РЎСѓРґСЊСЏ Грищенко Р.Рќ. адм. дело в„–33Р°-186/2020 (33Р°-15740/2019)
(2Р°-5015/2019)
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
14 января 2020 года
г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Клюева С.Б., Житниковой О.В., при секретаре Петровой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Мусатовой М.А. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 17 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия
установила:
Мусатова М.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 12.10.2018 №РД-1617 ей было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Решением Ленинского районного суда г.Самары от 20.02.2019 года по административному делу №2-708/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Самарского областного суда от 30.04.2019 года, указанное распоряжение признано незаконным, на Департамент возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав административного истца. Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 29.05.2018 №РД-1042 административному истцу повторно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на том основании, что в соответствии со сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара испрашиваемый земельный участок расположен в пределах 50-метровой противопожарной защитной зоны лесов, при этом границы лесов Самарского лесопарка установлены приказом Рослесхоза от 01.06.2018 года №462, т.е. на момент издания признанного впоследствии незаконным распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 12.10.2018 года №РД-1617 последний обладал сведениями о возможном нахождении земельного участка в противопожарной полосе, однако не счел это обстоятельство основанием для отказа, не указав его в оспоренном распоряжении.
По мнению административного истца, приведенные обстоятельства не могут являться основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Ссылаясь на изложенное, просила признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 29.05.2019 года №РД-1042 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена; обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течении 10 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав, возобновив работу по ее заявлению о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 17.10.2019 административное исковое заявление Мусатовой М.А. удовлетворено. Признано незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 29.05.2019 №РД-1042 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. На Департамент градостроительства г.о.Самара возложена обязанность в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Мусатовой М.А., возобновив работу по ее заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, а также сообщить об исполнении судебного решения в тот же срок заявителю и в Ленинский районный суд г.Самары.
В апелляционной жалобе Департамент градостроительства г.о.Самара просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Р’ заседании СЃСѓРґР° апелляционной инстанции представитель Департамента градостроительства Рі.Рѕ.Самара – Воробьев Р.Р›. (РїРѕ доверенности) РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы поддержал.
Представитель Мусатовой М.А. – Бажин А.А. (по доверенности) просил решение суда оставить без изменения, находя его законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, в судебной заседание не явились, о дне слушания надлежаще извещены, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Согласно пункту 7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Частью 4 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года № 94-ГД «О земле» предусмотрено предоставление инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны в собственность бесплатно земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства в муниципальных районах (городских округах) с численностью населения от 100 тысяч человек.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 09.04.2018 Мусатова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась к Главе администрации г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно как ветерану Великой Отечественной войны земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, расположенного по адресу: <адрес>, участок без номера, площадью 618 кв.м, для садоводства.
Распоряжением от 12.10.2018 №РД-1617 Департамент градостроительства г.о.Самара отказал в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка. Решением Ленинского районного суда г.Самары от 20.02.2019 года по административному делу №2а-708/19 указанное распоряжение признано незаконным, на Департамент возложена обязанность возобновить рассмотрение заявления административного истца о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка.
При новом рассмотрении распоряжением от 29.05.2019 №РД-1042 Департамент градостроительства г.о.Самара вновь отказал административному истцу в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка по основаниям, предусмотренным подп.1 п.8 ст.39.15, п.16 ст.11.10, п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ, по причине того, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о Самара, образуемый земельный участок расположен в пределах 50-метровой противопожарной защитной зоны лесов.
Разрешая спор и признавая указанное распоряжение незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что представленные Департаментом документы не подтверждают обоснованность принятого решения, а именно, отсутствуют сведения Роспотребнадзора об установлении защитных зон и их границ, сведения Министерства лесного хозяйства и природопользования Самарской области об отнесении испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда либо их охранной зоны. Кроме того, по мнению суда первой инстанции, приведенные в распоряжении обстоятельства не могут являться основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а требования пожарной безопасности подлежат соблюдению при застройке земельного участка.
С такими выводами нельзя согласиться, так как они основаны на неправильном применении действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, что, в свою очередь, является основанием для отказа в предварительном согласовании земельного участка (подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пункту 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Материалами дела подтверждается, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, испрашиваемый земельный участок расположен в пределах 50-метровой зоны от границы лесов Самарского лесопарка, установленных в соответствии с приказом Рослесхоза от 01.06.2018 №462, часть земельного участка находится в пределах 30-метровой зоны от границы лесов Самарского лесопарка (л.д.57, 63-65).
В силу положений статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных вне территорий лесничеств (лесопарков).
Пунктом 4.14 Свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требованиями к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного Приказом МЧС России от 24.04.2013 №288 (далее - Приказ № 288) предусмотрено, что противопожарные расстояния от границ застройки: городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.
Таким образом, Приказом № 288 обозначены минимальные расстояния, на которых для застройки городских поселений будут обеспечены требования Технического регламента.
В соответствии с пунктом 79 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, установленных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390, запрещается использовать территории противопожарных расстояний от объектов защиты и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков) под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ определено, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 №61, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5).
В соответствии со статьей 30 Правил застройки и землепользования в городе Самаре ведение садоводства и огородничества является основным видом разрешенного использования земельных участков в указанной зоне. Под ведением садоводства понимается осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений.
Таким образом, образование и последующее предоставление испрашиваемого земельного участка в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ предполагает его возможную застройку.
В силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.
При таких обстоятельствах, учитывая, что испрашиваемый земельный участок расположен в пределах противопожарной зоны лесов, что налагает ограничения на его использование под строительство различных сооружений и строений, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решение Департамента градостроительства г.о.Самара об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного по указному в нем основанию соответствует требованиям действующего законодательства.
Ссылка суда на отсутствие сведений Управления Роспотребнадзора по Самарской области об установлении защитных зон и их границах является необоснованной, так как в данном случае нарушаются требования пожарной безопасности, а не санитарно-эпидемиологического законодательства.
Отсутствие сведений об отнесении испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда либо их охранной зоны также не имеет значения, поскольку оспариваемое распоряжение не содержит данной информации.
Таким образом, оснований для признания оспариваемого решения незаконным и возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка не имеется.
В силу положений ч.2 ст.227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Учитывая изложенное, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 304, 309–310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 17 октября 2019 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Мусатовой М.А. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения отказать».
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё