Дело № 2-1718/2024
УИД: 22RS0068-01-2024-000131-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 февраля 2024 года город Барнаул
Центральный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Неустроевой С.А.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФИО5 о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на ФИО5 в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке провести инвентаризацию источников выбросов в атмосферный воздух, осуществить постановку на государственный учетом объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; провести должностным лицам специальную подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка требований природоохранного законодательства.
Установлено, что в результате хозяйственной деятельности у ФИО5 образуются отходы I–IV класса опасности от образовательной деятельности, деятельности по уборке помещений и прилегающий территории, кроме того ответчик имеет стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – гаражные помещения, вытяжные зонты.
Данные объекты являются источником выбросов в атмосферный воздух, что отвечает признакам объекта негативного воздействия на окружающую среду, а именно наличию источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
От деятельности источников выбросов в атмосферный воздух выбрасываются следующие вещества: двуокись углерода, окись углерода, углеводороды, неметановые летучие органические соединения, метан, аммиак, сажа, свинец и другие.
Вместе с тем, в ФИО5 инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ от источников выбросов – гаражное помещение, не произведена, на государственный учет указанные объекты в качестве объектов негативного воздействия на окружающую среду в соответствие с нормами законодательства не поставлены.
Кроме того, должностные лица ФИО5 не имеют специальной подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Документы, подтверждающие обучение, на момент проверки не представлены.
Несоблюдение названных требований природоохранного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель процессуального истца прокурор ФИО2 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований. Однако, дополнительно пояснила, что все указанные работы не представляется выполнить из-за финансирования, в связи с чем просила предоставить отсрочку исполнения решения суда до марта 2025 года.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Согласно ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из положений Конституции Российской Федерации следует, что праву каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58).
Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона об охране окружающей среды, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 Закон об охране окружающей среды).
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц. оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательной оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также обязательности участия юридических и физических лиц в деятельности по охране окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 30 Закона об охране атмосферного воздуха) определено, что юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух (абзац второй); планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов (абзац пятый); осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (абзац седьмой); предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха (абзац пятнадцатый).
В соответствии с частью 8 статьи 15 Федеральным законом от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 96-ФЗ в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него. Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 2).
В силу пункта 1 статьи 12 Закона об охране атмосферного воздуха в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов.
Согласно статье 22 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения (пункт 1).
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4).
С 1 марта 2022 г. действует Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 г. N 871 (далее - Порядок N 871).
Пунктом 3 Порядка N 871 было предусмотрено, что при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), систематизируются и документируются полученные результаты.
В соответствии с пунктом 45 Порядка N 871 корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется, в том числе в случае выявления при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического надзора несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявление неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ (далее - загрязняющие вещества).
Корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 45 настоящего Порядка. Для случаев, указанных в пункте 46 настоящего Порядка, необходима также подготовка предложений для разработки новых нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
В силу п. 1 ст. 69 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
В силу статьи 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под источником выброса понимается сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества; под стационарным источником - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
Пунктом 1 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно п. 2 указанной статьи постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Как следует из материалов дела и установлено судом ФИО5 является юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность с использованием стационарных источников, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по соблюдению ответчиком исполнения законодательства об охране и использования недр, водного законодательства. Из акта проверки соблюдения природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ следует, что искусственное освещение в помещения осуществляется с помощью светодиодных ламп, отопление помещений осуществляется с использованием централизованной системы отопления. В результате хозяйственной деятельности образуются отходы I-IV класса опасности от образовательной деятельности, деятельности по уборке помещений и прилегающей территории. Также имеется стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – гаражное помещение, вытяжные зонты.
Согласно справке, содержащейся в материалах дела, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в «Реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду не значатся.
Ответчиком в нарушение требований, закрепленных п. 2 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды, не поставлен на государственный учет эксплуатируемый объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
Названные обстоятельства, указывающие на нарушение требований, установленных частью 1, 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ стали основанием для вынесения уполномоченным должностным лицом - государственным инспектором Алтайского края в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ постановления № о признании руководителя административно-хозяйственной службы ФИО5 ФИО3 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ (невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду), с назначением административного наказания в виде предупреждения.
С учетом наличия у ответчика стационарных источников выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не исполнения ответчиком требований действующего законодательства, требования о проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и осуществлении постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, суд приходит выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в данной части.
Согласно пункту 1 статьи 73 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Пунктом 2 ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Необходимость данной подготовки связана, в частности, с возложенной на данных субъектов обязанностью по осуществлению производственного экологического контроля.
Специалистами являются лица, на которые возложены нормативно-правовым актом или индивидуально правоприменительным актом (распоряжением) функции по принятию и реализации экологозначимых решений, соблюдению экологических требований, нормативов, стандартов и т.п., проведению организационных и иных мероприятий по охране окружающей среды, предотвращению ее загрязнения, обеспечению экологической безопасности работников данной организации/предприятия, населения и территории.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлен факт нарушения требований ч. 1 ст. 73 Закона N 7-ФЗ, не осуществления мер по исполнению требований федерального природоохранного законодательства.
Поскольку сотрудники, ответственные за принятие решений, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, не прошли обучение, подтверждающее профессиональную подготовку в области охраны окружающей среды и природопользования требований прокурора в данной части также подлежат удовлетворению.
Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
С учетом изложенного, заявленные требований подлежат удовлетворению в полном объеме.
Частью 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право суда установить конкретный срок совершения действий, к совершению которых присужден ответчик, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.
Рассматривая ходатайство ответчика об отсрочке исполнения решения, суд исходит из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса интересов сторон, в связи с чем суд считает возможным установить 9-ти месячный срок исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░5 (░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░5 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 9 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 01.03.2024.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░