Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2017 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Гараниной С.А.
при секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> гражданское дело по иску ФИО1 к УМВД России по <адрес> о взыскании компенсации за найм жилого помещения и морального вреда
установил:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском к УМВД России по <адрес>, мотивировав его следующим.
Истец до ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в должности главного бухгалтера Управления МВД России по городу Иваново, сотрудники которого с ДД.ММ.ГГГГ в связи с проведением ликвидационных мероприятий выведены в распоряжение вышестоящей организации (УМВД России по <адрес>).ДД.ММ.ГГГГ истцом в жилищно-бытовую комиссию Управления МВД России по городу Иваново направлялся рапорт со всеми необходимыми документами на получение компенсации за найм жилого помещения в соответствии с Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1228 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел". Компенсации подлежали периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 79800 руб. (3600 руб. * 22 мес. + 3600 *5 / 30 = 79800 руб.). ДД.ММ.ГГГГ истице стало известно, что на заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в получении данной компенсации ввиду того, что периоды компенсации относятся не к 2016 г., а более ранним периодам времени. Отказ в выплатах неправомерен, т.к. Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1228 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) не предполагает каких-либо временных ограничений для заявления сотрудником права на получение компенсации. На основании изложенного, просила взыскать с Управления МВД России по городу Иваново в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 2000,00 рублей. и компенсацию за найм жилья в размере 79800 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика УМВД России по <адрес> по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в возражениях на иск, в которых указала следующее.
Согласно договору найма от ДД.ММ.ГГГГ и пояснениям, данным ФИО1 в судебном заседании, мать истицы является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, где ФИО1 была зарегистрирована по месту жительства (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), ФИО1 является членом семьи собственника, имеет право пользования данным жилым помещением, а также имеет возможность ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение, то в силу ч.2 ст.8 Закона о соцгарантиях сотрудником, не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту службы, признана быть не может.
В силу пункта 4 статьи 8 Закона о соцгарантиях право на получение выплаты в размере денежной компенсации за наем жилого помещения предоставляется сотруднику, не имеющему в пользовании жилого помещения, только в случае, если сотрудника невозможно обеспечить по месту службы служебным жилым помещением. Как пояснила истица в судебном заседании за предоставлением жилого помещения в специализированном жилищном фонде она не обращалась, хотя возможность предоставления такого жилого помещения через вышестоящий орган внутренних дел, а именно УМВД России по <адрес>, имелась. Таким образом, принадлежащее ей право на обеспечение служебным жильем ФИО1 реализовала по своему усмотрению и оснований для оплаты расходов по найму жилого помещения у Управления МВД России по городу Иваново не имеется.
Управление МВД России по городу Иваново является бюджетной организацией, и в своей деятельности обязано руководствоваться требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации. В силу пункта 21 Положения об Управлении МВД России по городу Иваново, утвержденного приказом УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление МВД России по городу Иваново является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, осуществляет полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учета и предоставление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции, иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств. Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что Управление МВД России по городу Иваново как получатель и распорядитель бюджетных ассигнований, администратор доходов федерального бюджета исполняет бюджетные обязательства в пределах бюджетных ассигнований, выделенных ему в текущем финансовом году. Пунктом 4 Правил прямо предусмотрено, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на текущее содержание федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят службу сотрудники.
Истицей в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих, что она обращалась в Управление МВД России по городу Иваново с рапортом о выплате ей денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за 2013, 2014, 2015 годы. Таким образом, ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ годах отказалась от реализации принадлежащего ей права на получение вышеуказанной компенсации в связи с заключением договора найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, и оснований для оплаты ей расходов по найму данного жилого помещения за указанный в иске период у Управления МВД России по городу Иваново не имеется.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, приходит к следующему.
Судом установлено, что Приказом УМВД России по <адрес> от 09.08.2011г. № л/с ФИО1 была назначена на должность главного бухгалтера УМВД по городу Иваново ( л.д. 69).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с рапортом на имя в.р.и.о.начальника УМВД России по <адрес>, в котором просила произвести выплату компенсации за найм жилья в период с ДД.ММ.ГГГГ., указав, что собственного жилья не имела, проживала по договору найма по адресу: <адрес> (л.д. 34). К рапорту истицей был приложен договор найма от 31.12.2012г., заключенный между наймодателем ФИО4 и нанимателем ФИО1 на срок- три года, в котором установлен размер платы за найм жилья в сумме- 3600 руб. в месяц, а также справки из ЕГРП и ФГУП «Ростехинвентаризация» о том, что истице и членам ее семьи (детям ФИО5 и ФИО6) не принадлежат объекты недвижимости на праве собственности ( л.д. 34-39).
Из протокола заседания комиссии по жилищно-бытовым вопросам УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что комиссия решила отложить рассмотрение вопроса о назначении ежемесячной выплаты денежной компенсации за поднаем жилого помещения ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ. с целью направления запроса в МВД РФ о праве ФИО1 претендовать на получение данной выплаты. Из протокола заседания комиссии по жилищно-бытовым вопросам УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что комиссия решила отложить рассмотрение вопроса о назначении ежемесячной выплаты денежной компенсации за поднаем жилого помещения ФИО1 ввиду того, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. ответ из ФЭД МВД РФ по данном вопросу не поступал ( л.д. 81-85).
В соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, ежемесячно выплачивает сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Из объяснений истца следует, что она не обращалась в УМВД России по <адрес> с просьбой предоставить ей служебное жилое помещение. Вместе с тем, ответчиком представлены сведения о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. в специализированном жилищном фонде УМВД России по <адрес> имелись служебные квартиры, которые могли бы быть предоставлены истице (л.д. 94). Однако истица своим правом на обеспечение служебным жилым помещением не воспользовалась, с заявлением о предоставлении ей служебного жилого помещения не обратилась, объяснив это в судебном заседании тем, что ей не было известно о наличии служебных жилых помещений, а также удаленностью данных жилых помещений от детских дошкольных учреждений, посещаемых детьми истицы. Между тем, из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что компенсация за найм жилья выплачивается сотруднику, не имеющему жилого помещения, только при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда. Указанные истицей доводы не являются основанием для предоставления ей компенсационной выплаты.
Пунктом 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Таким образом, принадлежащее ей право на обеспечение служебным жильем истица не реализовала по своему усмотрению и оснований для оплаты расходов по найму жилого помещения не имеется.
Порядок и размеры денежной компенсации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 228 "О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел".
Согласно пп. 2, 4 вышеназванных Правил денежная компенсация выплачивается сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, если ему не было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда, формируемого Министерством внутренних дел Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Для получения денежной компенсации сотрудник подает рапорт на имя руководителя органа, подразделения, организации или учреждения, в котором он проходит службу, с подтверждающими право на получение компенсации документами.
Рапорт и документы, указанные в пункте 4 настоящих Правил, в месячный срок рассматриваются жилищной (жилищно-бытовой) комиссией, создаваемой приказом руководителя органа. На основании решения жилищной (жилищно-бытовой) комиссии издается приказ руководителя органа о выплате денежной компенсации, в котором указываются срок выплаты и размер денежной компенсации (пп. 6, 7 Правил).
В соответствии с п. 8 Правил денежная компенсация выплачивается по месту службы сотрудника за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц.
Таким образом, возмещение сотруднику органа внутренних дел затрат, понесенных по договору найма (поднайма) жилого помещения, носит заявительный и компенсационный характер.
УМВД России по <адрес> является бюджетной организацией, и в своей деятельности обязано руководствоваться требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 21 Положения об Управлении МВД России по городу Иваново, утвержденного приказом УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление МВД России по городу Иваново является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, осуществляет полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учета и предоставление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции, иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств.
Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что УМВД России по <адрес> как получатель и распорядитель бюджетных ассигнований, администратор доходов федерального бюджета исполняет бюджетные обязательства в пределах бюджетных ассигнований, выделенных ему в текущем финансовом году.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1228 предусмотрено, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на текущее содержание федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят службу сотрудники.
Истица не оспаривала, что она не обращалась в УМВД России по <адрес> с рапортом о выплате ей денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в течение 2013-2015гг. Учитывая изложенное, на стороне ответчика не возникло обязательство по выплате истице спорной компенсации за истекшие 2013-2015 финансовые годы. В связи с этим, оснований для оплаты ей расходов по найму данного жилого помещения за указанный в иске период не имеется.
Из положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» следует, что сотрудник органов внутренних дел и члены его семьи реализуют право на обеспечение жилым помещением путем:
-предоставления служебного жилого помещения, а при его отсутствии компенсации за найм жилья;
-получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
-предоставления жилого помещения в собственность или по договору социального найма.
Согласно ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Из материалов дела следует, что на основании Распоряжения МВД России от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО1 была предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения либо строительства жилого помещения в сумме 2145323,25 руб., которую она получила ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 49,50). ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 заключила договор долевого участия в строительстве квартиры по адресу: <адрес> зорь, <адрес> использованием данной выплаты. ДД.ММ.ГГГГ. квартира по адресу: <адрес> зорь, <адрес> была передана ФИО8 по акту приема- передачи. ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрировано право собственности ФИО1 на данное жилое помещение ( л.д. 40). Таким образом, ФИО1 еще в 2012г. было реализовано ее право на обеспечение государством жилым помещением путем получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В связи с этим основания для предоставления ей дополнительных социальных гарантий в виде компенсационных выплат за найм жилья отсутствуют.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к УМВД России по <адрес> о взыскании компенсации за найм жилого помещения и морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.
Председательствующий судья: С.А.Гаранина
Решение суда в окончательной форме принято 17.04.2017г.