Дело № 2-53/2024 15 марта 2024 года
УИД 29RS0022-01-2023-001913-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Кохановской Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Яковлевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску заместителя Приморского межрайонного прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Приморского муниципального округа <адрес> об обязании принять меры надлежащей эксплуатации бесхозяйных объектов электроснабжения,
установил:
Заместитель Приморского межрайонного прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Приморское», обществу с ограниченной ответственностью «Архэнергия» об обязании принять меры надлежащей эксплуатации бесхозяйных объектов электроснабжения.
В обоснование иска указано, что межрайонной прокуратурой в апреле 2022 года проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, законодательства о муниципальной собственности по обращению *** по вопросу электроснабжения жилого многоквартирного <адрес>. Установлено, что объект электросетевого хозяйства ВЛ 0,4 кВ от КТП №, посредством которой осуществляется электроснабжение МКД №, на баланс муниципального образования «Приморское» не принят, в реестре муниципального имущества не числится. На балансе иных организаций, в том числе ПАО «Россети Северо-Запад», ООО «Архэнергия» ЛЭП также не числится. В силу положений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в <адрес>» <адрес> входит в границы МО «Приморское». Вопросы организации электроснабжения населения относятся к вопросам местного значения муниципального района. Соглашением о передаче администрацией МО «Приморский муниципальный район» отдельных полномочий администрации МО «Приморское» от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного в соответствии с ч.4 ст.15 ФЗ № 131-ФЗ, полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе по электроснабжению населения, администрацией МО «Приморский муниципальный район» переданы администрации МО «Приморское». В соответствии с п.5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. В связи с выявленными нарушениями закона главе МО «Приморское» ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием организовать проведение комплекса мер для принятия бесхозяйного недвижимого имущества на баланс, а в дальнейшем по принятию данного имущества на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество. По результатам рассмотрения представления межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ в письме от ДД.ММ.ГГГГ № главой МО «Приморское» указано, что администрацией в целях признания ЛЭП бесхозяйной планируется проведение осмотра ЛЭП и иных мероприятий. В связи с бездействием администрации МО «Приморское» по осуществлению указанных мероприятий межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ главе администрации внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием организовать проведение комплекса мер для организации надежного электроснабжения жителей МКД №. По результатам рассмотрения представления межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ в письме от ДД.ММ.ГГГГ № главой МО «Приморское» сообщено, что администрацией в адрес Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» с предложением о признании права собственности на ЛЭП со ссылкой на положение ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Сведений о принятии администрацией конкретных действий по принятию на балансе и осуществлению государственной регистрации ЛЭП в межрайонную прокуратуру не представлено. В нарушение вышеприведенных положений закона администрацией МО «Приморское» в течение длительного времени комплекс мер для принятия бесхозяйного недвижимого имущества на баланс, а также по принятию данного имущества на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, должным образом не проведён. Отсутствие владельца объекта электросетевого хозяйства влияет на надежность электроснабжения, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью, имуществу граждан и организаций.
Просит суд обязать администрацию МО «Приморское» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о принятии на учет объекта электросетевого хозяйства ВЛ 0,4 кВ от КТП № до МКД №, расположенного на территории <адрес>; обязать администрацию МО «Приморское» в течение года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по передаче объектов электросетевого хозяйства ВЛ 0,4 кВ от КТП № до МКД №, расположенного на территории <адрес>, в эксплуатацию электросетевой организации; обязать ООО «Архэнергия» обеспечивать безопасность, бесперебойность и надежность поставки электрической энергии потребителям МКД № в <адрес> посредством ВЛ 0,4 кВ от КТП № до МКД №, расположенного на территории <адрес>, на период отсутствия собственника объекта электросетевого хозяйства.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Электрические сети», общество с ограниченной ответственностью «Архангельская сетевая компания», ***, ****
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика администрации муниципального образования «Приморское» на его правопреемника администрацию Приморского муниципального округа <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований к ООО «Архэнергия» прекращено в связи с отказов истца от заявленных требований.
Представитель истца - помощник Приморского межрайонного прокурора <адрес> *** в судебном заседании уточнил исковые требования, просил суд возложить на администрацию Приморского муниципального округа <адрес> обязанность в течение года со дня вступления решения суда в законную силу принять на баланс и направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества объект электросетевого хозяйства кабельно-воздушную линию 0,4 кВ от распределительного устройства 0,4 кВ трансформаторной подстанции №, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, до распределительного устройства 0,4 кВ канализационной насосной станции №, расположенной по адресу <адрес>, кадастровый №, с отпайкой в воздушную линию изолированную до вводно-распределительного устройства 0,4 кВ многоквартирного <адрес>.
Представитель ответчика администрации Приморский муниципальный округ <адрес> *** в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, ссылаясь на положение ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» полагал администрация является ненадлежащим ответчиком по делу.
Третьи лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
По определению суда в порядке ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку возникший спор затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц, прокурор вправе обратиться с данным иском в суд в защиту нарушенного права.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Таким образом, вопросы организации электроснабжения населения относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Из материалов дела следует, что межрайонной прокуратурой в апреле 2022 года проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, законодательства о муниципальной собственности по обращению *** по вопросу электроснабжения жилого многоквартирного <адрес>.
В ходе проверки установлено, что объект электросетевого хозяйства кабельно-воздушная линия 0,4 кВ от КТП №, посредством которой осуществляется электроснабжение МКД №, на баланс муниципального образования не принят, в реестре муниципального имущества не числится, н балансе иных организаций, в том числе ПАО «Россети Северо-Запад», ООО «Архэнергия» также не числится.
В связи с выявленными нарушениями закона главе МО «Приморское» ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием организовать проведение комплекса мер для принятия бесхозяйного недвижимого имущества на баланс, а в дальнейшем по принятию данного имущества на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
По результатам рассмотрения представления межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ в письме от ДД.ММ.ГГГГ № главой МО «Приморское» указано, что администрацией в целях признания ЛЭП бесхозяйной планируется проведение осмотра ЛЭП и иных мероприятий.
В связи с бездействием администрации МО «Приморское» по осуществлению указанных мероприятий межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ главе администрации внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием организовать проведение комплекса мер для организации надежного электроснабжения жителей МКД №.
По результатам рассмотрения представления межрайонной прокуратуры письмом от ДД.ММ.ГГГГ № главой МО «Приморское» сообщено, что администрацией в адрес Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» направлено предложение о признании права собственности на ЛЭП со ссылкой на положения ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Ответа на предложение от ПАО «Россети Северо-Запад» не последовало.
По запросу суда помощником Приморского межрайонного прокурора, представителем администрации Приморского муниципального округа <адрес>, представителем сетевой организации ООО «АСК», представителем ИП *** осуществлен совместный осмотр спорных объектов электросетевого хозяйства, составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым установлено, что на территории <адрес> располагается два объекта электросетевого хозяйства: объект № – линия электропередач (ЛЭП) 10/0,4 кВ и столбовая трансформаторная подстанция (СТП) 10/0,4 кВ для электроснабжения канализационно-насосной станции (КНС) №, протяженностью 14 м., кадастровый №; и объект № – кабельно-воздушная линия (КВЛ) 0,4кВ от распределительного устройства (РУ) 0,4кВ трансформаторной подстанции (ТП) № до РУ 0,4 кВ КНС № с отпайкой в воздушную линию изолированную (ВЛИ) до вводно-распределительного устройства (ВРУ) 0,4 кВ МКД № в <адрес>. Собственником объект № являются ООО «Электрические сети» (№) на основании договора купли-продажи №/К-ЭС от ДД.ММ.ГГГГ, ипотека в силу закона в пользу ООО «Архэнергия», запись в ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ. Объект№ имеет 10 столбов опоры, приблизительной протяженностью 400 м. Посредством объекта № осуществляется электроснабжение (передача электрической энергии) КНС № и последующее электроснабжение (передача энергии) МКД № в <адрес>.
Также в ходе осмотра установлено, что КНС № запитана одновременно от объекта № и объекта №, то есть двумя независимыми источниками питания в целях обеспечения бесперебойности электроснабжения КНС №.№
Таким образом, материалами дела достоверно установлено, что посредством спорного объекта электросетевого хозяйства - КВЛ 0,4кВ от распределительного устройства (РУ) 0,4кВ трансформаторной подстанции (ТП) № до РУ 0,4 кВ КНС № с отпайкой в воздушную линию изолированную (ВЛИ) до вводно-распределительного устройства (ВРУ) 0,4 кВ МКД № в <адрес> осуществляется электроснабжение многоквартирного <адрес>, расположенного в <адрес>.
В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей закреплен Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
В соответствии с п. п. 5, 6 указанного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Согласно материалам дела спорный объект электросетевого хозяйства в реестре муниципальной собственности администрации Приморского муниципального округа <адрес> не значится, сведения о том, кто является собственником данного имущества, в администрации отсутствуют. Территориальные сетевые организации данный объект электросетевого хозяйства на баланс также не принимали.
По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в ЕГРН отсутствуют сведения о данном объекте недвижимого имущества.
Поскольку собственник спорной воздушной линии фактически отсутствует, а также отсутствуют правопритязания на данный объект других лиц и фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом, суд, проанализировав собранные по делу доказательства, приходит к выводу о том, что данное имущество является бесхозяйным недвижимым имуществом.
При этом, правопредшественник – администрация МО «Приморское» с 2022 года обладала информацией о том, что спорный объект электросетевого хозяйства, посредством которого осуществляется электроснабжение многоквартирного жилого дома, являются бесхозяйными, данное обстоятельство признавала, но ввиду отсутствия финансирования каких-либо мер по принятию данной линии в муниципальную собственность не осуществила. По настоящее время бесхозные объекты электроснабжения на баланс муниципального образования не приняты.
Отсутствие владельца объекта электросетевого хозяйства влияет на надежность электроснабжения, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью, имуществу граждан и организаций.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст. 131, 225 ГК РФ, ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.5 Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», суд приходит к выводу о том, что спорные объекты электросети являются недвижимым имуществом, собственник которых не определен, данные объекты ни за кем не закреплены и никто не контролирует их техническое состояние. Непринятие мер по установлению их владельца и надлежащему оформлению права собственности на бесхозяйный объект системы электроснабжения нарушает права граждан, проживающих в многоквартирном доме, который обеспечивается энергией посредством спорной линии. Следовательно, на органе местного самоуправлении лежит обязанность по обращению с заявлением о постановке данных объектов на учет как бесхозяйных.
Ссылки ответчика на положения ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» о том, что ответственность за надежностью обеспечения электроэнергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены, не освобождают орган местного самоуправления от обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества спорную воздушную линию электропередачи.
Сроки, в которые администрации Приморского муниципального округа <адрес> надлежит выполнить данные обязанности, испрашиваемые прокурором, с учетом объема работ, мнения сторон, суд находит достаточными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя Приморского межрайонного прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Приморского муниципального округа <адрес> об обязании принять меры надлежащей эксплуатации бесхозяйных объектов электроснабжения - удовлетворить.
Обязать администрацию Приморского муниципального округа <адрес> (№) в течение года со дня вступления решения суда в законную силу принять на баланс и направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества объект электросетевого хозяйства кабельно-воздушную линию 0,4 кВ от распределительного устройства 0,4 кВ трансформаторной подстанции №, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, до распределительного устройства 0,4 кВ канализационной насосной станции №, расположенной по адресу <адрес> кадастровый №, с отпайкой в воздушную линию изолированную до вводно-распределительного устройства 0,4 кВ многоквартирного <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Кохановская
Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2024 года.