Решение по делу № 33-2349/2023 от 15.02.2023

Дербентский городской суд РД

Дело № 2-2570/2022

УИД 05RS0012-01-2022-006321-65

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 марта 2023 года по делу №33-2349/2023

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Биремовой А.А.,

судей Гасановой Д.Г. и Минтемировой З.А.,

при секретаре судебного заседания Гаджиевой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации ГО «г. Дербент» - Юсуфова Т.М. на решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 20 октября 2022 года по иску Ибрагимовой Мадины Замировны к Администрации городского округа «город Дербент» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда пригодного для постоянного проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим нормам не ниже установленных социальных норм, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся по арестом по договору найма специализированного жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Гасановой Д.Г., объяснение представителя истца – Ахмедова А.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Ибрагимова М.З. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа «город «Дербент» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда пригодного для постоянного проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим нормам не ниже установленных социальных норм.

В обоснование иска указала, что она родилась в <адрес> РД.

В 2011 году Ибрагимова М.З. принята на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании постановления главы администрации ГО "город Дербент" И.Яралиева от 16.03.2011 года за №515.

Согласно действующему законодательству к моменту ее совершеннолетия, то есть в 2012 году ей должны были предоставить соответствующее нормам для проживания жилое помещение. Однако по настоящее время жилое помещение ей не предоставлено, своего жилья не имеет. На неоднократные обращения в Отдел по учету, распределению и приватизации жилья администрации ГО "города Дербент", ей каждый раз обещали предоставить жилье, но в итоге жилье так и не было предоставлено, чем грубо нарушены ее права на жилье.

На основании указанного просит суд обязать Администрацию городского округа «город «Дербент» предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализи-рованного жилищного фонда пригодного для постоянного проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим нормам не ниже установленных социальных норм, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся по арестом по договору найма специализированного жилого помещения.

Решением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 20 октября 2022 года постановлено:

«Исковые требования Ибрагимовой Мадины Замировны удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «город Дербент» предоставить Ибрагимовой Мадине Замировне, 10 мая 1994 года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда пригодного для постоянного проживания отвечающего установленным санитарным и техническим нормам не ниже установленных социальных норм, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся по арестом по договору найма специализированного жилого помещения».

В апелляционной жалобе представитель Администрации ГО «г. Дербент» Юсуфов Т.М. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Он указывает, что согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом части 1 статьи 51 этого Кодекса перечне.

Таким образом, выводы суда, о внеочередном порядке предоставления Рагимовой М.З. жилья, лишено законодательного обоснования, противоречит ЖК РФ.

Ибрагимова М.З. принята на учет в качестве «детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В соответствии с ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Полагает, что правовых оснований, предусмотренных ч.2 ст. 57 ЖК РФ в получении внеочередном порядке помещения Ибрагимова М.З. не имеет.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился истец Ибрагимова М.З. и ответчик Администрация ГО «г. Дербент», надлежащим образом судом извещены.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что на основании постановления Администрации городского округа «город Дербент» от 16 марта 2011 года за № 515, истец Ибрагимова М.З. 10 мая 1994 года рождения принята на учет из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решением Дербентского городского суда РД от 19 февраля 2021 года по гражданскому делу №2-582/2021 установлен факт отсутствия родительского попечения, в том числе над Ибрагимовой М.З. в период с 2010 года до достижения ими 18 лет (до 2012года) и признание Ибрагимовой М.З. оставшейся без попечения родителей, признании за ней права на дополнительные меры по социальной поддержке по предоставлению жилого помещения.

Однако по настоящее время жилое помещение ответчиком истцу не предоставлено, несмотря на ее неоднократные обращения в Администрацию городского округа «город Дербент».

Удовлетворяя исковые требования Ибрагимовой М.З., суд исходил из того, что в соответствии ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. 59 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РФ), истец имеет право на получение во внеочередном порядке жилого помещения специализированного жилого фонда, и финансовое положение ответчика в данном случае не имеет юридического значения.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

Как следует из содержания приведённых правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.

К их числу относятся, в частности, дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очерёдностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При изложенных обстоятельствах с учётом приведённых положений закона, обстоятельств дела, суд правильно удовлетворил исковые требования Ибрагимовой М.З.

Доводы апелляционной жалобы о том, что выводы суда, о внеочередном порядке предоставления жилья Ибрагимовой М.З., лишены законодательного обоснования, противоречит ч.1 ч. 57 ЖК РФ, в соответствии с которой лицам, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются в порядке очередности, несостоятельны, т.к. противоречат положениям приведенного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ), который не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 20 октября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 марта 2023 года.

Дербентский городской суд РД

Дело № 2-2570/2022

УИД 05RS0012-01-2022-006321-65

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 марта 2023 года по делу №33-2349/2023

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Биремовой А.А.,

судей Гасановой Д.Г. и Минтемировой З.А.,

при секретаре судебного заседания Гаджиевой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации ГО «г. Дербент» - Юсуфова Т.М. на решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 20 октября 2022 года по иску Ибрагимовой Мадины Замировны к Администрации городского округа «город Дербент» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда пригодного для постоянного проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим нормам не ниже установленных социальных норм, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся по арестом по договору найма специализированного жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Гасановой Д.Г., объяснение представителя истца – Ахмедова А.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Ибрагимова М.З. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа «город «Дербент» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда пригодного для постоянного проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим нормам не ниже установленных социальных норм.

В обоснование иска указала, что она родилась в <адрес> РД.

В 2011 году Ибрагимова М.З. принята на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании постановления главы администрации ГО "город Дербент" И.Яралиева от 16.03.2011 года за №515.

Согласно действующему законодательству к моменту ее совершеннолетия, то есть в 2012 году ей должны были предоставить соответствующее нормам для проживания жилое помещение. Однако по настоящее время жилое помещение ей не предоставлено, своего жилья не имеет. На неоднократные обращения в Отдел по учету, распределению и приватизации жилья администрации ГО "города Дербент", ей каждый раз обещали предоставить жилье, но в итоге жилье так и не было предоставлено, чем грубо нарушены ее права на жилье.

На основании указанного просит суд обязать Администрацию городского округа «город «Дербент» предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализи-рованного жилищного фонда пригодного для постоянного проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим нормам не ниже установленных социальных норм, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся по арестом по договору найма специализированного жилого помещения.

Решением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 20 октября 2022 года постановлено:

«Исковые требования Ибрагимовой Мадины Замировны удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «город Дербент» предоставить Ибрагимовой Мадине Замировне, 10 мая 1994 года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда пригодного для постоянного проживания отвечающего установленным санитарным и техническим нормам не ниже установленных социальных норм, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся по арестом по договору найма специализированного жилого помещения».

В апелляционной жалобе представитель Администрации ГО «г. Дербент» Юсуфов Т.М. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Он указывает, что согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом части 1 статьи 51 этого Кодекса перечне.

Таким образом, выводы суда, о внеочередном порядке предоставления Рагимовой М.З. жилья, лишено законодательного обоснования, противоречит ЖК РФ.

Ибрагимова М.З. принята на учет в качестве «детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В соответствии с ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Полагает, что правовых оснований, предусмотренных ч.2 ст. 57 ЖК РФ в получении внеочередном порядке помещения Ибрагимова М.З. не имеет.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился истец Ибрагимова М.З. и ответчик Администрация ГО «г. Дербент», надлежащим образом судом извещены.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что на основании постановления Администрации городского округа «город Дербент» от 16 марта 2011 года за № 515, истец Ибрагимова М.З. 10 мая 1994 года рождения принята на учет из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решением Дербентского городского суда РД от 19 февраля 2021 года по гражданскому делу №2-582/2021 установлен факт отсутствия родительского попечения, в том числе над Ибрагимовой М.З. в период с 2010 года до достижения ими 18 лет (до 2012года) и признание Ибрагимовой М.З. оставшейся без попечения родителей, признании за ней права на дополнительные меры по социальной поддержке по предоставлению жилого помещения.

Однако по настоящее время жилое помещение ответчиком истцу не предоставлено, несмотря на ее неоднократные обращения в Администрацию городского округа «город Дербент».

Удовлетворяя исковые требования Ибрагимовой М.З., суд исходил из того, что в соответствии ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. 59 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РФ), истец имеет право на получение во внеочередном порядке жилого помещения специализированного жилого фонда, и финансовое положение ответчика в данном случае не имеет юридического значения.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

Как следует из содержания приведённых правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.

К их числу относятся, в частности, дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очерёдностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При изложенных обстоятельствах с учётом приведённых положений закона, обстоятельств дела, суд правильно удовлетворил исковые требования Ибрагимовой М.З.

Доводы апелляционной жалобы о том, что выводы суда, о внеочередном порядке предоставления жилья Ибрагимовой М.З., лишены законодательного обоснования, противоречит ч.1 ч. 57 ЖК РФ, в соответствии с которой лицам, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются в порядке очередности, несостоятельны, т.к. противоречат положениям приведенного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ), который не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 20 октября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 марта 2023 года.

33-2349/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Ибрагимова Мадина Замировна
Ответчики
Администрация городского округа город Дербент
Другие
Ахмедов Али Ахмедович
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
16.02.2023Передача дела судье
20.03.2023Судебное заседание
03.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2023Передано в экспедицию
20.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее