Решение по делу № 2-1898/2021 от 09.04.2021

№ 2-1898/21

РЕШЕНИЕ

     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Васиной В.Е.,

при секретаре Прозоровой В.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левченкова Владимира Владимировича к ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России об установлении инвалидности,

УСТАНОВИЛ:

        В производстве суда имеется гражданское дело по иску (с учетом уточнений) Левченкова В.В. к ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России об установлении 2 группы инвалидности бессрочно, даче заключения точного определения и критерий ключевого понятия «стойкое нарушение функций организма», указании в ИПРА необходимости легкого труда (подъем тяжестей до 5 кг.) согласно рекомендациям врачей по тем основаниям, что решением ответчика истцу отказано в установлении инвалидности 2 группы. Считая свои права нарушенными, истец обратился в суд.

        В судебное заседание истец Левченков В.В. не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела.

        В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России по доверенности Попов А.В. считал исковые требования не подлежащими удовлетворению.

        Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.

        Как установлено судом, 12.03.2021 в адрес ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России поступило направление на медико-социальную экспертизу Левченкова В.В.

        12.03.2021 в бюро № 10 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России проведена заочная медико-социальная экспертиза, по результатам которой вынесено решение об установлении 3 группы инвалидности сроком на 1 год, причина общее заболевание.

    Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7), гарантируя каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41) и социальное обеспечение в установленных законом случаях, в том числе инвалидности (ч. 1 ст. 39), не определяет порядок и условия признания граждан инвалидами, относя это к компетенции законодателя (ч. 2 статья 39).

    Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

    Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона). Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется, исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица, с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.2020 № 467 «О Временном порядке признания лица инвалидом» и Письмом Минтруда России от 31.03.2020 № 13-4/10/П-2807 о принятии мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации проведение медико-социальной экспертизы осуществляется в заочном порядке.

    Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

    Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

    Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).

    Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

    Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).

    Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

    В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию. В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболевания, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте 18 лет - категория "ребенок-инвалид" (п. 7 Правил).

    Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

    При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).

        По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему. Порядок составления и форма акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Акт медико-социальной экспертизы гражданина, протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина, индивидуальная программа реабилитации или абилитации гражданина формируются в дело медико-социальной экспертизы гражданина. Гражданину, признанному инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации (пп. 29, 34).

    Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).

    В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.

    Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).

    В пунктах 42 - 46 Правил признания лица инвалидом определен порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро, которым предусмотрено, что гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.2020 № 467 «О Временном порядке признания лица инвалидом» и Письмом Минтруда России от 31.03.2020 № 13-4/10/П-2807 о принятии мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации проведение медико-социальной экспертизы осуществляется в заочном порядке.

    Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 585н от 27 августа 2019 г. утверждены "классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".

    Из данного приказа следует, что критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием для установления инвалидности, предусмотренным пунктом 9 настоящих классификаций и критериев. Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 10-12).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.10.2020 № 1697 «О Временном порядке признания лица инвалидом» и Письмом Минтруда России от 31.03.2020 № 13-4/10/П-2807 о принятии мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации проведение медико-социальной экспертизы осуществляется в заочном порядке.

При проведении медико-социальной экспертизы подробно были учены медицинские документы, а также направление на МСЭ. Факт наличия заболеваний, а также сроки временной нетрудоспособности, указанные в исковом заявлении, не дают оснований для определения какой-либо группы инвалидности. Согласно действующим нормативным правовым актам при проведении медико-социальной экспертизы в первую очередь оцениваются нарушения функций организма, к которым привели те или иные заболевания. Критерием для установления инвалидности является нарушение здоровья со 2 и более выраженной степенью выраженности стойких нарушенных функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности, или 1 степени выраженности двух и более категорий жизнедеятельности, поскольку у истца в процессе медико-социальной экспертизы были выявлены по различным заболеваниям от умеренных до незначительно выраженных функциональных нарушений, то на основании Классификаций и критериев, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Минтруда России от 27.08.2019 № 585н, была определена третья группа инвалидности по общему заболеванию. Группа инвалидности была определена на 1 год в связи с тем, имеющиеся заболевания не входят в Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, а также показаний и условий в целях установления группы инвалидности и категории «ребенок-инвалид» (приложение к Правилам признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95), при котором определяется группа инвалидности при первичном освидетельствовании бессрочно.

Что касается различий реабилитационного потенциала и прогноза, указанного учреждением МСЭ и медицинской организацией, то учреждение МСЭ указало «реабилитационный прогноз относительно благоприятный, потенциал удовлетворительный» на основании полученных данных о нарушенных функциях организма.

        Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.

        Ранее решением Центрального районного суда г. Воронежа от 03.02.2021 года, вступивши м в законную силу 10.06.2021, в иске Левченкову В.В. к ФКУ «ГБ МСЭ по ВО» Минтруда России об установлении 1 группы инвалидности бессрочно было отказано.

        Как следует из положений ст. 79 ГПК РФ, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

        Основания для удовлетворения заявленных требований без проведения экспертизы, на что указывает истец в иске, у суда отсутствуют, так как рассмотрение дела требует специальных познаний в области медицины, которыми суд не обладает,

        По ходатайству стороны ответчика судом 28.07.2021 была назначена судебная медико-социальная экспертиза, производство которой было поручено ФКУ "ГБ МСЭ по Тамбовской области" Минтруда России.

    Согласно заключению судебной медико-социальной экспертизы № 14/2021 «У Левченкова Владимира Владимировича на момент его освидетельствования в бюро № 10-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 12.03Л 021г. имелась II степень выраженности стойких нарушений функций организма с применением Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 августа 2019 года № 585н (п.5 раздел II).

У Левченкова Владимира Владимировича на момент его освидетельствования в бюро № 10-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 12.03.2021г. имелось ограничение жизнедеятельности с 1 степенью выраженности: способности к самообслуживанию 1 ст. способности к трудовой деятельности 1 ст., с применением Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 августа 2019 года X» 585н (п.6,7 раздел. III).

У Левченкова Владимира Владимировича на момент освидетельствования в бюро № 10- филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 12.03.2021г. имелись основания для установления 3 группы инвалидности с причиной «общее заболевание» в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г № 95, Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Минис: ерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.08.2019 г. № 585н, в соответствии с Порядком установления причин инвалидности, утверждении м приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2019 г. № 742 н (п.4).

    Оснований для установления инвалидности без срока переосвидетельствования у Левченкова Владимира Владимировича на момент освидетельствования в бюро № 10- филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 12.03.2021г. не имелось».

Указанное заключение судом принимается во внимание в качестве доказательства по делу, так как оно выполнено специалистами, имеющими необходимую квалификацию, опыт, стаж работы, перед дачей заключения они были предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, являются незаинтересованными в деле лицами. Указанными экспертами была изучена медицинская документация, в том числе приложенная истцом. Оснований сомневаться в выводах экспертов у суда не имеется. О назначении повторной иди дополнительной экспертизы стороны не ходатайствовали. Доказательств, которые могут повлиять на существо решения суда, истцом не представлено.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца об установлении 2 группы инвалидности бессрочно, даче заключения точного определения и критерий ключевого понятия «стойкое нарушение функций организма», указании в ИПРА необходимости легкого труда (подъем тяжестей до 5 кг.) согласно рекомендациям врачей удовлетворению не подлежат. Кроме того, суд отмечает, что разъяснение определений и критерий к компетенции суда не относится, поскольку соответствующие разъяснения могут быть даны компетентными органами в законах и подзаконных актах.

    Руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд

                                                            РЕШИЛ:

Иск Левченкова Владимира Владимировича к ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России об установлении 2 группы инвалидности бессрочно, даче заключения точного определения и критерий ключевого понятия «стойкое нарушение функций организма», указании в ИПРА необходимости легкого труда (подъем тяжестей до 5 кг.) согласно рекомендациям врачей оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                                                       Васина В.Е.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 05.10.2021.

№ 2-1898/21

РЕШЕНИЕ

     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Васиной В.Е.,

при секретаре Прозоровой В.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левченкова Владимира Владимировича к ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России об установлении инвалидности,

УСТАНОВИЛ:

        В производстве суда имеется гражданское дело по иску (с учетом уточнений) Левченкова В.В. к ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России об установлении 2 группы инвалидности бессрочно, даче заключения точного определения и критерий ключевого понятия «стойкое нарушение функций организма», указании в ИПРА необходимости легкого труда (подъем тяжестей до 5 кг.) согласно рекомендациям врачей по тем основаниям, что решением ответчика истцу отказано в установлении инвалидности 2 группы. Считая свои права нарушенными, истец обратился в суд.

        В судебное заседание истец Левченков В.В. не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела.

        В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России по доверенности Попов А.В. считал исковые требования не подлежащими удовлетворению.

        Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.

        Как установлено судом, 12.03.2021 в адрес ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России поступило направление на медико-социальную экспертизу Левченкова В.В.

        12.03.2021 в бюро № 10 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России проведена заочная медико-социальная экспертиза, по результатам которой вынесено решение об установлении 3 группы инвалидности сроком на 1 год, причина общее заболевание.

    Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7), гарантируя каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41) и социальное обеспечение в установленных законом случаях, в том числе инвалидности (ч. 1 ст. 39), не определяет порядок и условия признания граждан инвалидами, относя это к компетенции законодателя (ч. 2 статья 39).

    Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

    Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона). Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется, исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица, с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.2020 № 467 «О Временном порядке признания лица инвалидом» и Письмом Минтруда России от 31.03.2020 № 13-4/10/П-2807 о принятии мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации проведение медико-социальной экспертизы осуществляется в заочном порядке.

    Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

    Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

    Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).

    Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

    Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).

    Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

    В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию. В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболевания, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте 18 лет - категория "ребенок-инвалид" (п. 7 Правил).

    Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

    При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).

        По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему. Порядок составления и форма акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Акт медико-социальной экспертизы гражданина, протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина, индивидуальная программа реабилитации или абилитации гражданина формируются в дело медико-социальной экспертизы гражданина. Гражданину, признанному инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации (пп. 29, 34).

    Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).

    В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.

    Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).

    В пунктах 42 - 46 Правил признания лица инвалидом определен порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро, которым предусмотрено, что гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.2020 № 467 «О Временном порядке признания лица инвалидом» и Письмом Минтруда России от 31.03.2020 № 13-4/10/П-2807 о принятии мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации проведение медико-социальной экспертизы осуществляется в заочном порядке.

    Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 585н от 27 августа 2019 г. утверждены "классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".

    Из данного приказа следует, что критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием для установления инвалидности, предусмотренным пунктом 9 настоящих классификаций и критериев. Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 10-12).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.10.2020 № 1697 «О Временном порядке признания лица инвалидом» и Письмом Минтруда России от 31.03.2020 № 13-4/10/П-2807 о принятии мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации проведение медико-социальной экспертизы осуществляется в заочном порядке.

При проведении медико-социальной экспертизы подробно были учены медицинские документы, а также направление на МСЭ. Факт наличия заболеваний, а также сроки временной нетрудоспособности, указанные в исковом заявлении, не дают оснований для определения какой-либо группы инвалидности. Согласно действующим нормативным правовым актам при проведении медико-социальной экспертизы в первую очередь оцениваются нарушения функций организма, к которым привели те или иные заболевания. Критерием для установления инвалидности является нарушение здоровья со 2 и более выраженной степенью выраженности стойких нарушенных функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности, или 1 степени выраженности двух и более категорий жизнедеятельности, поскольку у истца в процессе медико-социальной экспертизы были выявлены по различным заболеваниям от умеренных до незначительно выраженных функциональных нарушений, то на основании Классификаций и критериев, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Минтруда России от 27.08.2019 № 585н, была определена третья группа инвалидности по общему заболеванию. Группа инвалидности была определена на 1 год в связи с тем, имеющиеся заболевания не входят в Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, а также показаний и условий в целях установления группы инвалидности и категории «ребенок-инвалид» (приложение к Правилам признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95), при котором определяется группа инвалидности при первичном освидетельствовании бессрочно.

Что касается различий реабилитационного потенциала и прогноза, указанного учреждением МСЭ и медицинской организацией, то учреждение МСЭ указало «реабилитационный прогноз относительно благоприятный, потенциал удовлетворительный» на основании полученных данных о нарушенных функциях организма.

        Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.

        Ранее решением Центрального районного суда г. Воронежа от 03.02.2021 года, вступивши м в законную силу 10.06.2021, в иске Левченкову В.В. к ФКУ «ГБ МСЭ по ВО» Минтруда России об установлении 1 группы инвалидности бессрочно было отказано.

        Как следует из положений ст. 79 ГПК РФ, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

        Основания для удовлетворения заявленных требований без проведения экспертизы, на что указывает истец в иске, у суда отсутствуют, так как рассмотрение дела требует специальных познаний в области медицины, которыми суд не обладает,

        По ходатайству стороны ответчика судом 28.07.2021 была назначена судебная медико-социальная экспертиза, производство которой было поручено ФКУ "ГБ МСЭ по Тамбовской области" Минтруда России.

    Согласно заключению судебной медико-социальной экспертизы № 14/2021 «У Левченкова Владимира Владимировича на момент его освидетельствования в бюро № 10-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 12.03Л 021г. имелась II степень выраженности стойких нарушений функций организма с применением Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 августа 2019 года № 585н (п.5 раздел II).

У Левченкова Владимира Владимировича на момент его освидетельствования в бюро № 10-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 12.03.2021г. имелось ограничение жизнедеятельности с 1 степенью выраженности: способности к самообслуживанию 1 ст. способности к трудовой деятельности 1 ст., с применением Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 августа 2019 года X» 585н (п.6,7 раздел. III).

У Левченкова Владимира Владимировича на момент освидетельствования в бюро № 10- филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 12.03.2021г. имелись основания для установления 3 группы инвалидности с причиной «общее заболевание» в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г № 95, Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Минис: ерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.08.2019 г. № 585н, в соответствии с Порядком установления причин инвалидности, утверждении м приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2019 г. № 742 н (п.4).

    Оснований для установления инвалидности без срока переосвидетельствования у Левченкова Владимира Владимировича на момент освидетельствования в бюро № 10- филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 12.03.2021г. не имелось».

Указанное заключение судом принимается во внимание в качестве доказательства по делу, так как оно выполнено специалистами, имеющими необходимую квалификацию, опыт, стаж работы, перед дачей заключения они были предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, являются незаинтересованными в деле лицами. Указанными экспертами была изучена медицинская документация, в том числе приложенная истцом. Оснований сомневаться в выводах экспертов у суда не имеется. О назначении повторной иди дополнительной экспертизы стороны не ходатайствовали. Доказательств, которые могут повлиять на существо решения суда, истцом не представлено.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца об установлении 2 группы инвалидности бессрочно, даче заключения точного определения и критерий ключевого понятия «стойкое нарушение функций организма», указании в ИПРА необходимости легкого труда (подъем тяжестей до 5 кг.) согласно рекомендациям врачей удовлетворению не подлежат. Кроме того, суд отмечает, что разъяснение определений и критерий к компетенции суда не относится, поскольку соответствующие разъяснения могут быть даны компетентными органами в законах и подзаконных актах.

    Руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд

                                                            РЕШИЛ:

Иск Левченкова Владимира Владимировича к ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России об установлении 2 группы инвалидности бессрочно, даче заключения точного определения и критерий ключевого понятия «стойкое нарушение функций организма», указании в ИПРА необходимости легкого труда (подъем тяжестей до 5 кг.) согласно рекомендациям врачей оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                                                       Васина В.Е.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 05.10.2021.

1версия для печати

2-1898/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Левченков Владимир Владимирович
Ответчики
ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы Минтруда и соцзащиты РФ по Воронежской области
Суд
Центральный районный суд г. Воронеж
Дело на странице суда
centralny.vrn.sudrf.ru
09.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2021Передача материалов судье
14.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.06.2021Предварительное судебное заседание
28.07.2021Судебное заседание
29.09.2021Производство по делу возобновлено
29.09.2021Судебное заседание
05.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее