дело № 2-1-639/2019
12RS0016-01-2019-000848-44
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерацииг. Козьмодемьянск 16 июля 2019 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Зайковской И.А.,
с участием истца Никулиной М.В.,
представителя ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) Рипановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никулиной М.В. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) о включении в страховой стаж периодов работы для назначения страховой пенсии по старости,
установил:
Никулина М.В. обратилась в суд с впоследствии дополненным иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) (далее УПФ РФ в г. Козьмодемьянске)и просила возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж истицы периоды ее работы в колхозе, совхозе «Волга» и совхозе «60 лет МАССР» в 1975-1982 годах согласно справкам № от ДД.ММ.ГГГГ и № Н-429 от ДД.ММ.ГГГГ, выданным архивным отделом администрации Горномарийского муниципального района и назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ В обоснование иска указала, что в названные периоды во время учебы в школе работала в колхозе, затем совхозе «Волга» и совхозе «60 лет МАССР» Горномарийского района Марийской АССР на уборке урожая прополке и др. работах. За работу начислялась и выплачивалась заработная плата. Однако ответчик отказался включить спорные периоды в страховой стаж, что послужило поводом для обращения истицы в суд.
В суде истец Никулина М.В. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) Рипанова М.В. против удовлетворения исковых требований не возражала.
Выслушав участников судебного заседания,исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее ФЗ «О страховых пенсиях») право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (пункт 1.2 статьи 8 ФЗ «О страховых пенсиях»).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец Никулина М.В. обратилась в УПФ РФ в г. Козьмодемьянске с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пункт 1.2 статьи 8 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № Никулиной М.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия у нее требуемого страхового стажа.
Указанным решением в страховой стаж истицы не были включены периоды работы в колхозе, совхозе «Волга» и совхозе «60 лет МАССР» <адрес> Марийской АССР в 1979-1982 годах.
По расчету ответчика страховой стаж Никулиной М.В. на дату обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ составил 36 лет 06 месяцев 16 дней.
Обратившись в территориальное подразделение пенсионного фонда ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о включении указанных в архивной справке № № от ДД.ММ.ГГГГ периодов работы в колхозе «Волга» Горномарийского района Марийской АССР в 1975-1977 годах в страховой стаж, истица также получила отказ ответчика по мотиву несоответствия указанных в справке фамилии, имени и отчества паспортным данным истца.
Согласно пункту 1 статьи 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 14 ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий утверждены постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015, действующим с ДД.ММ.ГГГГ
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с пунктом 11 названных Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Трудовые книжки колхозникам были введены Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с Примерным Уставом сельскохозяйственной артели, утвержденным СНК и ЦИК ВЕЛ (б) ДД.ММ.ГГГГ, в члены сельхозартели (то есть на постоянную работу) могли быть приняты лица, достигшие 16-летнего возраста. Это означает, что работа в колхозе в качестве члена колхоза подлежит зачету в общий стаж, начиная с 16-летнего возраста. Кроме того, с согласия одного из родителей, на работу в колхоз по вольному найму может быть принято лицо младше 16 лет, при условии оставления образовательного учреждения в свободное от учебы время (каникулы), то есть работа носит временный характер. Периоды работы в колхозе детей в возрасте до 16 лет включаются в общий трудовой стаж при условии подтверждения, что человеко-дни либо трудодни, отработанные за указанные периоды времени были непосредственно записаны на детей или, что за данную работу дети получали соответствующую оплату в материальном или натуральном виде.
Материалами дела подтверждается, что истец Никулина М.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ год в <адрес> Марийской АССР. Следовательно, ее возраст в спорные периоды 1975-1982 г.г. составлял 11-18 лет.
Из архивных справок № № от ДД.ММ.ГГГГ и № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданных Никулиной М.В. администрацией Горномарийского муниципального района следует, что в расчетно-платежных ведомостях колхоза, совхоза «Волга» и книгах учета расчетов по оплате труда совхоза «60 лет МАССР» Горномарийского района Марийской АССР в лицевых счетах за 1975-1977, 1979-1982 годы имя и отчество ФИО6 указаны не полностью. Архивные справки содержат сведения об отработанном в названные периоды рабочем времени и начисленной заработной плате.
Свидетельством о заключении брака серии № № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается изменение в связи со вступлением в брак истицей фамилии «Тарабашкина» на «ФИО2».
Из содержания архивных справок № № от ДД.ММ.ГГГГ и № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в сведениях об учете труда и расчетов с членами колхоза, совхоза «Волга» и совхоза «60 лет МАССР» за 1975-1977, 1979-1982 годы содержится указание на фамилию и имя либо фамилию и инициалы истицы как лица, фактически работавшего в колхозе в этот период.
Неполное изложение фамилии, имени, отчества истицы в лицевых счетах, по которым велся учет отработанного времени, по мнению суда, не может негативно отражаться на пенсионных правах Никулиной М.В., поскольку ее вины в ненадлежащем оформлении работодателем учетных либо расчетных документов не имеется.
Допущенные в архивных сведениях о работе истицы неточности не являются основанием для отказа во включении указанных в архивных справках периодов работы в страховой стаж, поскольку изложенные в справках сведения позволяют с достоверностью установить принадлежность этих документов именно Никулиной М.В.
В соответствии с пунктом 66 Правил подсчета и порядок подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий годы, в течение которых гражданин являлся членом колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия (независимо от причины), засчитываются в страховой стаж как полные календарные годы. Календарные годы, указанные в трудовой книжке колхозника, в которых не было ни одного выхода на работу, из подсчета исключаются.
Учитывая данные законоположения, суд приходит к выводу, что факт работы истицы в спорные периоды в колхозе, а затем в совхозе «Волга» и совхозе «60 лет МАССР» является подтвержденным. Однако, принимая во внимание, что работа истицы в совхозе носила временный характер, суд приходит к выводу о необходимости включения спорных периодов работы в размере фактически отработанного времени, а именно: в июле 1975 г. (2 дня), августе 1975 г. (4 дня), мае 1976 г. (1 день), августе 1976 г. (5 дней), сентябре 1976 г. (2 дня), июне 1977 г. (3 дня), августе 1977 г. (16 дней), сентябре 1977 г. (1 день), августе 1979 г. (8 дней), июне 1980 г. (12 дней), июле 1980 г. (17 дней), августе 1980 г. (4 дня), июне 1981 г. (5 дней), июле 1981 г. (18 дней), августе 1982 г. (21 день).
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 20 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом спорных периодов страховой стаж Никулиной М.В., дающий право на назначение ей страховой пенсии по старости, на момент обращения в УПФ РФ в г. Козьмодемьянске составил более 37 лет. При этом возраста 55 лет истица достигла ДД.ММ.ГГГГ, что в силу требований пункта 1.2 статьи 8 ФЗ «О страховых пенсиях» дает ей право требовать назначения страховой пенсии по старости с указанной даты.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При обращении в суд истицей уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается имеющейся в материалах дела квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ Учитывая неимущественный характер заявленных истцом требований, их удовлетворение влечет обязанность ответчика возместить истцу расходы последнего по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Никулиной М.В. удовлетворить.
Возложить на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) обязанность включить в страховой стаж Никулиной М.В. периоды ее работы в колхозе, совхозе «Волга» и совхозе «60 лет МАССР» Горномарийского района Марийской АССР в июле 1975 г. (2 дня), августе 1975 г. (4 дня), мае 1976 г. (1 день), августе 1976 г. (5 дней), сентябре 1976 г. (2 дня), июне 1977 г. (3 дня), августе 1977 г. (16 дней), сентябре 1977 г. (1 день), августе 1979 г. (8 дней), июне 1980 г. (12 дней), июле 1980 г. (17 дней), августе 1980 г. (4 дня), июне 1981 г. (5 дней), июле 1981 г. (18 дней), августе 1982 г. (21 день).
Возложить на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) обязанность назначить Никулиной М.В. страховую пенсию по старости с момента возникновения права на пенсию, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) в пользу Никулиной М.В. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 17 июля 2019 г.