Дело №2а-2-317/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2020 года г.Южно-Сухокумск
Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Расурулаева Р.С.,
при секретаре Пономареве В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Республике Дагестан к Гаджиеву ФИО8 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 15 по Республике Дагестан обратилась в суд с административным иском к Гаджиеву ФИО8 о взыскании обязательных платежей и санкций.
В административном исковом заявлении административный истец указал, что на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № 15 по Республике Дагестан (далее - Административный истец, Инспекция) состоит в качестве налогоплательщика Гаджиев ФИО8 (далее - Административный ответчик, налогоплательщик).
Согласно статье 2 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц» плательщиками налога являются граждане, имеющие на территории РФ в собственности следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. За дома, квартиры, дачи и т.д. налог уплачивается независимо оттого проживают владельцы в них или нет. За строения, помещения, сооружения налог уплачивается независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет.
Земельный налог отнесен ст. 15 НК РФ к числу местных налогов, и, помимо гл. 31 НК РФ, он устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований, что следует из ст. 387 НК РФ.
Налогоплательщиками земельного налога, согласно ст. 388 НК РФ, наряду с организациями, признаются также физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками земельного налога физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных главой 28 НК РФ, а также порядок и сроки его уплаты.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно сведениям, содержащимся в базе данных инспекции установлено, ответчик является собственником объектов имущественной собственности:
- Квартиры, адрес: 368890. Дагестан Респ. г. Южно-Сухокумск. ул. К.Маркса,
3 <адрес>. Кадастровый номер № Площадь 31, 80. Дата регистрации права
30.08.2007 0:00:00
- Земельный участок, адрес: 368890, РОССИЯ, Дагестан Респ, г.
Южно-Сухокумск. ул. К.Маркса. 3. <адрес>. Кадастровый номер №Площадь 867, 80. Дата регистрации права 19.02.2005 0:00:00
Таким образом, у вышеуказанного гражданина имеются объекты налогообложения, с наличием которых связано возникновение обязанности по уплате имущественных налогов.
Налогоплательщику было направлено налоговое уведомление. Срок уплаты имущественного налога за 2016 год законодательством определен 1 декабря 2017 года следующего за отчетным периодом.
Кроме того, при обращении взыскания на задолженность по имущественным налогам по предыдущим начислениям, за сроки уплаты следует принимать сроки, действующие на момент образования задолженности, а именно, срок уплаты за 2014 год - 01 октября 2015 года, за 2015 год - 01 декабря 2015 года, за 2016 год - 01 декабря 2017 года.
В соответствии со статьей 45 ПК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнять обязанности по уплате налога в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Порядок исчисления и размеры пени за просрочку уплаты налога установлены статьей 75 НК РФ.
Налоговым органом в отношении должника выставлено требование от 29.11.2015 №47958. от 14.12.2017 № 13897 на сумму 1625,78 рублей.
До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. С объяснениями о причинах неуплаты налога в налоговый орган должник не явился и документы, дающие право на льготы в Межрайонную ИФНС России № 15 по РД не представил.
В связи с тем, что данное требование не было исполнено в установленный срок и законом предусмотрена возможность взыскания налогов, пеней, штрафов в судебном порядке, а гак же на основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 48 НК РФ. ст. 123.3 КАС РФ. Межрайонной ИФНС России № 15 по Республике Дагестан было направлено заявление о вынесении судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 37 г.Южно-Сухокумск РД от 25.01.2019г.. по делу б/н. был отменен судебный приказ, вынесенный по заявлению Межрайонной ИФНС России № 15 по Республике Дагестан.
В соответствии с абзацем 3. п. 2. ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определение об отмене судебного приказа от 25.01.2019г. было получено Инспекцией 06 июля 2020 г., тем самым не имело возможности обратиться в суд в предусмотренный законом срок.
Согласно п. 1 ст. 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Учитывая вышеизложенное, просит суд восстановить срок для подачи административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 15 по РД к Гаджиеву ФИО8, ИНН № о взыскании задолженности за 2015г. и 2017г. с физических лиц по: - земельному налогу в размере 1625,78 руб.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Республике Дагестан по доверенности Ибрагимов Б.А. в исковом заявлении просит суд рассмотреть дело в его отсутствии.
Надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания административный ответчик Гаджиев К.Г. на судебное заседание не явился, но направил заявление о рассмотрении дела без его участия. Из заявления административного ответчика также усматривается, что он против восстановления срока взыскания задолженности, так как административным истцом суду не предоставлены доказательства, что определение мирового судьи судебного участка № 37 г.Южно-Сухокумск РД от 25.01.2019 г., об отмене судебного приказа своевременно истцом не было получено. В связи с этим просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, изучив и исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При этом, согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, согласно представленным в Межрайонную ИФНС России № 15 по Республике Дагестан регистрирующими органами сведениям должник является владельцем имущества, земли и транспортных средств признаваемых объектом налогообложения:
- Квартиры, адрес: 368890. Дагестан Респ. г. Южно-Сухокумск. ул. К.Маркса,
<адрес>. Кадастровый номер №. Площадь 31, 80. Дата регистрации права
30.08.2007 0:00:00
- Земельный участок, адрес: 368890, РОССИЯ, Дагестан Респ, г.
Южно-Сухокумск. ул. К.Маркса. <адрес>. Кадастровый номер №.
Площадь 867, 80. Дата регистрации права 19.02.2005 0:00:00
В связи с неисполнением Гаджиевым К.Г. обязанности по уплате налога в установленный законом срок и выявлением недоимки, налоговым органом в адрес ответчика направлены требования от 14.12.2017 года №13897 о погашении задолженности по налогам и пеням. Срок исполнения последнего требования - до 06.07.2018 года.
Неисполнение Гаджиевым К.Г. требования об уплате налога послужило основанием обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка №37 г.Южно-Сухокумск Билаловой М.М. от 25.01.2019 года по заявлению должника Гаджиева К.Г. был отменен судебный приказ от 14.01.2019 года о взыскании недоимки по налогам.
Вместе с тем, только 28 августа 2020 года налоговый орган подал в суд настоящее административное исковое заявление о взыскании с Гаджиева К.Г. задолженности по земельному налогу. При этом, фактически никаких уважительных причин пропуска срока обращения в суд, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 НК РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ, административный истец не привел; налоговый орган сослался определение об отмене судебного приказа получено только 06.07.2020г..
Однако, в ходе подготовки дела к рассмотрению судом были истребования из судебного участка №37 г.Южно-Сухокумск сведения о направлении определения мирового судьи об отмене судебного приказа от 25.01.2019 г. в налоговой орган.
Согласно представленным сведениям определение об отмене судебного приказа от 25.01.2019 г. о взыскании с Гаджиева К.Г. задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество административным истцом получено 31.01.2019г. в чем расписалась сотрудник налоговой инспекции Магомедова А.С..
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 N 308-О, право судьи рассмотреть вопрос о восстановлении пропущенного срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения. Вместе с тем, выводы суда относительно указанных обстоятельств и уважительных причин формируются в каждом конкретном случае по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, исходя из указанных стороной причин пропуска, а также установленных обстоятельств о препятствиях своевременному обращению в суд с заявлением.
По убеждению суда, собранные по настоящему административному делу доказательства, оцениваемые в их совокупности, об уважительных причинах пропуска налоговым органом срока обращения в суд не свидетельствуют; а приведенные административным истцом обстоятельства основанием для его восстановления не являются.
Причин и обстоятельств, объективно препятствовавших налоговому органу на протяжении столь длительного времени после отмены судебного приказа обратиться в суд с административным иском заявителем не приведено и судом не установлено.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, соблюдения срока обращения в суд, уважительных причин пропуска установленного законом срока, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС РФ).
По убеждению суда, административным истцом в настоящем деле не представлено доказательств, объективно препятствовавших на протяжении столь длительного времени налоговому органу обратиться в суд, и не приведено никаких объективных обстоятельств, которые могли бы быть оценены судом как уважительные причины пропуска установленного законодательством о налогах и сборах срока.
При таких данных, исходя из приведенных налоговым органом обстоятельств, у суда, оценивающего собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, оснований полагать, что срок обращения в суд административным истцом был пропущен по уважительным причинам, не имеется.
Таким образом, несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет неуплаченных налогоплательщиком самостоятельно налогов и пени (статья 57 Конституции Российской Федерации), оснований для удовлетворения требований налогового органа о взыскании с Гаджиева К.Г. задолженности по земельному налогу за 2015г. и 2017г. в настоящем деле у суда не имеется; административным истцом без уважительных причин пропущен установленный налоговым законодательством срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании налога, оснований для восстановления которого не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-181, 286-290, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Республике Дагестан к Гаджиеву ФИО8, ИНН № о взыскании обязательных платежей и санкций, - отказать в связи с пропуском срока обращения в суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РД в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р.С. Расурулаев