Решение по делу № 2-509/2019 от 25.03.2019

Дело № 2-509/2019

61RS0017-01-2019-000636-81

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

13 мая 2019 года г. Красный Сулин

Ростовская область

Судья Красносулинского районного суда Ростовской области Мищенко Е.В.

при секретаре Аликиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тарасова Александра Александровича к Администрации Михайловского сельского поселения Красносулинского района РО о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет, как нуждающегося в жилом помещении

у с т а н о в и л :

Истец обратился в Красносулинский районный суд с настоящим иском к Администрации Михайловского сельского поселения Красносулинского района РО по тем основаниям, что истец является инвали<адрес> группы <данные изъяты> С 31 августа 2011 года инвалидность истцу установлена бессрочно. Инвалидность связана с заболеванием в виде <данные изъяты> Среднее прогрессирующее течение значительно выраженная слабость мышц верхних и нижних конечностей с утратой способности к самостоятельному передвижению. Истец зарегистрирован в <адрес>, принадлежащего на праве собственности матери истца, собственного жилого помещения истец не имеет. Однако, указанное жилое помещение площадью 32,2 кв. м. не отвечает санитарным и техническим нормам для проживания истца, поскольку он лишен возможности самостоятельно передвигаться и вынужден использовать кресло- коляску. Истец обратился в Администрацию Михайловского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области по вопросу проведения обследования жилого помещения по адресу: <адрес> на предмет соответствия требованиям к жилым помещениям и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов и пригодным для проживания инвалида ДД.ММ.ГГГГ Тарасова А.А. Истцом получен ответ главы Администрации Михайловского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области от 07.06.2017 из которого следует, что согласно акту № 17- 15 от 02.06.2017 обследования многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> специалистом дано заключение о том, что обследуемая <адрес> для обеспечения доступности для инвалида Тарасова А.А. необходимо выполнить перепланировку квартиры (прихожей, санузла) и мест общего пользования, что невозможно из-за конструктивных особенностей здания. Выполнить переустройство <адрес> прилегающих помещений общего пользования с учетом соблюдения требований СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (Актуализированная редакция СНи11 35-01-2001) и Постановлению правительства РФ № 649 от 09.07.2016 «О мерах но приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном жилом доме с учетом потребностей инвалидов» и «Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном жилом доме» - невозможно. Просит суд признать истца - Тарасова Александра Александровича нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязать ответчика поставить на учет истца, как нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, отвечающее требованиям СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001) и Постановлению правительства РФ № 649 от 09.07.2016 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном жилом доме с учетом потребностей инвалидов» и «Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном жилом доме».

В судебное заседание истец Тарасов А.А. не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, его интересы по доверенности представляет Тарасова И.А., в связи с чем дело рассмотрено в порядке ч.3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Тарасова И.А. и её представитель в порядке п.6 ст. 53 ГПК РФ Иванов Р.С. заявленные требования поддержали и пояснили, что ФИО6 является матерью истца. Они проживают совместно у её родителей в <адрес>, а зарегистрированы в <адрес>. Указанная квартира принадлежит матери истца. У истца имеется заболевание, которое указано в Перечне тяжелых заболеваний. Они обращались в администрацию Красносулинского района по вопросу соответствия требованиям к жилым помещениям с учетом потребностей инвалида. Не могут пояснить, обращались ли в администрацию Михайловского сельского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Просили суд удовлетворить требования истца в полном объеме.

Представитель ответчика - Администрации Михайловского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области в судебное заседание не явился, о слушании дела были извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ч.4 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика.

От главы администрации Михайловского сельского поселения в суд поступил отзыв на исковое заявлением, в котором указал, что истец с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ни в орган местного самоуправления по месту своего проживания, ни в МФЦ не обращался, в связи с чем у Администрации Михайловского сельского поселения отсутствовала возможность разрешения данного спорного вопроса по существу.

Суд, выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.

Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.

Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).

Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При этом в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании установлено, что с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, Тарасов А.А. не обращался.

Суд исходит из того, что истцом избран неверный способ защиты права, поскольку с заявлением к ответчику о постановке на учет или признании нуждающимся в жилых помещениях истец не обращался, в связи с чем у ответчика не было возможности рассмотрения данного вопроса и предоставления истцу жилых помещений по договору социального найма.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Тарасова А.А. удовлетворению не подлежат по изложенным выше правовым основаниям.

Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198, 209 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░

2-509/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Тарасов Александр Александрович
Ответчики
Администрация Михайловского сельского поселения Красносулинского района РО
Другие
Иванов Руслан Сергеевич
Тарасова Ирина Александровна
Суд
Красносулинский районный суд Ростовской области
Дело на сайте суда
krasnosulinsky.ros.sudrf.ru
25.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2019Передача материалов судье
27.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2019Подготовка дела (собеседование)
11.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2019Судебное заседание
16.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2020Передача материалов судье
16.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2020Подготовка дела (собеседование)
16.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2020Дело оформлено
16.03.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее