РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ <адрес>
Люберецкий городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Шкаленковой М.В.,
При секретаре Ященко Ш.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.О.С. к <...> о признании права на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением, включении в список
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями, сославшись на то, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать Б.Н.В., решением Люберецкого городского суда от ДД.ММ.ГГ была лишена родительских прав и на основании распоряжения <адрес> Московской области от ДД.ММ.ГГ истец была определена в детский дом <...>». На период ее нахождения в детском доме, за ней было сохранено жилое помещение, которое представляет собой две комнаты в трехкомнатной коммунальной квартире, в которой зарегистрировано 6 человек.
Истец обратилась в Управление опеки и попечительства Люберецкого муниципального района Московской области с заявлением о включении ее в список на получение жилья, на что получила отказ. С данным отказом она не согласна, так как в связи с принятием ФЗ от 29.12.2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям –сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе предусмотрено, что жилые помещения предоставляются в случае если проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным по тому основанию, что площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения. Данной норме придана обратная сила в том, что в случае если до 01 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
На основании изложенного, истец просила признать за ней право на однократное обеспечение благоустроенным помещением, включить ее в список лиц, подлежащих обеспечению жилой площадью из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области.
В судебное заседание истица явилась, иск поддержала, пояснила, что не согласна с отказом управления опеки и попечительства, ранее на учет в качестве нуждающихся она не ставала, по данному вопросу обращалась устно и ей сообщили о необходимости предоставления документов, получить которые она не имеет возможности.
В судебное заседание ответчик представитель <...> явилась, пояснила, что с иском не согласна, также сообщила, что действительно управлением составляются списки граждан данной категории в целях последующего предоставления жилого помещения, но оснований для включения истца в данный список не имеется, поскольку за истцом было закреплено жилое помещение.
В судебное заседание представитель третьего лица администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район явился, пояснил, что администрация не занимается вопросами учета данной категории лиц в целях получения жилого помещения.
В судебное заседание третьи лица представитель администрации городского поселения Томилино Люберецкого муниципального района, Министерство финансов Московской области не явились.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ «Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.»
В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона, действовавшего до 1 января 2013 года) было установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 января 2013 года) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы названного Федерального закона, а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и на лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста,
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 8 названного Федерального закона (в редакции закона, действующего с 1 января 2013 года) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 1). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (пункт 3). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
Законом Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ (ред. от 27.07.2013) "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" в п.5 ст. 8 предусмотрено, что. центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный в сфере образования, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи, по муниципальным районам и городским округам Московской области.
Включение в список осуществляется на основании письменного заявления законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или лиц из их числа. К заявлению прилагаются следующие документы: копия свидетельства о рождении ребенка; копия паспорта ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, или лица из их числа; документы, подтверждающие факт отсутствия родительского попечения; документы, подтверждающие право на обеспечение жилым помещением.
Как установлено судом, в связи с тем, что мать истца Б.Н.В., решением Люберецкого городского суда от ДД.ММ.ГГ была лишена родительских прав, истец А.О.С., ДД.ММ.ГГ года рождения, на основании распоряжения <адрес> Московской области от ДД.ММ.ГГ истец была определена в детский дом <...>».
Сторонами не отрицалось, что за несовершеннолетней на период нахождения в детском доме было закреплено жилое помещение и по результатам обследования составлен акт, согласно которому помещение пригодно для проживания после выхода из детского дома А.О.С.
Жилое помещение в котором зарегистрирована и проживает истец находится по адресу <адрес> состоит из двух комнат в муниципальной квартире жилой площадью <...> кв.м., на данной жилой площади зарегистрировано <...> человек.
На обращение А.О.С. с заявлением по вопросу предоставления жилой площади Управлением опеки и попечительств Министерства образования Московской области по <адрес> ДД.ММ.ГГ был дан ответ, что невозможно признать за истцом право на обеспечение жилым помещением, поскольку истец достигла совершеннолетия в 2007 году и на тот момент жилыми помещениями обеспечивались лица, не имеющие закрепленных жилых помещений, к категории данных лиц истец не относится.
Таким образом, на момент обращения ДД.ММ.ГГ с заявлением по вопросу предоставления жилой площади А.О.С. достигла 23 лет, проживала в жилом помещении, которое ранее было закреплено за ней, на учете нуждающихся в жилом помещении, не состояла.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Доказательств того, что истцом предпринимались попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но она не была поставлена на учет из-за отсутствия документов, суду не представлено. Пояснения истца о том, что она устно обращалась в администрацию и ей было предложено представить документы, получить которые у нее не имелось возможности, не могут быть признаны судом достаточным доказательством в подтверждение наличия уважительных причин несвоевременной постановки на учет.
Кроме того, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года предусматривалось обеспечение жилой площадью детей –сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Таким образом, ввиду наличия у истца закрепленного жилого помещения данные положения на нее не распространялись, а к моменту, когда было введено новое правовое регулирование, направленное на обеспечение жильем граждан указанной категории (с ДД.ММ.ГГ), истец уже достигла 23 лет.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для признания за истцом права на однократное обеспечении благоустроенным помещением, включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилой площадью из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, не имеется
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ
Решил:
В иске А.О.С. к <...> о признании права на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением, включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилой площадью из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, отказать
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: М.В. Шкаленкова