Дело № 2а-275/2022
УИН 74RS0030-01-2021-006460-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 февраля 2022 года г.Магнитогорск
Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего Исаевой Ю.В.,
при секретаре Самаркиной А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Челябинской области к Черешневу В.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 17 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском к Черешневу В.В. о взыскании пени по транспортному налогу с физических лиц, начисленных на недоимку 2018 года в размере 17250 руб. за период с 04 февраля 2020 года по 21 октября 2020 года, в размере 485,57 руб., ссылаясь на то, что административный ответчик являлся собственником транспортного средства, обязанность по уплате транспортного налога им не исполнена.
Межрайонная ИФНС России № 17 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском к Черешневу В.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 17250 руб., пени по транспортному налогу за период с 03 декабря 2019 года по 03 февраля 2020 года в размере 228,28 руб.
В обоснование требований указано, что Черешнев В.В. являлся собственником транспортного средства, указанного в налоговом уведомлении, обязан платить установленные законом налоги и сборы. На дату составления заявления ответчиком не исполнены требования налогового органа по уплате налога и пени.
Определением судьи Правобережного районного суда г.Магнитогорска от 11 января 2022 года указанные дела объединены в одно производство.
Представитель административного истцам Межрайонной ИФНС № 17 по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Административный ответчик Черешнев В.В. судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки в суд не сообщил.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Положения ст.3, ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают обязанность каждого налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы. В силу 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектом налогообложения, в соответствии с положениями ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.6 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьями 52 (пункт 4) и 69 (пункт 6) Налогового кодекса РФ законодатель установил презумпцию получения налогоплательщиком налогового уведомления и требования об уплате налога, направленных ему по почте заказанными письмами.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Черешнев В.В. в 2018 году являлся собственником транспортного средства Л., государственный регистрационный знак №.
Согласно налоговому уведомлению № от 23 августа 2019 года Черешневу В.В. был начислен транспортный налог за 2018 год в размере 17250 руб. (л.д. 40, 41).
В связи с несвоевременной оплатой транспортного налога Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области Черешневу В.В. были начислены пени по транспортному налогу на недоимку за 2018 год за период с 03 декабря 2019 года по 03 февраля 2020 в размере 228,28 руб. (л.д. 44).
В требовании № от 04 февраля 2020 года об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 04 февраля 2020 года, направленном в адрес Черешнева В.В., ему указывалось на необходимость в срок до 17 марта 2020 года произвести оплату транспортного налога в размере 17250 руб., пени по транспортному налогу в сумме 228,28 руб. (л.д. 42, 43).
В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы недоимки и пени административным ответчиком в установленный срок уплачены не были, 15 апреля 2020 года Межрайонная ИФНС № 17 по Челябинской области обратилась к мировому судье судебного участка № 3 Правобережного района г. Магнитогорска с заявлением о вынесении судебного приказа (л.д. 83-84).
23 апреля 2020 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с Черешнева В.В. задолженности по транспортному налогу 17 250 руб., пени 228,28 руб. (л.д. 85-86).
03 сентября 2021 года данный судебный приказ отменен мировым судьей в связи с поступлением от Черешнева В.В. возражений относительно исполнения судебного приказа (л.д. 39, 87).
В связи с несвоевременной оплатой транспортного налога Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области Черешневу В.В. были начислены пени по транспортному налогу на недоимку за 2018 год за период с 04 февраля 2020 года по 31 марта 2020 года в размере 197,51 руб. (л.д. 17-18).
В требовании № от 01 апреля 2020 года об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 04 апреля 2020 года, направленном в адрес Черешнева В.В., ему указывалось на необходимость в срок до 15 мая 2020 года произвести оплату пени по транспортному налогу в сумме 197,51 руб. (л.д. 14, 15-16).
В связи с несвоевременной оплатой транспортного налога Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области Черешневу В.В. были начислены пени по транспортному налогу на недоимку за 2018 год за период с 01 апреля 2020 года по 21 октября 2020 года в размере 285,06 руб. (л.д. 22-23).
В требовании № 75425 от 22 октября 2020 года об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 22 октября 2020 года, направленном в адрес Черешнева В.В., ему указывалось на необходимость в срок до 23 ноября 2020 года произвести оплату пени по транспортному налогу в сумме 285,06 руб. (л.д. 19, 20-21).
В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы пени по транспортному налогу административным ответчиком в установленный срок уплачены не были, 10 декабря 2020 года Межрайонная ИФНС № 17 по Челябинской области обратилась к мировому судье судебного участка № 3 Правобережного района г. Магнитогорска с заявлением о вынесении судебного приказа (л.д. 63-64).
17 декабря 2020 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с Черешнева В.В. пени по транспортному налогу в общей сумме 5080,90 руб. (л.д. 65-66).
03 сентября 2021 года данный судебный приказ отменен мировым судьей в связи с поступлением от Черешнева В.В. возражений относительно исполнения судебного приказа (л.д. 9).
В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены и при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.
В Правобережный районный суд г.Магнитогорска в порядке административного искового производства о взыскании задолженности по уплате налога, пени, налоговый орган обратился в установленный ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок - 09 декабря 2021 года (л.д. 3, 33).
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставлено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
С учетом пп. 1, 6 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, а также для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
В порядке п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд обшей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Абзацем 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее ести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о впускании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по смыслу указанных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.
Срок для обращения административного истца с иском по требованию № от 04 февраля 2020 года должен был истечь 17 сентября 2020 года.
С заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье административный истец обратился 15 апреля 2020 года, то есть в предусмотренный законом срок.
Срок для обращения административного истца с иском по требованию № от 01 апреля 2020 года должен был истечь 15 ноября 2023 года, по требованию № от 22 октября 2020 года - 23 мая 2024 года.
С заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье административный истец обратился 10 декабря 2020 года, то есть в предусмотренный законом срок.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Представленный административным истцом расчет пени судом проверен, соответствует действующему законодательству, арифметически верен.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 17250 руб., пени по транспортному налогу с физических лиц, начисленные на недоимку 2018 года за период с 03 декабря 2019 года по 03 февраля 2020 года, в размере 228,28 руб., пени по транспортному налогу с физических лиц, начисленные на недоимку 2018 года за период с 04 февраля 2020 года, по 21 октября 2020 года в размере 485,57 руб., всего 17 960,85 руб.
В соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст. 175-178, 293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
Взыскать с Черешнева В.В., проживающего по адресу: Челябинская область, г.Магнитогорск, <адрес> в пользу Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области:
- недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 17250 руб.,
- пени по транспортному налогу с физических лиц, начисленные на недоимку 2018 года за период с 03 декабря 2019 года по 03 февраля 2020 года, в размере 228,28 руб.,
- пени по транспортному налогу с физических лиц, начисленные на недоимку 2018 года за период с 04 февраля 2020 года по 21 октября 2020 года, в размере 485,57 руб., всего 17 960,85 руб.
Взыскать с Черешнева В.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме принято 28 февраля 2022 года.