Дело №2-42/2023 Дело №33-1083/2023
Судья Капралова М.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Якутск 12 апреля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Удаловой Л.В., судей Кузьминой М.А., Осиповой А.А., при секретаре Семеновой Л.А., рассмотрела в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи дело по апелляционной жалобе представителя истца Шестопалова А.В. на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 20 января 2023 года по исковому заявлению администрации муниципального района «Алданский район» Республики Саха (Якутия) к Петуховой Т.Ю. о взыскании денежных средств, полученных в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Осиповой А.А., пояснения представителя истца по доверенности Кирилловой Е.А., судебная коллегия
установила:
Администрация муниципального района «Алданский район» Республики Саха (Якутия) (далее МР «Алданский район») обратилась в суд с иском к Петуховой Т.Ю. о взыскании денежных средств, предоставленных в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в размере 658 041 рублей. В обоснование иска указано на то, что в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы» семье Петуховой Т.Ю. выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на сумму 658 041 рублей. Согласно договору купли-продажи квартиры от 27 июля 2020 года ответчик приобрела в общую долевую собственность квартиру, расположенную по адресу: .........., в том числе за счет средств социальной выплаты. Данную квартиру ответчик приобрела у своей матери Т. Поскольку социальная выплата использована семьей Петуховой Т.Ю. в нарушение пункта 2(1) Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат, то денежные средства подлежат возврату ответчиком.
Решением Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 20 января 2023 года в удовлетворении искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика – глава МР «Алданский район» Шестопалов А.В. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, по тем основаниям, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права. В обоснование приводит те же доводы, что и в исковом заявлении, настаивая на том, что ответчик приобрел жилье у близкого родственника, не смотря на запрет, установленный Порядком предоставления социальной выплаты. Кроме того, указывает на то, что суд первой инстанции не принял во внимание то, что многоквартирный дом, в котором ответчик приобрела квартиру через год на основании распоряжения муниципального образования «поселок Нижний Куранах» Алданского района Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2021 года был признан аварийным.
Судебное заседание проведено в соответствии со статьей 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с использованием видеоконференц-связи между Алданским районным судом Республики Саха (Якутия) и Верховным Судом Республики Саха (Якутия).
Петухова Т.Ю. извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явилась, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщено.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена своевременно в установленном пункте 2 части 1 статей 14, 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (vs.jak.sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не допущены при рассмотрении настоящего дела.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 30 ноября 2015 года Петухова Т.Ю. обратилась с заявлением в администрацию муниципального образования «Поселок Нижний Куранах» Алданского района Республики Саха (Якутия) о включении в состав участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2020 годы».
Согласно протоколу комиссии № ... о принятии на учет участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2010 – 2015 годы» от 30 декабря 2015 года семья Петуховой Т.Ю. включена в реестр семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принята на учет для получения социальной выплаты.
Приказом Министерства строительства Республики Саха (Якутия) от 23 апреля 2020 года утвержден список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2020 году по Республике Саха (Якутия), в который включена неполная молодая семья Петуховой Т.Ю.
22 мая 2020 года Петухова Т.Ю. обратилась в администрацию муниципального образования «Алданский район» Алданского района Республики Саха (Якутия) с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома семье-претенденту мероприятия.
19 июня 2020 года в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2019 года №897, в соответствии с Порядком предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 01 апреля 2020 года №65 «О мерах по обеспечению жильем молодых семей в Республике Саха (Якутия)» администрацией муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) семье Петуховой Т.Ю. выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в размере 658 041 рублей 30 копеек. Платежным поручением от 14 октября 2020 года сумма субсидии в размере 658 041 рублей 30 копеек перечислена на расчетный счет Петуховой Т.Ю.
27 июля 2020 года между Т., Г. и Петуховой Т.Ю., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетних П., А., заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: .........., общей площадью **** кв.м. Согласно договору стоимость квартиры определена в размере .......... рублей .......... копеек. Из условий договора купли-продажи квартиры следует, что покупатели оплачивают первый взнос в сумме 658 041 рублей 30 копеек за счет средств социальной выплаты, предоставленной в рамках реализации мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей». Второй взнос в сумме .......... рублей оплачивают за счет средств материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». На основании данного договора-купли продажи от 27 июля 2020 года за Петуховой Т.Ю., несовершеннолетними П., А. зарегистрировано по **** доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 08 августа 2020 года.
В соответствии с планом работы Счетной палаты Республики Саха (Якутия) на 2021 год, поручением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, направленных на обеспечение жильем молодых семей в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2021 годы» на объекте администрации муниципального района «Алданский район» Республики Саха (Якутия). По результатам контрольного мероприятия выявлены нарушения в ходе исполнения бюджета. 08 апреля 2022 года администрации муниципального района «Алданский район» Республики Саха (Якутия) выдано представление.
18 апреля истцом в адрес ответчика Петуховой Т.Ю. направлено требование о возврате средств, социальной выплаты в размере 658 041 рублей 30 копеек в связи с выявленным нарушением пункта 2.1 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 01 апреля 2020 года №65 «О мерах по обеспечению жильем молодых семей в Республике Саха (Якутия)».
Согласно пункту 2.1 указанного Порядка социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).
В связи с невозвратом ответчиком указанных денежных сумм в добровольном порядке истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями статьи 1102, пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что полученная ответчиком субсидия не подлежит взысканию как неосновательное обогащение, поскольку истцом не доказан факт недобросовестности ответчика, никаких противоправных действий со стороны ответчика при реализации права на социальную выплату допущено не было.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года №1710, в целях обеспечения реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем», утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 года №428, Правительством Республики Саха (Якутия) утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Порядок).
Согласно подпункту «а» пункта 2 Порядка социальная выплата используется для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения на первичном рынке жилья).
Из пункта 3 Порядка следует, что право молодой семьи - участника мероприятия на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее свидетельство), которое не является ценной бумагой. Выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты по форме согласно приложению №1 к Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050, осуществляется на основании решения о включении молодой семьи в список участников мероприятия органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного для участия в мероприятии (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного государственным заказчиком списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В пункте 18 Порядка указано, что для участия в мероприятии в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «а» - «д», «ж», «з» пункта 2 настоящего порядка молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме согласно приложению №1 к настоящему порядку в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копию свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;
д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в соответствии с приложением №3 к настоящему постановлению;
е) копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета каждого члена семьи;
ж) согласие совершеннолетних членов молодой семьи на обработку персональных данных органами местного самоуправления по форме согласно приложению №2 к настоящему порядку.
30 ноября 2015 года ответчиком Петуховой Т.Ю. на имя главы городского поселения «Поселок Нижний Куранах» Алданского района Республики Саха (Якутия) подано заявление о включении в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей с приложением документов, указанных в пункте 18 Порядка.
Согласно пункту 21 Порядка орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных в пунктах 18, 19 настоящего Порядка, и в 10-дневный срок с момента представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятия. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.
В течение одного месяца после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным государственным заказчиком мероприятия (пункт 31 Порядка).
В соответствии с пунктом 35 Порядка основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение установленного пунктом 32 настоящего Порядка срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 40 настоящего Порядка.
Согласно пункту 40 Порядка распорядитель счета имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических лиц, за исключением указанных в пункте 2 настоящего порядка, и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынках жилья, уплаты цены договора участия в долевом строительстве, предусматривающего в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, или для строительства жилого дома, отвечающих требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается (строится) жилое помещение для постоянного проживания. Приобретаемое жилое помещение (в том числе являющееся объектом долевого строительства) должно находиться или строительство жилого дома должно осуществляться на территории Республики Саха (Якутия).
19 июня 2020 года администрацией муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) семье Петуховой Т.Ю. выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в размере 658 041 рублей 30 копеек. Состав семьи указан Петухова Т.Ю. (истец), П., _______ года рождения, А., _______ года рождения.
27 июля 2020 года ответчик Петухова Т.Ю., действующая от своего имени и от имени несовершеннолетних П., А. приобрела у Т., Г. квартиру, расположенную по адресу: .........., общей площадью **** кв.м.
Постановлением главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2020 года № ... на основании заявки публичного акционерного общества «********» от 08 октября 2020 года администрация произвела перечисление денежных средств, предусмотренных на социальные выплаты для семьи Петуховой Т.Ю. в размере 658 041 рублей 30 копеек.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 27 июля 2020 года Петуховой Т.Ю. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: ...........
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса (пункт 1).
Обязательство из неосновательного обогащения возникает при наличии определенных условий, которые составляют фактический состав, порождающий указанные правоотношения.
Условиями возникновения неосновательного обогащения являются следующие обстоятельства: имело место приобретение (сбережение) имущества, приобретение произведено за счет другого лица (за чужой счет), приобретение (сбережение) имущества не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, прежде всего договоре, то есть произошло неосновательно. При этом указанные обстоятельства должны иметь место в совокупности.
Согласно правилам распределения бремени доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения лежит обязанность доказать, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение, обогащение произошло за счет истца и правовые основания для такого обогащения отсутствуют, лежит на истце. В свою очередь, ответчик должен доказать отсутствие на его стороне неосновательного обогащения за счет истца, наличие правовых оснований для такого обогащения либо наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2020 года, излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
В соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 года № 10-П содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17), соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Из изложенного следует, что нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки.
Таким образом, в возникших отношениях администрация муниципального района «Алданский район» Республики Саха (Якутия) должна доказать недобросовестность действий граждан - ответчика по получению ею государственной социальной выплаты.
Вместе с тем истцом по настоящему делу относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о недобросовестности Петуховой Т.Ю., не представлено. При принятии решения о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты истец не проверил документы в соответствии с Порядком предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, то есть не выполнил возложенную на него функцию.
Судом первой инстанции данному обстоятельству дана надлежащая правовая оценка при вынесении обжалуемого судебного решения.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что истцом не представлено доказательств своевременного выполнения возложенных на него функций по доведению до ответчика информации о запретах, указанных в пункте 2.1 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат.
Доводы апелляционной жалобы о правомерности требований о возврате необоснованно полученной субсидии гражданской коллегией отклоняются, поскольку направлены на иное толкование положений действующих нормативных правовых актов. Данным доводам судом первой инстанции при рассмотрении дела дана правильная правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду указанного они не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Доводы жалобы о том, что судом первой инстанции не было принято во внимание, что многоквартирный дом, в котором ответчик приобрела квартиру на основании распоряжения муниципального образования «поселок Нижний Куранах» Алданского района Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2021 года был признан аварийным, судебной коллегией отклоняется, поскольку на момент приобретения ответчиком жилья спорный многоквартирный дом не был признан аварийным. При этом судебная коллегия отмечает, что истцом в суд первой инстанции не были представлены документы, подтверждающие о признании спорного многоквартирного дома аварийным, указанный вопрос не был предметом обсуждения в суде первой инстанции, в апелляционной инстанции представителем истца ходатайств о принятии новых доказательств заявлено не было.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 20 января 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи
Определение изготовлено 25 апреля 2023 года.