РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2019 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Задонской М.Ю.,
при секретаре Дмитриевой Т.И.,
с участием
представителя административного истца Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Тула) по доверенности Рыбакиной Э.М.,
административного ответчика Боядовского А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1609/2019 по административному иску Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Тула) к кредитному потребительскому кооперативу «Солидарность», Дорофееву Дмитрию Сергеевичу, Боядовскому Андрею Викторовичу, Боядовскому Виктору Степановичу, Боядовской Анне Алексеевне, Боядовскому Юрию Степановичу, Пикаловой Людмиле Георгиевне, ООО «СУММА», Майбороде Елене Вячеславовне, Северьяновой Людмиле Николаевне, Атаджановой Наталье Сергеевне, Кониной Екатерине Николаевне, Антоненковой Елене Владимировне, Дадэрко Александре Евгеньевне, Кучину Вячеславу Михайловичу, Ярковой Татьяне Владимировне, Самаркиной Людмиле Ивановне, Славновой Наталье Вячеславовне, Мосолову Виктору Ивановичу о ликвидации, возложении обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица,
установил:
Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Тула) обратился в суд с административным иском к кредитному потребительскому кооперативу «Солидарность» (далее- КПК «Солидарность»), Дорофееву Д.С., Боядовскому А.В., Боядовскому В.С., Боядовской А.С., Боядовской А.А., Боядовскому Ю.С., Пикаловой Л.Г., ООО «СУММА» о ликвидации, возложении обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица,
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что КПК «Солидарность» зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ с заявленным основным видом экономической деятельности «деятельность по финансовой взаимопомощи». В рамках осуществления надзора за некредитными финансовыми организациями в соответствии со ст.76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что по состоянию на день подачи настоящего административного искового заявления КПК «Солидарность» более трех месяцев не состоит ни в одной саморегулируемой организации кредитных кооперативов. КПК «Солидарность» является действующим юридическим лицом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. Согласно сведениям, указанным в соответствующем разделе вышеуказанной выписки в отношении КПК «Солидарность», протоколу №1 общего собрания о создании Кредитного кооператива его учредителями (участниками) являются: Дорофеев Д.С., Боядовский А.В., Боядовский В.С., Боядовская А.С., Боядовская А.А., Боядовский Ю.С., Пикалова Л.Г., ООО «СУММА».
Просил суд ликвидировать КПК «Солидарность»; возложить обязанность по осуществлению ликвидации КПК «Солидарность» на Дорофеева Д.С., Боядовского А.В., Боядовского В.С., Боядовскую А.С., Боядовскую А.А., Боядовского Ю.С., Пикалову Л.Г., ООО «СУММА» в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Административным истцом административные исковые требования неоднократно уточнялись и в окончательной форме были сформулированы следующим образом: просил суд ликвидировать КПК «Солидарность»; возложить обязанность по осуществлению ликвидации КПК «Солидарность» на Дорофеева Д.С., Боядовского А.В., Боядовского В.С., Боядовскую А.А., Боядовского Ю.С., Пикалову Л.Г., ООО «СУММА», Майбороду Е.В., Северьянову Л.Н., Атаджанову Н.С., Конину Е.Н., Антоненкову Е.В., Дадэрко А.Е., Кучина В.М., Яркову Т.В., Самаркину Л.И., Славнову Н.В., Мосолова В.И. в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Представитель административного истца Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Тула) по доверенности Рыбакина Э.М. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в их обоснование, просила административный иск удовлетворить.
Административный ответчик Боядовский А.В. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных административных требований в части возложения на него обязанности по ликвидации КПК «Солидарность», указав, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он не являлся членом КПК «Солидарность». Относительно ликвидации КПК «Солидарность» не возражал.
Представитель административного ответчика КПК «Солидарность», административные ответчики Дорофеев Д.С., Боядовский В.С., Боядовская А.А., Боядовский Ю.С., Пикалова Л.Г., ООО «СУММА», Майборода Е.В., Северьянова Л.Н., Атаджанова Н.С., Конина Е.Н., Дадэрко А.Е., Кучин В.М., Яркова Т.В., Самаркина Л.И., Славнова Н.В., Мосолов В.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.
Административный ответчик Антоненкова Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В поступившем в адрес суда заявлении представитель административного ответчика Антоненковой Е.В. по доверенности Кузьмин А.В. просил рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС №10 по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В ранее представленном отзыве на административное исковое заявление просил вынести решение на усмотрение суда.
Суд, руководствуясь положениями ст.150 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ч.3 ст.1 КАС РФ предметом регулирования настоящего кодекса являются административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.
В силу пп. 1 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ кредитные кооперативы относятся к числу потребительских кооперативов, которые являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями) (п. 1 ст. 65.1 Гражданского кодекса РФ).
Согласно п. 2 ст. 65.1 Гражданского кодекса РФ в связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица.
Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» установлено, что кредитные кооперативы могут быть созданы и осуществлять свою деятельность в виде кредитного кооператива, членами которого могут являться юридические и физические лица, кредитного потребительского кооператива граждан, а также в виде кредитного кооператива второго уровня.
В соответствии с п.п. 2, 3, 4 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ, кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков); кредитный потребительский кооператив граждан - кредитный кооператив, членами которого являются исключительно физические лица; кредитный кооператив второго уровня - кредитный кооператив, членами которого являются исключительно кредитные кооперативы.
Судом установлено, что КПК «Солидарность» был зарегистрирован 17.11.2017 Межрайонной ИФНС №10 по Тульской области и имеет государственный регистрационный номер (ОГРН № что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что КПК «Солидарность» создан для осуществления деятельности по финансовой взаимопомощи.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше правовых норм и конкретных обстоятельств дела, КПК «Солидарность» кредитным кооперативом второго уровня не является.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 190-ФЗ кредитный кооператив может быть создан не менее чем 15 физическими лицами и 5 юридическими лицами. Кредитный кооператив, членами которого являются физические и юридические лица, может быть создан не менее чем 7 указанными лицами.
Учредители кредитного кооператива принимают решение о создании кредитного кооператива, которое оформляют протоколом, осуществляют подготовку проекта устава кредитного кооператива и организацию общего собрания учредителей кредитного кооператива, на котором принимается устав кредитного кооператива (ч. 4 ст. 7 Федерального закона «О кредитной кооперации»).
В соответствии с ч. 5 ст. 7 данного Федерального закона государственная регистрация кредитного кооператива осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Кредитный кооператив считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Как следует из содержания ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц при осуществлении государственной регистрации.
Согласно п.п. «г», «д», «и», «и.1» ст. 5 данного Федерального закона в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе: о способе образования юридического лица (создание или реорганизация); об учредителях (участниках) юридического лица; о способе прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
По смыслу названных норм единственным доказательством включения гражданина, юридического лица в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.
Вместе с тем, при определении круга лиц, на которых может быть возложена обязанность по осуществлению ликвидации потребительского кредитного кооператива, следует исходить не только из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, но и исследовать иные фактические обстоятельства конкретного дела и доказательства, позволяющие сделать вывод о членстве того или иного лица в кооперативе либо о выходе участника из состава членов кооператива в предусмотренном законом порядке.
Решением суда о ликвидации юридического лица обязанности по осуществлению ликвидации этого лица могут быть возложены на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом (пункт 5 статьи 62 названного Кодекса).
Выход из состава членов кредитного кооператива участника, в том числе являвшегося его учредителем, влечет за собой прекращение корпоративной связи с названным юридическим лицом, что, в свою очередь, не предполагает возможность возложения на такого участника обязанности по осуществлению ликвидации этой организации.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении КПК «Солидарность» от ДД.ММ.ГГГГ, протокола № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания о создании КПК «Солидарность» усматривается, что его учредителями являются: Дорофеев Д.С., Боядовский А.В., Боядовский В.С., Боядовская А.А., Боядовский Ю.С., Пикалова Л.Г., ООО «СУММА».
Также в материалы дела представлены заявления о принятии в члены КПК «Солидарность» от следующих граждан: Майбороды Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ; Северьяновой Л.Н. от ДД.ММ.ГГГГ; Атаджановой Н.СЧ. от ДД.ММ.ГГГГ; Кониной Е.Н. от ДД.ММ.ГГГГ; Антоненковой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ; Дадэрко А.Е. от ДД.ММ.ГГГГ; Кучина В.М. от ДД.ММ.ГГГГ; Ярковой Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ; Самаркиной Л.И. от ДД.ММ.ГГГГ; Славновой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ; Мосолова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании соответствующих протоколов заседания Правления КПК «Солидарность» вышеуказанные лица были приняты в члены КПК «Солидарность», что также не оспаривалось участвующими в деле лицами.
Кроме того, в материалы дела представлен протокол заседания Правления КПК «Солидарность» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на основании представленных заявлений из членов КПК «Солидарность» были исключены: Боядовская А.А., Боядовский А.В., Боядовский В.С., Боядовский Ю.С., Дорофеев Д.С., Пикалова Л.Г., ООО «СУММА».
В силу п.п. 1 - 3 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О кредитной кооперации» членство в кредитном кооперативе прекращается в случае:
1) выхода из кредитного кооператива;
2) исключения из членов кредитного кооператива;
3) ликвидации или прекращения в результате реорганизации юридического лица - члена кредитного кооператива.
Согласно ч.4 указанной статьи Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ при прекращении членства в кредитном кооперативе в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, члену кредитного кооператива (пайщику) выплачивается сумма его паенакопления (пая), включающая сумму паевых взносов и присоединенных начислений на паевые взносы, возвращаются денежные средства, привлеченные от члена кредитного кооператива (пайщика), и выполняются иные обязательства, предусмотренные договорами, на основании которых кредитный кооператив осуществил привлечение денежных средств члена кредитного кооператива (пайщика). Указанные суммы выплачиваются не позднее чем через три месяца со дня подачи заявления о выходе из кредитного кооператива, либо со дня принятия решения о ликвидации или реорганизации, предусматривающей прекращение юридического лица - члена кредитного кооператива (пайщика), либо со дня принятия решения об исключении его из членов кредитного кооператива (пайщиков). Начисления на паевые взносы за период, прошедший с даты последнего начисления на паевые взносы до даты прекращения членства в кредитном кооперативе, выплачиваются члену кредитного кооператива (пайщику) после утверждения общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) бухгалтерской (финансовой) отчетности за финансовый год в порядке, предусмотренном уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива. Указанные выплаты производятся при условии исполнения членом кредитного кооператива (пайщиком) своих обязательств перед кредитным кооперативом, в том числе обязательств по договорам займа. В случае наличия неисполненных обязательств (задолженности) члена кредитного кооператива (пайщика) перед кредитным кооперативом обязательства кредитного кооператива по выплате паенакопления (паевых взносов и начислений на паевые взносы) такому члену кредитного кооператива (пайщику) и иные обязательства кредитного кооператива перед ним прекращаются полностью или частично зачетом встречного требования кредитного кооператива к члену кредитного кооператива (пайщику).
Таким образом, положениями Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», предусмотрена возможность выхода из кредитного кооператива, для осуществления которого необходимо подать в правление кооператива соответствующее заявление.
Проанализировав вышеизложенное в совокупности с приведенными нормами права, суд приходит к выводу о том, что на дату рассмотрения настоящего дела лицами, на которых может быть возложена обязанность по осуществлению ликвидации КПК «Солидарность» являются его участники Майборода Е.В., Северьянова Л.Н., Атаджанова Н.С., Конина Е.Н., Антоненкова Е.В., Дадэрко А.Е., Кучин В.М., Яркова Т.В., Самаркина Л.И., Славнова Н.В., Мосолов В.И.
Как установлено выше, Боядовская А.А., Боядовский А.В., Боядовский В.С., Боядовский Ю.С., Дорофеев Д.С., Пикалова Л.Г., ООО «СУММА» утратили корпоративную связь с КПК «Солидарность», поскольку в материалы дела представлены не оспоренные истцом доказательства выхода указанных лиц из состава кооператива, что, в свою очередь, не предполагает возможности возложения на данных участников обязанности по осуществлению ликвидации организации.
Настаивая на удовлетворении исковых требований, представитель истца указал, что ответчиками допущено нарушение императивных норм действующего законодательства, поскольку КПК «Солидарность» не является членом саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, что является основанием для его ликвидации.
Проверяя данные доводы, суд установил следующее.
Правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов определены Федеральным законом от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», а также Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 Гражданского кодекса РФ)
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 18 июля 2009 г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий: 1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (для кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы); 2) прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы); 3) создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).
На основании ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О кредитной кооперации» саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая кредитные кооперативы, осуществляет контроль за соблюдением кредитными кооперативами, являющимися членами этой саморегулируемой организации, требований настоящего Федерального закона и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
В силу ч. 4 ст. 35 Федерального закона № 190-ФЗ Банк России не осуществляет надзор за соблюдением кредитными кооперативами, общее число членов и ассоциированных членов которых не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, требований настоящего Федерального закона и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России, за исключением следующих случаев: 1) кредитный кооператив не является членом саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы; 2) при наличии информации о возможном нарушении кредитным кооперативом, общее число членов и ассоциированных членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, настоящего Федерального закона и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России либо при возникновении необходимости проведения проверки кредитного кооператива, общее число членов и ассоциированных членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, Банком России, обусловленной проводимой проверкой деятельности саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, членом которой является такой кредитный кооператив.
В соответствии п. 9.1 ст. 4, ст. 76.5 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами; проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно п.12 ст. 76.1 указанного Федерального закона некредитными финансовыми организациями признаются лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов.
На основании п. 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О кредитной кооперации», ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности обращается в суд с требованиями о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О кредитной кооперации».
Согласно п. 9 ч.3 ст. 5 Федерального закона «О кредитной кооперации» Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях: а) неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок; б) осуществления кредитным кооперативом деятельности, запрещенной настоящим Федеральным законом; в) неоднократного нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России; г) нарушения установленного Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
В силу п.2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О кредитной кооперации» кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
При принятии решения о ликвидации кредитного кооператива назначается ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемого кредитного кооператива, проводится обязательная оценка рыночной стоимости имущества ликвидируемого кредитного кооператива в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. Ликвидационная комиссия по требованию членов ликвидируемого кредитного кооператива (пайщиков) обязана предоставить им для ознакомления отчет об оценке имущества такого кредитного кооператива (часть 4 статьи 10 Федерального закона «О кредитной кооперации»).
В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявления требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.
В силу разъяснений, данных в пунктах 1 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», следует, что нарушения некоммерческими организациями и иными общественными объединениями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде ликвидации объединения граждан по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях, и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (статья 4 названного Федерального закона).
Как следует из письма, направленного ЦБ РФ ГУ (Банк России) ГУ по Центральному Федеральному округу г. Москва в адрес саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов и ответов на указанное письмо, КПК «Солидарность» не является и никогда не являлся ранее членом Союза СРО «НОКК», членом СРО «Содействие», членом ССО «Губернское кредитное содружество», СРО «Кооперативные финансы», что подтверждается копиями соответствующих писем, имеющихся в материалах дела.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались, иными доказательствами ответчиками не опровергнуты.
Доказательств, свидетельствующих о включении КПК «Солидарность» в члены какой-либо иной саморегулируемой организации, внесенной в государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, в материалы дела не представлено.
Проанализировав вышеизложенные конкретные обстоятельства дела в совокупности с приведенными нормами права, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административный исковых требований о ликвидации КПК «Солидарность», поскольку неисполнение кооперативом обязанности по вступлению в саморегулируемую организацию в силу закона является самостоятельным и достаточным основанием для его ликвидации с возложением обязанности по осуществлению ликвидации на его участников Майбороду Е.В., Северьянову Л.Н., Атаджанову Н.С., Конину Е.Н., Антоненкову Е.В., Дадэрко А.Е., Кучина В.М., Яркову Т.В., Самаркину Л.И., Славнову Н.В., Мосолова В.И.
В соответствии с положениями статьи 18 ФЗ «О некоммерческих организациях» учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.
В соответствии с пунктом 9 статьи 63 Гражданского кодекса РФ, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Тула) к кредитному потребительскому кооперативу «Солидарность», Дорофееву Дмитрию Сергеевичу, Боядовскому Андрею Викторовичу, Боядовскому Виктору Степановичу, Боядовской Анне Алексеевне, Боядовскому Юрию Степановичу, Пикаловой Людмиле Георгиевне, ООО «СУММА», Майбороде Елене Вячеславовне, Северьяновой Людмиле Николаевне, Атаджановой Наталье Сергеевне, Кониной Екатерине Николаевне, Антоненковой Елене Владимировне, Дадэрко Александре Евгеньевне, Кучину Вячеславу Михайловичу, Ярковой Татьяне Владимировне, Самаркиной Людмиле Ивановне, Славновой Наталье Вячеславовне, Мосолову Виктору Ивановичу о ликвидации, возложении обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица, удовлетворить частично.
Ликвидировать кредитный потребительский кооператив «Солидарность» ОГРН № ИНН № расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить обязанность по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива «Солидарность» на Майбороду Елену Вячеславовну, Северьянову Людмилу Николаевну, Атаджанову Наталью Сергеевну, Конину Екатерину Николаевну, Антоненкову Елену Владимировну, Дадэрко Александру Евгеньевну, Кучина Вячеслава Михайловича, Яркову Татьяну Владимировну, Самаркину Людмилу Ивановну, Славнову Наталью Вячеславовну, Мосолова Виктора Ивановича в шестимесячный срок со дня вступления в настоящего решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Тула) отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 18.09.2019.
Судья