Решение по делу № 2-8958/2018 от 24.09.2018

Дело № 2-8958/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда                                                                                        22 ноября 2018 г.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Юкиной Т.Л., при секретаре Розовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента строительства Вологодской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Вологодской области в лице Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

В производстве Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Вологодской области находится на исполнении исполнительное производство , возбуждённое на основании исполнительного листа № от 05 октября 2017 г., выданного Вологодским городским судом по делу № 2-7681/2017, об обязании Департамента строительства Вологодской области предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее действующим санитарным и техническим требованиям, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления площади жилого помещения на территории города Вологды.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Вологодской области ФИО2 от 29 мая 2018 г. с Департамента строительства Вологодской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Департамент строительства Вологодской области обратился в суд с иском, в котором просил суд освободить его от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование требований Департамент строительства Вологодской области указал, что Департамент является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим полномочия в сферах строительства, жилищных отношений, а также региональный государственный строительный надзор на территории области, региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов.

В соответствии с Положением о Департаменте, утверждённым постановлением Правительства Вологодской области от 11 июля 2016 г. № 597, имущество Департамента является государственной собственностью Вологодской области, согласно пункту 4.2 указанного Положения источниками формирования имущества Департамента является бюджетные средства, а также имущество, составляющее областную собственность и закреплённое за Департаментом на праве оперативного управления. Таким образом, для Департамента, финансируемого из областного бюджета, сумма назначенного исполнительского сбора в размере 50 000 рублей является обременительной и приобретает характер чрезмерного взыскания. Кроме того, Департаментом предпринимались все меры исполнения данного судебного решения, однако в связи с недостаточностью бюджетного финансирования судебное решение не могло быть исполнено в установленные сроки.

В настоящее время на территории города Вологды отсутствуют свободные жилые помещения в жилищном фонде области для предоставления взыскателю. Приобретение (строительство) жилых помещений для обеспечения жильём детей-сирот осуществляется исходя из лимитов бюджетных ассигнований, выделенных на текущий финансовый год. На обеспечение жильём детей-сирот в 2017 г. было предусмотрено финансирование в объёме 344,9 миллиона рублей, в том числе 237,7 миллиона рублей – средства областного бюджета, 107,2 миллиона рублей – средства федерального бюджета. 21 июня 2017 г. Департаментом заключены с АО ААК «Вологдаагрострой» 3 государственных контракта на участие в долевом строительстве многоквартирных домов в городе Вологде в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (всего 120 квартир). Согласно условиям контракта срок передачи объекта долевого строительства не позднее 01 ноября 2018 г. 11 и 15 декабря 2017 г. заключены с ООО «Вологдастрой» три государственных контракта на участие в долевом строительстве многоквартирных домов в г. Вологде в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (всего 90 квартир). Согласно условиям контрактов срок передачи объектов долевого строительства 01 сентября 2018 г. В одном из строящихся домов планируется предложить жилое помещение ФИО1

При наличии жилых помещений вопрос по обеспечению взыскателя жильём будет вынесен на заседание комиссии по распределению жилых помещений специализированного жилищного фонда области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения об управлении и распоряжении жилищным фондом Вологодской области, утверждённого постановлением Правительства области от 13 июня 2007 г. № 723, жилые помещения жилищного фонда области предоставляются при наличии свободных жилых помещений в жилищном фонде области, предназначенных для предоставления соответствующей категории граждан. На данный момент свободные жилые помещения в жилищном фонде области отсутствуют.

Департамент не уклоняется от добровольного исполнения решения суда, работа по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Департаментом проводится постоянно и находится на особом контроле, вина Департамента в неисполнении в добровольном порядке в установленный судебным приставом-исполнителем срок решения суда отсутствует.

В судебное заседание представитель истца Департамента строительства Вологодской области, надлежащим образом извещённого о дне, времени и месте судебного разбирательства, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Вологодской области в лице Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1 в судебном заседании не присутствовал, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом.

Исследовав материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, суд пришёл к следующему.

Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

По смыслу приведённых норм, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нём обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

В пятидневный срок со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства в добровольном порядке требования, содержащиеся в исполнительном документе, Департаментом строительства Вологодской области не были исполнены.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решение Вологодского городского суда Вологодской области от 29 августа 2017 г. по гражданскому делу № 2-7681/2017 о возложении на Департамент строительства Вологодской области обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения вступило в законную силу 03 октября 2017 г.

Определением Вологодского городского суда Вологодской области от 28 ноября 2017 г. Департаменту строительства Вологодской области предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда до 28 мая 2018 г.

При таких обстоятельствах по делу, учитывая, что постановление о взыскании исполнительского сбора принято на следующий день после истечения периода отсрочки исполнения решения суда, суд полагает, что имеются основания для освобождения Департамента строительства Вологодской области от взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Освободить Департамент строительства Вологодской области от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением от 29 мая 2018 г. судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Вологодской области ФИО2 по исполнительному производству .

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                                                            Т.Л. Юкина

Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2018 г.

2-8958/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент строительства Вологодской области
Ответчики
УФССП России по Вологодской областив лице Межрайонный отдел судебных приставов по особо важным исполнительным производствам
Другие
Колмаков Алексей Сергеевич
Суд
Вологодский городской суд Вологодской области
Дело на сайте суда
vologodskygor.vld.sudrf.ru
16.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2020Передача материалов судье
16.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2020Дело оформлено
16.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее