Дело № 2а-1518/2021
66RS0003-01-2021-000563-76
Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2021 года
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 18 мая 2021 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при секретаре судебного заседания Примаковой Д.С., с участием представителя административного ответчика Кувалдина С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Екатеринбурга к Львову Борису Марковичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указала, что Львов Б.М. является собственником имущества, в связи с чем ему начислен налог на имущество физических лиц за 2014-2018 год. Налог на имущество Львовым Б.М. не уплачен. Налоговым органом в связи с неуплатой налога выставлены требования № 46950 по состоянию на 12 апреля 2019 года и № 118263 по состоянию на 25 декабря 2019 года, которые направлены через личный кабинет налогоплательщика. Задолженность по налогу не погашена, в связи с чем налогоплательщику начислены пени. Просит взыскать с Львова Б.М. задолженность по налогу на имущество за 2014-2018 года за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банках, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплат налога, сбора, пени в сумме 3030 рублей 77 копеек, в том числе налог в размере 2447 рублей, пени в размере 583 рубля 77 копеек.
В судебное заседание представитель ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В административном исковом заявлении просит рассматривать его в отсутствие представителя инспекции.
Административный ответчик Львов Б.М. в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Воспользовался правом вести дело через представителя.
Судом определено рассматривать дело при данной явке.
Представитель административного ответчика Кувалдин С.Н., действующий на основании ордера и доверенности, представил возражения на требования налогового органа, согласно которым административным истцом пропущен срок для обращения в суд. Львов Б.М. не активировал личный кабинет налогоплательщика и не получал требования об уплате налога. Львов Б.М. является пенсионером и имеет льготы. Просит в удовлетворении требований отказать.
В судебном заседании представитель административного ответчика Кувалдин С.Н. возражения поддержал.
Исследовав материалы дела, оценив допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество относится к местным налогам.
Согласно ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
В силу ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из материалов дела следует, что Львов Б.М. является собственником недвижимого имущества – квартиры по адресу *** кадастровый номер ***, площадью 49,60 кв.м.
Налоговые ставки году на территории г. Екатеринбурга установлены Решением Екатеринбургской городской думы от 25 ноября 2014 года № 32/24 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования «город Екатеринбург» налога на имущество физических лиц».
Срок уплаты налога – не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным периодом.
Согласно налоговому уведомлению № 12230550 от 10 июля 2017 года, Львову Б.М. начислен налог за 2016 год на указанную квартиру 5049 рублей. Также осуществлен перерасчет на данную квартиру за 2014-2015 год, налог на имущество начислен 3269 рублей за 2014 год и 4064 рублей за 2015 год. Налоговое уведомление направлено Львову Б.М. почтой 18 июля 2017 года. Срок уплаты налога 01 декабря 2017 года.
Согласно налоговому уведомлению № 22611625 от 04 июля 2018 года, Львову Б.М. начислен налог за 2017 год на указанную квартиру 5569 рублей. Налоговое уведомление направлено Львову Б.М. через личный кабинет налогоплательщика. Срок уплаты не позднее 03 декабря 2018 года.
Согласно налоговому уведомлению № 10320561 от 15 августа 2019 года, Львову Б.М. начислен налог за 2018 год на указанную квартиру 2447 рублей. Налоговое уведомление направлено Львову Б.М. через личный кабинет налогоплательщика. Срок уплаты не позднее 02 декабря 2019 года.
В соответствии с п. 1-4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику выставлено требование № 46950 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 12 апреля 2019 года, согласно которому у административного ответчика имеется недоимка по уплате налога на имущество в размере 4064 рубля, пени 429 рублей 86 копеек, также недоимка по уплате налога на имущество в размере 5569 рублей, пени 142 рубля 43 копейки. Срок для добровольного удовлетворения требования 23 мая 2019 года. Требование направлено Львову Б.М. через личный кабинет налогоплательщика.
В требование № 46950 включены налог за 2015 год по налоговому уведомлению от 10 июля 2017 года 4064 рубля, налог за 2014 год по этому же налоговому уведомлению 3269 рублей, налог за 2016 год по этому же налоговому уведомлению 5049 рублей, налог за 2017 год по требованию от 07 июля 2018 в размере 5569 рублей, пени на указанные суммы.
Административному ответчику выставлено требование № 118263 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 25 декабря 2019 года, согласно которому у административного ответчика имеется недоимка по уплате налога на имущество в размере 2447 рублей, пени 11 рублей 48 копеек. Срок для добровольного удовлетворения требования 26 февраля 2020 года. Требование направлено Львову Б.М. через личный кабинет налогоплательщика.
В требование № 118263 включены налог за 2018 год по налоговому уведомлению от 25 мая 2019 года 2447 рублей, пени на указанную сумму 11 рублей 48 копеек.
В силу ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Поскольку в рассматриваемом споре предметом взыскания является неисполнение налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога за один налоговый период с одним сроком уплаты налога, то в данном случае положения абзаца ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации не могут быть применены, соответственно подлежит применению общий шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования.
Как уже было отмечено выше, срок исполнения требования № 46950 – 23 мая 2019 года, соответственно конечный день для обращения в суд для взыскания налога 23 ноября 2019 года, административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций 11 августа 2020 года, то есть по истечению шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования.
Не соблюдение срока, установленного для обращения в суд, нельзя мотивировать высокой загруженностью и проведением работы по взысканию налогов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов. Объективно следует исходить из того, что никаких уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренные законом сроки обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, а в последующем с административным исковым заявлением, не имелось.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Суд учитывает, что в деятельности налоговой инспекции должно быть преобладающим абсолютное и неукоснительное соблюдение установленных сроков, восстановление которых не может быть исключено, но только в крайне редких ситуациях и с учетом совокупности всех обстоятельств дела. С учетом длительности пропуска срока на обращение в суд (шестимесячный срок истек 23 ноября 2019 года, налоговая инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям 11 августа 2020 года), отсутствуют какие-либо законные основания для восстановления срока, установленного ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Срок исполнения требования № 118263 – 26 февраля 2020 года, соответственно конечный день для обращения в суд для взыскания налога 26 августа 2020 года, административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций 11 августа 2020 года, то есть в пределах установленного шестимесячного срока.
Судебный приказ отменен определением от 04 сентября 2020 года, административное исковое заявление к Львову Б.М. подано 02 февраля 2021 года, в установленный ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок.
Таким образом, в установленные сроки налоговый орган обратился за взысканием налога на имущество за 2018 год в размере 2447 рублей, пени на эту сумму 11 рублей 48 копеек.
В силу пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Доступ налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика на момент возникновения спорных правоотношений осуществлялся в соответствии с Приказом ФНС России от 30 июня 2015 года № ММВ-7-17/260@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика».
Указанным Порядком ведения личного кабинета налогоплательщика, в числе прочего, установлен порядок осуществления доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика (раздел IV).
Так, в соответствии с пунктом 9 Порядка, для доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика указанным лицом представляется заявление о доступе к личному кабинету налогоплательщика (далее - Заявление) по форме согласно приложению № 1 к названному Порядку в любой налоговый орган независимо от места его учета (за исключением инспекций Федеральной налоговой службы, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами).
Для обеспечения доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании Заявления представляет налогоплательщику регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика (далее - Регистрационная карта) по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный налогоплательщику пароль (пункт 10).
Согласно пункту 14 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, активация логина и первичного пароля осуществляется в течение одного часа с момента регистрации налогоплательщика в личном кабинете налогоплательщика. При этом при первом входе в личный кабинет налогоплательщика налогоплательщику необходимо сменить первичный пароль (пункт 15).
Первичный пароль действует в течение одного календарного месяца с даты регистрации налогоплательщика в личном кабинете налогоплательщика.
В случае, если смена первичного пароля не была осуществлена в течение одного календарного месяца, первичный пароль блокируется (пункт 16).
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что Львов Б.М. лично либо через представителя обращался в налоговый орган с заявлением о доступе к личному кабинету налогоплательщика, получил регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика, в которой указаны логин и первично присвоенный налогоплательщику пароль, затем произвел смену первичного пароля в течение одного календарного месяца с даты регистрации и осуществлял вход в личный кабинет в соответствии с Приказом ФНС России от 30 июня 2015 года № ММВ-7-17/260@.
Доказательств выдачи налогоплательщику регистрационной карты, равно как сведений о дате первичной регистрации Львова Б.М. в личном кабинете налогоплательщика, налоговым органом в суд не представлено. В качестве такого суд не может принять скриншот, представленный налоговым органом, поскольку первоначального заявления и регистрационной карты не представлено.
Административный ответчик в суде первой инстанции и суде апелляционной инстанции отрицал факт обращения с заявлением об открытии личного кабинета. Административным истцом данные доводы не опровергнуты, допустимых и достоверных доказательств открытия личного кабинета (заявление налогоплательщика, регистрационная карта) не представлено.
Учитывая, что на момент направления налоговым органом налогового уведомления и требования об уплате налогов за 2018 год, пени доказательств того, что Львов Б.М. обращался в налоговый орган с заявлением о доступе к личному кабинету налогоплательщика, а также направления требования иным способом (заказной корреспонденцией) административным истцом не представлено, в связи с чем суд полагает, что налоговым органом не доказано соблюдения процедуры принудительного взыскания, в связи с чем у административного истца отсутствует право на взыскание указанной недоимки в судебном порядке.
Учитывая изложенное, у суда отсутствуют и основания для удовлетворения требований административного истца о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 2447 рублей, пени 11 рублей 48 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░