РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Еланцы 4 октября 2018 г.
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н.,
с участием заместителя Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Ирбицкого М.А.,
представителей ответчика ООО «Сергит» Кузнецова О.К., действующего на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, Шолоховой Ю.Ю., действующей на основании ордера б/н от ДД.ММ.ГГГГ,
третьего лица ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Елисеева Д.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Фартунатове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Сергит» об обязании снести самовольные постройки,
УСТАНОВИЛ:
Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указывает, что ООО «Сергит» осуществляет свою деятельность на туристической базе «Байкалов острог», которая расположена на земельном участке с кадастровым номером 38:13:000017:120 по адресу: <адрес>, р.<адрес>, земельном участке с кадастровым номером 38:13:000017:184 по адресу: <адрес>, р.<адрес>Б, земельном участке с кадастровым номером 38:13:000017:2 по адресу: <адрес>, р.<адрес> участки по периметру огорожены единым забором, доступ третьих лиц на земельные участки ограничен.
Земельный участок с кадастровым номером № (единое землепользование) состоит из земельных участков с кадастровыми номерами №, №, площадь земельного участка составляет 19988 кв.м. Земельный участок предоставлен в возмездное пользование ООО «Сергит» на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ для строительства туристического комплекса на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номер № площадью 3537 кв.м. предоставлен в возмездное пользование ООО «Сергит» для строительства туристического комплекса на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктами 4.11, 4.12 договоров аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что арендатор обязан не осуществлять на участке без разрешения соответствующих компетентных органов (архитектурно-градостроительных, пожарных, санитарных, природоохранных и других органов) работы для проведения которых требуется соответствующее решение, не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом участке и прилегающей к нему территории.
Сведения о правах, ограничениях прав на земельный участок с кадастровым номером № площадью 13346 кв.м. в чью-либо пользу отсутствуют. Земельный участок был предоставлен в возмездное пользование ООО «Сергит» на основании договора аренды №а от ДД.ММ.ГГГГ для организации места отдыха с устройством пляжа на срок ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сведения о продлении указанного договора отсутствуют, в связи с чем право аренды ООО «Сергит» является прекращенным.
Указывает, что в отношении перечисленных земельных участков установлен особый порядок использования, поскольку они находятся в водоохранной зоне озера Байкал и в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
В ЕГРН сведения об объектах недвижимости расположенных в пределах земельных участков объектов отсутствуют.
Вместе с тем, 4 двухэтажных здания размером 10 х 12 метров, расположены на земельном участке с кадастровым номером 38:13:000017:184 по адресу: <адрес>Б, а также на самовольно занятом участке, прилегающем с северо-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером № по адресу в <адрес>Б.
На земельном участке с кадастровым номером № (единое землепользование) в <адрес>, а также на самовольно занятом земельном участке с кадастровым номером № по адресу в <адрес>А и самовольно занятом земельном участке, прилегающем к земельному участку с северо-западной стороны с кадастровым номером № (единое землепользование) по адресу в <адрес> расположены 28 двухэтажных зданий размером 10 х 12 метров (в т.ч. 1 администраторская); 2 двухэтажных здания размером 10 х 24 метра; 1 одноэтажное здание размерами 16 х 24 метра (баня, бельевая, кухня); 1 одноэтажное здание размерами 22 х 24 метра (столовая); 1 одноэтажное здание размерами 16 х 40 метра (конференц-зал, спортзал); 2 одноэтажных здания размерами 26 х 6 метра (корпус №, 2 для персонала).
Снаружи здания обшиты деревянной профилированной доской «блок-хаусом». Кровля двухскатная, выполнена из деревянных конструкций с покрытием из металлочерепицы. Внутри помещений полностью выполнены отделочные работы.
Все жилые здания имеют инженерно-техническое обеспечение, а именно, централизованное водоснабжение, водоотведение. Внутри зданий разведена электропроводка. Все основные строительные конструкции зданий скрыты под внутренней и наружной отделкой. Цокольная часть зданий обшита пластиковым сайдингом. Фундамент жилых зданий столбчатый, деревянный.
В соответствии с актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ туристической базы «Байкалов острог» предоставленным службой государственного строительного надзора <адрес> жилые и административно-хозяйственные строения на территории туристической базы «Байкалов острог» являются объектами капитального строительства.
В 2008 г. администрацией Хужирского муниципального образования по заявлению директора ООО «Сергит» Кузнецова О.К. было выдано разрешение на строительство базы отдыха со служебно-хозяйственными постройками № от ДД.ММ.ГГГГ В 2013 году на основании ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» и в связи с выявленными нарушениями федерального законодательства распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ разрешение на строительство было отменено. <адрес> муниципального образования разрешения на строительства ООО «Сергит» не выдавались.
По информации Управления Росприроднадзора по <адрес> с заявлением о проведении государственной экологической экспертизы проектной документации на объекты капитального строительства на территории туристической базы «Байкалов острог» ООО «Сергит» в управление не обращалось, управлением государственная экологическая экспертиза не проводилась.
<адрес> муниципального образования и администрацией Хужирского муниципального образования в пределах полномочий разрешения на ввод объектов в эксплуатацию ООО «Сергит» или иным лицам на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, № по <адрес> в <адрес> не выдавались.
Также указывает, что Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в соответствии с которым земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № по <адрес> в <адрес> расположены в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Установлено, что жилые и административно-хозяйственные строения на туристической базе «Байкалов острог» возведены ООО «Сергит» в водоохранной зоне озера Байкал, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в том числе на земельных участках не предоставленных в установленном порядке, без получения разрешений на строительство и ввода объектов в эксплуатацию, в отсутствие проектной и исполнительной документации, без проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации.
Указывает, что ООО «Сергит» в соответствии с решением Ольхонского районного суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было обязано устранить нарушения требований законодательства в сфере окружающей среды и природопользования. Судом ООО «Сергит» запрещен сброс дренажных вод в грунт в границах водоохранной зоны озера Байкал, а также забор воды из озера Байкал в отсутствие права пользования водным объектом. В добровольном порядке ООО «Сергит» не исполнил решения суда, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ службой судебных приставов возбужденно исполнительное производство. Исполнительное производство до настоящего времени не окончено, решения суда находится на принудительном исполнении.
Вместе с тем, проведенной Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проверкой вновь установлены многочисленные нарушения в деятельности ООО «Сергит» требований закона в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Проверкой установлено, что пять локальных сооружений ООО «Сергит» выполнены в деревянном исполнении, без бетонированного герметичного дна и стен. Таким образом, канализационные воды, образуемые в результате деятельности гостиничного комплекса «Байкалов острог» (ООО «Сергит») после очистки дренируют в грунт.
С целью определения количественного и качественного химического анализа воды специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по Восточно – Сибирскому региону» - <адрес> испытаний проведён отбор проб сточных вод из четырех негерметичных колодцев с фильтрационными полями, на глубине от 4 до 6 м, куда осуществляются стоки из локальных очистных сооружений, а также на выходе из пятого очистного сооружения в дренирующий колодец.
По результатам полученных лабораторных исследований установлено, что качественный состав сточных вод характерен для неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод, образующихся в результате жизнедеятельности людей (фекальные отходы, остатки пищи, моющие вещества, частицы грунта и т.п.). Выявленный состав жидких коммунальных отходов имеет 4 класс опасности для окружающей среды, содержит многократное превышение содержания химических веществ, в том числе особо опасных, высокоопасных, опасных и умерено опасных для уникальной экологической системы озера Байкал.
При включении озера Байкал и прилегающей к нему территории в Список всемирного наследия, государством разработана и предоставлена Комиссии ЮНЕСКО комплексная федеральная программа по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна, утвержденная Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В указанной программе сформулированы основные цели, задачи и пути решения вопросов по охране уникальной экологической среды озера, гарантированные перед мировым сообществом.
Пунктом 2 ст. 52 Федерального закона № «Об охране окружающей среды» прямо запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно абзацу 1 статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п. 7 ч. 15 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещается сброс сточных, в том числе дренажных вод.
Проверкой выявлены факты нарушения п. 1, п. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, абз. 2 ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ, п. 2 ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, выразившиеся в складирование отходов на незащищенном почвенном покрове. Отходы размещались отдельными кучами и навалами в виде полиэтилена, картона, древесных кусковых отходов, опилок и иных отходов несортированных.
Считает, что ООО «Сергит» до настоящего времени продолжает осуществлять коммерческую деятельность, приносящую для юридического лица прибыль, с грубыми нарушениями природоохранного законодательства, приводящую к загрязнению озера Байкал, т.е. экологически опасную.
Как установлено проверкой, государственная экспертиза проектной документации, государственная экологическая экспертиза, а также разрешение на ввод капитальных объектов строительства ООО «Сергит» при начале осуществления деятельности не получены, оценка воздействия гостиничного комплекса «Байкалов острог» на уникальную природную систему озера Байкал, являющегося объектом всемирного культурного наследия до сих пор не проведена, что напрямую является нарушением требований действующего законодательства.
Также проверкой выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, допущенные ООО «Сергит» (отсутствие необходимого количества первичных средств пожаротушения, отсутствие наружного противопожарного водоснабжения, первичные средства пожаротушения находятся в неисправном состоянии, строения не огорожены противопожарной стеной, имеются факты отсутствия пожарной сигнализации и т.д.) Учитывая, что на территории гостиничного комплекса «Байкалов острог» расположены сосны, начавшие свой рост в других климатических эпохах и являются, с учетом их нахождения на о. Ольхон реликтовыми, то возникший пожар может стать причиной причинения вреда окружающей среде и, конечно, угрожает жизни и здоровью находящихся там граждан.
Кроме того, согласно информации ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от 10.08.2018г. исх. №.10.1 земельные участки: №.13:000017:120; №; №; №; №; № расположены в границах особо охраняемой природной территории «Прибайкальского национального парка».
Деятельность ООО «Сергит», выразившаяся в строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства при отсутствии разрешений на строительства и ввод объектов в эксплуатацию, а также не имеющих государственную экологическую экспертизу, может повлечь за собой нарушение почвенного покрова, что прямо запрещено п. б ч. 2 ст. 15 ФЗ № «Об особо охраняемых природных территориях».
ООО «Сергит» более двух лет нарушаются принципы и основные требования в области охраны окружающей среды, обязательные при осуществлении коммерческой деятельности. Имеется угроза причинения еще более существенного вреда окружающей среде, которые в последующем могут повлечь к невосполнимым потерям, в случае продолжения эксплуатации строений.
На основании изложенного, деятельность ООО «Сергит», не советующая требованиям действующего законодательства, экологически опасна уникальной Байкальской природной территории и озера Байкал, в частности.
Считает, что несоблюдение вышеуказанных требований законодательства причиняют ущерб компонентам окружающей среды, негативным образом сказываются на состоянии уникальной экологической системы озера Байкал, включенного в Список всемирного природного наследия, в связи с чем, нарушают закрепленное в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и добровольно взятые Российской Федерацией международные обязательства по охране озера Байкал. Кроме того, самовольная постройка, возведенная с нарушением градостроительных и строительных норм, представляет угрозу жизни и здоровью граждан, которые могут там находиться.
В судебном заседании заместитель Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Ирбицкий М.А. требования, изложенные в иске с учетом уточнений, поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика ООО «Сергит» Шолохова Ю.Ю., Кузнецов О.К. исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать. Пояснили, что земельные участки, на которых находятся спорные строения, предоставлены ответчику для целей: строительство туристического комплекса, зарегистрированы в установленном законом порядке, являются действительными со сроком действия 49 лет, то есть земельные участки предоставлены в установленном законом порядке с соответствующим разрешенным использованием. Представили заключение АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что спорные строения являются некапитальными. Заключение специалиста Росреестра по <адрес> представлено не в полном объеме, без графической части и снимков фотофиксации в связи с чем, отношение к указанному доказательству может быть сформулировано после ознакомления с данным доказательством в полном объеме. Самовольного занятия смежных земельных участков ООО «Сергит» не осуществляло.
Также просили применить сроки исковой давности, мотивировав тем, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Сергит» поступило требование Западно-Байкальского межрайонного прокурора <адрес> о явке руководителя ООО «Сергит» и представлении документов на земельные участки, на строительство объектов, на ведение хозяйственной деятельности. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры ООО «Сергит» предложено представить правоустанавливающие документы на земельные участки, паспорта отходов, журналы учета отходов, договоры на вывоз ТБО и ЖБО, документы о сдачи отчетности в Управление Росприроднадзора по <адрес> за 2012 год. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Управление Росприроднадзора по <адрес> запросило у ООО «Сергит» проект на строительство туристического комплекса, документы на земельные участки, кадастровые паспорта на земельные участки, договоры на водопотребление, вывоз ТБО ЖБО. ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Сергит» службой государственного жилищного контроля и строительного надзора <адрес> начата проверки в отношении туристической базы отдыха, о чем свидетельствует уведомления № с периодом проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указанная проверка была завершена службой в связи с тем, что строения не подпадают под характеристики объектов, в отношении которых служба вправе осуществлять надзорные функции. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Сергит» прокуратурой <адрес> направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства № ж-12/103, которым установлено, что ООО «Сергит» осуществлено строительство туристического комплекса без получения положительного заключения экологической экспертизы проектной документации. В ответ на указанное представление ООО «Сергит» сообщило прокуратуре, что строительство туристического комплекса осуществлено в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на 2008 год (начало строительства) на основании разрешения на строительство. Утверждали, что истцом пропущен срок на обращение в суд с иском о сносе строений, так как прокуратуре с начала строительства было известно о том, на основании какого документа ООО «Сергит» владеет и пользуется земельными участками; о разрешении на строительство, выданном администрацией Хужирского муниципального образования, о не капитальности строений. О наличии спорных строений, их характеристиках, условиях использования истцу было известно с момента окончания строительства.
Представитель третьего лица ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Елисеев Д.В. требования истца поддержал, считает их законными и обоснованными.
Третьи лица <адрес> муниципального образования, администрации Хужирского муниципального образования в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Суд, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Иск о сносе созданной с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил или без получения необходимых разрешений самовольной постройки, сохранение которой нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц, публичные интересы, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан, экологии, рассматривается по правилам гражданского судопроизводства.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 22-21 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом. Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. На основании пункта 3 статьи 35 названного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
При рассмотрении дел о сносе самовольной постройки, юридическое значение имеет определение правового положения земельного участка, на котором возведены спорные строения, его разрешенное использования с учетом зон с особыми условиями использования территории, виновности поведения ответчика при возведении строений, а именно осведомленность об установленных условиях использования территории, на которой возведены строения, принятых мерах по соблюдению градостроительных норм, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных требований, необходимых для строительства, получению разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию, возможность сохранения возведенных строений, наличие угрозы жизни и здоровью граждан, нарушение публичных интересов.
Также суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан. Являются ли требования о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) градостроительные и строительные нормы установленными как на дату начала возведения или создания самовольной постройки, так и на дату ее выявления, принятия решения судом.
При определении правового положения земельного участка судом установлено следующее.
В соответствии со ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 2 части 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Согласно подпункту 2 части 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от ДД.ММ.ГГГГ также предусматривалось право собственников и лиц, не являющихся собственниками земельных участков возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статьей 56 Земельного кодекса установлено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ и иными Федеральными законами.
Данные положения также согласуются с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, в соответствии с которой Конституция Российской Федерации, наделяя федерального законодателя определенной дискрецией при регулировании права собственности и связанных с ним отношений по владению, пользованию и распоряжению имуществом (ст. 71 пункты «в», «о»), закрепляет в части 3 статьи 55, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На XX сессии комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию принято решение о включении озера Байкал и прилегающих к нему территорий в Список всемирного наследия.
При включении Центральной экологической зоны и входящего в нее озера Байкал в Список всемирного наследия, государством разработана комплексная программа по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна, утвержденная Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1306 и предусматривающая политику ограниченного землепользования, которая также реализована в постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», предусмотревшем запрет строительства зданий и сооружений на незатронутых природных территориях, включая водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
В рамках реализации международных обязательств Российской Федерации по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, ДД.ММ.ГГГГг.) принят Федеральный закон «Об охране озера Байкал», установивший экологическое зонирование Байкальской природной территории (статья 2).
В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами, закрепленными в статье 5 названного Федерального закона, в том числе обязательность проведения государственной экологической экспертизы.
Градостроительным кодексом Российской Федерации установлены условия возведения строений и сооружений Байкальской природной территории.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» дано определение центральной экологической зоны Байкальской природной территории, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохрану зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Границы центральной экологической зоны установлены Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об установлении границы водоохраной зоны озера Байкал», они совпадают с границей водоохраной зоны озера Байкал в первоначальной редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р. На момент вынесения решения границы водоохраной зоны изменены распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 507-р, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № закреплено описание границ центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Правовой режим охраны Центральной экологической зоны предусмотрен главой II данного Федерального закона, регулируется постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».
Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия, подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены к землям, ограниченным в обороте.
Соответственно, ограничение деятельности собственников земельных участков, расположенных в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, возникает в силу закона.
Судом установлено, что Главой местного самоуправления Ольхонского муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление № «Об утверждении акта выбора земельного участка» для строительства туристического комплекса в западной оконечности <адрес>.
Постановлением главы местного самоуправления Ольхонского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка в аренду» предоставлен земельный участок с кадастровым номером № для строительства туристического комплекса.
Земельный участок, кадастровый номер № поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Согласно кадастрового учета, относится к категории земель - земли населенных пунктов вид разрешенного использования – для строительства туристического комплекса. Единое землепользование № состоит из земельных участков с кадастровыми номерами №, №.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> муниципального образования <адрес> в лице мэра <адрес> Мотошкина Н.М. и ООО «Сергит» в лице директора Носырева А.П. заключен договор аренды № земельного участка (кадастровый номер №), площадью 19988 кв.м., имеющий адресные ориентиры: <адрес>, л. Прибрежная, <адрес>, предоставляемого из земель населенных пунктов для строительства туристического комплекса. Договор заключен на 49 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 4.1 указанного договора арендатор имеет право использовать участок с правом возведения с соблюдением правил застройки зданий и сооружений. Пунктами 4.11, 4.12, 4.14 указанного договора аренды предусмотрено, что арендатор обязан не осуществлять на участке без разрешения соответствующих компетентных органов (архитектурно-градостроительных, пожарных, санитарных, природоохранных и других органов) работы, для проведения которых требуется соответствующее решение, не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом участке и прилегающей к нему территории. Использовать иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными актами областных и районных органов управления.
Таким образом, договором аренды на ООО «Сергит» возложены обязанности по соблюдению условий землепользования, определённых нормативными правовыми актами и он не порождает право на застройку в случае зонального ограничения режима землепользования.
Из заключения Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, земельный участок с кадастровым номером № (состоящий из земельных участков с кадастровыми номерами №, №), расположен в границах водоохранной зоны озера Байкал.
В отношении указанного земельного участка установлен особый порядок использования, поскольку они находятся в водоохранной зоне озера Байкал и в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Сторонами не оспаривалось нахождение указанного земельного участка в центральной экологической зоне, территории всемирного наследия, прибрежной защитной полосе озера Байкал.
В соответствии с абзацем 21 Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в том числе запрещено: строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
Таким образом, установленными территориальным зонированием режимом ограниченного землепользования, на земельном участке с кадастровым номером № ограничивалось право возведения строений и сооружений, не связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли водоохранных зон и прибрежных защитных полос озера Байкал.
Указанные ограничения были известны ответчику, отображены в представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, являются доступными при исследовании публичной кадастровой карты.
Также суд учитывает, что согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли особо охраняемых территорий и объектов (подпункт 4).
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов (пункт 3 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 71 в <адрес> создан Прибайкальский национальный парк. Национальный парк является особо охраняемой природной территорией федерального значения. Правовой режим земель особо охраняемой природной территории определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Границы Прибайкальского национального парка установлены при его создании в 1986 году, какие-либо нормативные правовые акты, изменяющие или уточняющие в установленном законом порядке ранее установленные границы, уполномоченными органами не принимались.
Судом обозревались карты Байкальской природной территории, подготовленные в 2006 году Восточно-Сибирским научно-исследовательским институтом геологии, геофизики и минерального сырья Федерального государственного унитарного научно-производственного геологического предприятия «Иркутскгеофизика» за счет средств федерального бюджета по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а также Сибирским филиалом Федерального государственного унитарного научно-производственного предприятия «Российский федеральный геологический фонд» по государственному контракту с Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, учитывающие изменения, произошедшие в период с 2007 по 2011 год, на которых обозначены границы Прибайкальского национального парка.
Также в материалы дела предоставлено картографическое наложение земельного участка с кадастровым номером № на карту Байкальской природной территории, подтверждающие его нахождение на землях Прибайкальского национального парка.
Таким образом, нахождение земельного участка на особо охраняемой территории подтверждается совокупностью доказательств, не вызывающих у суда сомнений в их достоверности: картографическим материалом, письмом ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от ДД.ММ.ГГГГ №.10.1, письменным отзывом представителя ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».
Представленное ответчиком ООО «Сергит» письмо ГУ «Прибайкальский национальный парк» от 18.09.2007г. исх. №, суд не принимает во внимание ввиду предоставления в копии, не заверенной надлежащим образом, отсутствия в письме сведений о кадастровом номере земельного участка, реквизитах договора аренды, что исключает возможность достоверно установить земельный участок, о котором идет речь.
Национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В соответствии со ст. 15, 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" допускается строительство соответствующих объектов, если они связаны с обеспечением функционирования расположенных в границах национального парка населенных пунктов.
На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 ст. 15, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов. В границах национальных парков запрещается изменение целевого назначения земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. С федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
В соответствии с требованиями ст. 49 Градостроительного кодекса, в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 75-ФЗ, действующей на момент начала строительства (2008 год, как указано ответчиком) требовалось обязательное проведение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство которых предполагалось осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий.
ФЗ «Об охране озера Байкал» также установлена презумпция обязательной экологической экспертизы.
Судом принимается во внимание, что в пункт 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" вносились изменения, действующие с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно действующей в указанный период редакции, запрещалось строительство таких объектов без государственной экспертизы проектной документации.
Судом установлено, что согласование предоставления земель для строительства туристического комплекса, условий осуществления хозяйственной деятельности с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк не имеется. Государственная экологическая экспертиза проектной документации, государственная экспертиза проектной документации не проводились.
Оценивая принятые ответчиком меры по соблюдению градостроительных норм, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных требований, необходимых для строительства, получению разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию, возможность сохранения возведенных строений, наличие угрозы жизни и здоровью граждан, нарушение публичных интересов, суд учитывает следующее.
На земельном участке с кадастровым номером № (единое землепользование) в <адрес>, а также на самовольно занятом земельном участке с кадастровым номером № по адресу в <адрес>А и самовольно занятом земельном участке, прилегающем к земельному участку с северо-западной стороны с кадастровым номером № (единое землепользование) по адресу в <адрес> расположены 28 двухэтажных зданий размером 10 х 12 метров; 2 двухэтажных здания размером 10 х 24 метра; 1 одноэтажное здание размерами 16 х 24 метра; 1 одноэтажное здание размерами 22 х 24 метра; 1 одноэтажное здание размерами 16 х 40 метра; 2 одноэтажных здания размерами 26 х 6 метра.
ООО «Сергит» обращалось в администрацию Хужирского муниципального образования за получением разрешения на строительство. Предоставлен рабочий проект «Туристической базы отдыха», выполненный ОАО «Сибирский энергетический научно-технический центр» Братский филиал, в который включены объекты капитального строительства, связанные с проживанием граждан. Вместе с тем, указанная проектная документация в материалы дела ответчиком не представлена.
Администрацией Хужирского муниципального образования – сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение № на строительство базы отдыха со служебно-хозяйственными постройками.
В соответствии с представленными в материалы дела предписанием службы архитектуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, представлением прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №с-12/1038 ООО «Сергит» осуществлено строительство туристического комплекса с нарушением требований градостроительных норм. Проектная документация, послужившая основанием для выдачи разрешения на строительство не соответствовала по составу разделов и их содержанию постановлению Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В проектной документации отсутствовал градостроительный план на земельный участок, отсутствовало положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.
Указанными документами установлено, что в состав возводимых объектов Базы отдыха со служебно-хозяйственными постройками включены объекты капитального строительства, связанные с проживанием граждан.
На основании ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» и в связи с выявленными нарушениями федерального законодательства распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ разрешение на строительство было отменено.
Об отмене разрешения на строительство, результатах проведенных проверок и допущенных нарушений при строительстве объектов ответчику было известно в 2013 году. Однако с указанного момента, до момента рассмотрения дела судом доказательств совершения каких-либо действий по устранению нарушений градостроительных норм, проведению государственной экспертизы, государственной экологической экспертизы, согласованию хозяйственной деятельности с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, суду не представлено.
Также ООО «Сергит» не предоставлено схем, отображающих архитектурные решения, сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (предписание службы архитектуры <адрес> от 02.08.2013г. № главе администрации Хужирского муниципального образования Г.В. Огдонову).
Возведенные постройки не введены в эксплуатацию, используются для временного проживания (пребывания) населения (туристов).
На основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № площадью 3537 кв.м. предоставлен в возмездное пользование ООО «Сергит» для строительства туристического комплекса на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Земельный участок, кадастровый номер № поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Согласно кадастрового учета, относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства туристического комплекса.
Пунктами 4.10, договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что арендатор обязан не осуществлять на участке без разрешения соответствующих компетентных органов (архитектурно-градостроительных, пожарных, санитарных, природоохранных и других органов) работы для проведения которых требуется соответствующее решение, не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом участке и прилегающей к нему территории.
Таким образом, договором аренды на ООО «Сергит» возложены обязанности по соблюдению условий землепользования, определённых нормативными правовыми актами и он не порождает право на застройку в случае зонального ограничения режима землепользования.
Из заключения Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах водоохранной зоны озера Байкал.
В отношении указанного земельного участка установлен особый порядок использования поскольку они находятся в водоохранной зоне озера Байкал и в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Сторонами не оспаривалось нахождение указанного земельного участка в центральной экологической зоне, территории всемирного наследия и центральной экологической зоне, прибрежной защитной полосе озера Байкал.
Таким образом, установленными режимом зон ограничениями землепользования, на земельном участке с кадастровым номером № ограничивалось право возведения строений и сооружений, не связанных не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли водоохранных зон и прибрежных защитных полос озера Байкал.
Указанные ограничения установлены нормативными правовыми актами, являются публично доступными.
Согласно правилам землепользования и застройки Хужирского муниципального образования, утвержденных Решением от ДД.ММ.ГГГГ № строительство объектов осуществляется на основании разрешения на строительство. В соответствии со ст. 24 указанных правил разрешение на строительство предоставляется на основании проектной документации.
Проектная документация подготавливается на основании договоров, которые соответствуют требованиям законодательства, предъявляемым к лицам, осуществляющим архитектурное строительное проектирование. Состав документов, материалов, подготавливаемых в рамках выполнения договоров о подготовке проектной документации применительно к различным видам объектов, определяется градостроительным законодательством, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Задание застройщика (заказчика) исполнителю должно включать: 1) градостроительный план земельного участка, подготовленный в соответствии с настоящими правилами, с указанием исполнителю об обязательном соблюдении градостроительных регламентов, красных линий, границ зон действия публичных сервитутов, иных требований градостроительного плана земельного участка; 2) результаты инженерных изысканий либо указание исполнителю обеспечить проведение инженерных изысканий; 3) технические условия подключения проектируемого объекта к сетям инженернотехнического обеспечения (в случае невозможности обеспечить функционирование объекта без такого подключения) либо указание исполнителю обеспечить получение указанных технических условий; 4) иные определенные законодательством документы и материалы. Указанные материалы не могут противоречить документам, определенным законодательством, настоящим пунктом как обязательные документы, включаемые в задание. Для подготовки проектной документации выполняются инженерные изыскания в порядке, определенном ст.47 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт. Выдача разрешения на строительство осуществляется в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется в соответствии с ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, на земельном участке с кадастровым номером №, а также на самовольно занятом участке, прилегающем с северо-западной стороны расположены 4 двухэтажных здания. На возведенные строения отсутствует проектная документация, разрешение на строительство, они не введены в установленном порядке в эксплуатацию. Также отсутствуют доказательства проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы.
Также суд учитывает, что согласно карте Байкальской природной территории, подготовленные в 2006 году Восточно-Сибирским научно-исследовательским институтом геологии, геофизики и минерального сырья Федерального государственного унитарного научно-производственного геологического предприятия «Иркутскгеофизика» за счет средств федерального бюджета по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Сибирским филиалом Федерального государственного унитарного научно-производственного предприятия «Российский федеральный геологический фонд» по государственному контракту с Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, картографического наложения земельного участка с кадастровым номером № на карту Байкальской природной территории, письмом ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от ДД.ММ.ГГГГ №.10.1, письменным отзывом представителя ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», подтверждается его нахождение на землях Прибайкальского национального парка.
В силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Оценивая принятые ответчиком меры по соблюдению градостроительных норм, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных требований, необходимых для строительства, получению разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию строений, возведенных на земельном участке с кадастровым номером №, суд учитывает, что в материалы дела не представлено никаких доказательств по принятию мер для получения разрешения на строительство и ввода возведенных строений в эксплуатацию. Доказательств разработки проектной документации, прохождения государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы проектной документации, а также согласования хозяйственной деятельности на территории особо охраняемой территории не представлено.
Предоставление администрацией <адрес> муниципального образования ООО «Сергит» земельных участков по договорам аренды (от ДД.ММ.ГГГГ зем. участок – №; договор № от ДД.ММ.ГГГГ, зем. участок – №) в целях строительства туристического комплекса, не является безусловным правовым основанием для осуществления капитального строительства на предоставленных земельных участках.
Судом также учитывает, что указанные договоры аренды заключены неуполномоченным на распоряжение землями особо охраняемой природной территории лицом, а также предоставлены для целей осуществления деятельности, запрещенной в Центральной экологической зоне, что свидетельствует о их недействительности в силу ничтожности.
В соответствии со ст.166 ГК РФ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ действующая на момент сделки ДД.ММ.ГГГГ, ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на момент сделки от ДД.ММ.ГГГГ) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Ничтожная сделка недействительна с момента ее совершения и не требует признания ее таковой в судебном порядке.
Согласно п.75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
При оценке возможности сохранения возведенных строений, наличия угрозы жизни и здоровью граждан, нарушение публичных интересов, суд учитывает следующее.
Согласно правил землепользования и застройки Хужирского муниципального образования, утвержденных Решением от ДД.ММ.ГГГГ № объекты недвижимости, существовавшие до вступления в силу настоящих Правил, или до вступления в силу изменений в настоящие Правила являются несоответствующими настоящим Правилам в случаях, когда эти объекты: имеют виды использования, которые не предусмотрены как разрешенные для соответствующих территориальных зон; имеют виды использования, которые поименованы как разрешенные для соответствующих территориальных зон, но расположены в санитарно-защитных зонах и водоохранных зонах, в пределах которых не предусмотрено размещение соответствующих объектов.
Все изменения несоответствующих объектов могут производиться только в целях приведения их в соответствие с настоящими Правилами.
В соответствии с заключением специалиста Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ объекты Гостинничного комплекса Байкалов Острог оборудованы 5 негерметичными очистными сооружениями, одно из которых в процессе установки. С указанных локальных очистных сточные воды отводятся в негерметичный колодец, а затем дренируют в грунт и непосредственно в оз. Байкал.
Локальные сооружения расположены на расстоянии 60 м от уреза воды.
С целью определения количественного и качественного химического анализа воды специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по Восточно – Сибирскому региону» - <адрес> испытаний проведён отбор проб сточных вод из четырех негерметичных колодцев с фильтрационными полями, на глубине от 4 до 6 м, куда осуществляются стоки из локальных очистных сооружений, а также на выходе из пятого очистного сооружения в дренирующий колодец.
По результатам полученных лабораторных исследований установлено, что качественный состав сточных вод характерен для неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод, образующихся в результате жизнедеятельности людей (фекальные отходы, остатки пищи, моющие вещества, частицы грунта и т.п.). Выявленный состав жидких коммунальных отходов имеет 4 класс опасности для окружающей среды, содержит многократное превышение содержания химических веществ, в том числе особо опасных, высокоопасных, опасных и умерено опасных для уникальной экологической системы озера Байкал.
Отобранные в ходе проверки отборы проб показали, что стоки, дренирующие в грунт по своему составу характеризуются как неочищенные стоки, с фекальными отходами, остатками пищи и моющих средств.
Отборы проб воды Байкала напросив спусков гостиничного комплекса в 3 м и 200 м. от берега показали, что превышение содержания химических веществ значительно превышает допустимое в соответствии с Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал".
Представленным в материалы дела заключением государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору отделения надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Горохова В.А. установлены нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации гостиничного комплекса «Байкалов Острог»: неисправность автоматической пожарной сигнализации, не укомплектование первичными средствами пожаротушения, отсутствие средств защиты противопожарного водоснабжения, противопожарных стен, пожарного щита и др. Указанные нарушения влекут угрозу гибели граждан, пребывающих в гостиничном комплексе.
Представленное ответчиком исследование ООО «Центр пожарной безопасности» по объекту защиты ГК «Байкалов острог» не влияет на выводы суда ввиду отсутствия выводов об устранении нарушений, выявленных заключением от ДД.ММ.ГГГГ, или их отсутствии. В указанном исследовании сведений об осмотре строений гостиничного комплекса не имеется, состав объекта не совпадает с составом, определённым иными материалами дела. Исследование проведено лицом, имеющим полномочия на оценку пожарных рисков. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 304 "Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» независимая оценка пожарного риска включает: анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты; обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности; в случаях, установленных нормативными документами, проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, расчетов по оценке пожарного риска; подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности. Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска. В заключении указываются: наименование и адрес экспертной организации; дата и номер договора, в соответствии с которым проведена независимая оценка пожарного риска; реквизиты собственника; описание объекта защиты, в отношении которого проводилась независимая оценка пожарного риска; фамилии, имена и отчества лиц (должностных лиц), участвовавших в проведении независимой оценки пожарного риска; результаты проведения независимой оценки пожарного риска, в том числе результаты выполнения работ, предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 4 настоящих Правил; вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения - рекомендации о принятии мер, предусмотренных подпунктом "г" пункта 4 настоящих Правил. Заключение подписывается должностными лицами экспертной организации, проводившими независимую оценку пожарного риска, утверждается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью экспертной организации.
В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения.
Однако представленное суду исследование не соответствует указанным положениям независимой оценки пожарного риска по своему составу. Документы, подтверждающие направление заключения в территориальный отдел Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, не представлены.
Договор на техническое обслуживание системы ОПС, СОУЭ от ДД.ММ.ГГГГ также не принимается судом во внимание, так как в соответствии с п. 9.1 он действовал до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что сохранение возведенных строений невозможно в виду влечет угрозу экологии, нарушает публичные интересы граждан, в том числе по охране объекта всемирного наследия и особо охраняемой природной территории, влечет угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно заключения государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель, главного специалиста – эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по иркутской области Рафекова В.Н. земельные участки: кадастровый № и 38:13:000017:184 по периметру огорожены единым забором, на них размещены здания (строения) базы отдыха Байкалов Острог.
По результатам обмера установлено, что указанные земельные участки огорожены вместе с частью земельного участка 38:13:010201:2, поставленного на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям кадастра указанный земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- для организации места отдыха с устройством пляжа. В соответствии с договором аренды земельного участка №а от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Сергит» предоставлен земельный участок площадью 13346 кв.м. (кадастровый квартал №) для организации места отдыха с устройством пляжа на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Также на территорию, огороженную единым забором, вошли земельный участок площадью 67,5, не поставленный на кадастровый учет, расположенный смежно с северо-западной стороны земельного участка №, земельный участок, не поставленный на кадастровый учет, площадью 6 333, 8, расположенный смежно (между) земельными участками №, № и №, земельный участок площадью 85 кв.м., не поставленный на кадастровый учет, расположенный смежно с юго-восточной стороны с земельными участками № и №.
У суда не вызывает сомнения капитальность спорных объектов, так как данный факт подтверждается как действиями самого ответчика по получению разрешения на строительство, так и заключениями уполномоченных органов за период с 2013 по 2018 (предписание службы архитектуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, акт проверки Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, актом осмотра Службы государственного строительного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключением государственного инспектора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключением Байкальского межрегионального управления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей к ней, Представлением прокуратуры <адрес>, внесенным ООО «Сергит» ДД.ММ.ГГГГ №с-12/1038. Суд учитывает, что строения являются благоустроенными, сточные воды которых выводятся на очистные сооружения, то есть обеспечены локальной системой водоснабжения водоотведения, что указывает на невозможность их перемещения.
Доводы ответчика о недопустимости представленных доказательств не принимаются судом, так как они выданы уполномоченными лицами, заверены надлежащим образом, не имеют противоречия с иными, представленными в дело доказательства. Оценка законности проведения Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки не относиться к предмету спора.
Рассматривая заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, суд приходит к следующему.
Иск Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора не направлен на защиту гражданских прав конкретного лица. Рассматриваемый иск о сносе предъявлен с целью пресечения нарушения конституционных прав человека и гражданина, права на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации), устранения существующей угрозы жизни и здоровью граждан (пункт 3 статьи 222 ГК РФ), а также приведения застройки территории в соответствие с получившими признание в законе требованиями обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций, требованиями сохранения особо охраняемых природных территорий.
Так как предъявление иска о сносе самовольной постройки в данном случае связано не с нарушением гражданского права конкретного лица, а с устранением постоянной угрозы, которую создает сохранение постройки, установленные ГК РФ правила об исковой давности применению не подлежат.
В соответствии со статьей 130 ГК РФ объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимому имуществу. Исходя из пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой признается здание, сооружение или другое строение.
При установлении вины лица, осуществившего самовольную постройку, суд допускает возложение на него бремени сноса постройки.
Спорные строения возведены на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, не предоставленных уполномоченным органом в установленном порядке для этих целей, в отсутствие какой-либо разрешительной документации и имеют признаки самовольной постройки; ответчик не представил надлежащих доказательств, подтверждающих законность возведения данного объекта.
Руководствуясь ст.222 ГК РФ, статьями 60, 62, 7 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", статьями 2, 12, 14, 15, 17 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", разъяснениями, приведенными в пунктах 22, 49, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", имеются правовые основания для признания возведенных ООО Сергит построек самовольными и возложения обязанности их снести.
Таким образом, исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности на общество с ограниченной ответственностью «Сергит», снести самовольные постройки: 4 двухэтажных здания размером 10 х 12 метров, обшитые деревянной профилированной доской «блок-хаусом», имеющих двухскатную кровлю, выполненную из деревянных конструкций с покрытием из металлочерепицы, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>Б, а также на самовольно занятом участке, прилегающем с северо-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером № по адресу в <адрес>Б; 28 двухэтажных зданий размером 10 х 12 метров; 2 двухэтажных здания размером 10 х 24 метра; 1 одноэтажное здание размерами 16 х 24 метра; 1 одноэтажное здание размерами 22 х 24 метра, 1 одноэтажное здание размерами 16 х 40 метра, 2 одноэтажных здания размерами 26 х 6 метра, обшитые деревянной профилированной доской «блок-хаусом», имеющих двухскатную кровлю, выполненную из деревянных конструкций с покрытием из металлочерепицы, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № (единое землепользование) в <адрес>, а также на самовольно занятом земельном участке с кадастровым номером № по адресу в <адрес>А и самовольно занятом земельном участке, прилегающем с северо-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером № (единое землепользование) по адресу в <адрес>, подлежат удовлетворению.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 222 ГК РФ, срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев.
Учитывая количество возведенных ответчиком самовольных построек, подлежащих сносу, суд полагает возможным предоставить срок для их сноса – 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Прокурор при предъявлении иска на основании ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина в сумме 300,00 руб. взыскивается с ответчика, не освобожденного законом от уплаты госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Сергит» об обязании снести самовольные постройки удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Сергит», снести самовольные постройки, а именно: 4 двухэтажных здания размером 10 х 12 метров, обшитые деревянной профилированной доской «блок-хаусом», имеющие двухскатную кровлю, выполненную из деревянных конструкций с покрытием из металлочерепицы, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>Б, а также на самовольно занятом участке, прилегающем с северо-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером № по адресу в <адрес>Б.; 28 двухэтажных зданий размером 10 х 12 метров; 2 двухэтажных здания размером 10 х 24 метра; 1 одноэтажное здание размерами 16 х 24 метра; 1 одноэтажное здание размерами 22 х 24 метра, 1 одноэтажное здание размерами 16 х 40 метра, 2 одноэтажных здания размерами 26 х 6 метра, обшитые деревянной профилированной доской «блок-хаусом», имеющие двухскатную кровлю, выполненную из деревянных конструкций с покрытием из металлочерепицы, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № (единое землепользование) в <адрес>, а также на самовольно занятом земельном участке с кадастровым номером № по адресу в <адрес>А и самовольно занятом земельном участке, прилегающем с северо-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером № (единое землепользование) по адресу в <адрес> в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Сергит» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Л.Н. Холодова