Решение по делу № 2-192/2019 от 06.05.2019

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. ФИО1 14 июня 2019 г.

Городской суд г. ФИО1 Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Гасанбекова Г.М.,

при секретаре ФИО3,

с участием помощника прокурора г. ФИО1 Т.В.,

представителя администрации городского округа «город ФИО1» по доверенности ФИО4,

представителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » по доверенности ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора г. ФИО2 Р.А. к администрации городского округа «город ФИО1» и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » городского округа «город ФИО1» о признании несоответствующим закону бездействие в части несоблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления, обязании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » городского округа «город ФИО1» устранить в полном объеме нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства,

у с т а н о в и л :

И.о. прокурора г. ФИО2 Р.А. обратился в суд с иском к администрации городского округа «город ФИО1» и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » городского округа «город ФИО1» о признании несоответствующим закону бездействие в части несоблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления, обязании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » городского округа «город ФИО1» (далее – МБОУ «СОШ ») устранить в полном объеме нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Исковые требования прокурора мотивированы тем, что прокуратурой города в рамках рассмотрения обращения президента региональной общественной организации «Общественный контроль Республики Дагестан» совместно со специалистами Южного межрайонного управления по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в МБОУ «СОШ » проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления.

В ходе проверки установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ в МБОУ «СОШ » обучаются 347 ученика, основная штатная численность работников школы составляет 53 преподавателя.

В результате деятельности образовательного учреждения образуются отходы 1-4 класса опасности, в том числе:

- ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, лампы накаливания отработанные и брак;

- картриджи, батарейки, мониторы;

- мусор от бытовых помещений учреждения несортированный (исключая крупногабаритный);

- отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебных учреждений;

- пищевые отходы кухонь несортированные;

- отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства.

В нарушение требований законодательства об отходах производства и потребления у школы отсутствуют специально выделенные помещения для сбора и временного хранения использованных ртутьсодержащих люминесцентных ламп, не назначено ответственное лицо за обращение с указанными отходами, не ведется журнал учета образования и движение отработанных ртутьсодержащих ламп; лица, допущенные к сбору, размещению, обработке, транспортировке, утилизации, обезвреживанию отходов 1-4 классов опасности не прошли курсы повышения квалификации по программе «Обеспечение экологической безопасности при работах с отходами производства и потребления 1-4 классов опасности»; не получены паспорта отходов 1-4 классов опасности; школа не состоит на государственном учете как объект оказывающий негативное воздействие на окружающую природную среду.

В следствии допущенных нарушений закона подвергается опасности здоровье персонала школы и обучающихся в образовательном учреждении детей.

Указанное нарушение закона стало возможным в следствии ненадлежащего исполнения своих обязанностей со стороны ответственных должностных лиц и руководства МБОУ «СОШ », а также игнорирования требований законодательства, регулирующего вопросы в сфере оборота отходов производства и потребления.

По фактам нарушений законодательства в сфере природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы городского округа «город ФИО1» и руководства МБОУ «СОШ » были внесены представления об устранении нарушений закона. Однако акты прокурорского реагирования надлежаще не рассмотрены, выявленные нарушения не устранены.

Из пояснения директора школы и ответа на представление следует, что нарушения требований действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства по настоящее время имеют место, имеющие нарушения требований действующего законодательства не устранены ввиду отсутствия достаточных финансовых средств.

В судебном заседании помощник прокурора г. ФИО1 Т.В. поддержал свои требования по изложенным в исковом заявлении доводам и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации городского округа «город ФИО1» ФИО5 исковые требования не признал, но пояснил, что указанные нарушения имеют место, однако их устранение не представляется возможным ввиду отсутствия финансовых средств.

Представитель ответчика – МБОУ «СОШ » по доверенности ФИО6 исковые требования и.о прокурора г.ФИО1 признал. Пояснил, что указанные нарушения имеют место, однако из-за отсутствия финансовых средств устранить имеющиеся нарушения не представляется возможным.

Выслушав доводы помощника прокурора г. ФИО1 Т.В., объяснения представителя администрации городского округа «город ФИО1» по доверенности ФИО4, представителя МБОУ «СОШ »» по доверенности ФИО6, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии п. 4 ст. 27 и п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны окружающей среды является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 681 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" устанавливает порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде и обязательно для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели), а также физических лиц.

В силу п. 7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару.

Ртутьсодержащие люминесцентные лампы отнесены к 1 классу опасности в соответствии с п. 2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03) и являются чрезвычайно опасными по степени воздействия на человека и окружающую среду.

В соответствии с положениями п. 14 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.

Согласно п. 17 вышеуказанных Правил, хранение поврежденных ртутьсодержащих ламп осуществляется в таре.

В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.

В соответствии с п. 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в п. 5 Порядка, и предоставляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Согласно п п. 4, 8, 9 Правил обращения с отходами потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. Органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.

Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

Согласно ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

МБОУ «СОШ »» - бюджетное учреждение, учредителем которого является администрация городского округа «город ФИО1».

Финансовое обеспечение муниципального образовательного учреждения осуществляет его учредитель, он же является собственником имущества данного образовательного учреждения.

В силу ст.ст. 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Отсутствие в бюджете муниципального района денежных средств не освобождает ответчика от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

Как видно из материалов дела, а именно из справки - заключения от ДД.ММ.ГГГГ, представления и.о. прокурора г. ФИО1 МБОУ «СОШ » об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, и установлено судом, что прокуратурой города в рамках рассмотрения обращения президента региональной общественной организации «Общественный контроль Республики Дагестан» совместно со специалистами Южного межрайонного управления по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в МБОУ «СОШ » проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, в результате которой установлено, что в указанном общеобразовательном учреждении было выявлено ряд нарушений.

Представитель МБОУ «СОШ » не представил суду достоверных доказательств того, что указанные в школе нарушения законодательства об отходах производства и потребления устранены в полной мере.

Довод ответчиков об отсутствии необходимых финансовых средств на устранение выявленных нарушений судом признается несостоятельным, поскольку соблюдение законодательства об отходах производства и потребления не может быть поставлено в зависимость от данного обстоятельства.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования и.о. прокурора г. ФИО1 удовлетворить и обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа » городского округа «город ФИО1» устранить в полном объеме нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования и.о. прокурора г. ФИО1 удовлетворить.

Признать несоответствующим закону бездействия администрации городского округа «город ФИО1» и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » городского округа «город ФИО1» в части несоблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа » городского округа «город ФИО1» устранить в полном объеме нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД через городской суд г. ФИО1 в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Гасанбеков Г.М.

        

Решение суда в окончательной форме изготовлено 18.06.2019

2-192/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор
Ответчики
МБОУ СОШ № 4
Администрация ГО гор. Даг. Огни
Суд
Городской суд г. Дагестанские Огни
Дело на странице суда
dagogni-gs.dag.sudrf.ru
25.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее