Дело № 2-3875/2023
УИД 25RS0001-01-2023-004810-41
в мотивированном виде
решение изготовлено 17.11.2023
Решение
Именем Российской Федерации
14 ноября 2023 года г. Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего А.Л. Шамловой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.М. Бакшиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района г. Владивостока в интересах несовершеннолетней ФИО7 в лице законного представителя Пацан Екатерины Витальевны к Министерству здравоохранения Приморского края, третье лицо КБУЗ «Краевая детская клиническая больница № 2» о возложении обязанности,
установил:
истец обратился в суд с названным иском, в обоснование, указав, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки обращения Пацан Е.В. по вопросу нарушения прав по обеспечению медицинскими изделиями своей дочери, несовершеннолетней Туликовой А.А.., установлено, что несовершеннолетняя ФИО8, дата года рождения, имеет статус ребенка-инвалида с дата, наблюдается в ГБУЗ «Краевая детская клиническая больница №». Состоит на учете у эндокринолога с диагнозом: <...>, декомпенсированная форма. Осложнения основного заболевания: Дистальная полиневропатия.
Ссылаясь на протокол заседания врачебной комиссии № от дата ФИО9 дата г.р., нуждается в обеспечении сенсорами флеш-мониторинга <...> для непрерывного мониторингования глюкозы в количестве 2 штук в месяц. Итого с дата по дата необходимо 24 штуки в 1 год для постоянного использования.
Ссылаясь на то, что сахарный диабет входит в перечень социально-значимых заболеваний, при лечении которого на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложены финансовые обязательства по льготному лекарственному обеспечению лиц, страдающих социально-значимыми заболеваниями, согласно постановлению Правительства № от дата, тогда как ребенок не обеспечен системой непрерывного мониторирования глюкозы, истец просит суд обязать Министерство здравоохранения Приморского края обеспечивать ФИО10, сенсорами <...> из расчета <...> в месяц до очередного медицинского освидетельствования 07.02.2032.
В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района г. Владивостока поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях.
В судебное заседание представитель третьего лица не явился, извещен судом надлежащим образом.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1, 2 статьи 19 Федерального закона).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Статьей 29 Федерального закона определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1.5, 2.1.6 Положений о министерстве здравоохранения Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от дата №-па, министерство здравоохранения Приморского края (далее – Министерство) устанавливает полномочия по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и при организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами. Министерство обладает правами юридического лица в объеме, необходимом для реализации своей компетенции.
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях (ч. 1 ст. 43 Федерального закона).
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (далее – постановление).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинозависимым сахарным диабетом, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 № 748, определено обеспечение пациентов, имеющих заболевание «диабет», при оказании амбулаторно-клинической помощи лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р утвержден Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, куда включены, в том числе инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.
В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения является государственной гарантией Российской Федерации.
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.
Как следует из материалов дела и установлено судом ФИО12, дата года рождения, имеет статус ребенка-инвалида с дата, наблюдается в ГБУЗ «Краевая детская клиническая больница №». Состоит на учете у эндокринолога с диагнозом: <...>, декомпенсированная форма. Осложнения основного заболевания: Дистальная полиневропатия.
Протоколом заседания Врачебной комиссии № от дата ФИО11 дата г.р., нуждается в обеспечении сенсорами флеш-мониторинга FreeStyleLibre для непрерывного мониторингования глюкозы в количестве 2 штук в месяц. Итого с дата по дата необходимо 24 штуки в 1 год для постоянного использования.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от дата № «Об утверждении социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» сахарный диабет является социально значимым заболеванием.
В силу ст. ст. 16, 83 Федерального закона от дата № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п.п. 1.1, 2.1.2, 2.1.5 Положения о министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от дата №-па, министерство здравоохранения <адрес> (далее – Министерство) осуществляет полномочия по организации обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями льготной категории граждан, в том числе производит закупку необходимых лекарственных препаратов и медицинских изделий. Министерство обладает правами юридического лица в объеме, необходимом для реализации своей компетенции.
От получения набора социальных услуг несовершеннолетний или его законный представитель не отказывались.
Согласно разделу 2 п. 2.2 Стандарта медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от дата №н (далее – Стандарт), при наличии соответствующих медицинских показаний пациентам необходимо проведение исследования уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторинга (далее – НМГ).
Системы НМГ используются пациентами наряду с глюкометрами и тест-полосками к ним. Данный метод диагностики является неотъемлемой формой лечения, однако, по причине необходимости прокола пальца для забора крови, что в большинстве случаев создает несовершеннолетним трудности в его самостоятельном использовании, требует постоянного контроля за проведением со стороны взрослых, не является щадящим и не отвечает современным требованиям диагностики для лечения данного заболевания.
Система НМГ позволяет отслеживать уровень глюкозы и автоматически в круглосуточном режиме. Система НМГ показана пациентам младшего возраста, поскольку безболезненна, не вызывает воспалительных реакций и дискомфорта. При этом, данные о результатах мониторинга сохраняются и могут использоваться для диагностики, отправляться на мобильные устройства. Указанная система может работать совместно с инсулиновой помпой и являться самостоятельным средством диагностики.
Доказательств, опровергающих нуждаемость пациента в системе непрерывного мониторирования в целях дополнительного контроля уровня гликемии в крови ответчиком представлено не было.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что несовершеннолетний ребенок, до настоящего времени не обеспечен в полном объеме системой, позволяющей исследовать уровень глюкоза в крови методом непрерывного мониторинга, что является нарушением приведенных выше конституционных принципов приоритета и высшей ценности прав и свобод человека, не допускающих ставить жизнь пациента под непосредственную угрозу суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетней ФИО2 к Министерству здравоохранения <адрес>, третье лицо КБУЗ «Краевая детская клиническая больница №» о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения <адрес> (ОГРН № ИНН №) обеспечивать ФИО3, дата года рождения, СНИЛС №, системой непрерывного мониторирования уровня гликемии в крови № для постоянного использования ежемесячно в количестве 2 сенсора в месяц в соответствии с медицинскими показаниями и заключением врачебной комиссии до очередного медицинского освидетельствования, то есть до дата.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через суд <адрес> в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья А.Л. Шамлова