Дело № 2а-632/2018 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2018 года
Московский районный суд г. Калининграда обл. в составе:
Председательствующего судьи Вартач-Вартецкой И. 3.
При секретаре Бояркиной С. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 8 по г. Калининграду к Тарасовой Ларисе Анатольевне о взыскании недоимки по налогу, пени
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС № 8 по г. Калининграду обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к Тарасовой Л.А., мотивируя свои требования тем, что п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, соответствии с п.5 ст.8 Закона Калининградской области «О транспортном налоге» передали в налоговые органы в электронном виде сведения о транспортных средствах, также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию 31 декабря истёкшего календарного года. Согласно данным, полученным от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, в налоговом периоде 2015 календарного года за ответчиком зарегистрировано транспортное средство: <данные изъяты> государственный регистрационный знак №.
В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки Ответчиком налог уплачен был, на сумму недоимки в соответствии со ст.75 НК РФ Инспекцией начислены пени по транспортному налогу и выставлено Требование об уплате налога, пеней 5155 по состоянию на 07.02.2017 г. До настоящего времени указанная в требовании сумма налога и пени в бюджет не поступила.
Согласно ст.1 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. В соответствии со ст.5 Закона исчисление налогов производится налоговыми органами.
На основании сведений, представленных органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами технической инвентаризации в 2015 году у Ответчика имелись имущественные объекты: квартира <адрес>, доля <данные изъяты>.
В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки ответчиком налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со ст.75 НК РФ Инспекцией начислены пени по налогу на имущество физических лиц и выставлено Требование об уплате налога, пеней № 5155 по состоянию на 07.02.2017 г.
До настоящего времени указанная в требовании сумма налога и пени в бюджет не поступила.
24.07.2017 г. на основании заявления Инспекции мировым судьёй 2-го судебного участка Московского района г. Калининграда был вынесен судебный приказ № 2а- 1927/2017 о взыскании с ответчика вышеуказанной задолженности, который отменен после поступления от ответчика возражений относительно его исполнения 08.09.2017 г.
Просят взыскать с Тарасовой Л.А. недоимку и пени по налогам и сборам в общей сумме 6 176,93 руб., в том числе: транспортный налог за 2015 год в общем размере 6082.88 рублей, из них налог 5950 руб., пени 132,88 руб.; налог на имущество физических лиц за 2015 год в общем размере 94,05 руб., из них налог 92 руб., пени 2,05 руб.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по г. Калининграду в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом по почте заказным письмом с уведомлением, представили в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие.
Ранее в судебном заседании представитель административного истца Мельникова Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении.
В письменных пояснениях административного истца указано, что в материалах дела имеются доказательства отправления (вручения) в адрес Тарасовой Л.А. (<адрес>) налогового уведомления №101648105 от 05.08.2016 и требования № 5155 об уплате налога, пени, а именно – реестры - списки почтового отправления заказной корреспонденции №73471 со штампом Почты России от 15.09.2016 и № 78785 со штампом Почты России от 10.02.2017, являющиеся надлежащим доказательством направления уведомлений, требований в адрес ответчика, ссылаясь на необоснованность в связи с этим доводов Тарасовой Л.А. о не вручении ей соответствующих документов.
Административный ответчик Тарасова Л.А. в судебное заседание не явилась, о дате и времени слушания дела извещена надлежащим образом, в представленных письменных возражениях на административное исковое заявление просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В письменных возражения на административное исковое заявление просит в удовлетворении исковых требований отказать. Ссылаясь на положения п. 3 ст. 363 НК РФ, п. 4 ст. 57 НК РФ, п. 2 и 4 ст. 52 НК РФ, п. 6 108 НК РФ указывает, что уведомление об уплате налога ей никто не вручал. По почте заказным письмом она так же не получала. Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога, согласно закону, у нее не возникала. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Согласно положения ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 2 и ч. 6 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы, установленные НК РФ.
Как следует из ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2). Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком, а также о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (п. 4).
Как следует из налогового уведомления № 101648105 от 05.08.2016 г., направленного 15.09.12016 г. заказной почтовой корреспонденцией по адресу регистрации административного ответчика (л.д. 8-9), Тарасова Л.А. обязан уплатить за налоговый период 2015 год: транспортный налог на транспортные средства: <данные изъяты> л.с., регистрационный номер №, за <данные изъяты> месяцев в сумме <данные изъяты> руб.; налог на имущество физических лиц на <данные изъяты> доли квартиры с кадастровым номером № по адресу: <адрес> за <данные изъяты> месяцев в размере <данные изъяты> руб.
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
По истечении добровольного срока погашения задолженности по налоговым платежам, в связи с неисполнением ответчиком обязанности по уплате налогов МРИ ФНС № 8 по г. Калининграду в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ, Тарасовой Л.А. было выставлено требование № 5155 об уплате налога, сбора, штрафа по состоянию на 07.02.2017 г., которое направлено ответчику заказной почтовой корреспонденцией 10.02.2017 г. (л.д. 10-11).
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Как следует из указанного требования № 5155, за Тарасовой Л.А. по состоянию на 07.02.2017 г. числится задолженность по транспортному налогу за 2015 год в общем размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб.; по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в общем размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб. Административному ответчику предложено погасить указанную задолженность в срок до 04.04.2017 г. (л.д. 10).
Согласно абз.1 п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как указано в п. 56 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
П. 4 ст. 52 НК РФ и п. 6 ст. 69 НК РФ законодатель установил презумпцию получения налогоплательщиком указанных документов, направленных по почте заказанными письмами.
В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).
Кроме того, согласно приведенной норме права, инспекция не несет ответственности за неполучение налогоплательщиками физическими лицами налоговых уведомлений, а также требований об уплате налога.
Вопреки доводам административного ответчика, согласно официальных сведений сайта «Почта России» налоговое уведомление (отправление с почтовым идентификатором № <данные изъяты>) Тарасовой Л.А. было получено 11.10.2016 г., требование об уплате налога (отправление с почтовым идентификатором №)- 16.02.2017 года, в связи с чем несостоятельны доводы о незаконности взыскания налога.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда, о чем имеются разъяснения в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 3 квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07.12.2011 года.
Определением мирового судьи 2-го судебного участка Московского района г. Калининграда от 08.09.2017 г. отменен судебный приказ № 2а-1927/2017, принятый 24.07.2017 г. в отношении Тарасовой Л.А. о взыскании недоимки за 2015 год по транспортному налогу и пени в сумме <данные изъяты> руб., по уплате имущественного налога и пени за 2015 год в сумме <данные изъяты> руб., расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб. (
Настоящее административное исковое заявление подано налоговой инспекцией 25.01.2018 г., а, следовательно, установленный ч. 2 и ч. 3 ст. 48 НК РФ срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа, который был выдан 24.07.2017 г. и отменен 08.09.2017 г., и после его отмены – административного искового заявления, поданного 25.01.2018 г. - налоговым органом соблюден.
При рассмотрении требований о взыскании с административного ответчика транспортного налога за 2015 год суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 357 НК РФ и ст. 2 Закона Калининградской области от 16.11.2002 N 193 «О транспортном налоге» налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном статьей 362 Кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Согласно сведений МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области, в период 2015 года за Тарасовой Л.А. зарегистрировано транспортное средство - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, регистрационный номер №, дата регистрации 14.12.2012 г. (л.д. 18-19).
В связи с изложенным, на Тарасову Л.А. возложена обязанность по уплате транспортного налога за указанное транспортное средство за налоговый период 2015 года. До настоящего времени административный ответчик налог за 2015 в отношении данного транспортного средства не заплатил. Доказательства обратного административным ответчиком в материалы дела не представлено, а судом не добыто.
Расчет недоимки по транспортному налогу за 2015 год судом проверен и сомнений не вызывает, административным ответчиком расчет не оспаривался. В связи с чем с административного ответчика подлежит взысканию транспортный налог за 2015 год в размере 5 950 руб.
В соответствии с п. 2 ст. 57 НК РФ, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. ст. 75 НК РФ), а их принудительное взыскание с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Поскольку налоговым органом истребуется пеня за период с 02.12.2016 г. по 07.02.2017 г. согласно представленного расчета, учитывая, что в указанный период времени ставка рефинансирования составляла 10% с учетом Указания Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России", налоговым органом верно произведен расчет пени за 67 дней просрочки в размере 132,88 руб., которая подлежит взысканию с административного ответчика.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, в том числе : жилой дом; жилое помещение (квартира, комната).
В соответствии с п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ). Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых период предшествующих календарному году его направления (абзац 1 п. 4 ст. 397 НК РФ).
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 14.02.2018 г., за Тарасовой Л.А. учтено следующее недвижимого имущество: квартира по адресу: <адрес>, принадлежащая на праве общей долевой собственности в размере <данные изъяты> доли в праве, право собственности зарегистрировано 25.09.2008 г.
А, следовательно, поскольку Тарасова Л.А. является надлежащим плательщиком имущественного налога за налоговый период 2015 г. в отношении вышеназванного недвижимого имущества, который должна была оплатить по налоговому уведомлению № 101648105, в срок до 01.12.2016 г.
Налоговое уведомление об уплате налога за 2015 год в отношении принадлежащего ответчику имущества направлено в адрес Тарасовой Л.А. 15.09.2016 г. В связи с неуплатой налога в соответствии со ст. 69 НК РФ административному ответчику было выставлено требование об уплате налога № 5155. Как указано выше, налоговое уведомление и требование об уплате налога, Тарасовой Л. В получены.
Доказательств уплаты указанного налога на имущество физических лиц за 2015 год административным ответчиком в судебное заседание не представлено. В связи с чем подлежит взысканию налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 92 руб., пени. Расчет налога на имущество физических лиц за 2015 год судом проверен и сомнений не вызывает, расчет пени исходя из размера недоимки за 2015 года в общем размере 2,05 руб. судом также проверен и сомнений не вызывает. Административный ответчик о своем несогласии с данным расчетом не заявлял.
На основании положений ч. 1 ст. 114 КАС РФ, в связи с тем, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, с Тарасовой Л.А. в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 8 по г. Калининграду удовлетворить.
Взыскать с Тарасовой Ларисы Анатольевны, проживающей по адресу <адрес>, в пользу бюджета: транспортный налог за 2015 год в размере 5950 рублей 00 коп., пени по транспортному налогу в размере 132 рублей 28 коп., налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2015 год в размере 92 руб., пеню 2 руб. 05 коп, а всего 6176 рублей 93 коп.
Взыскать с Тарасовой Ларисы Анатольевны госпошлину в доход местного бюджета в размере 400 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 марта 2018 года.
Судья Вартач-Вартецкая И. З.