РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Фоломеевой Е.Ю.,
при секретаре Калаушиной Н.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Калуге ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску прокурора города Калуги в интересах неопределенного круга лиц к Городской Управе города Калуги, государственному бюджетному учреждению культуры Калужской области «Дом народного творчества и кино «Центральный» о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности и приостановлении деятельности до устранения нарушений,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор города Калуги, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУП «Кинотеатр «Центральный» об устранении нарушений требований пожарной безопасности и приостановлении деятельности кинотеатра в здании по адресу: <адрес>, указав, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности в указанном здании выявлены нарушения требований пожарной безопасности. В обоснование требований ссылается на то, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан при возникновении пожара.
К участию в деле в качестве соответчиков по ходатайству прокурора были привлечены ГП КО «Калугаоблводоканал», ликвидационная комиссия МУП «Кинотеатр «Центральный», Городская Управа города Калуги, ГБУК КО «Дом народного творчества и кино «Центральный», в качестве третьих лиц – Министерство культуры Калужской области и Министерство финансов Калужской области.
Впоследствии прокурор исковые требования уточнил, в связи устранением ответчиком ГП КО «Калугаоблводоканал» выявленного нарушения требования к нему не поддержал, просил возложить на Городскую Управу города Калуги, МУП «Кинотеатр «Центральный» в лице ликвидационной комиссии, ГБУК КО «Дом народного творчества и кино «Центральный» обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в кинотеатре, расположенном по адресу: <адрес>, а именно, исправить систему автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре; возложить обязанность на ГБУК КО «Дом народного творчества и кино «Центральный» приостановить деятельность кинотеатра, расположенного по адресу: <адрес> до устранения нарушений.
В судебном заседании прокурор Менькова О.И. исковые требования уточнила, просила обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в кинотеатре, расположенном по адресу: <адрес>, а именно, исправить систему автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре возложить на Городскую Управу г. Калуги; а также просила возложить на ГБУК КО «Дом народного творчества и кино «Центральный» обязанность приостановить деятельность по осуществлению кинопоказов в здании, расположенном по адресу: <адрес>, до устранения нарушений.
Представитель ответчика Городской Управы г. Калуги Бирюкова А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указав, что надлежащим ответчиком является ГБУК КО «Дом народного творчества и кино «Центральный», который в силу заключенного с ним договора безвозмездного пользования обязан содержать переданное ему имущество в надлежащем состоянии.
Представитель ответчика ликвидационной комиссии МУП «Кинотеатр «Центральный» Андриевич Н.Н. иск полагала необоснованным, поскольку МУП «Кинотеатр «Центральный» деятельность по кинопоказу в здании кинотеатра не осуществляет, находится в стадии ликвидации.
Представитель ответчика ГБУК КО «Дом народного творчества и кино «Центральный» не оспаривала необходимость исправления системы оповещения людей при пожаре и согласилась с требованиями о приостановлении деятельности по кинопоказу.
Представитель третьего лица министерства культуры Калужской области Павленко А.И. полагала исковые требования в части возложения на Городскую Управу г. Калуги обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности обоснованными.
Представитель третьего лица министерства финансов Калужской области Бондарев А.А. исковые требования в части возложения на Городскую Управу г. Калуги обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности полагал обоснованными.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что собственником нежилого здания, наименование: кинотеатр, расположенного по адресу: <адрес>, является муниципальное образование «Город Калуга», что сторонами не оспаривалось.
Указанное здание принадлежало МУП «Кинотеатр «Центральный» на праве хозяйственного ведения.
ДД.ММ.ГГГГ Городская Дума города Калуги решением № согласовала МУП «Кинотеатр «Центральный» сделку, связанную с распоряжением недвижимым имуществом – заключение договора безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом – зданием кинотеатра, расположенного по адресу: <адрес>, с 15 января 2019 года на неопределенный срок.
Городской Управой города Калуги в соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-пи принято решение о ликвидации МУП «Кинотеатр «Центральный».
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Городской управы города Калуги №-пи МУП «Кинотеатр «Центральный» согласовано решение о предоставлении в безвозмездное пользование ГБУЗ КО «Калужский областной центр народного творчества» здания кинотеатра по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Кинотеатр «Центральный» в лице председателя ликвидационной комиссии (ссудодателем) и ГБУК КО «Калужский областной центр народного творчества» (впоследствии переименованным в ГБУК КО «Дом народного творчества и кино «Центральный») (ссудополучателем) заключен договор №, по условиям которого ГБУК КО «Дом народного творчества и кино «Центральный» в безвозмездное пользование было передано здание кинотеатра, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно пункту 2.4.2 договора ссудополучатель обязан содержать имущество в технически исправном состоянии, отвечающем требованиям санитарно-эпидемиологической службы, правилам пожарной безопасности.
Как следует из акта приема-передачи объекта от 01 февраля 2019 года, в преданном здании в помещениях, предназначенных для массового пребывания людей, отсутствует пожарная сигнализация (п.2.6 акта).
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г.Калуги совместно с межрайонным отделом надзорной деятельности и профилактической работы г.Калуги, Бабынинского, Перемышльского и Ферзиковского района ГУ МЧС России по Калужской области была проведена проверка деятельности МУП «Кинотеатр «Центральный» на предмет соблюдения законодательства о пожарной безопасности в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые до настоящего времени не устранены, а именно: неисправность системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре.
В настоящее время в здании по адресу: <адрес>, ГБУК КО «Дом народного творчества и кино «Центральный» на основании договоров о кинотеатральном показе осуществляет деятельность по кинопоказам в отношении неопределенного круга лиц.
Установленные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются письменными материалами дела.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Правовое регулирование в сфере обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации основано на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21декабря1994года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
Правовые акты в области пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности предполагает неукоснительное соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
Статьей 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (деле – Закон №123-ФЗ) установлено, что настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при эксплуатации объектов защиты.
Согласно статье 5 Закона № 123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Согласно части 1 статьи 6 Закона №123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно статье 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также иные лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Согласно пункту 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Как следует из положений пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования «Город Калуга» к вопросам местного значения Калуги относятся, в числе прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Калуги.
Согласно пункту 1 статьи 22 Устава муниципального образования «Город Калуга» структуру органов местного самоуправления составляют Дума, Глава городского самоуправления, Управа, Контрольно-счетная палата города Калуги (далее по тексту - Контрольно-счетная палата Калуги).
Из содержания статьи 38 Устава следует, что к полномочиям Управы относятся, в том числе, управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в порядке, установленном правовым актом Думы.
Возражая относительно исковых требований, представитель Городской Управы города Калуги указал, что в соответствии с договором безвозмездного пользования обязанность по содержанию имущества в технически исправном состоянии и в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, возложена на ссудополучателя по договору безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом.
Указанный довод суд признает несостоятельным ввиду того, что нежилое здание было передано ГБУК КО «Дом народного творчества и кино «Центральный» без пожарной сигнализации. Из толкования пункта 2.4.2 договора от 25 января 2019 года не следует, что ГБУК КО «Дом народного творчества и кино «Центральный» обязано за свой счет установить новую пожарную сигнализацию.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что нарушение указанных в иске требований нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности создает высокую степень общественной опасности, посягает на интересы неопределенного круга лиц, и соответственно, может привести к чрезвычайным ситуациям, связанным с возникновением пожара, полным или частичным разрушением здания, а также может причинить вред жизни, здоровью и имуществу граждан, поэтому исковые требования прокурора о возложении обязанности по их устранению являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с абзацем третьим статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что не все выявленные нарушения требований пожарной безопасности устранены, эксплуатируемое здание является местом массового пребывания людей, имеющиеся нарушения могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имущества граждан в будущем, судом приходит к выводу, что требование прокурора в части приостановления деятельности по осуществлению кинопоказов до устранения нарушений также подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, с учетом необходимости соблюдения процедуры размещения заказов на выполнение работ для муниципальных нужд, а также объема заявленных требований, суд на основании статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяет срок исполнения решения в этой части - до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Калуги в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Городскую Управу города Калуги устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно, исправить систему автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на государственное бюджетное учреждение культуры Калужской области «Дом народного творчества и кино «Центральный»» обязанность приостановить деятельность по осуществлению кинопоказов в здании, расположенном по адресу: <адрес>, до устранения нарушений.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Калужский районный суд Калужской области.
Председательствующий Е.Ю. Фоломеева
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.