, собственнику квартиры № Алешкину С.А., с 1 января 2024 г. и обязать ПАО «Т ПЛЮС» произвести перерасчет начисленных 4 874 руб. 61 коп.

        В судебном заседании 18 ноября 2024 г. представитель истца Королева И.В. поддержала заявление от 18.11.2024 об отказе от исковых требований к публичному акционерному обществу «Т ПЛЮС» об изменении статуса жилого помещения многоквартирного дома.

        Определением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 ноября 2024 г. производство по гражданскому делу по иску Алешкина Сергея Александровича к публичному акционерному обществу «Т ПЛЮС», Администрации городского округа Саранск об изменении статуса жилого помещения многоквартирного дома, по иску Алешкина Сергея Александровича к публичному акционерному обществу «Т ПЛЮС» о перерасчете платы за тепловую энергию и отопление, прекращено в части иска Алешкина Сергея Александровича к публичному акционерному обществу «Т ПЛЮС» об изменении статуса жилого помещения многоквартирного дома в соответствии со статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отказом истца от данного иска и его принятия судом.

        В судебное заседание истец Алешкин С.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие по части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), согласно его заявлению.

        В судебном заседании 18 ноября 2024 г. представитель истца Королева И.В. поддержала измененные исковые требования, изложенные в заявлении от 31.10.2024, по основаниям, указанным в исковом заявлении.

        В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Кошелева М.О. не признала иск по тем основаниям, что заявление истца Алешкина С.А. об изменении статуса жилого помещения, о присвоении этому помещению самостоятельного адреса, а также по выделению земельного участка под это здание рассмотрено Администрацией городского округа Саранск в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59 –ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». На основании части 3 статьи 16 Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", для изменения статуса «многоквартирного жилого дома» на «дом блокированной застройки» собственники помещений должны обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав. После внесения указанных изменений по объекту недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости разрешается вопрос по разделению земельного участка многоквартирного жилого дома на общем собрании собственников помещений этого дома. Кроме того, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 13:23:1003057:5, где расположен спорный объект недвижимости, находится в зоне Ж-1 «Зона многоквартирной жилой застройки 5 и выше этажей», где вид разрешённого использования земельного участка «Блокированная жилая застройка» предусмотрен в условно-разрешенных видах использования земельного участка. Для изменения вида разрешенного использования земельного участка «с условно-разрешенного» на «основной» необходимо обратиться в орган самоуправления для получения разрешения. После всей проведенной процедуры истец вправе обратиться в Администрацию городского округа Саранска с заявлением об изменении адреса спорного помещения.

        В судебном заседании представитель ответчика ПАО «Т ПЛЮС» Акимов В.О. иск не признал по тем основаниям, что ПАО «Т ПЛЮС», являясь ресурсоснабжающей организацией, находится с 1 января 2024 г. в прямых отношениях с собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, проспект 60 лет Октября, дом 6Б, в том числе и квартиры № 34, наличие в которой индивидуального отопления, не исключает оплату за отопление мест общего пользования в многоквартирном жилом доме. В компетенцию ПАО «Т ПЛЮС» не входит определение статуса помещений в этом доме. Согласно правоустанавливающим документам на квартиру, принадлежащую истцу, она находится в многоквартирном доме, жилое помещение № 34 не подпадает под определение дома блокированной застройки, в связи с чем у ПАО «Т ПЛЮС» нет оснований для неначисления платы за отопление мест общего пользования в жилом доме.

        В судебное заседание третье лицо на стороне ответчиков, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Галахова И.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно и надлежащим образом. Дело рассмотрено в её отсутствие по части 5 статьи 167 ГПК РФ согласно заявлению. Представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила удовлетворить исковые требования истца.

        В судебное заседание представители третьих лиц на стороне ответчиков, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Мордовия, некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Уют» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие по части 3 статьи 167 ГПК РФ.

        Суд, исследовав доказательства, считает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

        Истцу Алешкину С.А. принадлежит на праве собственности помещение площадью 210,4 кв.м., назначение: жилое помещение, наименование: квартира, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж №1, этаж №2, подземный этаж № подвал, кадастровый номер: , дата присвоения кадастрового номера 06.04.2017, местоположение: <адрес>. Государственная регистрация права собственности Алешкина С.А. произведена 30 апреля 2021 г. по записи в Едином государственном реестре недвижимости № (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 30.04.2021).

        05.07.2024 Алешкин С.А., Галахова И.В., которой принадлежит на праве общей долевой собственности квартира № в доме <адрес> Республики Мордовия, обратились в Администрацию городского округа Саранск Республики Мордовия с заявлением, в котором просили:

        признать квартиру № и квартиру № – домом блокированной застройки в составе жилого помещения №1 и жилого помещения №2, с присвоением нового адреса: <адрес>;

        сформировать у дома блокированной застройки (блока) самостоятельный земельный участок площадью не менее установленного законом под помещением №1 и помещением №2 или разделить, выделить самостоятельный земельный участок;

        принять соответствующее распоряжение (постановление);

        К заявлению приложены следующие документы: выписка из ЕГРН на объект квартиру №, копия технического паспорта на квартиру № .

        08.07.2024 Алешкин С.А., Галахова И.В. обратились в Департамент перспективного развития Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия с заявлением, в котором просили внести изменения в Государственный адресный реестр, присвоить квартире № и № самостоятельный адрес жилого дома блокированной застройки: <адрес> и соответственно в жилом доме блокированной застройки жилое помещение № 1 и жилое помещение № 2 вместо квартиры №33 и квартиры №34.

        К заявлению приложены следующие документы: выписка из ЕГРН на объект квартиру №, выписка из ЕГРН на объект квартиру №,

        Администрация городского округа Саранск Республики Мордовия в письме № 4650-ОГ от 05.08.2024, адресованном заявителям дала ответ на вышеуказанные заявления, в котором указала, что жилой дом <адрес>, представляет собой два отдельно стоящих здания, при этом одно здание имеет переменную этажность, а именно один подъезд является двухэтажной блок-секцией. Указанный жилой дом расположен на земельной участке, который сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет: КН . Всем помещениям дома присвоены адреса, которые занесены в Федеральную информационную адресную систему. В связи с этим заявителям рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру с целью проведения кадастровых работ по межеванию земельного участка, после этого инициировать проведение внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома (далее - МКД), на котором принять решение о разделе земельного участка. Вновь образованные земельные участки ставятся на государственный кадастровый учет, с последующем присвоением адреса, как земельному участку, так и дому (совместно с помещениями), расположенному на данном участке.

        В ответе разъяснено, что в случае, если под каждый объект недвижимости будет определен отдельный земельный участок, то перед собственниками помещений МКД с номерами квартир от 35 и далее встанет вопрос об изменении адреса, как жилого дома, так и помещений в нём. На собственников помещений будет возложена обязанность внести изменения в документы, в которых имеется адрес жилого дома и помещений.

        05.07.2024 Алешкин С.А., Галахова И.В. обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Мордовия (далее - Управление Росреестра по Республике Мордовия) с заявлением о внесении изменений в государственный кадастровый учет недвижимости об объектах – квартирах № и в доме по адресу: <адрес>, указав, что они находятся в доме блокированной застройки.

        В письме от 19.07.2024 № 04-05/6152 Управление Росреестра по Республике Мордовия разъяснило заявителям порядок обращения с заявлением с приложенными документами для предоставления государственной услуги по государственной регистрации в любой многофункциональный центр по выбору заявителя, и что за учетом изменений сведений об объекте должны обратиться собственники всех помещений, расположенных в многоквартирном доме.

        Из пояснений представителя истца следует, что в октябре 2024 г., в период рассмотрения судом настоящего дела, все собственники квартиры № 33 и № 34 в доме 6Б по пр. 60 лет Октября г. Саранска обратились через многофункциональный центр в Управление Росреестра по Республике Мордовия с заявлением о внесении изменений в государственный кадастровый учет недвижимости об этих объектах. На день рассмотрения настоящего спора истец не получил ответ на данное заявление.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношения, а также иными способами, предусмотренными законом.

        Таким образом, выбор способа защиты нарушенного права должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение именно заявленных требований и именно к этому лицу приведет к наиболее быстрой и эффективной защите и (или) восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав. При этом одним из условий предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения (реальной угрозы нарушения) и именно ответчиком.

Согласно статье 141.3 ГК РФ, здания и сооружения являются недвижимыми вещами (статья 130). Здания и сооружения создаются в результате строительства (пункт 1).

Здания и сооружения могут быть образованы в результате раздела недвижимой вещи (здания, сооружения, единого недвижимого комплекса) или в результате объединения нескольких недвижимых вещей (зданий, сооружений, всех помещений и машино-мест, расположенных в одном здании, сооружении) (пункт 2).

Изменение характеристик здания или сооружения не влечет образования новых здания или сооружения, если иное не установлено законом (пункт 3).

В силу пункта 1 статьи 141.4 ГК РФ помещением признается обособленная часть здания или сооружения, пригодная для постоянного проживания граждан (жилое помещение) либо для других целей, не связанных с проживанием граждан (нежилое помещение), и подходящая для использования в соответствующих целях.

Пунктом 3 той же статьи определено, что помещения, машино-места как недвижимые вещи могут быть образованы в том числе в результате раздела недвижимой вещи (здания, сооружения, в которых они образуются, помещения), объединения смежных недвижимых вещей (помещений, машино-мест) либо в результате реконструкции здания, сооружения, при проведении которой образуются помещения, машино-места как новые недвижимые вещи.

Согласно пункту 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Статья 16 ЖК РФ к жилым помещениям относит жилой дом, часть жилого дома, квартиру, часть квартиры, а также комнату (пункт 1).

Жилым домом в силу пункта 2 данной статьи признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой, согласно пункту 3 той же статьи, признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Под домом блокированной застройки пункт 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) понимает жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.

При этом Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" исключены требования по размещению жилых домов (блоков) на отдельном земельном участке.

До введения в действие Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" жилым домом блокированной застройки признавались жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", блок, указанный в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), соответствующий признакам, указанным в пункте 40 статьи 1 ГрК РФ, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признается домом блокированной застройки независимо от того, является ли данный блок зданием или помещением в здании.

Согласно части 2 статьи 16 названного Федерального закона замена ранее выданных документов или внесение в них изменений, внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении блока, указанного в части 1 настоящей статьи, не требуются и осуществляются по желанию правообладателей объектов недвижимости. Полученные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона документы, которые удостоверяют право на указанный в части 1 настоящей статьи блок, сохраняют свою юридическую силу и не требуют переоформления.

Учитывая положения частей 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если до 1 марта 2022 г. в ЕГРН были внесены сведения о жилых помещениях (квартирах) в жилом доме блокированной жилой застройки и зарегистрированы права на такие помещения, и данные помещения соответствуют признакам дома блокированной застройки, указанным в пункте 40 статьи 1 ГрК, собственники этих блоков вправе совместным решением уполномочить одного из собственников блоков, на обращение от имени всех собственников блоков в соответствующий территориальный орган Росреестр (многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг), с заявлением об учете изменений сведений ЕГРН в части приведения вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости (квартир) в соответствие с требованиями законодательных актов Российской Федерации, измененных Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: об учете изменений сведений о виде - "помещение", назначении - "жилое", виде жилого помещения - "квартира", на вид - "здание", назначение - "жилой дом", вид разрешенного использования - "дом блокированной застройки". При этом из ЕГРН исключаются сведения о наименовании объектов недвижимости, не соответствующие данному виду разрешенного использования. Кроме того, одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета соответствующих изменений в отношении указанных помещения (квартир) орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета здание, в котором они расположены.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25 апреля 2024 г. N 1048-О, Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" призван устранить правовую неопределенность, возникающую при отнесении здания к многоквартирному дому или дому блокированной застройки, определяя, что дом блокированной застройки является видом жилого дома. Вышеуказанные законоположения обеспечивают внесение в ЕГРН достоверных сведений о виде, назначении конкретных домов блокированной застройки и виде их разрешенного использования, что достигается в том числе за счет одновременного исключения из этого реестра утративших свою актуальность сведений о прежних характеристиках указанных объектов (учтенных в качестве квартир в составе многоквартирного дома), о наличии самого многоквартирного дома как самостоятельного объекта недвижимого имущества. Необходимость же совместного обращения собственников домов блокированной застройки в территориальный орган Росреестра в указанных случаях преследует цель защиты их законных интересов, а в случае недостижения согласия в вопросах, касающихся характеристик объекта недвижимости, они не лишены возможности обратиться в суд с исковыми требованиями о признании принадлежащего им жилого помещения в качестве дома блокированной застройки.

Таким образом, блок жилого дома ставится на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости: вид - "здание", назначение - "жилой дом", вид разрешенного использования - "дом блокированной застройки", - и право собственности на жилой дом является строго индивидуальным, унитарным и ни с кем (относительно других блоков) не делимым, что, в свою очередь, не может влечь в судебном порядке признания права общей долевой собственности (статьи 244, 245 ГК РФ) на здание, в котором расположены такие блоки, собственника квартиры, отвечающей признакам дома блокированной застройки.

Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено общее правило, предоставляющее исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами и юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 ноября 2021 г. N 2518-О, определение границ и площади земельного участка, предоставляемого без торгов собственникам зданий или сооружений, должно производиться исходя из необходимости обеспечить функциональное использование этих объектов. Тем самым соблюдается необходимый баланс частных и публичных интересов, ограничивается произвольное применение и злоупотребление данной процедурой в ущерб предоставлению земельных участков на торгах.

Установленный земельным законодательством исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает не только то, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением, но и то, что собственник объекта недвижимости вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования.

Вопросы предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулированы в том числе статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации ( далее - ЗК РФ).

В силу подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление о предоставлении земельного участка в собственность, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В упомянутом решении должны быть указаны все основания отказа.

Таким образом, в законодательстве отсутствуют требования об образовании самостоятельного земельного участка под каждым домом блокированной застройки. При этом собственник каждого блока после государственной регистрации прав на такой блок вправе обеспечить образование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, занятого и необходимого для эксплуатации принадлежащего ему блока. Если исходный земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, правила, установленные частью 5 статьи 16 Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", о разделе принадлежащего собственникам блоков на праве общей долевой собственности земельного участка не применяются.

Решением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 января 2027 г. по гражданскому делу №2-10/2017 по иску Пиксайкина Вячеслава Кузьмича к Администрации городского округа Саранск о признании права собственности на многоквартирный жилой дом, вступившим в законную силу 6 марта 2017 г. постановлено:

исковые требования Пиксайкина Вячеслава Кузьмича к администрации городского округа Саранск о признании права собственности на многоквартирный жилой дом удовлетворить.

Признать за Пиксайкиным Вячеславом Кузьмичом право собственности на многоквартирный жилой дом, количество этажей 3-5, в том числе подземных 1, материал наружных стен здания - кирпичные, год завершения строительства - 2015, общая площадь здания 7073,0 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, в составе которого:

- жилое помещение, расположенное на 1 этаже, площадью 73,6 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 1 этаже, площадью 78,8 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 2 этаже, площадью 74,1 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 2 этаже, площадью 79,6 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 3 этаже, площадью 72,5 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 3 этаже, площадью 77,9 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 4 этаже, площадью 74,9 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 4 этаже, площадью 79,4 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 1 этаже, площадью 71,5 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 1 этаже, площадью 80,7 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 2 этаже, площадью 72,7 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 2 этаже, площадью 81,9 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 3 этаже, площадью 71,5 кв.м. по адресу: Российская <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 3 этаже, площадью 80,9 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 4 этаже, площадью 71,7 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 4 этаже, площадью 81,7 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 1 этаже, площадью 71,9 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 1 этаже, площадью 79,1 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 2 этаже, площадью 73,1 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 2 этаже, площадью 79,0 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 3 этаже, площадью 72,7 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 3 этаже, площадью 77,9 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 4 этаже, площадью 72,3 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 4 этаже, площадью 77,7 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 1 этаже, площадью 71,6 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 1 этаже, площадью 77,9 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 2 этаже, площадью 71,7 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 2 этаже, площадью 79,5 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 3 этаже, площадью 70,9 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 3 этаже, площадью 78,5 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 4 этаже, площадью 70,9 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 4 этаже, площадью 78,5 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 1 и 2 этажах и в подвале, площадью 210,1 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 1 и 2 этажах и в подвале, площадью 210,4 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 1 этаже, площадью 71,3 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 1 этаже, площадью 78,7 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 2 этаже, площадью 72,5 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 2 этаже, площадью 79,2 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 3 этаже, площадью 72,1 кв.м. по адресу: <адрес>,

- жилое помещение, расположенное на 3 этаже, площадью 78,9 кв.м. по адресу: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>.

Из данного решения суда следует, что жилые помещения № и № включены в состав многоквартирного жилого дома № <адрес> в качестве квартир.

Распоряжением заместителя Главы администрации городского округа Саранск от 19.11.2015 г. №2312-рз, многоквартирному дому, расположенному на земельном участке с кадастровым номером , присвоен адрес: <адрес>. Также присвоены адреса помещениям, расположенным в указанном многоквартирном доме.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации, Федеральный закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке. Документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации, также приведены в статье 14 Закона о регистрации.

В части 2 статьи 14 Закона о регистрации содержится перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Пункт 5 части 2 статьи 14 Закона о регистрации к основаниям для осуществления государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета относит вступивший в законную силу судебный акт.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В соответствии с положениями статьи 41 Закона о регистрации, в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.

При прекращении права на здание, сооружение, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости, государственная регистрация права в отношении всех помещений, машино-мест в таких здании, сооружении должна быть осуществлена одновременно, при этом такие здание, сооружение с государственного кадастрового учета не снимаются (п. 5).

Из реестрового дела на объект недвижимости с кадастровым номером следует, что на основании указанного решения суда Распоряжения заместителя Главы администрации городского округа Саранск от 19.11.2015 г. №2312-рз, технического паспорта на многоквартирный дом ( объект незавершенного строительства) инв.номер от 08.07.2010, жилое помещение № в многоквартирном жилом доме <адрес> было поставлено на кадастровый учет. Технический паспорт на данное помещение изготовлен 22.03.2017    кадастровым инженером Евтушевич Н.А. В заключение кадастрового инженера здание многоквартирного жилого дома преобразовано из объекта незавершенного строительства с кадастровым номером:, которое состоит из двух конторов (блоков), что подтверждается техническим паспортом на многоквартирный дом ( объект незавершенного строительства) инв.номер от 08.07.2010. Квартира № расположена на втором контуре (блоке) на трех этажах (на первом и втором этажах расположены жилые помещения, а в подвале - помещение вспомогательного использования).

Согласно техническому паспорту инв.номер от 08.07.2010 многоквартирный жилой дом <адрес> состоит из двух отдельно стоящих зданий: Блок №1, 4 этажа, состоящий из 4-х подъездов, квартиры с № ; Блок №2, состоящий из 4-х подъездов, три из которых четырехэтажные квартиры с № , один (пятый подъезд) - двухэтажный с этажом № 1, этажом № 2 и подвалом, в нем расположены две квартиры № . На поэтажном плане этажа №1 блока №2 номер: . На поэтажном плане этажа №2 блока №2 номер: . В многоквартирном доме централизованное отопление электричество, водопровод, канализация, горячее водоснабжение, газоснабжение.

30 марта 2024 г. между обществом с ограниченной ответственностью УК «Уют» - управляющей компанией и собственниками помещений в многоквартирном жилом доме № <адрес>    заключен договор управления многоквартирным домом №.

Управление многоквартирным домом осуществляется управляющей компанией на основании технического паспорта на многоквартирный дом, составленный по состоянию на 12.10.2015 филиалам по Республики Мордовия ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

Из данного технического паспорта следует, что многоквартирный жилой дом состоит из двух отдельно стоящих зданий: Блок №1, 4 этажа, состоящий из 4-х подъездов, квартиры с № ; Блок №2, состоящий из 4-х подъездов, три из которых четырехэтажные квартиры с № , один - двухэтажный с подвалом, в нем расположены две квартиры № . На поэтажном плане этажа №1 блока №2 номер: . На поэтажном плане этажа №2 блока №2 номер: . На поэтажном плане подвала блока № 2 расположены: под квартирой № – нежилое помещение, подсобное помещение, котельная, лестничная площадка; под квартирой № – гараж, подсобное помещение, котельная; нежилое помещение №, нежилое помещение №, нежилое помещение №, нежилое помещение №, нежилое помещение №, нежилое помещение №. В многоквартирном доме централизованное отопление (за исключением квартир № - индивидуальное отопление), электричество, водопровод, канализация, горячее водоснабжение, газоснабжение.

Из перечисленных правоустанавливающих документов на жилое помещение № в доме <адрес> следует, что - это квартира в многоквартирном доме, состоящем из двух отдельно стоящих зданий (блоков), находится во втором блоке. Второй блок имеет переменную этажность, а именно пятый подъезд, в котором расположены квартиры № , имеет 1 этаж, 2 этаж и подвал, 6, 7, 8 подъезды – 4-х этажные.

Отсутствует совокупность условий для признания здания подъезда №5 указанного многоквартирного дома домом блокированной застройки.

Так, Приказом Минстроя России от 17 мая 2023 г. N 350-пр внесены изменения в термины блокированного жилого дома, данные в пунктах 3.1 - 3.3 СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001, утвержденные и введенные в действие приказом Минстроя России от 20 октября 2016 г. N 725/пр. Согласно пункту 3.1 данного свода правил (в редакции, действующей с 18 июня 2023 г.) домом блокированной застройки жилым индивидуальным (блокированным жилым домом) признается индивидуальный жилой дом, блокированный с другим индивидуальным жилым домом (другими индивидуальными жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.

В подъезде №5 дома <адрес> расположены две квартиры № , находящиеся под одной крышей, имеющие один общий выход на земельный участок, принадлежащие на праве собственности разным физическим лицам, не находящимся в родственных или семейных отношениях, и не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Это не оспаривает истец, заявляя требования о признании его помещения под № 2 в доме блокированной застройки. Следовательно, подъезд № 5 дома не является жилым индивидуальным домом (блокированным жилым домом) и соответственно, квартира № , находящаяся в нем не может быть признана домом блокированной застройки. В связи с этим исковые требования истца об изменении статуса принадлежащей ему квартиры, заключающиеся в признании этой квартиры помещением № 2 в доме блокированной застройки, не подлежат удовлетворению.

Кроме того, из установленных обстоятельств вытекает, что истец не осуществил все действия, предусмотренные статьей 16 Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по изменению сведений в ЕГРН. В частности, в связи с тем, что истец заявил о признании подъезда № 5 дома <адрес> домом блокированной застройки, он должен был поставить об этом в известность собственников помещений, находящихся в подъездах №1,2,3,4,6,7,8 и в случае недостижения согласия с ним по этому вопросу обратиться в суд с иском. Вместе с тем, из пояснений представителя истца следует, что такой вопрос истцом перед собственниками помещений в доме <адрес>, за исключением Галаховой И.В., не ставился.

Из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 25 апреля 2024 г. N 1048-О, следует, что необходимость совместного обращения собственников домов блокированной застройки в территориальный орган Росреестра в указанных случаях преследует цель защиты их законных интересов.

Применяя положения вышесказанного закона и его разъяснения, данные Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, к рассматриваемым обстоятельствам, суд считает, что иск о признании жилого помещения домом блокированной застройки истец должен был предъявить к надлежащим ответчикам - собственникам жилых помещений в доме <адрес>, с которыми не достиг соглашение по данному вопросу. Истец же заявил требования к Администрации городского округа Саранск, в компетенцию которой не входит учет изменений сведений ЕГРН в части приведения вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости (квартир) в соответствие с требованиями законодательных актов Российской Федерации, измененных Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Истец не заявил о наличии спора между ним и Администрацией городского округа Саранск по предоставлению земельного участкам под дом блокированной застройки и присвоению адреса объекту недвижимости.

При таких обстоятельствах усматривается, что истец выбрал ненадлежащий способ защиты гражданского права, что является также самостоятельным основаниям для отказа в удовлетворении исковых требований об изменении статуса жилого помещения.

Что касается исковых требований истца к ПАО «Т ПЛЮС» о перерасчете платы за тепловую энергию и отопление, то суд исходит из следующего.

Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, о вознаграждении председателя совета МКД, об установке дополнительного оборудования, проводимого в форме очно-заочного голосования, от 24.07.2023 (Протокол №2) постановлено перейти на прямые договора по ТКО с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению, теплоснабжению (тепловая энергия), электроснабжению с 01.07.2023.

Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (часть 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ).

В силу пункта 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса РФ).

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с положениями статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Потребителем тепловой энергии в соответствии с п. 9 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках, либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354.

Согласно подпункту "е" пункта 4 раздела 2 Правил N 354 под отоплением понимается подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к указанным Правилам.

Отношения по теплоснабжению регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее Закон N 190-ФЗ).

Под теплопотребляющей установкой, в силу пункта 4 статьи 2 Закона N 190-ФЗ, понимается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии.

Система теплоснабжения - это совокупность взаимосвязанных источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления. Система теплопотребления - это комплекс теплопотребляющих установок с соединительными трубопроводами и тепловыми сетями. Под теплопотребляющей установкой понимается комплекс устройств использующих теплоту для отопления и горячего водоснабжения кондиционирования воздуха и тепловых нужд, а под тепловой сетью совокупность трубопроводов и устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии. Как правило, нахождение транзитного трубопровод является объективной необходимостью и обусловлено техническим технологическим и конструктивным устройством здания (дома). Транзитные трубопроводы являются составляющей системы теплоснабжения (тепловой сети).

В силу пункта 6 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11 июня 2014 г. N 543-ст, "многоквартирный дом" - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.

Согласно пункту 3.18 ГОСТа Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 30 июня 2015 г. N 823-ст, отопление - искусственный, равномерный нагрев воздуха, в холодный период года, в помещениях путем теплообмена от отопительных приборов системы отопления, или нагрева поступающего воздуха в такие помещения воздухонагревателями приточной вентиляции, которые подобраны расчетным методом для компенсации тепловых потерь, поддержания на заданном уровне нормативных параметров воздухообмена, температуры воздуха в помещениях и комфортных условий проживания.

Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота (ГОСТ Р 56501-2015).

Трубопроводы системы теплоснабжения: Совокупность разводящих трубопроводов (разводка) и стояков подобранных расчетным методом и имеющих технологическое соединение. Разводящий трубопровод (разводка): Горизонтальное трубное соединение, начиная от вводных задвижек в дом на квартальных сетях отопления при теплоснабжении от ЦТП или выходных задвижек из ИТП, обеспечивающее распределение теплоносителя (подачу, возврат) к стоякам и от стояков, в том числе в места (в точку) его потребления (использования) (пункты 3.11, 3.12 ГОСТ Р 56501-2015).

Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения, и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов, по общему правилу, не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170).

Обеспечение сохранности многоквартирного дома как сложного единого объекта, а также содержание его в состоянии, исключающем разрушение его составных элементов вследствие промерзания или отсыревания, предполагает в первую очередь соблюдение в отдельных жилых и нежилых помещениях такого дома и в расположенных в нем помещениях общего пользования нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования соответствующих помещений по целевому назначению. Это достигается, как правило, за счет предоставления собственникам и пользователям указанных помещений коммунальной услуги по отоплению в виде подачи по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии (подпункт "е" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения N 1 к данным Правилам; подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).

Несмотря на, то, что многоквартирные дома - в зависимости от особенностей их конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения - могут обогреваться различными способами (в том числе не предполагающими оказания собственникам и пользователям расположенных в них помещений коммунальной услуги по отоплению), подавляющее большинство этих домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную (общедомовую) систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные жилые и нежилые помещения, так и помещения общего пользования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, что достигается, как правило, за счет присоединения каждого из этих помещений к внутридомовой системе отопления, которая включается в состав общего имущества многоквартирного дома и состоит из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 10 июля 2018 года N 30-П указал, что многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, то есть на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил N 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170).

Изложенное обусловливает обязанность собственников и пользователей всех помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии.

Из акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, подписанного ПАО «Т ПЛЮС» и управляющей компанией ООО «Уют», технического паспорта на многоквартирный жилой дом № <адрес> по состоянию на 12.10.2015, следует, что границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон является первый фланец задвижки (по ходу движения теплоносителя) на подающем трубопроводе и второй фланец задвижки (по ходу движения теплоносителя) на обратном проводе, установленных на границе входа в жилой дом - в подвале первого подъезда многоквартирного дома № <адрес>, откуда по разводящему трубопроводу, проходящему в подвальных помещениях дома, производится распределение теплоносителя (подачу, возврат) к стоякам и от стояков.

Таким образом, тепловая энергия, поступающая в указанный дом по централизованным сетям теплоснабжения, распределяется через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям, в том числе, в местах общего пользования.

Как следует, из технического паспорта на многоквартирный жилой дом № <адрес> по состоянию на 12.10.2015 в квартире истца имеется индивидуальное отопление.

Согласно доказательствам, представленным представителем ответчика ПАО «Т ПЛЮС», собственник квартиры №34 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. <адрес>, Алешкин С.А. находится с 1 января 2024 г. в прямых договорных отношениях с ПАО «Т ПЛЮС» по теплоснабжению мест общего пользования данного многоквартирного дома. ПАО «Т ПЛЮС» открыло на имя собственника указанной квартиры Алёшкина С.А. лицевой счет № (филиал «Мордовский» ПАО «Т ПЛЮС») по оплате коммунальной услуги по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды.

Из данного счета следует, что начислялась плата за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды указанного многоквартирного дома, за январь, февраль, март, апрель, май, июль (перерасчет), октябрь 2024 г. на общую сумму 5 198 руб.42 коп. В связи с неоплатой выставленных счетов в сроки, установленные жилищным законодательством, начислены пени в размере 561 руб. 82 коп.

На день рассмотрения дела истец не оплатил начисленные суммы по предоставленной коммунальной услуге по отоплению мест общего пользования. Как следует из искового заявления, истец оспаривает их начисление, в связи с отсутствием в принадлежащей ему квартире централизованного отопления, и нахождения этого жилого помещения в доме блокированной застройки.

Судом не установлено, что жилое помещение, принадлежащее истцу, является блокированным жилым домом.

Согласно правоустанавливающим документам на жилое помещение, находящееся в собственности истца, - это квартира № в многоквартирном доме <адрес>. Квартира № находится в многоквартирном жилом доме, подключенном к общему тепловому узлу, в котором трубопроводы системы отопления предусмотрены конструктивно, как инженерное оборудование многоквартирного жилого дома, и через них распределяется тепловая энергия во все помещения жилого дома, включая места общего пользования. В связи с этим, в силу перечисленного закона, истец, вне зависимости от наличия индивидуального отопления в его квартире, обязан оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды. Следовательно, исковые требования истца к ответчику ПАО «Т ПЛЮС» о перерасчете платы за тепловую энергию и отопление заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия,

решил:

    отказать Алешкину Сергею Александровичу в удовлетворении иска к Администрации городского округа Саранск об изменении статуса жилого помещения многоквартирного дома.

    Отказать Алешкину Сергею Александровичу в удовлетворении иска к публичному акционерному обществу «Т ПЛЮС» о перерасчете платы за тепловую энергию и отопление.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> Судья Пролетарского

районного суда г. Саранска

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

21.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.08.2024Передача материалов судье
27.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2024Подготовка дела (собеседование)
24.09.2024Подготовка дела (собеседование)
09.10.2024Подготовка дела (собеседование)
09.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2024Судебное заседание
31.10.2024Судебное заседание
13.11.2024Судебное заседание
18.11.2024Судебное заседание
29.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее