УИД 57RS0(номер обезличен)
производство №-2а-339/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2022 г. город Орел
Заводской районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Щербакова А. В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орлу к Некрасову Леониду Алексеевичу о недоимки по единому налогу на вмененный доход,
установил:
административный истец, инспекция Федеральной налоговой службы по городу Орлу (далее – ИФНС), обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Некрасову Л.А. заявив требования о взыскании задолженности по налогу. В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (далее - ИП) в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) и являлся плательщиком единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД).
Некрасов Л.А. представил декларацию по ЕНВД за 4 квартал 2015 г. на сумму налога в 4573 рубля, однако, указанный налог не уплатил.
В связи с этим в его адрес было направлено требования (номер обезличен) по состоянию на (дата обезличена) об уплате ЕНВД в размере 4573 рубля, со сроком уплаты до (дата обезличена).
В связи с неисполнением требования, ИФНС России по (адрес обезличен) обратилась к мировому судье судебного участка №-(адрес обезличен) с заявлением о вынесении судебного приказа, определением которого от (дата обезличена) в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано.
Административный истец обратился в суд с настоящим иском и просил взыскать с административного ответчика недоимку по ЕНВД в размере 4573 рубля.
Рассмотрев административный спор в порядке упрощенного (письменного) производства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичную норму содержит пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 НК РФ).
В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 1 статьи 346.26 НК РФ, в редакции, действовавшей на период спорных правоотношений).
В силу нормы подпункта 5 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее в настоящей главе - единый налог) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Согласно пункту 4 статьи 346.26 НК РФ, уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).
Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).
Налогоплательщиками ЕНВД, как это установлено пунктом 1 статьи 346.28 НК РФ, являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.29 НК РФ, объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика, а налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (пункт 2 статьи 346.29 НК РФ).
Статьей 346.30 НК РФ установлено, что налоговым периодом по единому налогу признается квартал.
Согласно пункту 1 статьи 346.32 НК РФ, уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 346.32 НК РФ закреплено, что налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Судом установлено, что административный ответчик Некрасов Л.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) и являлся плательщиком ЕНВД.
Административный ответчик Некрасов Л.А. представил декларацию по ЕНВД за 4 квартал 2015 г. на сумму налога в 4573 рубля, однако, указанный налог не уплатил.
В связи с этим Инспекцией в его адрес было направлено требование (номер обезличен) по состоянию на (дата обезличена) об уплате ЕНВД в размере 4573 рубля, со сроком уплаты до (дата обезличена).
В связи с неисполнением требования, ИФНС России по (адрес обезличен) обратилась к мировому судье судебного участка №-(адрес обезличен) с заявлением о вынесении судебного приказа, определением которого от (дата обезличена) в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано.
В силу пункта 6 статьи 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения, и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 48 НК РФ определено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
(дата обезличена) административный истец обратился за выдачей судебного приказа, однако, определением мирового судьи в выдаче судебного приказа было отказано в связи с пропуском Инспекцией срока исковой давности.
В суд с настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился одновременно заявив с ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения с настоящим требованием.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на время спорных правоотношений), заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Разрешая заявленное налоговым органом ходатайство применительно к положениям пункта 2 статьи 48 НК РФ, суд не находит оснований для восстановления пропущенного Инспекцией срока для обращения с административным иском в суд.
Требованием (номер обезличен) от (дата обезличена) был установлен срок уплаты до (дата обезличена).
Таким образом, обращение к мировому судьей за выдачей судебного приказа (дата обезличена) имело место с пропуском установленного законом 6-месячного срока.
Судом установлено, что пропуск срока не является незначительным, а кроме того, суду не представлено доказательств совершения административным истцом в данный период действий, направленных на взыскание задолженности по сборам.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ определено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Совокупность изложенных обстоятельств, а также отсутствие установленных в судебном заседании уважительных причин пропуска административным истцом установленного законом срока для обращения с иском в суд, позволяет суду прийти к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд
решил:
в удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Орлу к Некрасову Леониду Алексеевичу о недоимки по единому налогу на вмененный доход, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда через Заводской районный суд (адрес обезличен) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Решение может быть отменено по ходатайству заинтересованного лица с возобновлением рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья: