Судья Шешин В.С. Дело № 7/21-510
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
г.Кострома 16 августа 2018 года
Судья Костромского областного суда Филиппова Н.В.,
с участием представителя администрации Костромского муниципального района Костромской области ФИО7
представителей Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областях ФИО8 ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Костромского муниципального района Костромской области на решение судьи Ленинского районного суда г.Костромы от 27 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ
УСТАНОВИЛА
Постановлением начальника отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областях ФИО10. от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Костромского муниципального района <адрес> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Костромы от 27.06.2018 г. постановлением должностного лица административного органа оставлено без изменения
В жалобе, направленной в Костромской областной суд защитник по доверенности ФИО11 считает постановление суда незаконным и необоснованным, просит об его отмене, указывая, что субъектом данного административного правонарушения Администрация не является. По мнению автора жалобы, нахождение земельного участка со свалкой коммунальных отходов в постоянном (бессрочном) пользовании ЗАО «Заволжское» говорит о том, что все полномочия по использованию земель по целевому назначению должно осуществлять именно это Общество.
В судебном заседании представитель Администрации ФИО12 поддержала требования жалобы по изложенным основаниям.
Представители административного органа ФИО13А. просили об оставлении судебного акта без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав стороны, не нахожу оснований для отмены постановления суда.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении указанного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Указанные требования закона при рассмотрении протокола об административном правонарушении в отношении администрации муниципального района Костромской области судом были соблюдены.
В соответствии с ч.2 ст.8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц- от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до семьсот тысяч рублей.
Как следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора по Костромской и Ивановских областях была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой на земельном участке, расположенном в <адрес>, Самсоновском сельском поселении, в 300 метрах на северо-восток от д.Самсоновка, на площади 0,2 обнаружена свалка твердых коммунальных отходов, образованная преимущественно полиэтиленовыми пакетами с мусором, пластиковой тарой, бумажными коробками, старой мебелью. Данный земельный участок, согласно информации администрации Самсоновского сельского поселения имеет категорию земель сельскохозяйственного назначения, на кадастровом учете не состоит, правообладателя не имеет.
Факт обнаруженного нарушения зафиксирован в акте проверки.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностным лицом Управления Россельхознадзора по <адрес> администрации муниципального района к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Факт совершения администрацией Костромского муниципального района <адрес> вменяемого административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, находящихся в материалах дела, в их числе актом проверки, копией предписания, фототаблицей, протоколом об административном правонарушении, информацией администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района.
Установлено, что данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №ЗКО «Об установлении границ муниципальных образований в <адрес> наделении их статусом» входит в границы Костромского муниципального района <адрес>
Разрешая вопрос о виновности администрации Костромского муниципального района <адрес> совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.7. ч.2 КоАП РФ административный орган исходил из того, что к данным правоотношениям в первую очередь следует применять нормы Земельного кодекса.
Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загряжнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Статьей 13 названного Кодекс установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнение отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
На основании п.2 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору, в том числе раздельному сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ.(в ред. ДД.ММ.ГГГГ) №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору, в том числе раздельному сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований.
Как указал в своем Постановлении №П от ДД.ММ.ГГГГ суд РФ на межселенных территориях и территориях сельских поселений вопрос участия в организации вышеназванной деятельности подлежит разрешению органами местного самоуправления соответствующего муниципального района.
Изложенное свидетельствует о закреплении за администрацией муниципального района полномочий по вопросам местного значения, в частности, по участию в организации сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах района, неисполнение которых влечет нарушение установленных требований по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшает качественное состояние земель.
Таким образом, постановление судьи в части признания администрации Костромского муниципального района <адрес> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.8.7 КоАП РФ является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
В то же время с учетом финансового положения юридического лица, расценивая это как исключительное обстоятельство, считаю возможным на основании положений частей 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер наказания, назначенного администрации муниципального района, установив его 200000 рублей, то есть менее минимального размера, установленного санкцией статьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.9- 30.9 КоАП РФ судья областного суда Р Е Ш И ЛА
Постановлением начальника отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областях ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ №, которым администрация Костромского муниципального района <адрес> привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и решение судьи Ленинского районного суда г.Костромы от 27.07.2018 г. изменить, снизив размер назначенного административного штрафа до 200000 (двухсот тысяч) рублей.
В остальной части постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда оставить без изменения, жалобу администрации Костромского муниципального района Костромской области – без удовлетворения.
Судья Филиппова Н.В.