Решение по делу № 2а-286/2018 от 27.02.2018

Дело № 2а-286/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Чернушка 21 марта 2018 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Мень О.А.,

при секретаре Желудковой С.А.,

с участием представителей административного истца МБДОУ «Центр развития ребенка Детский сад № 14» Башковой О.К., Слобожаниной О.А.,

представителя административного ответчика Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Законовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении районного суда административное дело по административному иску МБДОУ «Центр развития ребенка Детский сад № 14» к специалисту-эксперту Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю об отмене предписания в части,

УСТАНОВИЛ:

Заведующая МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 14» обратилась в суд с административным исковым заявлением к специалисту-эксперту Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю об отмене предписания в части, указав в обоснование заявленных требований, что специалистом – экспертом Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Долгих Е.Н., на основании проведенной проверки, вынесено предписание, где предписано следующее: «1. Обеспечить оборудование теневых навесов для групп № 2, № 3, № 6, № 8, № 10 в соответствии с требованиями п. 3.10.1 СанПиН 2.4.1.3049-13. «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Обеспечить соответствие площади групповых на 1 ребенка в группах № 1, № 2, № 3, № 5, № 6, № 7, № 9 и № 10 согласно требованиям п. 1.9. СанПиН 2.4.1.3049-13. Обеспечить отделку пола в музыкальном зале, в тренажерном зале, в групповых групп № 7 и № 8, позволяющую проводить качественную уборку влажным способом и дезинфекцию, в соответствии с требованиями п. 5.5. СанПиН 2.4.1.3049-13. Обеспечить работу (провести капитальный ремонт) системы отопления в соответствии п.п. 8.1, 20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13. Обеспечить температурный режим в игровых помещениях в соответствии с п. 8.7 СанПиН 2.4.1.3049-13 (Приложение 3).». С требованиями Роспотребнадзора обеспечить оборудование теневых навесов для групп № 2, № 3, № 6, № 8, № 10 в соответствии с требованиями п. 3.10.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» не согласны, по следующим основаниям: учитывая обязанность образовательной организации по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации, исполнение требований специалиста - эксперта Роспотребнадзора не представляется возможным, т.к. расположение теневых навесов на территории МБДОУ «ЦРР - Детский сад № 14» предусмотрено проектом застройки указанной территории, который был разработан, а застройка территории произведена до введения в действие СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, а также до введения в действие утративших силу СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91. Теневые навесы являются объектом капитального строительства (неразрывная связь с землей и невозможность перемещения объекта без нанесения несоразмерного ущерба его назначению является критерием отнесения объектов к капитальным). Территория участков групп № 2, № 3, № 6, № 8, № 10, на которых расположены теневые навесы, находится с двух сторон теневых навесов. Территория участка просматривается с двух сторон теневых навесов. При полном оборудовании третьей стороны теневых навесов просмотр части участка будет невозможен, чем создаст реальную угрозу жизни и здоровью детей, пребывающих в МБДОУ «ЦРР - Детский сад № 14». Надлежащий контроль за пребыванием детей на территории участков представится затруднительным. Таким образом, оборудование теневых навесов групп № 2, № 3, № 6, № 8, № 10 расположенных на территории МБДОУ «ЦРР - Детский сад № 14» в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 технически не представляется возможным. Кроме этого, часть третьей стены теневых навесов, которая составляет в ширину 1,85 м (от общей ширины третьей стены 5,25 м), высотой 1,85 м имеет кирпичную кладку и пристроенный шкаф для хранения, шириной 1,60 м. В том числе, часть третьей стены, которая составляет 3,40 м. в ширину, высотой - 95 см, имеет также кирпичную кладку. Исходя из этого, третья сторона теневых навесов частично (большая часть третьей стороны) оборудована кирпичной кладкой (капитальное строение). Таким образом, принимая во внимание вышеуказанные факты, исполнение требований специалиста - эксперта Роспотребнадзора: обеспечить оборудование теневых навесов для групп № 2, № 3, № 6, № 8, № 10 в соответствии с требованиями п. 3.10.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» не представляется возможным, так как полное оборудование третьей стороны теневых навесов приведет к нарушению прав детей МБДОУ «ЦРР - Детский сад № 14» на безопасное пребывание в образовательной организации. Административный истец просит суд отменить предписание специалиста - эксперта Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, уполномоченного проводить проверку <№> от 10.01.2018 в части требований пункта 1 предписания - обеспечить оборудование теневых навесов для групп № 2, № 3, № 6, № 8, № 10 в соответствии с требованиями п. 3.10.1 СанПиН 2.4.1.3049-13. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Представитель административного истца Башкова О.К. в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержала в полном объеме, настаивала на его удовлетворении.

Представитель административного истца Слобожанина О.А. в судебном заседании, заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. Суду пояснила, что веранды невозможно закрыть, так как они являются объектами капитального строительства. Перенести их тоже технически невозможно. Согласно п. 1.5 санитарных правил, введенных в действие постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, данные санитарные правила не распространяются на объекты, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в действие настоящих правил; ранее построенные здания дошкольных образовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они построены. Веранды построены в 1973 году, то есть до введения данных санитарных правил.

Представитель административного ответчика Управления Роспотребнадзора Законова Н.В. в судебном заседании суду пояснила, что данное дело не подсудно районному суду, поскольку субъектом спора является коммерческая организация, предписание должностного лица выдано в связи с осуществлением организацией хозяйственной деятельности. Просит прекратить производство по делу, в связи с подсудностью спора арбитражному суду.

Административный ответчик специалист – эксперт ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Долгих Е.Н., представитель заинтересованного лица Управления образования администрации Чернушинского муниципального района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств об отложении судебного разбирательства в суд не представлено.

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В силу ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В силу ст. 1, ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно - противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе организационные, и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно - правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 того же Закона).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Судом установлено, что в период с 07-00 часов до 17-00 часов 08.12.2017, с 10-00 часов до 12-00 часов 12.12.2017, 09-00 часов до 10-00 часов 10.01.2018, на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 30.11.2017 года <№>, Южным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора была проведена плановая выездная, документарная проверка в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 14». В результате которой были установлены нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства, в связи с чем МБДОУ – «ЦРР – Детский сад № 14» выдано предписание <№> от 10.01.2018 об устранении выявленных нарушений в срок до 01.09.2018.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322).

Пунктом 68 Административного регламента исполнения Роспотребнадзором государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 16 июля 2012 года N 764, предусмотрено, что административная процедура "Принятие мер по результатам проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров" включает следующие действия: 1) выдача предписания лицу, подлежащему проверке, об устранении выявленных нарушений; 2) принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 3) принятие мер по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Из изложенного выше следует, что уполномоченное должностное лицо Роспотребнадзора при выявлении очевидного нарушения указанного законодательства имеет право выдать лицу, допустившему данное нарушение, предписание, подлежащее обязательному исполнению. Невыполнение требований предписания влечет привлечение к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, оспариваемое МБДОУ – «ЦРР – Детский сад № 14» предписание Управления Роспотребнадзора по Пермской области является документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные указания, распоряжения, вынесенным уполномоченным органом Обществу не как участнику гражданского (хозяйственного) оборота, а в том числе как субъекту публичных правоотношений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Выполнение МБДОУ – «ЦРР – Детский сад № 14» требований предписания не затрагивает его экономические права на какие-либо объекты, имущественные отношения, не препятствует осуществлению им предпринимательской деятельности.

Между тем, в силу положений арбитражного процессуального законодательства критерием отнесения спора к подведомственности арбитражного суда является одновременное наличие таких оснований, как особый субъектный состав и экономический характер спора.

Данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку оспариваемое предписание направлено на устранение нарушений положений законодательства в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, необходимость соблюдения которых не обусловлена осуществлением МБДОУ – «ЦРР – Детский сад № 14» предпринимательской деятельности.

На основании представленных материалов дела судом установлено, что в период с 07-00 часов до 17-00 часов 08.12.2017, с 10-00 часов до 12-00 часов 12.12.2017, 09-00 часов до 10-00 часов 10.01.2018, на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 30.11.2017 года <№>, Южным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора была проведена плановая выездная, документарная проверка в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 14». В результате которой были установлены нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства, в связи с чем МБДОУ – «ЦРР – Детский сад № 14» выдано предписание <№> от 10.01.2018 об устранении выявленных нарушений в срок до 01.09.2018.

Согласно предписанию <№> от 10.01.2018 Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю Южный территориальный отдел МБДОУ – «ЦРР – Детский сад № 14» предписано: «1. Обеспечить оборудование теневых навесов для групп № 2, № 3, № 6, № 8, № 10 в соответствии с требованиями п. 3.10.1 СанПиН 2.4.1.3049-13. «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». 2. Обеспечить соответствие площади групповых на 1 ребенка в группах № 1, № 2, № 3, № 5, № 6, № 7, № 9 и № 10 согласно требованиям п. 1.9. СанПиН 2.4.1.3049-13. 3. Обеспечить отделку пола в музыкальном зале, в тренажерном зале, в группах № 7 и № 8, позволяющую проводить качественную уборку влажным способом и дезинфекцию, в соответствии с требованиями п. 5.5. СанПиН 2.4.1.3049-13. 4. Обеспечить работу (провести капитальный ремонт) системы отопления в соответствии п.п. 8.1, 20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13. 5. Обеспечить температурный режим в игровых помещениях в соответствии с п. 8.7 СанПиН 2.4.1.3049-13 (Приложение 3).».

С требованиями п.1 предписания Роспотребнадзора обеспечить оборудование теневых навесов для групп № 2, № 3, № 6, № 8, № 10 в соответствии с требованиями п. 3.10.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» административный истец не согласился, в связи с чем и обратился с настоящим административным иском.

Предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранения лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. Кроме того, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленных нарушений.

Расположение теневых навесов на территории МБДОУ «ЦРР - Детский сад № 14» предусмотрено проектом застройки указанной территории, который был разработан, а застройка территории произведена в 1973 году, до введения в действие СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, а также до введения в действие утративших силу СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91.

С учетом обстоятельств, установленных в судебном заседании, и характера допущенных нарушений санитарно - эпидемиологических требований в учреждении МБДОУ – «ЦРР – Детский сад № 14», суд полагает, что пункт 1 предписания <№> от 10.01.2018 является незаконным, поскольку в соответствии с пунктом 1.5 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 настоящие санитарные правила не распространяются на объекты, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в действие настоящих санитарных правил. Ранее построенные здания дошкольных образовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены. При таких обстоятельствах, в данной части оспариваемое предписание подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 177, 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным предписание специалиста-эксперта Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю предписание № 09-18-34 от 10.01.2018 в части требований пункта один «Обеспечить оборудование теневых навесов для групп № 2,3,6,8,10 в соответствии с требованиями п. 3.10.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 26 марта 2018 года.

    

Судья     подпись О.А. Мень

2а-286/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад № 14"
Ответчики
специалист-эксперт ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Долгих Елена Николаевна
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю
Другие
Управление образования администрации Чернушиснкого муниципального района
Суд
Чернушинский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
chernush.perm.sudrf.ru
27.02.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.02.2018[Адм.] Передача материалов судье
28.02.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.02.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
16.03.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
21.03.2018[Адм.] Судебное заседание
26.03.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее