32RS0031-01-2019-001025-61
№2-105/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Трубчевск 13 января 2020 г.
Трубчевский районный суд Брянской областив составе председательствующего, судьи Лагуточкиной Л.В.,
при секретаре Быковой М.Н.,
с участием представителя истца Булаховой Ю.И.,
представителя ответчика администрации Трубчевского муниципального района Лушиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по иску Аникеев С.А. к администрации Трубчевского муниципального района о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Истец является наследником по завещанию к имуществу Аникеевой М.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления администрации г. Трубчевска «о выделении земельного участка под строительство жилого дома» от ДД.ММ.ГГГГ №, акта об отводе земельного участка в натуре (на местности) под строительство индивидуального жилого дома с надворными постройками от ДД.ММ.ГГГГ, государственного акта на право пожизненного наследуемого владения землей от ДД.ММ.ГГГГ, типового договора на возведение индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ, умершей Аникеевой М.А. принадлежал на праве собственности жилой дом, на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Нотариус оказал истцу в выдаче свидетельства о праве на наследство на указанное выше имущество в связи с тем, что согласно типовому договору на возведение индивидуального жилого дома № № от ДД.ММ.ГГГГ, Аникеевой М.В. обязана была построить жилой одноэтажный дом, полезной площадью 98 кв.м., в соответствии с государственным актом на право пожизненного наследуемого владения землей от ДД.ММ.ГГГГ Аникеевой М.В. предоставлялось в пожизненное наследуемое владение 1600 кв.м. земли для индивидуального жилищного строительства, а согласно выпискам из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ площадь жилого дома составляет 125,2 кв.м., площадь находящегося в пожизненном наследуемом владении земельного участка - 1949 кв.м. Разрешения на строительство или реконструкцию жилого дома не выдавались. Государственная регистрация права на жилой дом площадью 125,2 кв.м. и на право пожизненного наследуемого владения земельным участком площадью 1949 кв.м. не проводилась. Истец просит суд признать за ним право собственности на жилой дом общей площадью 125,2 кв.м., с учетом самовольно возведенной мансарды, поскольку домовладение вместе с самовольно возведенной мансардой отвечает всем техническим требованиям и не создает угрозу жизни и здоровью людей.
В судебное заседание истец Аникеев С.А. не явился, доверил представлять свои интересы Булаховой Ю.И.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Булахова Ю.И. требование поддержала по изложенным выше основаниям.
Ответчик - представитель Администрации Трубчевского муниципального района Брянской области Лушина Т.И., действующая по доверенности в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковое требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 266 ГК РФ, гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
В силу п. 3 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» № 137-ФЗ от 25.10.2001 оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.
Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре» недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей (ч.1 ст. 69 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с п. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 1181 ГК РФ, принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
При наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (п. 1 ст. 1152 ГК РФ).
Постановлением Администрации города Трубчевска № от ДД.ММ.ГГГГ. Аникеевой М.В. был выделен земельный участок площадью 0,16 га в <адрес> разрешено строительство жилого дома, пристройки, сарая, гаража.
Согласно типовому договору о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ, Аникеевой М.В. обязана была построить жилой одноэтажный дом, полезной площадью 98 кв.м., в соответствии с государственным актом на право пожизненного наследуемого владения землей от ДД.ММ.ГГГГ Аникеевой М.В. предоставлялось в пожизненное наследуемое владение 1600 кв.м. земли для индивидуального жилищного строительства.
Аникеевой М.В. ДД.ММ.ГГГГ. умерла ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ. выданным отделом ЗАГС Трубчевского района управления ЗАГС Брянской области.
Из свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что наследником Аникеевой М.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ является ее сын Аникеев С.А., вступивший в наследство на денежные вклады.
Нотариус Трубчевского нотариального округа Брянской области Чавгун Т.М. оказала истцу в выдаче свидетельства о праве на наследство на жилой дом и земельный участок в связи с тем, что Аникеевой М.В. обязана была построить жилой одноэтажный дом, полезной площадью 98 кв.м., на земельном участке площадью 1 600 кв.м., однако согласно выпискам из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ площадь жилого дома составляет 125,2 кв.м., площадь находящегося в пожизненном наследуемом владении земельного участка - 1949 кв.м.
Копией межевого плана выполненного ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что площадь земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу <адрес> увеличилась в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка, проведенных по заказу Аникеевой М.В. в 2010г.
Увеличение площади земельного участка соответствует п. 32 ч. 1 ст. 26 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В силу п. 1 ст. 43 вышеуказанного закона государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Таким образом, суд приходит к выводу, что границы земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу <адрес> были установлены в соответствии с требованием закона и составляют 1949+/-15 кв.м.
В связи с тем, что Аникеев С.А. принял наследство после смерти своей матери Аникеевой М.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ, то к нему в порядке наследования перешло и право пожизненного наследуемого владения вышеуказанным земельным участком.
В соответствии с п.1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка, может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Из ч. 1 ст. 222 ГК РФ следует, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно ч.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, в пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо это создает угрозу жизни или здоровью граждан.
Судом установлено, что 11.12.2019 г. ответчик отказал истцу по вопросу узаконения пристроеки, разъяснив, что согласно ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.Согласно ст. 55 ГрК РФ в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Данных мер истцом предпринято не было, в связи с этим пристройка является самовольно возведённой.
Согласно техническому заключению ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ № конструктивные элементы самовольно возведенной мансарды (Лит. А1) к жилому дому №, по <адрес>, в городе <адрес>, находятся в работоспособном состоянии. Самовольное возведение мансарды (Лит.А1) к жилому дому не повлияли на состояние несущих конструкций жилого дома в целом. Конструкции самовольно возведенной мансарды (Лит А.1) к жилому дому №, по <адрес>, в городе <адрес> подлежат дальнейшей эксплуатации и не создают угрозы жизни и здоровью граждан.
В соответствии с ситуационным планом выполненным специалистами БТИ жилой дом и возведенная к нему самовольная мансарда (Лит А.1) находится в границах земельного участка истца из чего суд делает вывод, что возведённая пристройка, права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности, права смежных землепользователей, и правила застройки не нарушают.
С учетом самовольной пристройки общая площадь жилого дома увеличилась и составляет 125,2 кв.м., жилая площадь 93,9 кв.м.
На основании изложенного, учитывая, что самовольная пристройка к жилому дому была возведена собственником на земельном участке, и в границах земельного участка принадлежащего ему на праве пожизненного наследуемого владения, статус земельного участка не изменился, чьих - либо прав и законных интересов не нарушает, опасности для жизни и здоровья граждан не представляет, соответствует санитарным и противопожарным нормам, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования к администрации Трубчевского муниципального района, поскольку разрешение на строительство и последующий прием недвижимости в эксплуатацию осуществляется данным ответчиком, и признать за Аникеевым С.А. право собственности на весь жилой дом с самовольно возведённой пристройкой.
Учитывая, что требования истца удовлетворены, а администрация как орган местного самоуправления, освобождена от уплаты госпошлины при участии по делу, в том числе и в качестве ответчика, суд не взыскивает госпошлину с ответчика.
Руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░░░ 125,2 ░░.░., ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ (░░░. ░1) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14.01.2020░.