УИД 11RS0014-01-2024-000449-94 Дело № 5-35/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Корткерос 28 июня 2024 года
Корткеросский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кочанова Л.А.,
при секретаре Самхарадзе М.Б.,
с участием защитника ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: с. Корткерос, ул. Советская, д. 212 Корткеросского района Республики Коми дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Корткеросская центральная районная больница» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 ч. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
13.06.2024 в Корткеросский районный суд поступило дело об административном правонарушении в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Корткеросская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ») по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 ч. 2.1 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении, ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ» не исполнило требования исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, при следующих обстоятельствах. 14.03.2016 возбуждено исполнительное производство ХХХ-ИП на основании исполнительного листа Корткеросского районного суда по делу ХХХ. Предмет исполнения: в срок до 01.03.2006 устранить нарушения требований пожарной безопасности, в том числе по объекту, расположенному по адресу: <адрес>: обеспечить расстояние между пристройкой к столовой V степени огнестойкости (по техническому паспорту А5) и зданием амбулатории (скорой помощи) V степени огнестойкости не менее 15 м.; разместить в коридоре амбулатории на пути эвакуации оборудование (отопительные трубы), выступающее из плоскости стены на высоте не менее 2 м.; обеспечить высоту эвакуационного выхода в свету амбулатории не менее 1.9 м.; обеспечить ширину эвакуационного выхода в свету амбулатории не менее 0.8 м.; переход между зданиями стационарного отделения и поликлиники необходимо выполнить из негорючих материалов. Стены зданий в местах примыкания к ним перехода выполнить из негорючих материалов с пределом огнестойкости 2ч. Установить противопожарные двери 2-го типа в проёмах этих стен, ведущие в переход; обеспечить расстояние не менее 10 м. между зданием (корпусом) II степени огнестойкости (по техническому паспорту А1 (поликлиника) и зданием V степени огнестойкости (по техническому паспорту А3 (флюорографии); обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации (участок пути по техническому паспорту около кабинетов: 49,51,36,35) не менее 1.2 м.; обеспечить второй эвакуационный выход из здания (стационар) (по техническому паспорту А) первого этажа; обеспечить второй эвакуационный выход из здания (поликлиники) (по техническому паспорту А 1) первого этажа; привести в исправное состояние огнезадерживающие устройства (заслонки, шиберы, клапаны и др.) в воздуховодах, устройства блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации и автоматические устройства отключения вентиляции при пожаре; обеспечить наличие на дверях помещений складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взыровопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
16.11.2023 ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ» привлечено к административной ответственности по ст. 17.15 ч. 2.1 КоАП РФ к наказанию в виде административного штрафа в размере 500000 руб.
07.02.2024 в отношении должника было вынесено постановление о назначении нового срока исполнения – до 11.03.2024.
Пунктом 2 постановления от 07.02.2024 должник был предупреждён, что в соответствии с ч. 2 ст. 105 Федерального закона № 229-Ф3 от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении, в частности по ст. 17.15 ч. 2.1 КоАП РФ.
Однако решение суда ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ» в установленный новый срок не исполнено.
В связи с чем в отношении должника составлен рассматриваемый протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.15. ч. 2.1 КоАП РФ.
Защитник юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО2 в судебном заседании с протоколом не согласен, указав о принятии ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ» всех мер по исполнению судебного постановления, а также указал на неточности в протоколе об административном правонарушении.
Должностное лицо, составившее протокол, – судебный пристав-исполнитель ФИО3 в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела. Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Административная ответственность за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, установлена ст. 17.15 ч. 2.1 КоАП РФ.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ).
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (ст. 2 Закона № 229-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ст. ст. 6, 113 Закона № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно взаимосвязанным положениям ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12-1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и ч. 8 ст. 5 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Корткеросского районного суда от 19.11.2014 ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ» обязано в срок до 01.03.2016 устранить нарушения требования пожарной безопасности, в том числе по объекту, расположенному по адресу: <адрес>.
14.03.2016 в отношении должника возбуждено исполнительное производство ХХХ-ИП (номер ныне действующего ИП ХХХ-ИП).
Постановлением Корткеросского районного суда Республики Коми от 16.11.2023, вступившем в законную силу 20.12.2023, ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ» привлечено к административной ответственности по ст. 17.15 ч. 2.1 КоАП РФ.
28.02.2024 должником было получено постановление о назначении нового срока исполнения решения суда – до 11.03.2024. Данное постановление должником не оспорено в установленном законом порядке.
Решение суда в установленный судебным приставом новый срок исполнения исполнительного документа не исполнено.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом, под уважительными причинами, препятствующими исполнению требований исполнительного документа, необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Как следует из материалов дела до настоящего времени решение суда не исполнено, как не было исполнено и во вновь установленный судебным приставом-исполнителем новый срок – до 11.03.2024, что должником не оспаривается.
Анализируя представленные материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии доказательств, что ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ» были приняты своевременно все зависящие от него меры, направленные на исполнение решения суда с учетом даты принятия судебного решения и длительности периода неисполнения исполнительного документа, в том числе в течение вновь установленного срока.
Представленные материалы не свидетельствуют о том, что у ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ» отсутствовала реальная возможность исполнения решения суда, содержащего требования неимущественного характера, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, и при этом должником были приняты все зависящие от него меры по исполнению судебного акта.
Таким образом, ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ», имея возможность в рамках своих полномочий для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Действия ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ», выразившиеся в неисполнении требований исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 ч. 2.1 КоАП РФ.
Учитывая, что судебным приставом-исполнителем установлен срок до 11.03.2024 для исполнения требований исполнительного документа, временем совершения правонарушения является 12.03.2024.
Суд приходит к убеждению, что вина ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ» в совершении данного правонарушения установлена, фактические обстоятельства совершённого им противоправного деяния подтверждаются протоколом об административном правонарушении ХХХ-АП от 07.06.2024, материалами исполнительного производства, иными письменными материалами дела, исследованными судом.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем доказательства являются в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ допустимыми и относимыми.
В описательно-мотивировочной части протокола об административном правонарушении административным органом допущены явные технические опечатки в указании наименования суда, вынесшего судебное постановление, указание на неисполнение требований исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в датах проведения исполнительных действий. Данные обстоятельства не являются основанием для прекращения производства по делу и изменения квалификации по другой норме КоАП РФ, признаются несущественными недостатками протокола об административном правонарушении, именно как техническую ошибку, которые являются очевидными для участников исполнительного производства, несущественными и не нарушают права юридического лица на защиту.
Иных обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ и являющихся основанием для прекращения производства по делу, в том числе ч. 4 данной статьи, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено.
Срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не истёк.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается, поскольку допущенное нарушение посягает на институт судебной власти, порядок принудительного исполнения вступивших в законную силу судебных актов. По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении должника к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Санкция ст. 17.15 ч. 2.1 КоАП РФ влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от одного миллиона до трёх миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, судом не установлено. Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является повторное совершение административного правонарушения, поскольку ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ» привлекалось за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 ч. 2.1 КоАП РФ.
В силу ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.
Учитывая приведённые нормы Кодекса, установленные конкретные обстоятельства дела, организационно-правовую форму юридического лица и источники финансирования его деятельности, прихожу к выводу, что административное наказание в виде штрафа в размере 1000000 руб. не соответствует последствиям совершённого административного правонарушения, материальному положению учреждения и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, что, в свою очередь является основанием для снижения размера назначаемого административного штрафа менее его минимального размера, предусмотренного санкцией ст. 17.15 ч. 2.1 КоАП РФ, то есть до 500000 руб.
Судья полагает, что такое административное наказание, в целом, соотносится с характером и степенью общественной опасности административного правонарушения, обеспечивает адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Корткеросская центральная районная больница», ИНН 1113001543, расположенный по адресу: с. Корткерос, ул. Советская, д. 308 Корткеросского района Республики Коми, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 ч. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 500000 (пятьсот тысяч) руб. 00 коп.
Реквизиты для уплаты штрафа: <...>.
Согласно ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Квитанцию об уплате штрафа представить в течение 60 дней с момента вступления постановления в законную силу в Корткеросский районный суд Республики Коми.
При неуплате административного штрафа в срок, на основании ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ сумма штрафа будет взыскана в принудительном порядке, а также может быть возбуждено новое административное производство по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, по которой административное взыскание предусмотрено в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Корткеросский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба может быть подана в тот же срок непосредственно в Верховный Суд Республики Коми.
Судья - Л.А. Кочанов
Копия верна - Л.А. Кочанов