Решение по делу № 33-6321/2023 от 05.05.2023

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Заботина О.Л. Дело № 33-6321/2023

УИД 24RS0002-01-2022-005867-27

2.073г

24 мая 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Киселевой А.А.

судей Беляковой Н.В., Абрамовича В.В.

при ведении протокола помощником судьи Корепиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.

гражданское дело по иску Акользиной Светланы Сергеевны к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю, Краевому государственному казенному специализированному учреждению «Центр оценки качества образования» о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести индексацию пенсии

по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю – Гребенниковой М.В.

на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 15 февраля 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования Акользиной Светланы Сергеевны удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Отделения Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю № 682969/22 от 17.10.2022 г.

Обязать Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю произвести индексацию пенсии Акользиной Светланы Сергеевны, <дата> года рождения с 01.07.2022 г.

Обязать Краевое государственное казенное специализированное учреждение «Центр оценки качества образования» предоставить в Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю форму СЗВ-М «отмн» за июль и август 2022 г. в отношении Акользиной Светланы Сергеевны.

Взыскать с Краевого государственного казенного специализированного учреждения «Центр оценки качества образования» в пользу Акользиной Светланы Сергеевны, <дата> года рождения расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.»

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Акользина С.С. обратилась в суд с требованиями (с учетом уточнений) к ОПФР по Красноярскому краю (после смены наименования ОСФР по Красноярскому краю), КГКСУ «Центр оценки качества образования» о признании незаконным решения от 17.10.2022 г. № 682969/22 об отказе в перерасчете пенсии, возложении на ОСФР по Красноярскому краю обязанности произвести индексацию пенсии с 01.07.2022 г., возложении на КГКСУ «ЦОКО» обязанности предоставить в ОСФР по Красноярскому краю отчетность формы СЗВ-М «отмн» за июль и август 2022 года в отношении истца, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 1331 руб.

Требования мотивировала тем, что она работала учителем музыки в МАОУ «Школа № 17», с 23.07.2013 получает пенсию в размере, предусмотренном для работающих пенсионеров без учета индексации. 30.06.2022 она прекратила трудовую деятельность по собственному желанию. Работодатель МАОУ «Школа № 17» не позднее 15 июля 2022 года должен был предоставить в Пенсионный фонд сведения за июнь 2022 года, где истец числилась работником школы, а не позднее 15 августа 2022 года предоставить сведения за июль 2022 года, где истец уже не числится работником школы. Соответственно в сентябре 2022 года Пенсионный фонд должен был принять решение о выплате индексации пенсии, а выплата пенсии в проиндексированном размере должна была производиться с октября 2022 года с одновременной компенсацией индексации за три месяца -июль, август, сентябрь 2022 года, однако пенсионным органом пенсия истца не была проиндексирована.

12 октября 2022 года она обратилась в ОПФР по Красноярскому краю с заявлением о перерасчете размера пенсии в связи с увольнением. Однако, решением пенсионного органа от 17.10.2022 № 682968/22 ей было отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием оснований для перерасчета пенсии ввиду того, что она является работающим пенсионером, так как работодатель КГКСУ «ЦОКО» представил сведения за июль и август 2022 о наличии выплат на которые начисляются страховые взносы.

Истец указывает, что в период с 23.05.2022 по 09.07.2022 она была привлечена КГКСУ «ЦОКО» для организации и проведения государственной итоговой аттестации в качестве организатора в аудиториях пунктов проведения экзамена, при этом ни трудовой договор, ни договор гражданско-правового характера с ней не заключался. Истец полагает, что поскольку она не являлась работником КГКСУ «ЦОКО», решение пенсионного орган об отказе в индексации пенсии с июля 2022 года является незаконным.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю – Гребенникова М.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального права.

В судебное заседание представитель ответчика КГКСУ «Центр оценки качества образования», представители третьих лиц МАОУ «Школа № 17», МИФНС России № 17 по Красноярскому краю, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю – Королеву А.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Акользину С.С., выразившую согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч.1 ст.26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Согласно ч.3 ст.26.1 указанного Федерального закона пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Из материалов дела видно и судом установлено, что Акользина С.С. с 23 июля 2013 года является получателем страховой пенсии по старости на основании п.19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ.

С 30 августа 2013 года она работала в МАОУ «Школа №17» в должности учителя музыки. 30 июня 2022 года была уволена по собственному желанию. С 22 августа 2022 года вновь трудоустроена в данную школу.

Согласно информационной справки МАОУ «Школа № 17», сведения о трудовой деятельности Акользиной С.С. были сданы 01.07.2022 в пенсионный фонд РФ. В сведения от 05.08.2022 о застрахованных лицах за июль 2022 года для Пенсионного фонда РФ Акользина С.С. не была внесена, так как была уволена.

На основании приказа Министерства образования Красноярского края от 05.05.2022 № 296-11-05 Акользина С.С. привлекалась для организации и проведении ГИА по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена в основной период с 19.05.2022 по 09.07.2022 в качестве организатора в ППЭ №2116, а также в соответствии с приказом Министерства образования Красноярского края от 19.05.2022 № 323-11-05 - для организации и проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена в основной период в 2022 году с 26 мая 2022 года по 02 июля 2022 года в качестве организатора в ППЭ №2107.

08 июня 2022 года Акользина С.С. обратилась в КГКСУ «ЦОКО» с заявлением о выплате компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА с перечислением денежных средств на ее банковский счет.

На основании Приказа КГКСУ «ЦОКО» от 21.07.2022 № 259-гиа Акользиной С.С. за фактическое время работы в пункте проведения экзамена № ЕГЭ2107, 2108, 2109 подлежит выплата компенсации в сумме 1337 руб.

На основании приказа КГКСУ «ЦОКО» от 02.08.2022 № 333-гиа Акользиной С.С. подлежит выплата компенсация за фактическое время работы в пункте проведения экзамена в сумме 2502,1 руб.

Согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Акользиной С.С. (СНИЛС 041-607-59035) установлено, что КГКСУ «ЦОКО» представило в отношении истца 12.08.2022 и 08.09.2022 отчетность по форме СЗВ-М.

12 октября 2022 года Акользина А.А. обратилась в ОПФР по Красноярскому краю с заявлением о перерасчете размера пенсии по основанию увеличение величины индивидуального пенсионного коэффициента, в заявлении заявителем отражено о том, что она не работает.

Решением ОПФР по Красноярскому краю от 17.10.2022 № 682969/22 Акользиной С.С. отказано в перерасчете пенсии в соответствии с п. 1 ч.2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием оснований. Из решения следует, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период который они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 ст. 18 Закона №400-ФЗ выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Законом №400-ФЗ с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты и страховой пенсии в соответствии с законодательством РФ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством РФ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начисления с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. На основании информации, предоставленной работодателями в Пенсионный фонд Акользина С.С. является работающим пенсионером, в частности работодатель КГКСУ «ЦОКО» предоставил сведения за 07-08/2022 г. о начислении выплат, на которые начисляются страховые взносы, в связи с чем, оснований для индексации не имеется.

Не согласившись с решением пенсионного органа, Акользина С.С. обратилась с иском в суд.

Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, на основании совокупности всех представленных сторонами доказательств, пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований Акользиной С.С.

При этом, удовлетворяя требования истца о признании незаконными действия пенсионного органа об отказе ей в индексации пенсии и возложении обязанности произвести индексацию пенсии Акользиной С.С. с 01.07.2022 года, суд правомерно исходил из того, что поскольку в ходе рассмотрения дела объективно установлено, что истица фактически прекратила трудовую деятельность в июне 2022 года, то получение Акользиной С.С. в июле и в августе 2022 года компенсации от КГКСУ «Центр оценки качества образования» за оказанную работу по участию в ГИА в мае-июне 2022 года, в том числе и направление сведений о ее доходах в пенсионный орган как в июле, так и в августе 2022 года, не может являться основанием для лишения ее права на индексацию, в связи с чем, суд пришел к верному выводу, что ответчик неправомерно отказал истице в индексации страховой пенсии с 01.07.2022 года.

Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку они основаны на верной оценке представленных по делу доказательств, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Также судебная коллегия находит обоснованным вывод суда об удовлетворении требований Акользиной С.С., заявленных к КГКСУ «Центр оценки качества образования» о возложении обязанности предоставить в отношении Акользиной С.С. в ОСФР по Красноярскому краю форму СЗВ-М «отмн» за июль и август 2022 года, поскольку в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что истица в июле 2022 года не принимала участие как работник ППЭ, то есть данным ответчиком представлены некорректные сведения в пенсионный орган, свидетельствующие о работе истицы в июле и в августе 2022 года.

Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" установлено, что страхователи представляют предусмотренные пп. 2 - 2.2 и 2.4 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

Согласно п. 2.2 указанной статьи страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе): страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 №83-п (действовавшим в 2022 г.) утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи предоставляют в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах: «исхд» - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; «доп» - дополнительная форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; «отмн» - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Постановлением Правительства Красноярского края от 07 августа 2018 года №452-п «Об установлении размера и Порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной государственной итоговой аттестации» определен порядок выплаты компенсации, в соответствии с п.3 которого для получения компенсации работник или представитель работника представляет в КГКСУ «Центр оценки качества образования» или в КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» заявление о выплате компенсации по форме согласно приложению к Порядку.

КГКСУ «ЦОКО» осуществляет проверку соблюдения работниками условий выплаты компенсации, установленных ст.20 Закона Красноярского края от 26 июня 2014 года №6-2519 «Об образовании в Красноярском крае», и расчет размера компенсации (п.12).

Согласно п.13 Порядка при расчете размера компенсации КГКСУ «ЦОКО» учитывает:

а) фактически отработанное работниками время (количество часов) на основании ведомостей (табелей) учета рабочего времени, представленных в КГКСУ «ЦОКО»;

б) количество проверенных, перепроверенных педагогическими работниками экзаменационных работ с развернутыми ответами на основании ведомостей (табелей) учета количества проверенных, перепроверенных экзаменационных работ с развернутыми ответами, представленных председателями, заместителями председателей предметных комиссий Красноярского края лично не позднее одного рабочего дня, следующего за днем завершения проверки, перепроверки экзаменационных работ с развернутыми ответами;

в) фактически отработанное в региональном центре обработки информации (далее – РЦОИ) членами государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, уполномоченными представителями государственной экзаменационной комиссии Красноярского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования время на основании ведомостей (табелей) учета рабочего времени, представляемых в КГКСУ «ЦОКО» руководителем РЦОИ лично не реже одного раза в неделю.

Выплата работнику компенсации осуществляется КГКСУ «ЦОКО» за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на его финансовое обеспечение в соответствии с бюджетной сметой, в пределах средств, выделенных на проведение ГИА (п.17).

Таким образом, КГКСУ «Центр оценки качества образования» не является работодателем Акользиной С.С. в том правовом смысле, которое закреплено в нормах Трудового кодекса РФ, вместе с тем, в целях обязательного пенсионного страхования, КГКСУ «Центр оценки качества образования» осуществляет передачу сведений о выплаченных суммах компенсации лицам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации, так как данные суммы в соответствии с положениями ст.420 НК РФ подлежат обложению страховыми взносами.

Давая оценку действующему правовому регулированию и представленным по делу доказательствам, судебная коллегия считает, что при удовлетворении требований истицы, суд правомерно исходил из того, что привлечение Акользиной С.С. к выполнению обязанностей в период проведения ГИА, является фактически работой истца, вместе с тем, КГКСУ «ЦОКО» не является работодателем (страхователем) истицы, а производит только выплату компенсации, определенную Порядком выплаты компенсации педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, основного государственного экзамена, государственного выпускного экзамена, установленным приложением № 1 к постановлению Правительства Красноярского края от 07.08.2018 № 452-п. Кроме того, из представленного табеля учета рабочего времени работников ППЭ следует, что истица не осуществляла фактически данных работ ни в июле, ни в августе 2022 года (л.д.66), а КГКСУ «ЦОКО» были поданы сведения в пенсионный орган о получении компенсации за июль и август 2022 года, с которой исчисляются страховые взносы, в связи с изданием приказов о выплате компенсации только 21.07.2022 и 02.08.2022. С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд верно установил, что поданные данной организацией сведения в пенсионный орган не могут повлиять на право истицы на индексацию пенсии, в связи с чем, правомерно возложил на КГКСУ «ЦОКО» обязанность предоставить в отношении Акользиной С.С. в ОСФР по Красноярскому краю форму СЗВ-М «отмн» за июль и август 2022 года.

Позиция КГКСУ «ЦОКО», изложенная в пояснениях от 09.02.2023 № 83, что в отношении привлекаемых лиц отчеты по форме СЗВ-М сдают только работодатели, которым КГКСУ «ЦОКО» для Акользиной С.С. не является, не может свидетельствовать о неправомерности решения, поскольку данная организация предоставила в пенсионный орган сведения за июль, август 2022 о наличии выплат, на которые начисляются страховые взносы, а, кроме того, из представленного в материалы дела реестра страхователей, представивших сведения по форме СЗВ-М за июль, август 2022 года в отношении истицы указана организация КГКСУ «ЦОКО».

Разрешая требования истицы о возмещении расходов о взыскании с ответчиков госпошлины в размере 1331 руб. и удовлетворяя их частично, судебная коллегия считает, что взыскивая 300 руб. с КГКСУ «Центр оценки качества образования» в пользу Акользиной С.С., суд правомерно исходил из характера требований, подлежащих удовлетворению в отношении данного ответчика, а именно требований неимущественного характера, а отказывая во взыскании госпошлины с ОСФР по Красноярскому краю, суд правомерно указал, что в силу п.19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ пенсионный орган освобожден от уплаты госпошлины.

Судебная коллегия не принимает во внимание как необоснованные доводы апелляционной жалобы пенсионного органа о несогласии с решением суда в связи с тем, что по представленным страхователем КГКСУ «Центр оценки качества образования» формам СЗВ-ТД и СЗВ-М истица осуществляла трудовую деятельность в июле и августе 2022 года, поскольку в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что истица ни в июле, ни в августе 2022 года не привлекалась к работе ППЭ, а указанные выплаты за данную работу в июле и в августе 2022 года не свидетельствуют об ее участии в проведении государственной итоговой аттестации.

При указанных выше обстоятельствах судебная коллегия считает возможным согласиться с решением суда первой инстанции.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю - Гребенниковой М.В. - без удовлетворения.

Председательствующий: Киселева А.А.

Судьи: Белякова Н.В.

Абрамович В.В.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.05.2023.

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Заботина О.Л. Дело № 33-6321/2023

УИД 24RS0002-01-2022-005867-27

2.073г

24 мая 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Киселевой А.А.

судей Беляковой Н.В., Абрамовича В.В.

при ведении протокола помощником судьи Корепиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.

гражданское дело по иску Акользиной Светланы Сергеевны к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю, Краевому государственному казенному специализированному учреждению «Центр оценки качества образования» о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести индексацию пенсии

по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю – Гребенниковой М.В.

на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 15 февраля 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования Акользиной Светланы Сергеевны удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Отделения Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю № 682969/22 от 17.10.2022 г.

Обязать Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю произвести индексацию пенсии Акользиной Светланы Сергеевны, <дата> года рождения с 01.07.2022 г.

Обязать Краевое государственное казенное специализированное учреждение «Центр оценки качества образования» предоставить в Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю форму СЗВ-М «отмн» за июль и август 2022 г. в отношении Акользиной Светланы Сергеевны.

Взыскать с Краевого государственного казенного специализированного учреждения «Центр оценки качества образования» в пользу Акользиной Светланы Сергеевны, <дата> года рождения расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.»

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Акользина С.С. обратилась в суд с требованиями (с учетом уточнений) к ОПФР по Красноярскому краю (после смены наименования ОСФР по Красноярскому краю), КГКСУ «Центр оценки качества образования» о признании незаконным решения от 17.10.2022 г. № 682969/22 об отказе в перерасчете пенсии, возложении на ОСФР по Красноярскому краю обязанности произвести индексацию пенсии с 01.07.2022 г., возложении на КГКСУ «ЦОКО» обязанности предоставить в ОСФР по Красноярскому краю отчетность формы СЗВ-М «отмн» за июль и август 2022 года в отношении истца, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 1331 руб.

Требования мотивировала тем, что она работала учителем музыки в МАОУ «Школа № 17», с 23.07.2013 получает пенсию в размере, предусмотренном для работающих пенсионеров без учета индексации. 30.06.2022 она прекратила трудовую деятельность по собственному желанию. Работодатель МАОУ «Школа № 17» не позднее 15 июля 2022 года должен был предоставить в Пенсионный фонд сведения за июнь 2022 года, где истец числилась работником школы, а не позднее 15 августа 2022 года предоставить сведения за июль 2022 года, где истец уже не числится работником школы. Соответственно в сентябре 2022 года Пенсионный фонд должен был принять решение о выплате индексации пенсии, а выплата пенсии в проиндексированном размере должна была производиться с октября 2022 года с одновременной компенсацией индексации за три месяца -июль, август, сентябрь 2022 года, однако пенсионным органом пенсия истца не была проиндексирована.

12 октября 2022 года она обратилась в ОПФР по Красноярскому краю с заявлением о перерасчете размера пенсии в связи с увольнением. Однако, решением пенсионного органа от 17.10.2022 № 682968/22 ей было отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием оснований для перерасчета пенсии ввиду того, что она является работающим пенсионером, так как работодатель КГКСУ «ЦОКО» представил сведения за июль и август 2022 о наличии выплат на которые начисляются страховые взносы.

Истец указывает, что в период с 23.05.2022 по 09.07.2022 она была привлечена КГКСУ «ЦОКО» для организации и проведения государственной итоговой аттестации в качестве организатора в аудиториях пунктов проведения экзамена, при этом ни трудовой договор, ни договор гражданско-правового характера с ней не заключался. Истец полагает, что поскольку она не являлась работником КГКСУ «ЦОКО», решение пенсионного орган об отказе в индексации пенсии с июля 2022 года является незаконным.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю – Гребенникова М.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального права.

В судебное заседание представитель ответчика КГКСУ «Центр оценки качества образования», представители третьих лиц МАОУ «Школа № 17», МИФНС России № 17 по Красноярскому краю, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю – Королеву А.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Акользину С.С., выразившую согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч.1 ст.26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Согласно ч.3 ст.26.1 указанного Федерального закона пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Из материалов дела видно и судом установлено, что Акользина С.С. с 23 июля 2013 года является получателем страховой пенсии по старости на основании п.19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ.

С 30 августа 2013 года она работала в МАОУ «Школа №17» в должности учителя музыки. 30 июня 2022 года была уволена по собственному желанию. С 22 августа 2022 года вновь трудоустроена в данную школу.

Согласно информационной справки МАОУ «Школа № 17», сведения о трудовой деятельности Акользиной С.С. были сданы 01.07.2022 в пенсионный фонд РФ. В сведения от 05.08.2022 о застрахованных лицах за июль 2022 года для Пенсионного фонда РФ Акользина С.С. не была внесена, так как была уволена.

На основании приказа Министерства образования Красноярского края от 05.05.2022 № 296-11-05 Акользина С.С. привлекалась для организации и проведении ГИА по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена в основной период с 19.05.2022 по 09.07.2022 в качестве организатора в ППЭ №2116, а также в соответствии с приказом Министерства образования Красноярского края от 19.05.2022 № 323-11-05 - для организации и проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена в основной период в 2022 году с 26 мая 2022 года по 02 июля 2022 года в качестве организатора в ППЭ №2107.

08 июня 2022 года Акользина С.С. обратилась в КГКСУ «ЦОКО» с заявлением о выплате компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА с перечислением денежных средств на ее банковский счет.

На основании Приказа КГКСУ «ЦОКО» от 21.07.2022 № 259-гиа Акользиной С.С. за фактическое время работы в пункте проведения экзамена № ЕГЭ2107, 2108, 2109 подлежит выплата компенсации в сумме 1337 руб.

На основании приказа КГКСУ «ЦОКО» от 02.08.2022 № 333-гиа Акользиной С.С. подлежит выплата компенсация за фактическое время работы в пункте проведения экзамена в сумме 2502,1 руб.

Согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Акользиной С.С. (СНИЛС 041-607-59035) установлено, что КГКСУ «ЦОКО» представило в отношении истца 12.08.2022 и 08.09.2022 отчетность по форме СЗВ-М.

12 октября 2022 года Акользина А.А. обратилась в ОПФР по Красноярскому краю с заявлением о перерасчете размера пенсии по основанию увеличение величины индивидуального пенсионного коэффициента, в заявлении заявителем отражено о том, что она не работает.

Решением ОПФР по Красноярскому краю от 17.10.2022 № 682969/22 Акользиной С.С. отказано в перерасчете пенсии в соответствии с п. 1 ч.2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием оснований. Из решения следует, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период который они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 ст. 18 Закона №400-ФЗ выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Законом №400-ФЗ с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты и страховой пенсии в соответствии с законодательством РФ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством РФ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начисления с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. На основании информации, предоставленной работодателями в Пенсионный фонд Акользина С.С. является работающим пенсионером, в частности работодатель КГКСУ «ЦОКО» предоставил сведения за 07-08/2022 г. о начислении выплат, на которые начисляются страховые взносы, в связи с чем, оснований для индексации не имеется.

Не согласившись с решением пенсионного органа, Акользина С.С. обратилась с иском в суд.

Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, на основании совокупности всех представленных сторонами доказательств, пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований Акользиной С.С.

При этом, удовлетворяя требования истца о признании незаконными действия пенсионного органа об отказе ей в индексации пенсии и возложении обязанности произвести индексацию пенсии Акользиной С.С. с 01.07.2022 года, суд правомерно исходил из того, что поскольку в ходе рассмотрения дела объективно установлено, что истица фактически прекратила трудовую деятельность в июне 2022 года, то получение Акользиной С.С. в июле и в августе 2022 года компенсации от КГКСУ «Центр оценки качества образования» за оказанную работу по участию в ГИА в мае-июне 2022 года, в том числе и направление сведений о ее доходах в пенсионный орган как в июле, так и в августе 2022 года, не может являться основанием для лишения ее права на индексацию, в связи с чем, суд пришел к верному выводу, что ответчик неправомерно отказал истице в индексации страховой пенсии с 01.07.2022 года.

Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку они основаны на верной оценке представленных по делу доказательств, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Также судебная коллегия находит обоснованным вывод суда об удовлетворении требований Акользиной С.С., заявленных к КГКСУ «Центр оценки качества образования» о возложении обязанности предоставить в отношении Акользиной С.С. в ОСФР по Красноярскому краю форму СЗВ-М «отмн» за июль и август 2022 года, поскольку в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что истица в июле 2022 года не принимала участие как работник ППЭ, то есть данным ответчиком представлены некорректные сведения в пенсионный орган, свидетельствующие о работе истицы в июле и в августе 2022 года.

Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" установлено, что страхователи представляют предусмотренные пп. 2 - 2.2 и 2.4 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

Согласно п. 2.2 указанной статьи страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе): страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 №83-п (действовавшим в 2022 г.) утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи предоставляют в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах: «исхд» - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; «доп» - дополнительная форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; «отмн» - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Постановлением Правительства Красноярского края от 07 августа 2018 года №452-п «Об установлении размера и Порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной государственной итоговой аттестации» определен порядок выплаты компенсации, в соответствии с п.3 которого для получения компенсации работник или представитель работника представляет в КГКСУ «Центр оценки качества образования» или в КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» заявление о выплате компенсации по форме согласно приложению к Порядку.

КГКСУ «ЦОКО» осуществляет проверку соблюдения работниками условий выплаты компенсации, установленных ст.20 Закона Красноярского края от 26 июня 2014 года №6-2519 «Об образовании в Красноярском крае», и расчет размера компенсации (п.12).

Согласно п.13 Порядка при расчете размера компенсации КГКСУ «ЦОКО» учитывает:

а) фактически отработанное работниками время (количество часов) на основании ведомостей (табелей) учета рабочего времени, представленных в КГКСУ «ЦОКО»;

б) количество проверенных, перепроверенных педагогическими работниками экзаменационных работ с развернутыми ответами на основании ведомостей (табелей) учета количества проверенных, перепроверенных экзаменационных работ с развернутыми ответами, представленных председателями, заместителями председателей предметных комиссий Красноярского края лично не позднее одного рабочего дня, следующего за днем завершения проверки, перепроверки экзаменационных работ с развернутыми ответами;

в) фактически отработанное в региональном центре обработки информации (далее – РЦОИ) членами государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, уполномоченными представителями государственной экзаменационной комиссии Красноярского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования время на основании ведомостей (табелей) учета рабочего времени, представляемых в КГКСУ «ЦОКО» руководителем РЦОИ лично не реже одного раза в неделю.

Выплата работнику компенсации осуществляется КГКСУ «ЦОКО» за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на его финансовое обеспечение в соответствии с бюджетной сметой, в пределах средств, выделенных на проведение ГИА (п.17).

Таким образом, КГКСУ «Центр оценки качества образования» не является работодателем Акользиной С.С. в том правовом смысле, которое закреплено в нормах Трудового кодекса РФ, вместе с тем, в целях обязательного пенсионного страхования, КГКСУ «Центр оценки качества образования» осуществляет передачу сведений о выплаченных суммах компенсации лицам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации, так как данные суммы в соответствии с положениями ст.420 НК РФ подлежат обложению страховыми взносами.

Давая оценку действующему правовому регулированию и представленным по делу доказательствам, судебная коллегия считает, что при удовлетворении требований истицы, суд правомерно исходил из того, что привлечение Акользиной С.С. к выполнению обязанностей в период проведения ГИА, является фактически работой истца, вместе с тем, КГКСУ «ЦОКО» не является работодателем (страхователем) истицы, а производит только выплату компенсации, определенную Порядком выплаты компенсации педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, основного государственного экзамена, государственного выпускного экзамена, установленным приложением № 1 к постановлению Правительства Красноярского края от 07.08.2018 № 452-п. Кроме того, из представленного табеля учета рабочего времени работников ППЭ следует, что истица не осуществляла фактически данных работ ни в июле, ни в августе 2022 года (л.д.66), а КГКСУ «ЦОКО» были поданы сведения в пенсионный орган о получении компенсации за июль и август 2022 года, с которой исчисляются страховые взносы, в связи с изданием приказов о выплате компенсации только 21.07.2022 и 02.08.2022. С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд верно установил, что поданные данной организацией сведения в пенсионный орган не могут повлиять на право истицы на индексацию пенсии, в связи с чем, правомерно возложил на КГКСУ «ЦОКО» обязанность предоставить в отношении Акользиной С.С. в ОСФР по Красноярскому краю форму СЗВ-М «отмн» за июль и август 2022 года.

Позиция КГКСУ «ЦОКО», изложенная в пояснениях от 09.02.2023 № 83, что в отношении привлекаемых лиц отчеты по форме СЗВ-М сдают только работодатели, которым КГКСУ «ЦОКО» для Акользиной С.С. не является, не может свидетельствовать о неправомерности решения, поскольку данная организация предоставила в пенсионный орган сведения за июль, август 2022 о наличии выплат, на которые начисляются страховые взносы, а, кроме того, из представленного в материалы дела реестра страхователей, представивших сведения по форме СЗВ-М за июль, август 2022 года в отношении истицы указана организация КГКСУ «ЦОКО».

Разрешая требования истицы о возмещении расходов о взыскании с ответчиков госпошлины в размере 1331 руб. и удовлетворяя их частично, судебная коллегия считает, что взыскивая 300 руб. с КГКСУ «Центр оценки качества образования» в пользу Акользиной С.С., суд правомерно исходил из характера требований, подлежащих удовлетворению в отношении данного ответчика, а именно требований неимущественного характера, а отказывая во взыскании госпошлины с ОСФР по Красноярскому краю, суд правомерно указал, что в силу п.19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ пенсионный орган освобожден от уплаты госпошлины.

Судебная коллегия не принимает во внимание как необоснованные доводы апелляционной жалобы пенсионного органа о несогласии с решением суда в связи с тем, что по представленным страхователем КГКСУ «Центр оценки качества образования» формам СЗВ-ТД и СЗВ-М истица осуществляла трудовую деятельность в июле и августе 2022 года, поскольку в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что истица ни в июле, ни в августе 2022 года не привлекалась к работе ППЭ, а указанные выплаты за данную работу в июле и в августе 2022 года не свидетельствуют об ее участии в проведении государственной итоговой аттестации.

При указанных выше обстоятельствах судебная коллегия считает возможным согласиться с решением суда первой инстанции.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю - Гребенниковой М.В. - без удовлетворения.

Председательствующий: Киселева А.А.

Судьи: Белякова Н.В.

Абрамович В.В.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.05.2023.

33-6321/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Акользина Светлана Сергеевна
Ответчики
ККСУ Центр оценки качества образования
ГУ ОПФ РФ
Другие
Министерство образования Красноярского края
МАОУ Школа № 17
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Белякова (Ломова) Наталия Витальевна
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
24.05.2023Судебное заседание
06.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2023Передано в экспедицию
24.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее