Дело № 2-1151/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2015 года р.п. Городище
Городищенский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Клыкова А.М., при секретаре Краснолуцкой Е.В., с участием представителя истца Мирошникова В.А. – Гринько С.Н., представителя ответчика администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области Смеловской О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мирошникова В.А. к администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка недействительным, признании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ в части недействительным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Мирошников В.А. обратился в суд с иском к администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка недействительным, признании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ в части недействительным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области сочла возможным предоставить ему в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. для личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка для последующего оформления договора аренды. ДД.ММ.ГГГГ администрация Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района <адрес> письмом № отказала ему в утверждении схемы расположения земельного участка, ссылаясь на выписку из протокола № заседания комиссии администрации Городищенского муниципального района по градостроительству и земельным отношениям на территории Городищенского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года, а также на письмо № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, подлежат обеспечению земельными участками для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке только в том случае, если они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или имеют основания для постановки на жилищный учет. Указанным отказом нарушены его права на первоочередное получение земельных участков для ведения подсобного хозяйства, созданы препятствия к осуществлению данного права. Администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ предоставила ему земельный участок для личного подсобного хозяйства. Данное назначение земельного участка не имеет никакого отношения к индивидуальному жилищному строительству. Кроме того, согласно справке администрации Ленинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ он может быть признан нуждающимся в жилье, то есть имеются основания для постановки его на жилищный учет. Просит признать отказ администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка недействительным, признать протокол № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии администрации Городищенского муниципального района по градостроительству и земельным отношениям на территории Городищенского муниципального района в части отмены ранее принятого решения в отношении него (п. 3.2 протокола заседания комиссии по градостроительству и земельным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ № 101) недействительным, обязать администрацию Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района <адрес> утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал №, для дальнейшего предоставления ему в аренду, обязать предоставить земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., для личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора аренды, заключить договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., для личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, взыскать с ответчиков расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.
Заявитель Мирошников В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представил.
В судебном заседании представитель истца Мирошникова В.А. – Гринько С.Н., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, просит их удовлетворить, суду дал пояснения аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области Смеловская О.И., действующая на основании доверенности, возражает против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Мирошников В.А. обратился в администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области с заявлением о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., для личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ комиссия администрации Городищенского муниципального района по градостроительству и земельным отношениям на территории Городищенского муниципального района по результатам рассмотрения заявления Мирошникова В.А. сочла возможным предоставление земельного участка в аренду в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», протокол № от ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ по результатам повторного рассмотрения документов и материалов Мирошникова В.А. комиссия по градостроительству и земельным отношениям сочла возможным внести изменения в п. 3.2. протокола заседания комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ в части отмены ранее принятого решения, в связи с отсутствием на момент принятия решения документов, подтверждающих соблюдение требований действующего законодательства, а именно состоит ли заявитель на жилищном учете, как нуждающийся в улучшении жилищный условий, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ года. Основанием для повторного рассмотрения документов явилось предостережение прокуратуры Городищенского района о недопустимости нарушений земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ года. Считает действия администрации по внесению изменений в п. 3.2. протокола заседания комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ являются законными. Просит отказать Мирошникову В.А. в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Мирошников В.А. являясь инвалидом, обратился в администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области с заявлением о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., для личного подсобного хозяйства.
Из градостроительного заключения следует, что испрашиваемый истцом земельный участок находится в жилой зоне индивидуальных и усадебных жилых домов.
В анкете по размещению объектов индивидуального строительства, личного подсобного хозяйства в черте населенных пунктов Мирошниковым В.А. указано, что на испрашиваемом земельном участке он собирается строить объект: этажность – 2 этажа; ориентировочной общей площадью и кубатурой – <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> куб.м. Ориентировочные сроки строительства – 3 года.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ комиссия администрации Городищенского муниципального района по градостроительству и земельным отношениям на территории Городищенского муниципального района по результатам рассмотрения заявления Мирошникова В.А. сочла возможным предоставление земельного участка в аренду в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», что подтверждается выпиской из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Из протокола комиссии администрации Городищенского муниципального района по градостроительству и земельным отношениям на территории Городищенского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам повторного рассмотрения документов и материалов Мирошникова В.А. комиссия сочла возможным внести изменения в п. 3.2. протокола заседания комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ в части отмены ранее принятого решения (в связи с отсутствием на момент принятия решения документов, подтверждающих соблюдение требований действующего законодательства, а именно состоит ли заявитель на жилищном учете, как нуждающийся в улучшении жилищный условий).
В судебном заседании установлено, что основанием для повторного рассмотрения документов Мирошникова В.А. явилось предостережение заместителя прокурора Городищенского района о недопустимости нарушений земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Согласно письму главного специалиста отдела по имуществу <данные изъяты> ФИО 1 № Мирошников В.А. согласно закону об инвалидах может быть признан нуждающимся в жилье.
Вместе с тем указанное письмо не подтверждает нуждаемость истца в улучшении жилищных условий.
Доказательств подтверждающих, что инвалид Мирошников В.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также доказательств подтверждающих наличия у него, как инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, в материалах дела не имеется и стороной истца суду не представлено.
При таких данных, суд приходит к выводу, что администрация Городищенского муниципального района отказывая Мирошникову В.А. в предоставлении земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства обоснованно исходила из того, что поскольку Мирошников В.А. не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, то в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не имел законного права на получение спорного земельного участка.
Исходя из указанных норм права, установленных обстоятельств, суд считает необходимым отказать Мирошникову В.А. в удовлетворении исковых требований о признании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии администрации Городищенского муниципального района по градостроительству и земельным отношениям на территории Городищенского муниципального района в части отмены ранее принятого решения о предоставлении земельного участка в аренду в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» недействительным.
Ссылки стороны истца о том, что право инвалида на первоочередное получение земельного участка не зависит от каких-либо условий, в том числе, его нуждаемости в улучшении жилищных условий, не могут быть приняты во внимание, как основанные на неправильном толковании закона.
Учитывая, что требования истца о признании отказа администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка недействительным, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности предоставить земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., для личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора аренды, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка являются производными от основного требования о признании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии администрации Городищенского муниципального района по градостроительству и земельным отношениям на территории Городищенского муниципального района в части отмены ранее принятого решения о предоставлении земельного участка в аренду в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» недействительным, в удовлетворении, которого судом отказано, то правовых оснований для удовлетворения указанных требований не имеется.
Поскольку решение суда состоялось не в пользу истца, то в силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, исковые требования Мирошникова В.А. о взыскании с ответчиков расходов по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Мирошникова В.А. к администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии администрации Городищенского муниципального района по градостроительству и земельным отношениям на территории Городищенского муниципального района в части отмены ранее принятого решения о предоставлении земельного участка в аренду в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» недействительным, признании отказа администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка недействительным, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности предоставить земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., для личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора аренды, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 28 июля 2015 года.
Судья А.М. Клыков