Решение по делу № 33-4164/2022 от 29.08.2022

Судья Еина Н.Н.     Дело № 2-60/2022

УИД 35RS0021-01-2022-000089-74

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 сентября 2022 года № 33-4164/2022

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Махиной Е.С.

судей Образцова О.В., Вахониной А.М.,

при секретаре Рябининой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Вологодской области на решение Тарногского районного суда Вологодской области от 04 июля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Махиной Е.С., объяснения представителя Департамента здравоохранения Вологодской области Полозовой Н.В., прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., представителя Департамента имущественных отношений Вологодской области Викторовой М.Л., представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области Корешкова О.А., судебная коллегия

установила:

прокурор Тарногского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области «Тарногская центральная районная больница» (далее - БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ», учреждение, больница), Департаменту здравоохранения Вологодской области о понуждении устранить нарушения в области гражданской обороны.

Требования мотивированы тем, что БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» эксплуатирует защитное сооружение гражданской обороны (далее – ЗС ГО) второй категории (инв. № 868-36), находящееся в подвальном помещении лечебного корпуса учреждения здравоохранения, расположенного по адресу: Вологодская обл., Тарногский район, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2 «б». В ходе проведения проверки соблюдения законодательства о гражданской обороне выявлены факты непринятия ответчиком мер, направленных на использование по предназначению ЗС ГО. Инженерно-техническое состояние ЗС ГО является неудовлетворительным, к приему укрываемых оно не готово, ответчиком меры по приведению в нормативное состояние не принимаются.

С учетом уточнения исковых требований прокурор просил обязать БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» в срок до 01 июля 2023 года устранить нарушения требований при эксплуатации ЗС ГО (инв. № 868-36), находящееся в подвальном помещении лечебного корпуса учреждения здравоохранения, расположенного по адресу: Вологодская обл., Тарногский район, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2 «б», а именно:

1) выполнить при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности: требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их на режим защитного сооружения; условия для безопасного пребывания укрываемых в военное время; условия для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени; провести мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, систем фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, систем водоснабжения и канализации, энергетических устройств; провести техническое обслуживание технических систем защитных сооружений гражданской обороны, а также планово-предупредительный ремонт в полном объеме и с установленной периодичностью;

2) осуществить подготовку к проведению мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе:

- обеспечить обозначение защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями пункта 6.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее – Правила № 583);

- обеспечить обозначение маршрутов движения укрываемых к защитному сооружению гражданской обороны в соответствии с требованиями пункта 6.2.3 Правил № 583;

- разработать порядок заполнения защитного сооружения гражданской обороны укрываемыми в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон № 28-ФЗ), пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804 (далее – Положение № 804), пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14 ноября 2008 года № 687 (далее – Положение № 687), пунктов 6.1.1 - 6.1.4, 6.2.1 - 6.2.6, 6.3.1 - 6.3.6, 6.4.1 - 6.4.5 Правил № 583;

3) обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению; условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны в военное время; условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ; пункта 13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 (далее – Порядок № 1309); пунктов 2 - 15 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 июля 2005 года № 575 (далее – Порядок № 575).

Определением суда от 13 апреля 2022 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Территориальное управление Росимущества в Вологодской области, Департамент имущественных отношений Вологодской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Тарногского муниципального района, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее - ГУ МЧС России по Вологодской области), отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Нюксенскому и Тарногскому районам Управления МЧС России по Вологодской области (далее - ОНД и ПР по Нюксенскому и Тарногскому районам ГУ МЧС России по Вологодской области).

Решением Тарногского районного суда Вологодской области от 04 июля 2022 года исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены частично.

На БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» возложена обязанность в течение года с момента вступления данного решения в законную силу устранить нарушения требований при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны (инв. № 868-36), находящегося в подвальном помещении лечебного корпуса учреждения здравоохранения, расположенного по адресу: Вологодская обл., Тарногский район, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2 «б», а именно:

Выполнить при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности:

- требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их на режим защитного сооружения;

- условия для безопасного пребывания укрываемых в военное время;

- условия для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени;

- провести мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, систем фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, систем водоснабжения и канализации, энергетических устройств.

- провести техническое обслуживание технических систем защитных сооружений гражданской обороны, а также планово-предупредительный ремонт в полном объеме и с установленной периодичностью.

Осуществить подготовку к проведению мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе:

- обеспечить обозначение защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями пункта 6.2.1 Правил № 583;

- обеспечить обозначение маршрутов движения укрываемых к защитному сооружению гражданской обороны в соответствии с требованиями пункта 6.2.3 Правил № 583;

- разработать порядок заполнения защитного сооружения гражданской обороны укрываемыми в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ; пункта 10 Положения № 804; пункта 16.4 Положения № 687; пунктов 6.1.1 - 6.1.4, 6.2.1 - 6.2.6, 6.3.1 - 6.3.6, 6.4.1 - 6.4.5 Правил № 583).

Обеспечить:

- постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению;

- условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны в военное время;

- условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ; пункта 13 Порядка № 1309; пунктов 2 - 15 Порядка № 575.

В удовлетворении требований к Департаменту здравоохранения Вологодской области, Территориальному управлению Росимущества в Вологодской области, Департаменту имущественных отношений Вологодской области отказано.

В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Вологодской области просит отменить решение суда по мотиву неправильного применения норм материального права и несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Указывает, что выбранный прокурором способ защиты права не соответствует закону и характеру нарушенного права. В материалах дела отсутствует договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны. В ходе проведения проверки в отношении ЗС ГО в состав комиссии не включался специалист, обладающий техническими познаниями в области строительства, в акте обследования отсутствует подпись представителя учреждения. Обращает внимание, что на территории Тарногского муниципального района отсутствует риск возможного радиоактивного заражения. Для наибольшей работающей смены учреждения в военное время запланировано строительство быстровозводимых защитных сооружений, предоставление населению района средств коллективной защиты не является обязанностью учреждения. Ссылается на то, что объекты капитального строительства, в которых расположены объекты гражданской обороны, не могут относиться к объектам гражданской обороны. Паспорт ЗС ГО от 2016 года не содержит обязательных приложений, не подписан представителем учреждения, не согласован и не заверен должным образом, в паспорте не отражено состояние ЗС ГО, в котором оно находилось. Паспорт от 1983 года составлен на ЗС ГО, расположенное в здании, которое не передавалось в собственность субъекта Российской Федерации и на праве оперативного управления учреждению. Считает, что действующее законодательство относит защитные сооружения гражданской обороны к федеральной собственности.

В возражениях на апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Вологодской области, ГУ МЧС России по Вологодской области просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Департамент имущественных отношений Вологодской области в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает позицию Департамента здравоохранения Вологодской области.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Департамента здравоохранения Вологодской области Полозова Н.В. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.

Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Вологодской области Викторова М.Л. с доводами жалобы согласилась.

Истец прокурор прокуратуры Вологодской области Минина Н.В., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ МЧС России по Вологодской области Корешков О.А. просили решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Иные участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежаще.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, полагает решение суда принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.

Из материалов дела следует, что БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» согласно Уставу осуществляет в том числе организацию мероприятий по мобилизационной подготовке, гражданской обороне и экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях (пункт 2.3.1), учреждение обязано обеспечивать выполнение мероприятий по гражданской обороне (пункт 4.4) (том 1 л.д.12-24).

В реестре защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории Вологодской области, состоит ЗС ГО с инв. № 868-36, расположенное по адресу: Вологодская область, Тарногский район, с.Тарногский Городок, д.2 «б». Обозначено, что по указанному адресу располагается БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» (том 1 л.д.196).

В соответствии с Перечнем муниципальных учреждений, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 05 октября 2012 года № 1161, из муниципальной собственности Тарногского муниципального района в собственность Вологодской области передано в том числе здание больницы БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ», расположенное по адресу: Вологодская область, Тарногский район, с.Тарногский Городок, д.2 «б» (том 1 л.д.81-83). За БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» 30 января 2014 года зарегистрировано право оперативного управления на данное здание больницы, которое находится в собственности Вологодской области (том 1 л.д.80).

В здании больницы, в подвальном помещении, находится ЗС ГО (противорадиационное укрытие, далее ПРУ) инв. № 868-36.

В соответствии с паспортом ЗС ГО защитное сооружение (ПРУ) приписано Центральной районной больнице по адресу: Вологодская область, Тарногский район, с.Тарногский Городок, ул.Пограничная, д.2 «а» с назначением в мирное время – для хозяйственных целей, с указанными в паспорте техническими характеристиками, общей площадью 330 кв. м, вместимостью 300 человек, дата приемки в эксплуатацию - 22 декабря 1982 года, встроено в здание из трех этажей. Дата заполнения паспорта - 30 августа 1983 года. Паспорт подписан в том числе заместителем главного врача Центральной районной больницы (том 1 л.д.27).

По БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» 20 января 2012 года принят приказ № 55 «О специальной подготовке органов и учреждений здравоохранения района в 2012 году и задачах МС ГО на 2013 год», в соответствии с которым необходимо среди прочего противорадиационное укрытие и защитные сооружения привести в соответствие с технической документацией и закончить ремонт до 01 декабря 2012 года при наличии и выделения для этих целей необходимых материальных средств (том 1 л.д.39-40).

Согласно акту проверки содержания защитного сооружения гражданской обороне № 36/868 от 29 января 2014 года, инвентаризационной карточке № 36/868 от 29 января 2014 года ЗС ГО по адресу: Вологодская область, Тарногский район, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2 «а» эксплуатируется БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ», ограниченно готово к приему укрываемых, требует текущего ремонта, используется для нужд организации, статус ЗС ГО на момент инвентаризации соответствует учетным данным. Данная инвентаризационная карточка подписана в том числе руководителем БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» (том 1 л.д.192, 193-194).

Согласно паспорту ЗС ГО № 36/868 от июля 2016 года, подготовленному и заверенному печатью БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ», защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: Вологодская область, Тарногский район, с.Тарногский Городок, ул.Пограничная, д.2 «а», общей площадью 330 кв. м, вместимостью 300 человек, с назначением по проектной документации - процедурные кабинеты, подсобные помещения, приписано БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ», организация, эксплуатирующая ЗС ГО, - БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ», в паспорте указаны технические характеристики, защитное сооружение встроено в здание из трех этажей, дата приемки в эксплуатацию – 22 декабря 1982 года, к паспорту имеется приложение в виде копии поэтажного плана и экспликации помещений ЗС ГО (том 1 л.д.26, 28).

В акте инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения с инв. № 36/868 от 25 июля 2018 года, составленном с участием главного врача БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» и утвержденным начальником Департамента здравоохранения Вологодской области, указано, что защитное сооружение, расположенное по адресу: Вологодская область, Тарногский район, с.Тарногский Городок, ул.Пограничная, д. 2 «б», находится на балансе БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ», принято в эксплуатацию в 1982 году, состояние неудовлетворительное, к приему укрываемых не готово, требуется капитальный ремонт. В акте отражено, что организация не имеет потребности в ЗС ГО, угроза радиоактивного заражения отсутствует, защитное сооружение более 7 лет не готово к приему укрываемых, не соответствует требованиям, предъявляемым к ПРУ, не соответствует СНиП «Защитные сооружения гражданской обороны», предлагается снять его с учета (том 1 л.д.130).

Письмом ГУ МЧС России по Вологодской области» от 03 августа 2018 года в адрес Департамента здравоохранения Вологодской области направлен перечень объектов гражданской обороны, предложенных к снятию с учета, в который вошло ПРУ с инв. № 868-36, и направленный 16 октября 2017 года на согласование в центральный аппарат МЧС России.

Согласно акту проверки № 105 от 29 ноября 2021 года, проведенной ОНД и ПР по Нюксенскому и Тарногскому районам ГУ МЧС России по Вологодской области (том 1 л.д.42-46), предписанию ГУ МЧС России по Вологодской области № 105 от 29 ноября 2021 года со сроком исполнения до 26 сентября 2022 года (том 1 л.д.49-53), акту обследования ЗС ГО от 03 июня 2022 года, проведенного прокурором Тарногского района совместно с заместителем начальника ОНД и ПР по Нюксенскому и Тарногскому районам ГУ МЧС России по Вологодской области в присутствии представителя БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» (том 1 л.д.215-221), учреждением не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитное сооружение гражданской обороны с инв. № 868-36, расположенное по адресу: Вологодская область, Тарногский район, с.Тарногский Городок, ул.Пограничная, д. 2 «б». В связи с допущенными нарушениями БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ», его должностное лицо привлекались к административной ответственности (том 1 л.д.61-63, 64-66).

03 июня 2022 года в ходе проведения обследования выявлены многочисленные нарушения Правил № 583 при эксплуатации ЗС ГО, а именно: не выполняются в режиме повседневной деятельности требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их на режим защитного сооружения, условия для безопасного пребывания укрываемых в военное время, в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, не проводятся мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, систем фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, систем водоснабжения и канализации, энергетических устройств, не проводится техническое обслуживание технических систем защитных сооружений гражданской обороны, а также планово-предупредительный ремонт в полном объеме и с установленной периодичностью; не осуществлена подготовка к проведению мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе отсутствуют обозначение ЗС ГО, маршруты движения укрываемых к ЗС ГО, порядок заполнения ЗС ГО укрываемыми; не обеспечиваются постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению, условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО в военное время, в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

До настоящего времени выявленные нарушения в содержании защитного сооружения учреждением не устранены.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309, Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, оценив представленные доказательства, установив, что БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» владеет на праве оперативного управления защитным сооружением гражданской обороны с инв. № 36/868, который в установленном законом порядке не снят с учета, находится в состоянии, препятствующим использованию его для целей защиты укрываемых, пришел к выводу о возложении на учреждение обязанности устранить нарушения при содержании данного сооружения.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 28-ФЗ под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 6 указанного закона Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

На основании пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются: строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки; приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Пунктом 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687, предусмотрено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют в том числе основные мероприятия по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты: сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций; разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время; строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком № 1309; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций; разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.

Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309.

Пунктом 2 Порядка № 1309 предусмотрено, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Организации в числе прочего обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (пункт 10 Порядка № 1309).

При этом указанный пункт ссылки на организационно-правовые формы организаций не содержит, следовательно, данная обязанность возложена на все организации независимо от организационно-правовой формы.

В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (пункт 13 Порядка № 1309).

Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15 декабря 2002 № 583 (далее – Правила № 583), установлены требования к эксплуатации защитных сооружений, которые должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Данными Правилами предусмотрены требования к содержанию и эксплуатации защитных сооружений в режиме повседневной деятельности (пункт 3.2), периодичности оценок технического состояния ЗС ГО (пункт 4.1), оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств (пункт 4.2), системы фильтровентиляции и герметичности защитного сооружения (пункт 4.3), фильтров-поглотителей (пункт 4.4), систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств (пункт 4.5), техническому обслуживанию и ремонту технических систем (пункт 5.1), планово-предупредительному ремонту строительных конструкций (пункт 5.2), техническому обслуживанию средств связи и оповещения (пункт 5.3), мероприятия по подготовке защитных сооружений к приему укрываемых (пункт 6.1), обозначению защитных сооружений и маршрутов движения укрываемых к ним (пункт 6.2), порядок заполнения защитных сооружений укрываемыми (пункт 6.3), порядок размещения укрываемых в защитных сооружениях, санитарно-техническое требования к содержанию помещений (пункт 6.4).

Требования по содержанию и использованию ЗС ГО в мирное время определены в пунктах 2-15 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года № 575.

Согласно пункту 1.2 Правил № 583 требования данных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.

Статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.

В соответствии с пунктом 2.1 Правил № 583 учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.

В силу пункта 2.2 Правил № 583 документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.

Учитывая, что в настоящее время ЗС ГО состоит на учете в учреждении, который является балансодержателем и эксплуатирующей организацией защитного сооружения гражданской обороны, объект учтен в качестве защитного сооружения гражданской обороны в ходе проведенной инвентаризации, статус объекта гражданской обороны подтверждается паспортами ЗС ГО от 30 августа 1983 года, июля 2016 года, здание больницы, в котором располагается ЗС ГО, на праве оперативного управления передано учреждению, указанное защитное сооружение находится на балансе БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ», предписание ГУ МЧС России по Вологодской области от 29 ноября 2021 года по устранению нарушений требований в области гражданской обороны больницей не оспорено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ» обязанности устранить нарушения при содержании защитного сооружения гражданской обороны.

Доводы жалобы о том, что паспорт ЗС ГО от июля 2016 года имеет ненадлежащее оформление, в паспорте отсутствуют обязательные приложения (копия поэтажного плана и экспликации помещений), в паспорте указан иной адрес расположения защитного сооружения, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку помимо паспорта от июля 2016 года ЗС ГО удостоверено паспортом от 30 августа 1983 года, в котором также указано, что сооружение встроено в здание больницы из трех этажей и приписано Центральной районной больнице с.Тарногский Городок, паспорт 1983 года подготовлен и подписан руководителей больницы, на учете состоит объект ЗС ГО, расположенный по адресу: Вологодская область, с. Тарногский Городок, ул. Пограничная, 2 «б», где и располагается здание больницы. Кроме того, паспорт от июля 2016 года содержит печать учреждения. В названных паспортах обозначен одинаковый инвентарный номер ЗС ГО № 36/868.

Вопреки утверждениям апеллянта обязанность по разработке паспорта ЗС ГО и подготовке всей необходимой документации в соответствии с пунктами 1.3, 3.6 Правил № 583 лежит на организации, эксплуатирующей ЗС ГО. Исправления в части, касающейся буквы в номере дома здания, в котором располагается объект, подлежат внесению самим учреждением.

Доводы жалобы об отсутствии у больницы защитного сооружения гражданской обороны по адресу: Вологодская область, Тарногский Городок, ул.Пограничная, д.2 «б» несостоятельны, поскольку опровергаются материалами дела в совокупности. Учет спорного ЗС ГО подтвержден в ходе проводимых инвентаризацией защитных сооружений в 2014, 2018 г.г. При этом целями и задачами инвентаризации являются в том числе выявление фактического наличия ЗС ГО, их характеристики и сопоставление последних с учетными данными, сверка учетных сведений (Методические рекомендации по проведению инвентаризации ЗС ГО в Российской Федерации, утвержденные Росимуществом 29 мая 2013 года, МЧС России 17 мая 2013 года № 2-7-87-5-14).

Вопреки ссылкам подателя жалобы доказательств, свидетельствующих о том, что ЗС ГО поставлено на учет необоснованно, либо доказательств несоответствия спорных помещений понятию ПРУ, невозможности его использования в указанных целях материалы дела не содержат.

Указание представителем Департамента здравоохранения Вологодской области на отсутствие договора о правах и обязанностях в отношении объекта гражданской обороны, запланированное строительство быстровозводимых ЗС ГО основанием к отказу прокурору в иске не является, поскольку БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ», в оперативном управлении которого находится вверенное ему имущество, обязано содержать его в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, и в соответствии с требованиями нормативных технических документов.

Доводы жалобы о том, что защитное сооружение гражданской обороны относится к федеральной собственности, являются несостоятельными по следующим основаниям.

По информации ТУ Росимущества в Вологодской области в территориальной базе данных реестра федерального имущества информация об объекте недвижимости, расположенном по адресу: Вологодская область, с.Тарногский Городок, ул. Пограничная, д. 2 «б» (БУЗ ВО «Тарногская ЦРБ»), отсутствует.

Ссылка апеллянта на положения постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» ошибочна.

Нормы действовавшего в период до 01 января 1995 года Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года № 443-1 «О собственности РСФСР» предусматривали возникновение права собственности в РСФСР в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РСФСР (статья 2).

Статьей 23 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года № 443-1 «О собственности РСФСР» было предусмотрено, что в муниципальной собственности района, города и входящих в них административно - территориальных образований находятся имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления, средства местного бюджета и внебюджетных фондов, жилищный фонд, нежилые помещения в домах жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно - канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, городского электрического транспорта, объекты внешнего благоустройства) и другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание потребителей и находящиеся на территории Советов народных депутатов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о местном самоуправлении. В муниципальной собственности района, города и входящих в них административно - территориальных образований могут находиться предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленные, строительные и другие предприятия, имущественные комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное имущество, необходимое для экономического и социального развития и выполнения других задач, стоящих перед соответствующими административно - территориальными образованиями в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 было принято во исполнение Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года № 443-1 «О собственности РСФСР» и Закона Российской Федерации от 03 июля 1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 16 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 порядок разграничения государственной собственности не распространяется на объекты, ранее переданные в собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям»; на объекты, ранее находившиеся в государственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц; на собственность иностранных государств и международных организаций.

Ссылка Департамента здравоохранения Вологодской области на Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284 несостоятельна в связи с тем, что указанный нормативный правовой акт распространяется на правоотношения при приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Таким образом, указанные нормативные правовые акты применяются в отношении мероприятий, реализуемых при приватизации объектов, что в данной ситуации недопустимо.

Доводы жалобы о ненадлежаще выбранном прокурором способе защиты права отклоняются, поскольку больницей не проводятся действия по выполнению мероприятий в целях обеспечения сохранности и надлежащего содержания ЗС ГО. Отсутствие надлежащего контроля за содержанием и эксплуатацией указанного объекта создает угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны нарушение требование федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества. Следовательно, прокурором выбран надлежащий способ защиты нарушенного права.

То обстоятельство, что Тарногский район включен в перечень безопасных районов, не является основанием для отказа в удовлетворении иска прокурору, поскольку спорное ЗС ГО в настоящее время числится в реестре защитных сооружений области, следовательно, к нему должны быть применены общие правила эксплуатации, установленные законодательством Российской Федерации.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, основания для отмены или изменения состоявшегося судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тарногского районного суда Вологодской области от 04 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 сентября 2022 года.

33-4164/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Тарногского района
Ответчики
Департамент здравоохранения Вологодской области
Департамент имущественных отношений Вологодской области
БУЗ ВО "Тарногская центральная районная больница"
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области
Другие
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Нюксенскому и Тарногскому районам Управления МЧС России по Вологодской области
Главное управление МЧС России по Вологодской области
Администрация Тарногского муниципального района
Суд
Вологодский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
30.08.2022Передача дела судье
21.09.2022Судебное заседание
13.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2022Передано в экспедицию
21.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее