Дело № 2а-878/2019
44RS0026-01-2019-001006-83
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июля 2019 года г. Кострома
Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Моховой Н.А., при секретаре Рунтовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Красносельского района Костромской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзору), Управлению Роскомнадзора по Костромской области о признании информации запрещенной,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красносельского района Костромской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзору), Управлению Роскомнадзора по Костромской области о признании размещенной в информационно-телекоммуникационной сети информации запрещенной. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Красносельского района осуществлен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в ходе которого установлено, что на страницах с адресами http://marko-market.ru/product/osetr-sibirskiy-okhlazhdennyy-1kg/, http://marko-market.ru/product/osetr-russkiy-254-potroshenyy-1kg/ размещена информация о реализации пород рыб, занесенных в Красную книгу России, а именно осетра сибирского и осетра русского. Посещение Интернет-страниц свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц. Любой пользователь, имеющий доступ к сети «Интернет», с помощью персонального компьютера или любого иного устройства посредством введения URL-адреса данного сайта в адресную строку браузера может получить доступ к рассматриваемому Интернет-сайту и его контенту. Согласно ч. 1 ст. 9, ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов страны и безопасности государства, других лиц, обеспечения обороны. В целях ограничения доступа граждан к интернет-страницам необходимо внести данные страницы в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» (далее Единый реестр). Основанием для включения информации в Единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено. В соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением правительства РФ от 16.03.2009 года № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора. Обеспечение свободного доступа к данной информации способствует формированию в обществе мнения о возможности безнаказанного совершения преступлений и административных правонарушений. Просили признать информацию о продаже сибирского и русского осетров, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети на интернет-сайтах http://marko-market.ru/product/osetr-sibirskiy-okhlazhdennyy-1kg/, http://marko-market.ru/product/osetr-russkiy-254-potroshenyy-1kg/ информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, решение обратить к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения этого решения в силу незаконности содержащейся на сайтах информации может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
Административный истец прокурор Красносельского района Костромской области, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах неявки не уведомил.
Административный ответчик Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзору), надлежаще извещенная о слушании дела, своего представителя в суд не направила, о причинах неявки суд не уведомила.
Административный ответчик Управление Роскомнадзора по Костромской области, надлежаще извещенное о слушании дела, своего представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело в их отсутствие, представив письменный отзыв, согласно которому в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр». В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228 и Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области, утвержденного приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 года № 21, полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора. На интернет-сайтах http://marko-market.ru/product/osetr-sibirskiy-okhlazhdennyy-1kg/, http://marko-market.ru/product/osetr-russkiy-254-potroshenyy-1kg/ размещена информация о реализации осетра сибирского и осетра русского. Данные Интернет-сайты в Единый реестр не включены. Для обеспечения исполнения судебного решения и включения запрещенной к распространению на территории РФ информации в Единый реестр судебное решение должно содержать доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию, а также описание выявленной запрещенной информации в соответствии с подпунктами а) и б) пункта 9 Правил.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.п. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с положениями ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п.п. 5.1.7 п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»).
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.09.2007 года № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» под продажей товаров дистанционным способом понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Согласно абз. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.04.1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации.
Согласно перечню (списку) объектов животного мира, занесенных в красную книгу Российской Федерации, утвержденному приказом Госмомэкологии Российской Федерации от 19.12.1997 года № 569 «Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации» осетр сибирский и осетр русский занесены в Красную книгу Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 года № 978 утвержден перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную Книгу Российской Федерации и (или) охраняемых международными договорами Российской Федерации, для целей ст. 226.1 и 258.1 УК РФ.
В соответствии с Приказом Минсельхоза России от 03.09.2014 года № 348 «Об утверждении правил рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна» запрещается при любительском и спортивном рыболовстве добыча (вылов) следующих видов водных биоресурсов: нельма, осетр сибирский в водных объектах рыбохозяйственного значения на территории Магаданской области и Чукотского автономного округа; осетр сибирский в водных объектах рыбохозяйственного значения, расположенных в бассейне реки Лена, Оленек, Яна, Индигирка, Колыма на территории Республики Саха (Якутия), Амурской области и Хабаровского края за пределами рыболовных (рыбопромысловых) участков, предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовств.
В абз. 3 ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ, п. 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» закреплено, что оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.
В п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 года № 156 «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» закреплено, что содержание в неволе диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается только в целях сохранения и воспроизводства этих животных в искусственно созданной среде обитания, а также в научных и культурно-просветительных целях.
Согласно абз. 2 ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются.
Статьей 258.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную Книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных.
Статьей 8.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Судом установлено, что на страницах Интернет-сайтов, расположенных по адресам: http://marko-market.ru/product/osetr-sibirskiy-okhlazhdennyy-1kg/, http://marko-market.ru/product/osetr-russkiy-254-potroshenyy-1kg/ размещена информация о реализации осетра сибирского и осетра русского.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к данным сведениям.
Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено») федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию.
Административным истцом представлены доказательства, подтверждающие размещение на интернет-сайтах по адресам: http://marko-market.ru/product/osetr-sibirskiy-okhlazhdennyy-1kg/, http://marko-market.ru/product/osetr-russkiy-254-potroshenyy-1kg/ информации о реализации пород рыб, занесенных в Красную Книгу России, а именно осетра русского и осетра сибирского.
Размещение данной информации на указанных сайтах на момент рассмотрения дела в суде подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсах по электронным адресам http://marko-market.ru/product/osetr-sibirskiy-okhlazhdennyy-1kg/, http://marko-market.ru/product/osetr-russkiy-254-potroshenyy-1kg/ указанных материалов нарушает публичные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве, влечет создание условий и предпосылок для совершения правонарушений и преступлений.
Наличие на вышеуказанных интернет - страницах в свободном доступе информационных материалов направленных на приобретение сибирского и русского осетра, занесенных в Красную книгу как исчезающий и подлежащий охране вид, может способствовать возникновению у общества желание приобрести особо ценный вид рыбы, что нарушает права неопределенного круга лиц и публичные интересы Российской Федерации.
Кроме того, сибирский и русский осетр включены в перечень видов животных и растений, подпадающий под действие конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) подписанной 03.03.1973 года Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.
Из положений Конвенции следует, что оборот животных, включенных в Красную книгу возможен лишь при наличии разрешительной документации на экспорт и импорт, а также разрешений и сертификатов, которые должны соответствовать требованиям Конвенции и по которым ведется строгий учет.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что сведения в объявлении о продаже сибирского и русского осетра не содержат сведенияо наличии разрешительных документов и соблюдении предусмотренных действующим законодательством и Конвенцией условий оборота объектов животного мира.
Ввоз в Российскую Федерацию и продажа сибирского и русского осетра имеет целью получение коммерческой выгоды, что противоречит указанной выше Конвенции.
Распространение информации о признании информации о торговле редкими видами животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, влечет уголовную ответственность, подрывает социальную стабильность общества, создает угрозу жизни и здоровья граждан, противоречит целям и задачам действующего законодательства способствует совершению преступлений, подрывает авторитет государственной власти.
Таким образом, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению.
Поскольку замедление исполнения решения, являющегося основанием для ограничения доступа к сайту, может причинить значительный ущерб публичным интересам, суд полагает необходимым решение обратить к немедленному исполнению путем направления его копий в Роскомнадзор и территориальное управление для включения в Единый реестр в установленном порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 188 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора Красносельского района Костромской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзору), Управлению Роскомнадзора по Костромской области о признании информации запрещенной удовлетворить.
Признать информацию о реализации осетра сибирского и осетра русского, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети на интернет-сайтах по адресам http://marko-market.ru/product/osetr-sibirskiy-okhlazhdennyy-1kg/, http://marko-market.ru/product/osetr-russkiy-254-potroshenyy-1kg/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение обратить к немедленному исполнению путем направления его копии в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения интернет-сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Н.А. Мохова