УИД: 05RS0039-01-2021-000879-06
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
27 апреля 2021 года с. Курах
Сулейман-Стальский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Тагировой М.Н.,
при секретаре судебного заседания Бугаевой Л.М.,
с участием представителя истца и.о. прокурора <адрес> РД ФИО4 и ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора <адрес> Республики Дагестан, в порядке ст. 45 ГПК РФ, к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
и.о. прокурора <адрес> РД ФИО4, в защиту прав и законных неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением к ИП ФИО1, в котором просит обязать ответчика устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, установив очистные сооружения для стоков от автомойки, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения, истощения, деградации, порчи и иного негативного воздействия, ссылаясь на то, что прокуратурой района по поручению прокуратуры Республики Дагестан, с привлечением заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО5, а также УУП ОМВД России по <адрес> ФИО6 и ФИО7, проведена проверка по информации Министра внутренних дел по <адрес> ФИО8 исполнения природоохранного законодательства в части необходимости принятия срочных мер для предотвращения загрязнения окружающей среды сточными водами, в ходе которой установлено, что ИП ФИО1, в автомоечном комплексе, расположенном в <адрес>, осуществляет деятельность по оказанию услуг по мойке автотранспортных средств, с нарушением вышеуказанных санитарно-эпидемиологических требований, не обеспечивающие охрану окружающей среды, приводящие к загрязнению почв, поверхностных водоемов-рек в виду несанкционированного сброса неочищенных сточных вод с химическими веществами, что приводит к негативному воздействию на состояние окружающей среды, а также на здоровье населения, наносит существенный экологический ущерб, чем нарушаются конституционные права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
В судебном заседании и.о. прокурора <адрес> РД ФИО4 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в иске и просил их удовлетворить.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования признала, обязалась устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Суд, выслушав доводы сторон, проверив и исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно- эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 указанного Федерального закона N 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Исходя из положений части 1 статьи 44, части 6 статьи 56, пунктов 1, 3 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах); осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
На основании ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Конкретный способ охраны земель, а также обеспечения нормативной очистки сбрасываемых сточных вод законодательно не определен. Этот способ избирается самостоятельно хозяйствующим субъектом исходя из экономической целесообразности и эффективности (ремонт существующих очистных сооружений, дооборудование существующих очистных сооружений, строительство новых очистных сооружений, регулярная чистка существующих сооружений и др.). В свою очередь, обязанность по обеспечению нормативной очистки, сбрасываемых в поверхностный водный объект сточных вод, а также на земельный участок определены ВК РФ и ЗК РФ.
Изложенные правовые нормы запрещают сброс неочищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, земельные участки.
Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес>, с привлечением заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО5, а также УУП ОМВД России по <адрес> ФИО6 и ФИО7, проведена проверка по информации Министра внутренних дел по <адрес> ФИО8 исполнения природоохранного законодательства в части необходимости принятия срочных мер для предотвращения загрязнения окружающей среды сточными водами, в ходе которой установлено, что ИП ФИО1, в автомоечном комплексе, расположенном в <адрес>, осуществляет деятельность по оказанию услуг по мойке автотранспортных средств, с нарушением санитарно-эпидемиологических требований, не обеспечивающие охрану окружающей среды, приводящие к загрязнению почв в виду несанкционированного сброса неочищенных сточных вод с химическими веществами, а именно, в нарушение ст. 12, 13, 42 ЗК РФ, п. 18 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, отсутствуют локальные очистные сооружения канализации, для стоков оборудована яма фильтрующего типа, в результате слив отработанной технической воды приводит к загрязнению почвы и поверхностных водоемов-рек, то есть осуществляется мойка транспортных средств, являющихся источником загрязнения вод, в отсутствие сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
Таким образом, неисполнение ИП ФИО1 в полном объеме требований природоохранного и санитарного-эпидемиологического законодательства приводит к негативному воздействию на состояние окружающей среды (водных объектов, почвы), а также на здоровье населения, чем нарушаются конституционные права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
В силу абз. 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, а также пресечением действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Разрешая заявленные исковые требования, суд пришел к выводу об их удовлетворении, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком не устранены выявленные нарушения действующего законодательства и ответчиком не представлено доказательств, опровергающих доводы прокурора, заявленные в обоснование исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд принимает признание иска представителем ответчика, поскольку считает, что оно не противоречит закону, правам и интересам других лиц.
Кроме того, согласно ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования и.о. прокурора <адрес> Республики Дагестан - удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1, ИНН 051900655701, устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, установив очистные сооружения для стоков от автомойки, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения, истощения, деградации, порчи и иного негативного воздействия.
Резолютивная часть решения суда объявлена ДД.ММ.ГГГГ, мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: