Решение по делу № 2-1226/2023 от 11.07.2023

УИД 05RS0029-01-2023-001421-09

№ 2-1226/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2023 г.                  с. Карабудахкент

Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего - судьи Казаватова А.А., при секретаре Саидовой Д.М.,

с участием представителя истца - М., представителя ответчика - С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махачкалинского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации, и неопределенного круга лиц к АО «Международный аэропорт «Махачкала», ТУ Росимущества по Республике Дагестан об обязании устранить выявленные нарушения требований ФЗ о гражданской обороне и привести в состояние постоянной готовности к использованию по назначению защитное сооружение гражданской обороны - бомбоубежище с кадастровым номером 05:09:000036:343,

установил:

Махачкалинский транспортный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском по тем основаниям, что на основании задания Южной транспортной прокуратуры с участием специалиста ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка соблюдения в АО «Аэропорт Махачкала» законодательства о гражданской обороне, по результатам которой выявлены нарушения. На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между АО «Международный аэропорт Махачкала» и ТУ Росимущества в <адрес>, обществу на ответственное хранение и в безвозмездное пользование передано средство коллективной защиты гражданской обороны, а именно одно отдельно стоящее бомбоубежище инв. класса А-III площадью 423,1 м?, вместимостью 450 чел., с кадастровым номером 05:09:000036:343 (введено в эксплуатацию в 1984 году). При этом, как указано в договоре, состояние систем жизнеобеспечения в переданном бомбоубежище удовлетворительное. Правообладателем сооружения гражданской обороны является ТУ Росимущества в <адрес>, право собственности Российской Федерации на данное бомбоубежище зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Согласно договора АО «Международный аэропорт Махачкала» обязуется сохранять защитное сооружение, принимать меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений. Согласно акта проверки содержания и использования данного защитного сооружения от ДД.ММ.ГГГГ комиссией АО «Международный аэропорт Махачкала», данное ЗС ГО ограничено готово к использованию как укрытие. При этом техническое обслуживание его системы вентиляции не проводилось, требуется замена фильтров-поглотителей, резервная дизельная электроустановка требует замены, также необходимо проверить помещение бомбоубежища на герметичность, провести обслуживание гермодверей, нанести маркировку на инженерное оборудование и т.д. Также в нарушение действующих требований законодательства в АО «Аэропорт Махачкала» не обеспечено поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию данного убежища по назначению, а именно к приему укрываемых, не проведены мероприятия по ремонту данного защитного сооружения, замене либо восстановлении работоспособности его инженерно-технического оборудования. Прокуратурой внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений. Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ обществом рассматривается смета для проведения работ по приведению защитного сооружения к готовности укрываемых. Между АО «Международный аэропорт Махачкала» и ООО «Кенгисеппский машиностроительный завод» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на проведение работ по комплексной оценке данного защитного сооружения гражданский обороны. Согласно п. 3.1 данного договора срок окончания работ составляет 60 дней с момента его заключения. Защитное сооружение не отвечает требованиям действующих нормативных документов и не готово к приёму укрываемых, поскольку защитно-герметические устройства бомбоубежища, система вентиляции, ДЭС, система водоснабжения и канализации находятся в аварийном в аварийном состоянии. Работы по восстановлению работоспособности данного бомбоубежища не проведены, состояние инженерных и технических систем не позволяет использовать его по назначению в качестве защитного сооружения. Имеющиеся нарушения приводят к невозможности реализации основных задач в области гражданской обороны, предусмотренных статьей 2 Федерального закона № 28-ФЗ по предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечению постоянной готовности сил, и средств гражданской обороны, что нарушает законные интересы Российской Федерации неопределенного круга лиц. Потому просит суд обязать Акционерное общество «Международный аэропорт «Махачкала» в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, устранить выявленные нарушения требований федерального законодательства о гражданской обороне и привести в состояние постоянной готовности к использованию по назначению защитное сооружение гражданской обороны (ЗС ГО) - бомбоубежище площадью 423,1 м? инвентарный , кадастровый , расположенное по адресу <адрес>, местность «Уйташ», а именно: провести ремонт ЗС ГО (текущий и капитальный) и привести в исправное состояние и готовности к использованию входов в ЗС ГО, защитных устройств и помещений для укрываемых; привести инженерно-техническое оборудование ЗС ГО в исправное состояние, обеспечить его работоспособность; обеспечить герметичность ЗС ГО, провести обслуживание гермодверей.

В судебном заседании представитель истца М. требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика АО «Международный аэропорт «Махачкала» - С. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, показывая, что истцом не учтены требования закона, согласно которым собственник имущества несет бремя его содержания. ТУ Росимущества по <адрес> осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Кроме того, защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения, принуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков и иными способами, предусмотренными законом. Требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации. Тем самым выбранный прокурором способ защиты не соответствует закону и характеру нарушенного права. Возлагая на АО «Аэропорт Махачкала» обязанность совершить определенные действия, прокурор исходит из пункта договора от ДД.ММ.ГГГГ, тогда как аэропорт лишь обязался сохранять защитные сооружения в том состоянии, в котором ему было передано. Согласно выводам комплексной оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны, на момент передачи бомбоубежища, уже не соответствовало требованиям действующих нормативных актов и не готово к приему укрываемых. Потому просил в удовлетворении иска отказать в полном объёме.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве соответчика было привлечено ТУ Росимущества по <адрес>, в виду того, что бомбоубежище площадью 423,1 м?, с кадастровым номером 05:09:000036:343 состоит на балансе у ТУ Росимущества по <адрес>.

Представитель ТУ Росимущества по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил, об отложении разбирательства не просил.

Суд, с учетом мнения представителя ответчика, настаивавшего на рассмотрении по существу, положений статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 1, 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.

В силу требований ч. 1 ст. 9 выше указанного Закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Статьей 6 Закона установлено, что порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В целях сохранения имеющего фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от ДД.ММ.ГГГГ N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

В пунктах 1.2, 2.1 и 2.2 указанных Правил определено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.

Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.

В силу п. 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Судом установлено, что между АО «Международный аэропорт Махачкала» и ТУ Росимущества в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ заключен договор , согласно которого АО «Международный аэропорт Махачкала» приняло на ответственное хранение и в безвозмездное пользование средство коллективной защиты гражданской обороны: убежище площадью 423,1 м?, инв. класса А-III, вместимостью 450 чел., с кадастровым номером 05:09:000036:343, состояние систем жизнеобеспечения в переданном бомбоубежище удовлетворительное; обязалось сохранять защитное сооружение, принимать меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ бомбоубежище с кадастровым номером 05:09:000036:343 является сооружением гражданской обороны, правообладателем на него является ТУ Росимущества в <адрес> (регистрационный номер права 05:09:000036:343-05/189/2019-1 от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно выписке из реестра федерального имущества данное ЗС ГО, принятое в эксплуатацию в 1992 году и расположенное по адресу: <адрес>, местность «Уйташ», включено в указанный реестр ДД.ММ.ГГГГ и ему присвоен номер № П12050007043. Право собственности Российской Федерации на данное бомбоубежище зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Махачкалинской транспортной прокуратурой в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства о гражданской обороне проведена проверка АО «Международный аэропорт Махачкала» в части надлежащего содержания защитных сооружений гражданской обороны.

Как следует из акта проверки, АО «Международный аэропорт Махачкала» не выполняются требования закона по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны. Техническое обслуживание его системы вентиляции не проводилось, требуется замена фильтров-поглотителей, резервная дизельная электроустановка требует замены, также необходимо проверить помещение бомбоубежища на герметичность, провести обслуживание гермодверей, нанести маркировку на инженерное оборудование. Не проведены мероприятия по ремонту данного защитного сооружения, замене либо восстановлении работоспособности его инженерно-технического оборудования работы по восстановлению работоспособности данного бомбоубежища не проведены, состояние инженерных и технических систем не позволяет использовать его по назначению в качестве защитного сооружения.

Разрешая исковые требования суд исходит из того, что действующее законодательство относит защитные сооружения гражданской обороны к федеральной собственности.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Обязанность хранителя установлена статьей 891 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи.

При отсутствии в договоре условий о таких мерах или неполноте этих условий хранитель должен принять для сохранения вещи также меры, соответствующие обычаям делового оборота и существу обязательства, в том числе свойствам переданной на хранение вещи, если только необходимость принятия этих мер не исключена договором (пункт 1).

Хранитель, во всяком случае, должен принять для сохранения переданной ему вещи меры, обязательность которых предусмотрена законом, иными правовыми актами (пункт 2).

В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период относятся исключительно к федеральной собственности.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 359 утверждено Положение о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями.

В силу п. 2 Положения объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

Анализируя положения выше указанных Правил, содержащих нормы об учете защитных сооружений гражданской обороны, учитывая, что статус объекта как убежища подтвержден наличием паспорта убежища и прекращается при снятии с учета соблюдением установленной процедур, что по делу не установлено, суд полагает, что на спорный объект распространяются требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Учитывая, что возможность передачи в пользование организациям объектов гражданской обороны в интересах экономики и обслуживания населения не запрещена законодательством РФ, статус ответчика ТУ Росимущества в <адрес>, как организации, являющейся собственником бомбоубежища, суд возлагает на него обязательства по соблюдению нормативных требований к содержанию и эксплуатации данного сооружения.

Более того, суд учитывает, что согласно выводам комплексной оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ, на момент передачи бомбоубежища, уже не соответствовало требованиям действующих нормативных актов и не готово к приему укрываемых.

При таких обстоятельствах, требования прокурора подлежат удовлетворению в отношении собственника бомбоубежища - ТУ Росимущества в <адрес>, а части требований к АО «Международный аэропорт Махачкала» следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск Махачкалинского транспортного прокурора к ТУ Росимущества по <адрес> - удовлетворить.

Обязать ТУ Росимущества по <адрес> в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, устранить выявленные нарушения требований федерального законодательства о гражданской обороне и привести в состояние постоянной готовности к использованию по назначению защитное сооружение гражданской обороны (ЗС ГО) - бомбоубежище площадью 423,1 м?, инвентарный , кадастровый , расположенное по адресу <адрес>, местность «Уйташ», а именно:

провести ремонт ЗС ГО (текущий и капитальный) и привести в исправное состояние и готовности к использованию входов в ЗС ГО, защитных устройств и помещений для укрываемых;

привести инженерно-техническое оборудование ЗС ГО в исправное состояние, обеспечить его работоспособность;

обеспечить герметичность ЗС ГО, провести обслуживание гермодверей.

В удовлетворении иска Махачкалинского транспортного прокурора к АО «Международный аэропорт «Махачкала» об обязании устранить выявленные нарушения требований ФЗ о гражданской обороне и привести в состояние постоянной готовности к использованию по назначению защитное сооружение гражданской обороны - бомбоубежище с кадастровым номером 05:09:000036:343 - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:                                 А.А. Казаватов

2-1226/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Махачкалинская транспортная прокуратура
Ответчики
АО "Международный аэропорт "Махачкала"
Другие
ТУ Росимущество в РД
Суд
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан
Судья
Казаватов Арсен Абдулмуслимович
Дело на странице суда
karabudahkentskiy.dag.sudrf.ru
11.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2023Передача материалов судье
13.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2023Судебное заседание
28.09.2023Судебное заседание
05.10.2023Судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
14.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее