Решение от 01.09.2021 по делу № 2-62/2021 от 23.03.2021

Дело № 2-62/2021                                                 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Билибино                                       1 сентября 2021 года

Билибинский районный суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Скороходовой Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Сороколетовских О.О.,

с участием

прокурора - помощника прокурора Билибинского района Буркута Я.В.,

представителя ответчика Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район - Шаповаловой А.В.,

представителя ответчика Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа - Сулыма Ю.М., участвующей в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Билибинского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа, Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район об обязании Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить на территории муниципального образования Билибинский муниципальный район создание приюта для животных, отвечающего Порядку организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных на территории Чукотского автономного округа, утвержденному Постановлением Правительства Чукотского автономного округа № 175 от 15 апреля 2020 года; об обязании Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить реализацию переданных государственных полномочий в сфере обращения с животными без владельцев в г.п. Билибино, с.п. Анюйск, с.п. Островное, с.п. Омолон, с.п. Илирней Билибинского муниципального района, организовав отлов животных без владельцев, содержание в приютах для животных (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), идентификацию и учет отловленных животных без владельцев, возврат владельцам отловленных животных без владельцев, передачу отловленных животных без владельцев заинтересованным гражданам и организациям, возврат животных без владельцев на прежние места их обитания, эвтаназию животных без владельцев и утилизацию их трупов; об обязании Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа обеспечить Администрацию муниципального образования Билибинский муниципальный район финансированием на реализацию переданных государственных полномочий в сфере обращения с животными без владельцев в г.п. Билибино, с.п. Анюйск, с.п. Островное, с.п. Омолон, с.п. Илирней Билибинского муниципального района,

установил:

Прокурор Билибинского района в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в Билибинский районный суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район об обязании в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять организационные меры, направленные на обеспечение реализации переданных государственных полномочий в сфере обращения с животными без владельцев, обеспечив отлов животных без владельцев, содержание в приютах для животных (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), идентификацию и учет отловленных животных без владельцев, возврат владельцам отловленных животных без владельцев, передачу отловленных животных без владельцев заинтересованным гражданам и организациям, возврат животных без владельцев на прежние места их обитания.

В обоснование требований указано, что решение вопросов по осуществлению полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Правительством Чукотского автономного округа принято постановление от 15.04.2020 №175 «Об утверждении Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Чукотского автономного округа», которым регламентированы требования к размещению и обустройству приютов, организации мероприятий по содержанию животных в приюте.

Согласно закону Чукотского автономного округа от 17.12.2015 № 131-О3 «О наделении органов местного самоуправления Чукотского автономного округа государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» (далее Закон № 131-ОЗ) органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Чукотского автономного округа наделены на неопределенный срок государственными полномочиями Чукотского автономного округа по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Прокурорской проверкой установлено, что Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район (далее Администрация МО БМР, Администрация) при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев не осуществляются, муниципальный контракт с организацией, индивидуальным предпринимателем на выполнение мероприятий в указанной сфере в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не заключен по причине отсутствия участников. На территории муниципального образования Билибинский муниципальный район отсутствуют организации, индивидуальные предприниматели, желающие осуществлять вышеназванные мероприятия на основании муниципальных контрактов, заключенных с Администрацией. При этом, несмотря на указанные обстоятельства, отраслевые (функциональные) и территориальные органы ответчиком в целях реализации рассматриваемых государственных полномочий не создавались, по этой причине органом местного самоуправления, предусмотренные Законом № 131-ОЗ мероприятия не осуществляются.

Таким образом, невыполнение органами местного самоуправления вышеуказанных мероприятий влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья от нападения и укусов животных без владельцев, от заражения болезнями, общими для человека и животных, в том числе от бешенства, а также - на защиту животных, укрепление нравственности и соблюдение принципов гуманности при обращении с животными на территории Билибинского муниципального района.

Учитывая изложенное, прокурор Билибинского района просит суд обязать Администрацию муниципального образования Билибинский муниципальный район в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять организационные меры, направленные в обеспечение реализации переданных государственных полномочий в сфер обращения с животными без владельцев, обеспечив отлов животных без владельцев, содержание в приютах для животных (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), идентификацию и учет отловленных животных без владельцев, возврат владельцам отловленных животных без владельцев, передачу отловленных животных без владельцев заинтересованным гражданам и организациям, возврат животных без владельцев на прежние места их обитания.

Определением Билибинского районного суда от 13.05.2021 по заявлению прокурора к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа, назначена дополнительная подготовка дела к судебному разбирательству (т.1 л.д. 125-126, 142-143).

Участвующим в рассмотрении гражданского дела прокурором неоднократно уточнялись исковые требования, которые в окончательном варианте сформулированы следующим образом: обязать Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить создание на территории муниципального образования Билибинский муниципальный район приюта для животных, отвечающего Порядку организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных на территории Чукотского автономного округа, утвержденному Постановлением Правительства Чукотского автономного округа № 175 от 15 апреля 2020 года, обязать Администрацию муниципального образования Билибинский муниципальный район в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить реализацию переданных государственных полномочий в сфере обращения с животными без владельцев в г.п. Билибино, с.п. Анюйск, с.п. Островное, с.п. Омолон, с.п. Илирней Билибинского муниципального района, организовав отлов животных без владельцев, содержание в приютах для животных (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), идентификацию и учет отловленных животных без владельцев, возврат владельцам отловленных животных без владельцев, передачу отловленных животных без владельцев заинтересованным гражданам и организациям, возврат животных без владельцев на прежние места их обитания, эвтаназию животных без владельцев и утилизацию их трупов; об обязании Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа обеспечить Администрацию муниципального образования Билибинский муниципальный район финансированием на реализацию переданных государственных полномочий в сфере обращения с животными без владельцев в г.п. Билибино, с.п. Анюйск, с.п. Островное, с.п. Омолон, с.п. Илирней Билибинского муниципального района (т.2 л.д. 2).

    Администрация МО БМР в письменных возражениях указывает, что реализация государственных полномочий осуществляется ответчиком путем организации следующих мероприятий: отлов животных без владельцев; содержание (в том числе лечение, вакцинация, стерилизация), идентификация и учет отловленных животных без владельцев; возврат владельцам отловленных животных без владельцев, передача отловленных животных без владельцев заинтересованным гражданам и организациям, возврат животных без владельцев на прежние места их обитания; эвтаназия животных без владельцев и утилизация их трупов. Ввиду несостоявшегося электронного аукциона по причине отсутствия поданных заявок на объект закупки «Отлов и содержание животных без владельцев» Администрацией принято решение заключить Договор № 13-р на отлов и содержание животных без владельцев от 23 марта 2021 года на срок до 30 апреля 2021 года (до объявления следующей процедуры закупки). В рамках данного договора предусмотрены мероприятия по отлову и содержанию животных без владельцев, стерилизация, ветеринарная помощь и другие необходимые профилактические мероприятия. В перечень переданных полномочий ответчика не относится содержание животных в приютах животных, следовательно, требование прокуратуры об организации приюта является необоснованным. Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа разработан план мероприятий «дорожная карта» по созданию приютов для животных в г.Билибино, создание приюта запланировано на 2023 год.

В дополнительных письменных возражениях Администрация МО БМР указывает, что 18 мая 2021 года заключен муниципальный контракт № 39 «Отлов и содержание животных без владельцев» (далее - Контракт), в связи с чем требования, указанные в исковом заявлении, Администрацией надлежаще исполняются, переданные полномочия реализуются на территории всех населенных пунктов муниципального образования Билибинский муниципальный район. С учетом изложенного Администрация МО БМР в удовлетворении исковых требований прокурора просит отказать в полном объеме.

В поступивших в суд возражениях соответчика Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа указано, что органы государственной власти субъектов РФ наделены правом создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но это не является их обязанностью, в связи с чем требования прокурора к Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа удовлетворению не подлежат. Обязанность по организации приюта на территории Билибинского района лежит на Администрации МО БМР. Вместе с тем, учитывая отсутствие на территории округа приютов для животных, принимая во внимание высокую стоимость их строительства, Правительством Чукотского автономного округа принято решение о строительстве приютов с последующей их передачей в муниципальную собственность. Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа разработан и согласован с Администрацией Билибинского муниципального района План мероприятий по созданию приюта для животных в г. Билибино до 2023 года. Организацию строительства приютов осуществляет Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа.

В судебном заседании прокурор - помощник прокурора Билибинского района Буркут Я.В. - уточненные исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям, просил их удовлетворить. Указал, что Администрацией МО БМР при исполнении полномочий в сфере обращения с животными без владельцев в сельских поселениях Билибинского района соответствующие мероприятия не проводятся, что свидетельствует о ненадлежащим исполнении ответчиком своих обязанностей.

Представитель ответчика - Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Шаповалова А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора Билибинского района не признала, в удовлетворении исковых требований просила отказать, пояснила, что создание приютов для животных без владельцев не входит в полномочия органов местного самоуправления, проект Закона о внесении изменений в статью 1 Закона № 131-ОЗ не принят. Что касается полномочий, переданных Администрации МО БМР Законом № 131-ОЗ, в настоящее время заключен муниципальный контракт № 39 от 18 мая 2021 года, в соответствии с которым все переданные полномочия по Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район, реализуются.

Представитель соответчика Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа Сулыма Ю.М., участвующая в судебном заседании посредством систем видеоконференцсвязи, в удовлетворении исковых требований просила отказать, указав, что полномочия по созданию приюта на территории муниципального образования возложены на органы местного самоуправления, поскольку законом Чукотского АО № 131-ОЗ органам местного самоуправления переданы полномочия по организации мероприятий, связанных с обращением с животными без владельцев. Поскольку отловленное животное необходимо где-то содержать, органы местного самоуправления «автоматически» наделены полномочиями по созданию приютов для животных без владельцев. На территории Чукотского автономного округа отсутствуют приюты для животных. Органы местного самоуправления ежегодно получают субвенции из окружного бюджета на реализацию переданных государственных полномочий. Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа разработаны дорожные карты, закрепляющие обязанности Департамента и органов местного самоуправления по реализации вопроса создания приютов. Поскольку в Билибино существует некоммерческая организация «Уголок Надежды», исходя из разумности, количества нападений животных, численности населения округов, муниципальных образований, было предложено вначале строить приюты в г.Анадырь, Угольные Копи, п.Беринговский. В г.Билибино приют будет построен до 2023 года.

На вопрос суда, выделялись ли Департаментом сельского хозяйства Чукотского АО субвенции Администрации МО БМР для создания приюта для животных, Сулыма Ю.М. ответила отрицательно, указав, что финансирование создания приюта должно быть осуществлено Администрацией МО БМР из собственного бюджета.

Выслушав объяснения прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в том числе, когда существует реальная опасность причинения им вреда.

Согласно подп.49 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ), ст.3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

     Положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Далее закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) не относят к вопросам местного значения муниципального района полномочия осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев.

Как указано в чч.1, 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с указанным федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

В силу подп.82 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года         № 184-ФЗ решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными без владельцев отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Из положений Закона Чукотского АО от 17.12.2015 № 131-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Чукотского автономного округа государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», принятого Думой Чукотского автономного округа 16.11.2015 года, следует, что органы местного самоуправления муниципальных образований Чукотского автономного округа (органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чукотского автономного округа) наделяются государственными полномочиями Чукотского автономного округа по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Реализация государственных полномочий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Чукотского автономного округа путем организации проведения следующих мероприятий: 1) отлов животных без владельцев; 2) содержание (в том числе лечение, вакцинация, стерилизация), идентификация и учет отловленных животных без владельцев; 3) возврат владельцам отловленных животных без владельцев, передача отловленных животных без владельцев заинтересованным гражданам и организациям, возврат животных без владельцев на прежние места их обитания; 4) эвтаназия животных без владельцев и утилизация их трупов (ст.ст. 1, 2 Закона Чукотского автономного округа от 17.12.2015 № 131-ОЗ).

В соответствии со ст.6 Закона Чукотского автономного округа от 17.12.2015 № 131-ОЗ, финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из окружного бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, и их распределение устанавливаются законом об окружном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Как установлено судом, прокуратурой Билибинского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере соблюдения законодательства об ответственном обращении с животными.

В 2020 году отлов и содержание животных без владельцев осуществлялся в соответствии с заключенным Муниципальным контрактом № 16 от 31 марта 2020 года. Услуга «Отлов и содержание безнадзорных животных» была оказана ИП Шкахов Х.Х. в срок до 31 декабря 2020 года. После отлова безнадзорных животных осматривала ветеринарная службы, затем животные помещались в пункт временной передержки до возврата их владельцам. В отношении невостребованных животных ветеринарной службой осуществлялось стерилизация и мечение (чипирование), далее чипированные животные без владельцев выпускались в среду их прежнего обитания. Вопрос организации муниципального приюта находится на рассмотрении в Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Чукотского АО (т.1 л.д. 7).

18 февраля 2021 года, 1 марта 2021 года, 10 марта 2021 года, 18 марта 2021 года, 26 марта 2021 года Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район подавались заявки на участие в электронном аукционе на заключение муниципального контракта по отлову и содержанию животных без владельцев (т.1 л.д. л.д. 22-31).

Из сообщения ГБУЗ «Чукотская окружная больница» филиал Билибинская районная больница от 18 марта 2021 года следует, что в 2020 году было 30 случаев оказания медицинской помощи гражданам по поводу нападения (укусов) собак, за истекший период 2021 года было 3 случая оказания медицинской помощи гражданам по поводу нападения (укусов) собак.

Согласно сообщению МОМВД России «Билибинский» от 19 марта 2021 года, в 2020 году зарегистрировано 8 фактов нападения (укусов) собак на граждан, в истекшем периоде 2021 года зарегистрировано 2 факта нападения (укусов) собак на граждан, в 2020 году направлено 40 материалов по факту нарушения Правил содержания домашних животных, из них: г.Билибино – 19, национальные села – 21. В истекшем периоде 2021 года направлен 1 материал (т.1 л.д. 8).

Вместе с тем, в сообщении не указано, что нападения в указанный период времени совершили животные без владельцев. При этом за тот же период зафиксированы неоднократные факты ненадлежащего содержания животных, имеющих владельцев.

В соответствии с протоколом от 30 апреля 2021 года Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район рассмотрена единственная заявка на участие в аукционе в электронной форме на заключение контракта по отлову и содержанию животных без владельцев, по итогам которого принято решение о заключении контракта с ИП Агче Т.Э. (т.1 л.д. 131-132).

23 марта 2021 года между Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район и индивидуальным предпринимателем Агче И.Э. заключен договор оказания услуг № 13-р на отлов и содержание животных без владельцев на срок до 30 апреля 2021 года, в соответствии с техническим заданием которого исполнитель обязуется осуществлять отлов животных без владельцев, производить осмотр, стерилизацию, оказание ветеринарной помощи и другие необходимые профилактические мероприятия; незамедлительную транспортировку отловленных животных без владельцев в пункт передержки в специализированном автотранспорте; осуществлять заключение договоров на оказание услуг с ветеринарными клиниками; осуществлять передержку отловленных животных без владельцев в пункте временной передержки; обеспечивать отловленных животных постоянным питьем и ежедневным питанием в период передержки; производить уборку территории пункта временной передержки, осуществлять возврат вакцинированных стерилизованных неагрессивных животных в прежние места обитания; в случаях необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных разрешено умерщвление животных специалистом в области ветеринарии гуманными методами, производить утилизацию мертвых животных с территории города, согласно поступившим заявкам, как в письменной, так и в устной форме (т.1 л.д. 182-193).

Как указано в письме от 26 марта 2021 года ежегодно из окружного бюджета Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район выделяется субвенция на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев: в 2018 году – 1 493 000 руб., в 2019 году – 1 448 100 руб., денежные средства освоены полностью, 2020 году – 1 892 200 руб., из которых освоено 1 645 475,9 руб., в 2021 году – 1 892 200 (т.1 л.д. 104).

Письмом от 31 марта 2021 года Дума Чукотского автономного округа направила в Администрацию муниципального образования Билибинский муниципальный район проект закона ЧАО «О внесении изменений в статью 1 Закона Чукотского автономного округа «О наделении органов местного самоуправления Чукотского автономного округа государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», в соответствии с которым предполагалось возложить на органы местного самоуправления муниципальных образования Чукотского автономного округа полномочия по созданию приютов для животных (т.1 л.д. 53-54).

В соответствии с сообщением Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район от 2 апреля 2021 года в рамках предоставленной из окружного бюджета субвенции на территории Билибинского района исполнение указанных переданных государственных полномочий не представляется возможным ( т.1 л.д. 55-56).

В письме Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа от 20 апреля 2021 года указано, что распределение и использование субвенций, предусмотренных в бюджете ЧАО на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в 2020 году на Билибинский муниципальный район составляет 1 892 200 руб. (данная сумма была предусмотрена в окружном бюджете и использована). Информации от муниципальный образований округа об отсутствии объективной возможности организовать на территории районных центров приютов для животных не поступало. На период временного отсутствия на территории округа приютов, муниципальным образованиям предложено заключить муниципальные контракты с ГБУ ЧАО «Окружное объединение ветеринарии» на проведение мероприятий по стерилизации, вакцинации, мечению, эвтаназии, учету отловленных животных без владельцев. Для муниципальных образований в 2021 году в расчет субвенции на организацию мероприятий по обращению с животными без владельцев включены затраты: 1) на отлов животных без владельцев; 2) на содержание животных без владельцев и на возврат животных без владельцев на прежние места их обитания; 3) на содержание органов местного самоуправления, осуществляющих переданные полномочия (т.1 л.д.109-110).

Указанное подтвердила в судебном заседании представитель Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского АО Сулыма Ю.М., указав, что субвенция на создание приюта для животных без владельцев на территории Билибинского района не выделялась. Вместе с тем, по мнению представителя Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского АО, поскольку полномочия по отлову и содержанию собак переданы органу местного самоуправления Билибинского муниципального района, то и обязанность по строительству и организации деятельности приюта, в котором должны содержаться животные, лежит на администрации МО БМР.

Из письменного объяснения Агче Т.Э. от 22 июля 2021 года следует, что на территории сельских поселений Билибинского района отлов животных не осуществляется. Договор не предусматривает деятельность по обращению с животными без владельцев на территории сельских поселений. Отлов и содержание им осуществляется только на территории города Билибино. Отлов собак в селах, их транспортировка в ветеринарный пункт города Билибино, передержка в вольере и возврат обратно в село в прежнюю среду обитания существенно удорожает стоимость контракта. Вольер, предоставленный для передержки животных Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район не предназначен для содержания животных в зимний период времени. Отопление отсутствует, что приведет к гибели животных зимой от холода (т.1 л.д. 206).

В сообщении от 30.08.2021 Агче Т.Э. сообщает, что муниципальным контрактом от 18.05.2021 № 39 предусмотрен, в том числе, отлов животных без владельцев на территориях населенных пунктов Билибинского района. За время исполнения контракта заявок на отлов из населенных пунктов не поступало. Контракт находится в стадии исполнения, срок действия до 31.12.2021 (т.2 л.д.31).

Согласно копии журнала учета отловленных, стерилизованных животных без владельцев в 2020 году было отловлено 129 животных, из них 11 животных забрали владельцы, остальные выпущены в среду прежнего обитания (т.1 л.д. 112-117).

Согласно представленным справкам ГБУ ЧАО «Окружное объединение ветеринарии» филиал «Билибинская районная станция по борьбе с болезнями животных», за период с 26 мая 2020 года по 23 декабря 2020 года ветеринарными специалистами станции проведены мероприятия по маркировке и стерилизации 35 голов животных без владельцев, из них: в г. Билибино – 22 головы; в п.Островное – 8 голов; в п.Кепервеем – 6 голов; в период с 23 декабря 2020 года по 25 декабря 2020 года указанные мероприятия проведены в отношении 10 голов животных без владельцев, из них: в г.Билибино – 4 головы, в п. Омолон – 6 голов; в период с 25 декабря 2020 года по 28 декабря 2020 года указанные мероприятия проведены в отношении 15 голов животных без владельцев, из них: в г.Билибино – 11 голов, в п.Кепервеем – 4 головы. На 30 апреля 2021 года проведена стерилизация собак в количестве 7 голов, данные животные чипированы (чип под кожей в области холки), мечены (бирка на ушах желтого цвета с номером), привиты против бешенства (т.1 л.д. 120, 121, 122, 123).

В служебной записке заместителя начальника Управления промышленной и сельскохозяйственной политики Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район указано, что в период с 1 мая по 7 июля 2021 года в рамках муниципального контракта от 18 мая 2021 года исполнителем отловлено 51 животное, из них стерилизовано – 6, утилизировано – 16, маркированы и вакцинированы от бешенства – 6 (т.1 л.д. 194).

В соответствии с отчетами о расходах бюджета муниципального образования Чукотского АО, источником финансового обеспечения которых является субвенция, предоставляемая из окружного бюджета на осуществление переданных государственных полномочий ЧАО по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев по Билибинскому району, по состоянию на 31 декабря 2019 года расходы составили – 1 488 100 руб., на 1 января 2021 года - 1 645 476 руб. (т.1 л.д. 248-249, 250-251).

Правительством Чукотского АО разработан План мероприятий по недопущению возникновения угрозы населению муниципальных образований ЧАО при обращении с животными без владельцев, утвержденный распоряжением Губернатора Чукотского автономного округа № 116-рг от 19 мая 2021 года, в который включены в том числе такие мероприятия как организация отлова, транспортировки до учреждения государственной ветеринарной службы для вакцинации против бешенства, стерилизации, мечения и возврата на прежние места обитания вакцинированных, стерилизованных и помеченных животных без владельцев и т.д. (т.1 л.д. 245, 246-247).

Довод прокурора о ненадлежащем исполнении ответчиком – администрацией МО БМР – переданных полномочий в сфере обращения с животными без владельцев на территории сельских поселений Билибинского района опровергается исследованными материалам дела.

Как следует из вышеприведенного муниципального контракта от 18.05.2021 № 39, местом проведения мероприятий, связанных с отловом и содержанием животных без владельцев, являются населенные пункты Билибинского района, а не только г.Билибино, что свидетельствует о том, что обязанность проведения соответствующих мероприятий, указанных в контракте, распространяется на все населенные пункты Билибинского района.

В сообщении Административной комиссии муниципального образования Билибинский муниципальный район от 2 августа 2021 года указано, что в 2020 году рассмотрено 24 дела об административных правонарушениях за нарушения правил содержания и выгула домашних животных, из них: в с. Кепервеем – 1, в с.Анюйск – 5, в с.Илирней – 2, в с.Омолон – 7, в с.Островное – 9. В 2021 году по состоянию на 1 августа 2021 года рассмотрено 4 дела указанной категории, из них совершенные в с.Островное – 3, в с. Анюйск – 1 (т.2 л.д. 10).

В соответствии со справкой главы муниципального образования сельское поселение Островное от 30 июля 2021 года, на территории сельского поселения бесхозных (бродячих) собак не выявлено, совместно с участковым уполномоченным проводятся профилактические беседы с жителями по исполнению обязанностей содержания животных владельцами (т.2 л.д. 11).

В сообщении и.о. главы Администрации муниципального образования с.п. Анюйск от 26 июля 2021 года, на территории сельского поселения Анюйск все собаки имеют хозяев, зарегистрированы в ветпункте с.Анюйск и привиты, участковый уполномоченный проводит рейды и привлекает к административной ответственности хозяев собак, находящихся на свободном содержании, не на привязи (т.2 л.д. 12).

Согласно письму главы муниципального образования сельское поселение Омолон от 26 июля 2021 года, на территории сельского поселения бесхозных собак не зафиксировано, владельцы собак, отказывающиеся от исполнения обязанностей по содержанию животных будут привлекаться к административной ответственности (т.2 л.д. 13).

В сообщении главы муниципального образования сельское поселение Илирней от 27 июля 2021 года указано, что фактов нахождения домашних животных без владельцев либо брошенных и одичавших на территории сельского поселения не установлено (т.2 л.д. 14).

Заявление прокурора о недопустимости вышеуказанных доказательств по основанию того, что вопросы по обращению с животными без владельцев не входят в полномочия Администраций сельских поселений, в связи с чем главы администраций не владеют информацией, связанной с рассматриваемыми вопросами, суд полагает необоснованным, поскольку суд принимает любые доказательства, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

    Кроме того, вышеприведенные объяснения глав муниципальных образований сельских поселений Билибинского района не свидетельствует об отсутствии у Администрации МО БМР обязанности по организации мероприятий в сфере обращения с животными без владельцев на территориях сельских поселений, что подтвердила представитель ответчика Шаповалова А.В. в судебном заседании, пояснив, что мероприятия по отлову и содержанию собак в сельских поселениях района не проводятся в связи с отсутствием заявок. При необходимости проведения указанных мероприятий будет организована работа в сельских поселениях в соответствии с условиями контракта от 18.05.2021 № 39.

    Субвенции, выделяемые Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Чукотского АО на организацию и проведение указанных мероприятий рассчитываются исходя из количества населения, проживающего на территории Билибинского района, а не только городского поселения Билибино (т.2 л.д.21-23, 24).

    С учетом исследованных в судебном заседании доказательств суд признает, что Администрацией МО Билибинский муниципальный район организованы мероприятия, направленные на реализацию переданных полномочий в сфере обращения с животными: в 2021 году неоднократно проведены электронные аукционы по закупке объекта «отлов и содержание животных». В связи с несостоявшимся аукционом заключен договор с индивидуальным предпринимателем на проведение указанных мероприятий на территории г.Билибино до 30.04.2021. 18.05.2021 заключен муниципальный контракт на отлов и содержание животных без владельцев, действующий до 31.12.2021. Кроме того, Администрацией МО БМР предпринимаются меры, направленные на создание приюта для животных на территории района в соответствии с планом мероприятий, согласованных с Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Чукотского АО, в части обеспечения Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Чукотского АО условий для строительства приюта: выделен земельный участок, проводится согласование с соответствующими контролирующими органами, в отсутствие на территории Билибинского района приюта для содержания животных предпринимаются меры для использования в указанных целях иных помещений для временного пребывания животных для исполнения полномочий в сфере обращения с животными без владельцев (т.1 л.д.22-31, 33-44, 45, 46, 157, 112-117, 118, 119, 120-123, 131-132, 154, 155-156, 15, 158, 159, 160, 161-162, 182-193, 194).

    Учитывая, что переданные полномочия в сфере обращения с животными Администрацией МО БМР на территории Билибинского района реализуются, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора к Администрации МО БМР в полном объеме.

    Финансирование вышеуказанных мероприятий осуществляется Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Чукотского АО ежегодно в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем иск прокурора Билибинского района к Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Чукотского АО в части требования об обеспечении Администрации МО БМР финансированием на реализацию переданных полномочий удовлетворению также не подлежит.

    Вместе с тем суд признает обоснованным довод прокурора, указавшего, что отсутствие приюта для животных без владельцев не позволяет надлежащим образом исполнять на территории Билибинского района переданные органу местного самоуправления полномочия по обращению с животными без владельцев.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2019        № 1504 утверждены «Методические указания по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них», которые обязывает органы государственной власти субъектов Российской Федерации принять правила организации деятельности приютов и установления норм содержания животных. При этом в определенной части допускается правовое регулирование соответствующих положений с учетом инфраструктурной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а также региональных географических и климатических особенностей (п.4 Методических указаний).

На основании вышеприведенных норм действующего законодательства Правительством Чукотского автономного округа утвержден «Порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Чукотского автономного округа».

В силу ст.18 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с 01.01.2020, мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя содержание животных без владельцев в приютах в соответствии с ч.7 ст.16 настоящего Федерального закона.

Между тем Закон Чукотского автономного округа от 17.12.2015 № 131-ОЗ (в ред. Закона Чукотского автономного округа от 26.02.2019 № 19-ОЗ) не предусматривает передачу животных без владельцев в приюты и содержание животных без владельцев в приютах, поскольку, как указано выше, изменения в Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ, в соответствии с которыми, содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается, вступили в силу 01.01.2021.

Как указано выше, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, не входит в полномочия органов местного самоуправления муниципального района в соответствии с законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Орган местного самоуправления муниципального района может исполнять указанные полномочия в случае передачи ему таких полномочий, переданных им в соответствии со ст.19 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.ч. 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, подп.82 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно ч.2 ст.63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст.140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Как установлено в судебном заседании, вопрос о передаче полномочий органам местного самоуправления муниципальных образований Чукотского автономного округа по организации приютов, обеспечении их деятельности находится в стадии рассмотрения, указанные полномочия на момент рассмотрения дела Администрации МО БМР не переданы, соответствующие субвенции в местный бюджет из бюджета Чукотского АО не поступали, в связи с чем вопреки утверждению представителя Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского АО у Администрации МО БМР отсутствует обязанность по созданию приютов для животных без владельцев. Указанные полномочия должны осуществляться исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

Учитывая изложенное, обязанность по созданию приюта для животных, отвечающего Порядку организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных на территории Чукотского автономного округа, утвержденному Постановлением Правительства Чукотского автономного округа № 175 от 15 апреля 2020 года на территории Билибинского района должна быть возложена на Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского АО

Финансирование и реализацию строительства приюта на территории МО Билибинский муниципальный район осуществляет Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского АО.

Согласно сообщению Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район от 1 марта 2021 года, земельный участок, предполагаемый для выделения под строительство приюта для животных без владельцев на территории Билибинского муниципального образования определен в границах города по адресу: г.Билибино, ул.Комарова (т.1 л.д. 45, 240).

Как указано в письме территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЧАО по Билибинскому району от 1 марта 2021 года, указанный Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район земельный участок позволяет организовать санитарно-защитную зону для планируемого строительства приюта для животных без владельцев до 100 голов (т.1 л.д. 46).

В соответствии с разработанным Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа планом мероприятий («дорожная карта») по созданию приютов для животных в г.Билибино), в целях обеспечения обустройства приютов для животных и пунктов временного содержания животных предполагается создание приюта для безнадзорных животных до 2023 года (т. 1 л.д. 237-239).

Как пояснила в судебном заседании Сулыма Ю.М., такой срок обусловлен тем, что в других районах округа проблема создания приюта для животных без владельцев является более насущной, поскольку в Билибинском районе организован пункт передержки животных «Уголок надежды» (вольер), в котором содержатся животные, в других районах округа отсутствуют даже такие объекты. С учетом указанного обстоятельства создание приюта в Билибинском районе запланировано на 2023 год.

Вместе с тем, учитывая, что организация приюта на территории Билибинского района обусловлена необходимостью проведения организационных мероприятий в отношении животных без владельцев, направленных на предупреждение возникновения и распространения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и безопасность проживания, как одного из приоритетных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, суд признает исковое требование прокурора об обеспечении создания приюта для животных без владельцев на территории Билибинского района подлежащим удовлетворению.

Устанавливая срок исполнения ответчиком решения суда, суд учитывает объем организационных, временных и финансовых затрат, требующихся для проведения мероприятий по созданию приюта в Билибинском районе, и с учетом требований разумности и объективной возможности исполнения решения суда считает возможным установить срок для исполнения суда в течение 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Заявленный прокурором срок 3 месяца суд находит чрезвычайно малым, не отвечающим принципу разумного срока исполнения судебного постановления.

При таких обстоятельствах суд находит иск прокурора Билибинского района обоснованным и подлежащим удовлетворению в указанной части.

В силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 175 ░░ 15 ░░░░░░ 2020 ░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                             ░░░░░░░                               ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 08.09.2021.

░░░░░ ░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ № 2-62/2021, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░

░░░░░                                                                              ░.░. ░░░░░░░░░░░

2-62/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор
Ответчики
Администрация МО Билибинский муниципальный район
Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа
Суд
Билибинский районный суд Чукотского автономного округа
Судья
Скороходова Елена Юрьевна
Дело на сайте суда
bilibinsky.chao.sudrf.ru
23.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2021Передача материалов судье
29.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2021Судебное заседание
20.04.2021Судебное заседание
28.04.2021Судебное заседание
28.04.2021Судебное заседание
13.05.2021Судебное заседание
13.05.2021Судебное заседание
13.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2021Судебное заседание
08.07.2021Судебное заседание
22.07.2021Судебное заседание
22.07.2021Судебное заседание
03.08.2021Судебное заседание
03.08.2021Судебное заседание
23.08.2021Судебное заседание
23.08.2021Судебное заседание
01.09.2021Судебное заседание
01.09.2021Судебное заседание
08.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее